Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика
RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism
2018 Vol. 23 No. 4 483-488
http://journals.rudn.ru/literary-criticism
DOI 10.22363/2312-9220-2018-23-4-483-488 УДК 316.77
Иллюстрация стереотипного подхода США к информационной оценке России
Рецензия на фильм Ф. Захария «Самый могущественный человек в мире»
В статье проводится аналитическое рассмотрение основных тезисов фильма CNN «Самый могущественный человек в мире», а также дается его журналистская и частично — политологическая характеристика. Исходя из политических и медийных реалий, в которых был создан и продемонстрирован указанный фильм, выявляется его роль и предназначение в политическом и информационном противостоянии США и России в новейшей истории. На основании проведенного анализа авторами выявлен стереотипный подход к информационной, политической и психологической оценке реалий, относящихся как к России в целом, так и к ее высшему руководству в частности.
Ключевые слова: КГБ, власть, протесты, коррупция, дезинформация, кибер-атаки
13 марта 2017 г. американский канал CNN показал фильм, одно название которого с самого начала должно было привлечь максимально широкую аудиторию. Американский журналист Ф. Закария, автор фильма, назвал его «Самый могущественный человек в мире» (англ. "The most powerful man in the world". — Прим. авт.). Прежде чем приступать к анализу самой картины, полагаем, было бы уместно сказать несколько слов об ее авторе.
Фарид Закария является типичным представителем так называемых натурализованных американцев. Будучи родом из индийского Мумбаи и принадлежа к семье среднего достатка, он сумел не только получить блестящее образование в США, но и сделать успешную карьеру в этой стране. Начиная с 2000 г. он — редактор авторитетнейшего еженедельника Newsweek International, в котором отвечает за участок работы, посвященный международным отношениям. Кроме того, он является автором ряда книг, некоторые их которых переведены на иностранные языки, включая русский. К примеру, "The Post-American World", 2008 («Постамериканский мир»), "The Future of Freedom: Illiberal Democracyat Home and Abroad", 2003 («Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами») [2]. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что Ф. Закария, в целом, неплохо знаком с Россией и неоднократно посещал нашу страну. Наиболее известным примером является участие Ф. Закарии в качестве ведущего в
Ел.В. Мартыненко, Н.П. Пархитько
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2
работе Петербургского международного экономического форума, состоявшегося 19 июня 2016 г.
Таким образом, при анализе личности создателя фильма возникает оправданное ожидание того, что картина будет содержать как минимум качественную журналистскую аналитику, а возможно и некий контент, подкрепленный достоверной аргументацией и претендующий на сенсационность. В реальности же мы (равно как и американские потребители информации) получили «продукт», мягко говоря, не соответствующий ни нашим ожиданиям, ни уровню профессионализма его создателя.
Длится документальный фильм сорок три минуты. Уже по прошествии первых десяти минут фильма становится очевидным, что он не рассказывает ничего принципиально нового и отличного от того, что снималось про В.В. Путина раньше как американскими, так и европейскими СМИ. Кроме того, чем больше времени проходит с момента начала просмотра, тем крепче становится ощущение, что сам фильм все сильнее напоминает театрализованную постановку: слишком четко в нем распределены «роли». О них стоит сказать отдельно.
Представителями «антипутинской» стороны (или, пользуясь шахматной терминологией, «белыми») в «Самом могущественном человеке» традиционно стали журналисты-эмигранты Юлия Иоффе [1] и Мария Гессен [6], финансист Уильям Браудер и шахматист Гарри Каспаров. «Пропутинскую» сторону (соответственно, «черных») в фильме представил только пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который в картине почему-то обозначен «первым заместителем» президента.
Диалектически фильм можно разделить на четыре смысловых блока. В первом, вступительном блоке (примерно 10 минут от общей продолжительности фильма) автор пытается знакомить аудиторию с личностью российского президента. Второй смысловой блок фильма, по нашему мнению, посвящен ухудшению российско-американских отношений в целом и отношений между В.В. Путиным и Х. Клинтон в частности. Третий смысловой блок посвящен «богатству» президента России: утверждается, будто Путин владеет десятками самолетов, вертолетов, океанскими яхтами и дворцами, а также, по предположению бывшего главы инвестиционной компании Hermitage Capital У. Браудера, «вероятно, обладает состоянием в 200 млрд долл.» [3]. Наконец, отличительной частью фильма CNN, которую мы условно относим к четвертому смысловому блоку, является его трехминутное заключение, в котором автор картины Фарид Закария высказывает свое мнение о В.В. Путине. По его словам, сами по себе Соединенные Штаты или Китай гораздо сильнее России, но и Владимир Путин качественно отличается от глав современных сверхдержав [4]. По мнению Закарии, западные лидеры неоправданно пытаются противостоять Путину, вместо того чтобы понять его. Журналист добавляет, что это не так просто, как кажется, ведь чтобы понять Путина, нужно понять Россию. Путина, считает Закария, очень сильно недооценили в международных кругах, потому что за создающимся образом диктатора, пренебрегающего гражданскими правами, стоит гораздо большее. Резюмируя свое понимание того, какими качествами обладает российский президент, автор утверж-
дает: «Он не настолько глуп, чтобы нападать на Америку или Европу "в лоб". Он знает, как использовать власть асимметрично, применяя киберсилы и дезинформацию. Он понимает уязвимость свободных обществ, их внутреннее разделение, розни и зияющую открытость. Он понимает хрупкость таких институтов, как Европа и НАТО, таких идей, как интеграция и разнообразие» [3].
Итак, какое же впечатление оставляет нам фильм по завершении его просмотра? На наш взгляд, наиболее развернутый комментарий на этот счет сделал отечественный социолог Р.С. Могилевский, руководитель Агентства социальной информации (АСИ) в Санкт-Петербурге. Он отметил: «...фильм, судя по всему, сделан как будто не вполне серьезно, с некоторой дурашливостью. И не вполне понятно, что за этим скрывается: то ли автор действительно видит основания для таких своих суждений, то ли он занимается троллингом, причем посмеивается не столько над героем, сколько над самим собой. Закария использует ту же аргументацию, которую мы видели и в других статьях и фильмах на эту тему — от успехов в Сирии до "дворцов". Но в тех произведениях эта аргументация подавалась куда более серьезно. Западная публика, особенно продвинутый истеблишмент, привык к серьезным публикациям и к серьезным контекстам. Для этой части аудитории нынешний фильм не станет серьезным основанием для того, чтобы испугаться Владимира Путина или, наоборот, зауважать его.
Скорее всего, их отношение к нему вообще никак не изменится. Того, что было опубликовано, недостаточно для каких-то принципиально новых выводов и уж тем более для каких-то серьезных политических действий. <...> мы видим работу информационных машин, и наших и западных, направленную на демонстрацию свойств и качеств этого человека, его достоинств и недостатков. В некоторых из публикаций мы видим очень серьезный аналитический разбор его фигуры и его роли в исторических процессах, с четкой расстановкой акцентов. С этими выводами можно соглашаться или нет, но они подготовлены и представлены. А вот именно данный фильм CNN к этой категории серьезных работ не относится» [5].
Хотелось бы также выделить проходящий через весь фильм скрытый смысловой посыл, который несет в себе «заочная война», якобы ведущаяся между В.В. Путиным и Х. Клинтон. Это дает по завершении просмотра картины четкий ответ на вопрос: почему именно демократы проиграли последние президентские выборы в США? Таким образом, выходит, что фильм не столько о Путине, сколько о Х. Клинтон, которая проиграла выборы не потому, что ее политическая программа не соответствовала ожиданиям американских избирателей и не потому, что предлагаемый ею курс был прямым продолжением тупикового политического курса администрации Б. Обамы. А значит, «истинной» причиной ее поражения (как и всей демократической партии в ее лице) стало то самое пресловутое «вмешательство извне», которое организовал ее давний политический оппонент, являющийся «самым могущественным человеком в мире».
По мнению авторов статьи, подобная политологическая трактовка фильма позволяет сделать о нем не самые лестные с точки зрения журналистики выводы. Фильм изобилует псевдоаналитикой и откровенными пропагандистскими клише.
К примеру, частые в России шутки в адрес Трампа преподносятся как симпатии к нему. Из слов Путина на пресс-конференции о том, что он не удивлен победе Трампа, делается вывод, что российский лидер не просто знал, а якобы организовал эту победу. В целом, задача, которую ставил перед собой автор, с пропагандистской точки зрения может считаться выполненной. Уже само название фильма придает главному «объекту» его повествования ореол зловещести, а материал, подкрепленный «экспертной аргументацией» людей, перечисленных в начале нашего краткого обзора, — и вовсе не оставляет аудитории шансов на альтернативную точку зрения. Согласно опросу CNN, проведенному осенью 2017 г., 75 % американцев считают Россию самой главной угрозой для Соединенных Штатов. С 1985 г., то есть фактически с окончания холодной войны, таких высот негативное восприятие России в США еще не достигало. Будучи опытным журналистом, г-н Закария следует тренду текущей политической конъюнктуры. По этой же причине представленный им медиаконтент носит сугубо пропагандистский характер, но при этом крайне далекий от информационно-аналитического и даже журналистского.
© Мартыненко Ел.В., Пархитько Н.П., 2018
(£>) © .
I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Список литературы
[ 1 ] Conversation: финансируемый Россией канал способен продвигать свободу прессы в США? URL: https://russian.rt.com/inotv/2016-03-30/Conversation-Finansiruemij-Rossiej-kanal-sposoben (дата обращения: 20.09.2018).
[2] Fareed Zakaria. URL: https://fareedzakaria.com/ (дата обращения: 20.09.2018).
[3] CNN Film "The most powerful man in the world". URL: https://www.youtube.com/ watch?v=mG8GrQXq_T0 (дата обращения: 20.09.2018).
[4] Самый могущественный человек в мире: CNN выпустил документальный фильм о Путине. URL: https://tjournal.ru/41965-samii-mogushestvennii-chelovek-v-mire-cnn-vipustil-dokumentalnii-film-o-putine (дата обращения: 20.09.2018).
[5] Самый могущественный человек, CNN и троллинг. URL: http://blog.dp.ru/post/10141/ (дата обращения: 20.09.2018).
[6] Юлия Иоффе. URL: https://inosmi.ru/authors/julia_ioffe/ (дата обращения: 20.09.2018).
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 5 октября 2018 Дата принятия к печати: 15 октября 2018
Для цитирования:
Мартыненко Ел.В., Пархитько Н.П. Иллюстрация стереотипного подхода США к информационной оценке России (рецензия на фильм Ф. Захария «Самый могущественный человек в мире») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 483-488. DOI 10.22363/2312-9220-201823-4-483-488
Сведения об авторах:
Мартыненко Елена Викторовна, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории журналистики, заведующая кафедрой теории и истории журналистики Рос-
сийского университета дружбы народов, проректор РУДН по организации приема и довузовской деятельности. Контактная информация: таЛупепко_еу@1^п.ишуеге^у
Пархитько Николай Петрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Российского университета дружбы народов. Контактная информация: [email protected]
The illustration of the U.S. stereotypical approach to informational estimation of Russia
Review on Fareed Zakaria's movie "The most powerful man in the world"
El.V. Martynenko, N.P. Parkhitko
Peoples' Friendship University of Russia 10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2, Moscow, 117198, Russian Federation
The article focuses on the analytical research of the crucial thesis of the Fareed Zakaria's CNN film "The most powerful man in the world" and offers also a political characteristic. Proceeding from the political and media reality peculiar for the analyzed film, we reveal its role and predestination in the political and informational global opposition of the USA and Russia in the newest period of history. According to the implemented analysis, the authors have revealed a totally stereotypic approach to the informational, political and psychological estimation of Russia and its reality. The same problem is typical for the attitude towards the Russian elites.
Keywords: KGB, power, protests, corruption, misinformation, cyberattacks
References
[1] Conversation: Finansiruemyj Rossiej kanal sposoben prodvigat' svobodu pressy v SShA? [Conversation: Is the Russia-donated channel able to promote the freedom of press in the USA?]. URL: https://russian.rt.com/inotv/2016-03-30/Conversation-Finansiruemij-Rossiej-kanal-sposoben (accessed: 20.09.2018).
[2] Fareed Zakaria. URL: https://fareedzakaria.com/ (accessed: 20.09.2018).
[3] CNN Film "The most powerful man in the world". URL: https://www.youtube.com/ watch?v=mG8GrQXq_T0 (accessed: 20.09.2018).
[4] Samyj mogushhestvennyj chelovek v mire: CNN vypustil dokumental'nyj fil'm o Putine [The most powerful man in the world: CNN has released the documentary about Putin]. URL: https://tjournal. ru/41965-samii-mogushestvennii-chelovek-v-mire-cnn-vipustil-dokumentalnii-film-o-putine (accessed: 20.09.2018).
[5] Samyj mogushhestvennyj chelovek, CNN i trolling [ The most powerful man, CNN and trolling]. URL: http://blog.dp.ru/post/10141/ (accessed: 20.09.2018).
[6] Julija Ioffe [Julia Ioffe]. URL: https://inosmi.ru/authors/julia_ioffe/ (accessed: 20.09.2018).
Article history:
Received: 5 October 2018 Revised: 10 October 2018 Accepted: 15 October 2018
For citation:
Martynenko El.V., Parkhitko N.P. (2018). The illustration of the U.S. stereotypical approach to informational estimation of Russia (review on Fareed Zakaria's movie "The most powerful man in the world"). RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 23(4), 483—488. DOI 10.22363/2312-9220-2018-23-4-483-488
Bio Note:
Martynenko Elena Viktorovna, Doctor of Politics, Head of Theory and History of Journalism Department, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Vice-rector of RUDN-University, department of admission and pre-university activity. Contacts: [email protected]
Parkhitko Nickolay Petrovich, PhD in History, Associate Professor of Theory and History of Journalism Department, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). Contacts: [email protected]