Научная статья на тему 'Иллюзия времени'

Иллюзия времени Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
810
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮЗИЯ ВРЕМЕНИ / РИТМ ЖИЗНИ / ВОСПРИЯТИЕ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляпкина Алина Владимировна, Мифтахутдинова Алсу Мансуровна

Все события в жизни человека, все явления в природе происходят во времени. Наш распорядок дня, ритм жизни, природные процессы подчиняются определенному временному графику. Наблюдая смену времен года, сезонные изменения в природе, человек видит, как проходят месяцы, дни, смотря на часы, видит, как проходят часы, минуты. Человек говорит, что проходит время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иллюзия времени»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ИЛЛЮЗИЯ ВРЕМЕНИ

1 2 Ляпкина А.В. , Мифтахутдинова А.М.

1Ляпкина Алина Владимировна - кандидат экономических наук, доцент; 2Мифтахутдинова Алсу Мансуровна - кандидат философских наук, доцент, кафедра электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

Аннотация: все события в жизни человека, все явления в природе происходят во времени. Наш распорядок дня, ритм жизни, природные процессы подчиняются определенному временному графику. Наблюдая смену времен года, сезонные изменения в природе, человек видит, как проходят месяцы, дни, смотря на часы, видит, как проходят часы, минуты. Человек говорит, что проходит время.

Ключевые слова: иллюзия времени, ритм жизни, восприятие, объективная реальность, прошлое и будущее.

Само слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». По мнению ученых, время - это часть объективной реальности, в которой мы существуем. Время не зависит от нашего сознания и имеет свои особенности. Характерными особенностями времени как объективной реальности являются:

- необратимость времени;

- текучесть времени, т.е. время связано с движением;

- невидимость времени, т.е. отсутствие наглядных форм, образов.

Маклаков А.Г. отмечает, что мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но вернуть время, которое прошло, мы не можем. В этом и состоит необратимость времени. Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Нельзя прошлое сделать будущим и наоборот1.

Время связано с непрерывным движением. Секунды, минуты, часы, изменения в природе проходят независимо от нашего сознания, от нашей деятельности, наших желаний. У каждого временного периода есть отправная точка (начало события), из которой и исходит вектор времени. Эта точка есть настоящее, все, что было до нее - прошлое, все, что будет после нее - будущее.

«Протекание времени в одном направлении есть выражение вечного развития природы

2

по восходящей линии, от старого к новому» .

Поскольку время является частью объективной реальности, то наше восприятие времени есть отражение этой реальности, т.е. отражение последовательности и продолжительности, быстроты каких-либо событий, явлений.

Механизм восприятия времени изучен намного меньше, чем вопрос восприятия пространства. Как известно, время нематериально и у человека нет органа, предназначенного для восприятия именно времени. Несмотря на это, человек может довольно-таки точно определять продолжительность времени, устанавливать временную

3

последовательность и др. характеристики .

В восприятии времени есть две взаимосвязанные стороны:

1. непосредственное ощущение длительности, обусловленное висцеральной чувствительностью;

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб., 2008.

2 Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.

3 Немов Р. С. Общая психология: Краткий курс. СПб., 2010.

30

2. собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе и «тесно связанное с обобщающей функцией второй сигнальной системы».

По мнению ученых, человек воспринимает время с помощью внутренних «биологических» часов. «Биологические» часы - это «элементарные ритмические явления. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха».

В собственно восприятии времени можно выделить две составляющие:

1. временная длительность

2. временная последовательность

На нашу оценку временной длительности событий оказывает влияние и настроение, и насыщенность конкретного отрезка времени. Если событий было много, то человеку кажется, что время проходит быстрее. Если же у человека депрессивное настроение, то ему кажется, что время тянется очень медленно. Если человек испытывал сильное эмоциональное положительное переживание от событий, то ему кажется, что время просто «пролетает». Если же это были негативные переживание, то кажется, что время «растягивается».

Для того чтобы уметь ориентироваться во времени, уметь соотносить свою деятельность с определенным временным интервалом, человеку необходимо с самого детства формировать и развивать чувство времени.

Толковый словарь русского языка определяет чувство как способность человека ощущать, воспринимать внешнее воздействие.

Способность чувствовать временную длительность, оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств называют «чувством времени». В формировании этого чувства играет определенную роль накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Наряду с чувственным восприятием «чувство времени» включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом, «чувство времени» опирается на взаимодействие первой и второй сигнальной систем. Чувство времени не дано человеку изначально, и оно не возникает само по себе. Чувство времени развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности человека, усвоения способов оценки времени1.

В связи с этим необходимо формировать «чувство времени» с помощью специально созданных ситуаций, и делать это уже в детском саду. Для этого требуется знание факторов, на основе которых формируется чувство времени.

Такими факторами являются:

- Знание временных эталонов. Ребенок должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

- Переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов.

- Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Основными характеристиками времени выступают: оценки одновременности, длительности, последовательности, скорости протекания событий, их принадлежность к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности, осознание возрастных

этапов, а также о продолжительности жизни, о смерти и бессмертии. Основные особенности

2

психологического возраста заключаются в следующем :

1) это индивидуальная характеристика человека, измеряющаяся во внутренней системе счета;

1 Белоножко А.В. Факторы, влияющие на восприятие времени в пожилом возрасте // Вестник Одесского национального университета: научный журнал. Т. 19. Вып. 2. Одесса: Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова, 2014. 375 с.

2 Мелёхин А.И. Восприятие и познание времени в пожилом и старческом возрасте: Обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология, 2015. Т. 4. № 2. С. 11-19.

31

2) в различных сферах жизнедеятельности человека психологический возраст может быть различным;

3) психологический возраст - обратим. За счет увеличения психологического будущего и уменьшение психологического прошлого, человек способен молодеть по психологическому возрасту.

К основным компонентам восприятия времени относят:

1) временную последовательность, помогает установить наличие временного порядка событий;

2) временную продолжительность, способствует восприятию периодичности времени и длительности событий;

3) временную перспектива, мыслительная модель о собственном настоящем, прошлом и будущем.

Любой период всегда сопровождается этапами кризиса, а для категории людей, переходящих из стадии зрелости в стадию пожилого возраста пережить это бывает довольно непросто. Постепенно данный кризис переходит в ряд возникающих задач, соответствующих пожилому возрасту: выход на пенсию, снижение доходов, приспособление к ухудшению здоровья и физических возможностей, установление контактов со своей возрастной группой, обеспечение удовлетворительных жизненных условий, приспособление к смерти супруга(и). Все это оказывает непосредственное влияние на восприятие времени1.

Время - это самая сложная категория для восприятия. Восприятие времени у детей связано с развитием их мышления. Для ребенка в раннем детстве характерно наглядно -действенное мышление, т.е. ему нужно совершить какие-либо действия, чтобы установить взаимосвязи между предметами. Ребенок практически осваивает окружающую его действительность. Таким образом, он получает новое знание, приобретает опыт решения определенной задачи, который остается у него в памяти.

Итак, время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Для восприятия времени человеку требуется взаимодействие первой и второй сигнальных систем, а также знание временных единиц. Чтобы развить в человеке такие качества как собранность, организованность, надо целенаправленно, систематически и последовательно формировать у него умение ориентироваться во времени уже в детстве.

Список литературы

1. Белоножко А.В. Факторы, влияющие на восприятие времени в пожилом возрасте // Вестник Одесского национального университета: научный журнал. Т. 19. Вып. 2. Одесса: Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, 2014. 375 с.

2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб., 2008.

4. Мелёхин А.И. Восприятие и познание времени в пожилом и старческом возрасте: Обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология, 2015. Т. 4. № 2. С. 11-19.

5. НемовР.С. Общая психология: Краткий курс. СПб., 2010.

6. Полякова О.Б., Таранец А.Н. Восприятие времени как психологический феномен // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: Сб. ст. Международной научнопрактической конференции (10 октября 2017 г., г. Оренбург). Уфа: Омега Сайнс, 2017. 256 с. С. 167-170.

1 Полякова О.Б., Таранец А.Н. Восприятие времени как психологический феномен // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: Сб. ст. Международной научнопрактической конференции (10 октября 2017 г., г. Оренбург). Уфа: Омега Сайнс, 2017. 256 с. С. 167-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.