Научная статья на тему 'Икт в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества'

Икт в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Флегонтов Александр Владимирович, Готская Ирина Борисовна, Балясникова Людмила Александровна, Хорошилов Александр Владиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Икт в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества»

дожника, создателя книжной миниатюры Б. В. Сухомлинова, который написал стихотворение «Спасибо!» на 99 языках мира.

Философия поликультурной Европы — все различны, все равны. Основной постулат этой философии — жить вместе в равном достоинстве. Культурное многообразие и многокультурность обозначают эмпирический факт существования разных культур и их

«_» и т-1 тт и

взаимодействия в рамках единой Европы. «Ни одна из моделей — ассимиляция и муль-тикультурализм — не применяются отдельно и в полном объеме ни в одном государстве. Их элементы сочетаются с элементами рождающейся межкультурной системы. Ее новый элемент — крайне важный для интеграции и социального сплочения — диалог на основе равного достоинтва и общих ценностей» [9].

Литература

1. Лысакова И. П., Железняекова Е. А., Пашукевич Ю. С. «Азбука вежливости»: Учебное пособие для детей, начинающих осваивать русский язык / Под ред проф. Лысаковой И. П. М., 2013; Русский язык как инструмент создания толерантной среды в поликультурной школе Санкт-Петербурга. СПб., 2012; Практическая стилистика русского языка для учащихся с неродным русским языком. М., 2007.

2. Стернин И. А., Шилихина К. М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж, 2001. С. 96.

3. Там. же. С. 73.

4. Стернин И. А. Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж, 2000. С. 19-20.

5. Пороговый уровень. Русский язык. Т. 1. Повседневное общение. Совет Европы, 1996. С. 2021.

6. Белая книга по межкультурнму диалогу. Страсбург, 2008.

7. Дьякова М. Ю. Компромисс как стратегия толерантной коммуникации: Тренинг делового общения для иностранных учащихся. СПб., 2006.

8. Аршинова О. А. Давайте говорить друг другу комплименты. СПб., 2008.

9. Белая книга по межкультурнму диалогу. С. 20.

А. В. Флегонтов, И. Б. Готская, Л. А. Балясникова, А. В. Хорошилов икт в образовании:

педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО)* — давний и надежный партнер Герценовского университета. Один из проектов, в котором университет принимает постоянное участие, — международные конференции ИИТО, проводящиеся каждые два года. Вторая конференция ИИТ0-2012 «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества» закончилась в Москве 14 ноября 2012 г. и была целиком посвящена использованию информативно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На это масштабное представи-

* Институты ЮНЕСКО являются частью операционной структуры ЮНЕСКО и способствуют достижению стратегических целей и приоритетов Организации. В настоящее время действуют 3 Института: Международный институт планирования образования ЮНЕСКО в Париже и Буэнос-Айресе, Институт ЮНЕСКО по обучению на протяжении всей жизни в Гамбурге, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в Москве.

тельное собрание прислали материалы более 200 участников из 40 стран всех пяти континентов нашей планеты.

Конференция по-настоящему стала площадкой для конструктивного диалога, направленного на выявление современных тенденций и инновационных подходов в области эффективного использования ИКТ в образовании, между представителями академического сообщества, IT-компаний, между политическими деятелями, частным сектором и экспертами в области педагогики и ИКТ.

Авторы этой статьи, как участники конференции, считают необходимым поделиться с читателями информацией, которую нельзя не учитывать сегодня, когда должна меняться сама модель обучения. Эта проблематика обсуждалась на конференции.

Академическая «революция» XXI века — так характеризовали процесс информатизации образования участники конференции. По прогнозам ЮНЕСКО, мировой спрос на высшее образование увеличится с 97 млн студентов в 2000 г. до 263 млн студентов в 2025 г. Вместе с растущим спросом на образование растет и диверсификация поставщиков и методов обучения, в частности дистанционных форм обучения. Появляется новый импульс для развития транснациональности высшего образования, и как следствие повышенное внимание к обеспечению качества образования. В пленарном выступлении Джона Даниэла и Стаменки Увалич-Трумбич (Академия DeTao Masters, Китай) отмечалось, что одним из проявлений такого развития стали появившиеся в последнее время бесплатные массовые открытые онлайн-курсы без присвоения степени, доступные неограниченному числу людей через Интернет. На примере Индии и Китая было продемонстрировано существенное увеличение открытых образовательных ресурсов благодаря применению в этих странах открытых лицензий типа СС. Однако было отмечено, что новые пути расширения доступа к знаниям и навыкам поднимают ряд проблем, связанных с аккредитацией, аттестацией и сертификацией.

В. П. Тихомиров, научный руководитель Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, на базе которого проходила конференция, отметил, что использование информационно-коммуникационных технологий начинает эффективно коррелироваться с новой мотивацией и вовлеченностью людей в использование всего технологического многообразия. Знания становятся открытыми и доступными большему числу людей.

В этой связи заметим, что на конференции в дискуссии вопросу о «новых знаниях» не было уделено должного внимания. Всеми участниками дискуссий была отмечена значимость образовательных ресурсов, особенно открытых. В тоже время актуальным являются следующие вопросы: разграничение «знания» и «информации», содержание образования, которое основано либо на новой информации (прочитали, например, в газете), либо новых знаниях.

В рамках выступления представителей московского Центра дистанционного образования «Эйдос» остался открытым и вопрос о жизненном цикле образовательных ресурсов.

В целом проблема обновления знаний и проблема обновления содержания образования остаются в настоящее время наиболее актуальными. Мир ускоряется, знания обновляются в течение почти 24-36 часов, но преподаватели не успевают обучать этим знаниям студентов. Получается, что знания, которые получает студент от преподавателя сегодня, отстают в среднем на 25 лет по отдельным специальностям, а по инженерно-техническим — почти на 50. Активное использование новых знаний, размещаемых в открытых электронных образовательных ресурсах, — принципиальный тренд второго цифрового разрыва (первый цифровой разрыв был связан с техническим и технологическим оснащением стран). Новое знание формирует информационную картину мира. Так как в ситуации высокой скорости обновления знаний и появления новых электронных об-

разовательных ресурсов, размещаемых самостоятельно авторами в сети Интернет, невозможно провести их экспертизу, то надо учить преподавателей и студентов критически анализировать и обрабатывать информацию из сети Интернет. Помощь в этом студенту может оказать тьютор.

Далее на конференции рассматривались вопросы повышения квалификации учителей в области ИКТ. Опытом работы в этом направлении поделилась с участниками конференции И. Б. Готская.

В частности, И. Б. Готская напомнила, что впервые в России в Федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего (полного) общего образования (ФГОС) сформулированы требования к обязательному использованию информационной образовательной среды (ИОС) в целостном образовательном процессе и к ИКТ-компетентностям педагогов как компоненту профессиональной педагогической компетентности. При этом реализация ФГОС предполагает организацию информационного педагогического (сетевого) взаимодействия между всеми субъектами (учителями, учащимися, администрацией образовательного учреждения, родителями и другими заинтересованными лицами) целостного образовательного процесса, а также между образовательными учреждениями и органами управления образованием, что определяет необходимость владения педагогами технологиями сетевого педагогического взаимодействия. В этой связи в 2011-2012 г. в РГПУ им. А. И. Герцена было организовано масштабное повышение квалификации региональных тьюторов начального и общего образования по программе «Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в образовательной деятельности». Повышение квалификации проводилось с использованием дистанционных образовательных технологий, что определило необходимость создания современного учебного методического обеспечения (УМО). Разработанное УМО включало программы подготовки, методические рекомендации, видеолекции и дополнительные материалы к ним, учебный дистанционный ресурс, методические рекомендации по подготовке портфолио, размещенные на сайте http://eor16.gersen.ru/.

Результаты повышения квалификации показали не только достоинства этой формы работы, но и выявили несколько проблем, затруднивших прохождение обучения: отсутствие у большинства тьюторов навыка работы в среде дистанционного обучения и самое главное — невысокий уровень организационных компетенций, что не обеспечивает своевременное выполнение требуемых заданий и прохождение аттестации. При этом увеличение сроков дистанционного повышения квалификации не способствует выполнению программы в заданные сроки. Поэтому методически целесообразно проводить предварительный обучающий тренинг по технологиям работы в конкретной среде дистанционного обучения либо на федеральном уровне выбрать для повышения квалификации одну или две системы дистанционного обучения, которые будут использоваться для проведения повышения квалификации работников образования. Далее, большинство тьюторов с успехом встраивают ЭОР в традиционную модель урока, однако применение современных образовательных технологий в комплексе с ЭОР вызывает очевидные затруднения. Решение этой проблемы видится в организации и проведении масштабного повышения квалификации именно по применению современных образовательных технологий на основе ЭОР. Мониторинг повышения квалификации также показал, что среди разработанных ЭОР, представленных в двух федеральных коллекциях, встречаются разработки недостаточно высокого качества, имеющие как содержательные ошибки и неточности, так и однообразный мультимедийный ряд, низкий уровень интерактивности. Выходом из этой ситуации может быть сертификация ЭОР, что позволит выделить высококачественные ЭОР и рекомендовать их образовательным учреждениям общего образования.

Значительное внимание участники конференции уделили вопросам гибкого обучения в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе, что является сегодня ключом к широкому доступу к знаниям. Однако вопрос о включение конкретных образовательных программ в конкретный контент вызывает много вопросов. Так, кафедра информационных систем и программного обеспечения Герценовского университета имеет 359 электронных образовательных курсов в сфере информационных технологий и систем, лицензионные курсы Интернет-университета информационных технологий (ИНТУИТ.РУ) сборки 26.09.2010 г. с охватом бакалаврского направления и «230400 — Информационные технологии и системы» и частично соответствующего магистерского направления, но существует вопрос: как вписаться в университетский контент?

В этой связи А. В. Флегонтов подробно остановился на проблеме применения открытых программных пакетов в образовательном процессе. Речь шла о применении открытых систем на примере самонастраивающейся, адаптивной, открытой интеллектуальной информационной системы с интегрированными функциями экспертной системы и подсистемами интеллектуального анализа данных (извлечения знаний).

Эта система имеет определенные функции:

— предоставление средств для решения задач из следующих областей: статистическая обработка данных (корреляционный и регрессионный анализ, дисперсионный и ковариационный анализ и т. п.), распознавание образов (классификация с обучением), кластеризация (классификация без обучения), идентификация (выявление различительных признаков исследуемых объектов), прогнозирование (определение тенденций развития процессов), извлечение знаний из данных (data mining) и текстов (text mining). Благодаря открытой архитектуре и API-системы, набор поддерживаемых классов задач может быть просто дополнен, в том числе за счет использования решающих модулей сторонних разработчиков.

Система поддерживает импорт данных из разных источников, в том числе из текстовых файлов в формате CSV, XML и HTML, из электронных таблиц в формате Excel и OpenDocument, из реляционных баз данных, а также из веб-приложений и служб.

Система содержит инструменты, обеспечивающие возможности для визуализации и графического представления исходных данных и результатов их обработки в различных формах, в частности в виде всевозможных графиков и диаграмм, а также для формирования разнообразных отчетов, которые могут быть опубликованы в рамках системы или экспортированы для последующего использования.

Система включает интерактивные учебники, справочники и модули тестирования по тематике интеллектуальной обработки данных, призванные обучить пользователей эффективному решению соответствующих задач с помощью системы, а также повысить их уровень знаний относительно моделей и методов обработки данных.

Известно, что задачи развития интеллектуальных технологий и методов искусственного интеллекта составляют доминирующую часть в современных проблемах инновационных информационных технологий. Внедрение в учебный процесс новейших достижений в этой области позволит сформировать у нового поколения исследователей научное, прагматическое мировоззрение и повысить эффективность оценки и анализа, классификации и прогнозирования на базе современного инструментария искусственного интеллекта и интернет-технологий.

Совершенно очевидно, что с появлением мобильного обучения стало возможным учиться или получать информацию всегда и везде, независимо от места нахождения, учебного расписания и пр. Таким образом, происходит сращивание традиционного обучения и мобильного обучения с помощью ИКТ. Не учитывать этот формат нельзя: и

педагогика, и методика должны перестраиваться с учетом этих факторов. Применение только электронных образовательных технологий ничего не изменит. Технология без педагогики не работает. Должна измениться сама модель обучения. Для нас как педагогов важно обратить внимание на системную перестройку всей методики обучения. ИКТ должны пронизывать все учебные дисциплины, иначе преподаватели и студенты будут жить в разных мирах. Все преподаватели должны научиться оценивать студенческие рефераты из Интернета как аналитическую работу или механическое скачивание. В этом отношении мы должны генерировать методику через развитие своего информационного пространства. Мы должны иметь свои информационные решения и свою информационную среду.

«Все технологии бесполезны, если ничего не меняется в той образовательной области, в которой вы занимаетесь», — подчеркнула в своем выступлении на закрытии конференции Д. Лориллард (Лондонская лаборатория знаний, Институт образования, Великобритания). Мы должны меняться сами в этой области. Какие же технологии помогут этим изменениям в ближайшее время? Ответ: реальный потенциал у каждой технологии свой. Например, облачные вычисления — прекрасная возможность использования ресурсов по сниженным ценам. Социальные сети позволяют нам постоянно оставаться на связи, общаться.

Но остается вопрос: как управлять этими технологиями? Это сложный вопрос, и важно учитывать, какую часть мира вы рассматриваете, это не может быть универсальная рекомендация, взгляд из ЮНЕСКО.

Отметим некоторые другие важные итоги конференции и те направления работы, которые, по мнению выступающих, нуждаются в новых исследованиях и проработках.

Участники конференции отметили возрастные и психологические изменения, связанные с использованием ИКТ. В частности, И. Калаш (Университет Комениуса, Словакия) обратил внимание участников конференции на то, что так называемое «вычислительное мышление» способно формироваться сегодня у детей от 3 лет, если использовать интерактивное программное обеспечение с определенными когнитивными задачами.

Меняются инфраструктурные аспекты ИКТ. Изменения в мире происходят настолько стремительно, что надо понять долю формального и неформального образования. В настоящее время ЮНЕСКО проводит такое исследование, заявила В. Мидоро (эксперт ИИТО ЮНЕСКО, Италия).

Как специальная рекомендация участников секции «ИКТ, педагогика и методология обучения» было записано предложение о повышении качества образования преподавателей: преподаватель должен обязательно иметь педагогическое образование. А. В. Хо-рошилов, национальный программный специалист ИИТО, информировал присутствующих о программе «ИКТ в профессиональном развитии учителей», разработанной по заданию ИИТО, модульная реализация которой начнется в ближайшее время на кафедрах ЮНЕСКО и университетах разных стран.

Говоря об электронном обучении, открытом и дистанционном образовании, участники конференции предложили отслеживать использование технологий в различных странах, применять опыт лучших педагогических методик для создания банка международных ресурсов, укреплять международное сотрудничество между школами в области обмена образовательными ресурсами и пр. Т. Варис, профессор кафедры ЮНЕСКО по глобальному электронному образованию (Университет г. Тампере, Финляндия), обратил внимание присутствующих на позитивный опыт развития региональных университетов, в котором он участвует как приглашенный профессор Univates, ЯБ, Бразилия.

И в заключении — еще один момент, на который обратил внимание Д. Кнежек, член Совета управляющих ИИТО, США: «Многие русские участники конференции делали доклады или презентации на английском языке. Это очень хорошо!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.