Научная статья на тему 'Подходы к разработке электрон-ных образовательных ресурсов для учащихся основной школы'

Подходы к разработке электрон-ных образовательных ресурсов для учащихся основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1039
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИКТ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / INFORMATION RESOURCES / CAT RESOURCES / ICT / REGULARITIES OF JUVENILE AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готская Ирина Борисовна, Котова Светлана Аркадьевна

В статье раскрывается роль и значение электронных образовательных ресурсов в современном образовании. Обосновывается подход учета возрастных закономерностей развития подростка при разработке электронных образовательных ресурсов и форм работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Готская Ирина Борисовна, Котова Светлана Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO DESIGNING COMPUTER-ASSISTED TEACHING [CAT] RESOURCES FOR PUPILS OF THE ELEMENTARY SCHOOL

The paper revealed the part the CAT resources have taken nowadays in education and their relevance. An approach has been substantiated taking into account age-related regularities of teenager’ development when designing CAT resources and learning techniques applied along with.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке электрон-ных образовательных ресурсов для учащихся основной школы»

УДК 37.02

Готская Ирина Борисовна,

Gotskaya Irina Borisovna,

доктор педагогических наук, профессор. Зав. кафедрой методики технологического образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Санкт-Петербург, akademus07@rambler.ru

Doctor of Education,, Professor, Head of the Chair of Teaching Techniques in Training Technology and Entrepreneurship, Russian State Pedagogical University after

A.I. Herzen akademus07@rambler.ru

Котова Светлана Аркадьевна,

Kotova Svetlana Arcadyevna,

кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена akademus07@rambler.ru

Candidate for Doctorate in Psychology, Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogics in Elementary School and Child Upbringing in Arts, Russian State Pedagogical

University after A.I. Herzen akademus07@rambler.ru

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

SOME APPROACHES TO DESIGNING COMPUTER-ASSISTED TEACHING [CAT] RESOURCES FOR PUPILS OF THE ELEMENTARY SCHOOL

В статье раскрывается роль и значение электронных The paper revealed the part the CAT resources have taken образовательных ресурсов в современном образова- nowadays in education and their relevance. An approach нии. Обосновывается подход учета возрастных зако- has been substantiated taking into account age-related номерностей развития подростка при разработке regularities of teenager’ development when designing CAT электронных образовательных ресурсов и форм ра- resources and learning techniques applied along with.

Ключевые слова: информационные ресурсы, элек- Key words: information resources, CAT resources, ICT, тронные образовательные ресурсы, ИКТ, закономер- regularities of juvenile age. ности подросткового возраста.

В современном российском обществе сложился запрос на новое качество образования. В национальном проекте «Наша новая школа» главным результатом школьного образования названо достижение его соответствия целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. К ним в первую очередь относятся разнообразные средства информационно-коммуникационных технологий.

XXI век характеризуется как век информационный, как эпоха техногенного информационного общества. Развивающаяся культура постиндустриального общества в значительной степени связана с появлением новых всеохватывающих информационных ресурсов, новых способов передачи и представления информации, новых технологий связи и общения (например, он-лайн общение), новых языков и т.п. В информационном обществе предъявляются повышенные интеллектуальные требования практически к каждому человеку, к представителю всех профессий, так как использование «высоких технологий» требует и новой, более сложной квалификации, требует нового уровня работы с информацией, а соответственно, и нового содержания подготовки подрастающего поколения. «Интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс его личностного и когнитивного развития», - считают Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова [7, с. 5]. Взаимодействие человека с ИКТ становится нормой жизни не только в мегаполисах и больших городах, где активней идут процессы социальноэкономической модернизации, в том числе развитие и внедрение инновационных технологий в сферу производства, но и в малых городах и сельской местности. Этот процесс достаточно агрессивно преобразует все сферы жизнедеятельности человека (образование, трудовую и досуговую).

В практике современного среднего образования информатизация получила нормативное закрепление в Федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего (полного) общего образования, в которых сформулированы требования к обязательному использованию информационной образовательной среды, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), информационных и коммуникационных технологий

боты с ними.

на уроках и во внеурочной деятельности [2]. Это предполагает не только широкое использование на разных уровнях ЭОР, но и организацию сетевого взаимодействия посредством ИКТ со всеми субъектами целостного образовательного процесса [2]. Образовательный процесс, организованный с использованием ЭОР, становится более мобильным, вариативным, наглядным и эмоциоцентрированным. Огромное значение эти ресурсы имеют для мотивации школьников к получению образования, для профилактики неуспеваемости и разрешения трудностей обучения.

Новый уровень информационной образовательной среды порождает меньшую информационную зависимость школьника от непосредственного социального окружения, от учителя, школы, давая ему возможность получать любую информацию дистанционно. Постоянно получая информацию по различным каналам средств коммуникации, во многом современный школьник становится информационно более восприимчивым, совершенствуется его сенсорная организация, накапливаются перцептивные умения, в различных образовательных компьютерных играх развиваются и появляются новые психомоторные навыки. При этом важно учитывать, что данные ЭОР относятся к категории высокотехнологичных и эффективное их применение требует учета психофизиологических и психологических особенностей развития школьников [5].

Принцип возрастного соответствия при разработке ЭОР реализуется через учет возрастных возможностей при отборе:

- содержания учебных текстов и выбора жанра подачи учебного материала;

- технологий представления материала и характера предлагаемых заданий;

- иллюстративного оформления учебного содержания.

Рассмотрим более подробно возрастные особенности учащихся, которые определяют ряд требований, расширяющих указанный принцип. Необходимость учета возрастных особенностей при разработке ЭОР определяется объективными закономерностями развития ребенка и присущими каждому возрастному этапу психофизиологическими различиями в восприятии информации, представленной в ЭОР и транслируемой через аудио-, видео- и кинестетический каналы. Очевидно, что одним из важнейших условий успешной реализации образовательного процесса является знание педагогом определенных закономерностей развития личности, которые лежат в основе каждого возрастного периода. Этот тезис особенно актуален для разработчиков электронных учебников и электронных приложений к школьным учебникам, в том числе их электронных интерактивных версий. При этом необходимо учитывать, что каждый возрастной период человеческого развития является уникальным и в каждом из них наиболее сензи-тивными для формирования являются различные процессы и явления.

Подростковый и юношеский возраст - период фундаментальных изменений, когда предметом освоения и осознания для человека становятся новые стороны действительности, происходит закладка мировоззренческих основ. Познавательная деятельность, мотивационноволевая, эмоционально-личностная сферы психики в этот период претерпевают значительные изменения, развивается особая субъективная реальность - самосознание (саморефлексия) [6, 8, 9, 10, 11]. Структурным центром преобразования выступает новая жизненная позиция подростка по отношению к людям и миру, которая и определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. «Важное направление в развитии взрослости связано с развитием содержательных интересов и становлением планов на будущее. Оно вырастает из стремления подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует возникновение самостоятельной учебнопознавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы», - пишет Т.В. Драгунова [4, с. 11-117]. Именно в подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов. Интеллектуальное развитие идет интенсивно, знания приобретают все более глубокий, устойчивый и вместе с тем обширный характер. Подростка увлекает процесс создания нового и вообще сам процесс познания.

Таким образом, собственно подростковый возраст создает предпосылки, выступает сензитивным периодом для расширения и углубления знаний, для их творческой самостоятельной переработки, для интенсивного поиска новой информации. Понимание этих новых возрастных потребностей требует учета и включения в образовательный процесс современных ИКТ, обеспечивающих более интенсивный процесс познания окружающего мира. Этим требованиям отвечают распространяющееся технологии электронного обучения, предусматривающие активное включение в образовательный процесс интернет-технологий, ЭОР, в том числе

мультимедиа образовательного контента. Понятно, что процесс обучения подростков будет эффективным только в том случае, если предлагаемая деятельность будет отвечать их потребностям и соответствовать ведущей деятельности. Только при этом обучение для учащихся будет мотивированным, а, следовательно, вероятность их продуктивного включения в данный процесс существенно повысится. Особенно эти требования должны учитываться при разработке практических и контрольных компонентов ЭОР, а также виртуальных образовательных миров.

Значительные изменения в подростковый период претерпевает познавательная сфера. Развитие восприятия подростка сопоставимо с уровнем развития взрослого человека (он уже способен качественно выполнить все тесты на восприятие). Поэтому все закономерности восприятия графической информации для взрослых могут использоваться при составлении заданий для учеников средней школы. Внимание учащихся становится более устойчивым и произвольным. Продолжает активно развиваться теоретическое, логическое мышление (стадия формальных операций), а также способность к анализу абстрактных идей и предметов. Если для младшего подростка имеют смысл только те понятия, которые можно представить в какой-либо конкретной, образной форме, то в дальнейшем формируется способность осмысливать абстракции. Мышление становится психическим процессом, определяющим развитие других психических (особенно познавательных) процессов. По мере взросления увеличивается кругозор, накапливаются и систематизируются знания из самых разных жизненных сфер.

К развитию мышления современным ФГОС предъявляются достаточно серьезные требования [13]. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов в основной школе требуют от ребенка нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление. Ученик должен уметь выделять главное и обобщать, разделять существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Особенно важно умение производить все эти действия с учебными понятиями. Необходимо, чтобы структура ЭОР, представленное учебное содержание, особенности подачи учебного материала создавали условия для целенаправленного развития таких качеств мышления, как гибкость, критичность, перспективность, доказательность. Поэтому содержание ЭОР целесообразно представлять: а) знаниями из нескольких предметных областей, б) различными научными точками зрения, что будет способствовать развитию критичности мышления.

Традиционно учебные программы предполагают освоение большого объема абстрактного словесного материала, который не всегда соответствует интересам учащегося. Главное, что помогает ему справляться с подобной нагрузкой, - это умение владеть рациональными приемами запоминания (не просто заучивать, а выделять главное, рисовать в уме яркие образы, понимать, осмысливать и структурировать запоминаемую информацию). Механическая память в этот период все более отходит на второй план, уступая место логическому, осмысленному запоминанию, обеспечивающему рост продуктивности памяти. Если раньше ученики для того, чтобы запомнить что-нибудь, прибегали к многократному повторению, то для подростков становится все более важным выявить смысл изучаемого материала, ключевые идеи и их взаимосвязи. Активно идет освоение мнемонических приемов. Это должно быть отражено в структуре организации предъявления учебного материала в ЭОР. Рекомендуем при построении учебного материала ЭОР строить изложение в форме ответов на вопросы, использовать дробление на небольшие абзацы, обязательно осуществлять формулировку выводов и обобщений, выделять их на цветном фоне - для повышения эффективности освоения и запоминания учениками наиболее важного учебного материала.

Развитие познавательных процессов и, особенно, интеллекта имеет количественные (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественные (сдвиги в структуре мыслительных процессов) особенности. У подростка активно развиваются рефлексивные умения. Предметом осмысливания становятся не только объекты внешнего мира, но и собственные психические состояния, в том числе и мыслительные процессы. Появляется возможность анализировать ситуации независимо от реальных обстоятельств. Мышление становится «опережающим», что дает возможность планировать свои действия, прогнозировать развитие событий. Формируется способность к формулированию гипотез (обоснованных предположений о возможных причинах и вероятных последствиях событий). Уместным представляется использование при создании ЭОР различных технологических методов и приемов представления и подачи информации. Особенные возможности в этом смысле предоставляет технология развития критического мышления.

Поскольку именно развитие мышления определяет успешность учебной деятельности, создавая возможность для широкого применения мнемических приемов, приемов переработки информации и широкого переноса изученных закономерностей на новое проблемное поле, для использования риторических и креативных приемов работы. Уровень сложности задач и проблем должен создавать для подростков «зону ближайшего развития». Поэтому практические и контрольные задания в ЭОР должны обязательно предполагать достаточную свободу для творческой самостоятельной деятельности учащихся, развития произвольности познавательных процессов и деятельности в целом, то есть относиться к уровню активного взаимодействия с электронной обучающей средой. Инструкции к заданиям должны быть сформулированы таким образом, чтобы ученик мог поэтапно самостоятельно выполнить задания.

Основные требования к развитию устной и письменной речи подростков - овладение использованием сложных конструкций, связное изложение своих идей, умение доказать свою мысль, богатый словарный запас и грамотность. Поэтому рекомендуется включение в практические и контрольные компоненты ЭОР широкого спектра заданий, требующих от учащихся средней школы использования приемов сравнения, обобщения. По возможности важно стремиться к включению в дидактические модели разработок уроков с ЭОР требования вербального выражения внутренних рассуждений, направленного на отработку четкого и правильного изложения всей логики построения умозаключения (в письменной и/или устной форме).

Реализация образовательных потребностей сопряжена с высокой степенью эмоциональной незрелости подростков, вызванной глубокой физиологической перестройкой организма в этот период. Вследствие повышения подкорковой активности ЦНС система произвольной регуляции поведения младших подростков ослабевает. К особенностям нервно-психического статуса и поведения подростка относятся повышенная нервозность, эмоциональность, утомляемость, снижение адаптационных возможностей ЦНС, отмечаются и определенные отклонения в поведении, колебания в активизации познавательной деятельности. Лишь учащиеся выпускных классов становятся способными сознательно управлять своими потребностями, формировать долгосрочные планы и перспективы.

При создании ЭОР необходимо учитывать повышенную утомляемость и нестабильность эмоционального состояния подростков. Вследствие этого важно в структуре ЭОР постоянно поддерживать чередование сложных фрагментов с фрагментами нестандартного, проблемного и занимательного содержания. Это не только профилактика утомляемости, но и ресурс для повышения мотивации при работе с ЭОР.

Одной из сфер жизнедеятельности, которая способствует удовлетворению основных потребностей подростка, является игровая деятельность. Это отмечали еще такие авторы, как Краковский А.П. [6], Рувинский Л.И. [12]. Умело организованное игровое действие способно удовлетворить потребности подростков, выведя их за рамки формализованных учебных заданий. Грамотно и уместно организованное включение игровой деятельности в учебный процесс способствует более глубокому усвоению учебного материала подростком. Поэтому спорадическое включение игровых заданий для подростков в ЭОР приветствуется, но они должны располагаться на периферии основного содержания ЭОР, скорее как вариативное дополнительное приложение.

Важно отметить, что в подростковом возрасте наблюдаются ярко выраженные и значительные индивидуальные вариации в развитии, при этом происходит закрепление индивидуального стиля деятельности. Это требует осуществления дифференцированного подхода к учащимся посредством учета при разработке ЭОР типически-своеобразных способов приема и переработки информации подростком. Специалистами нейролингвистического направления в психологии [3] выделены три основных типа доминирования определенной модальности «сенсорного опыта» человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Соответственно доминирующей модальности опыта разные люди принимают и перерабатывают информацию об окружающем, преимущественно опираясь либо на визуальный опыт (зрительно и с помощью мысленных образов), либо аудиальный опыт (посредством слуха и с помощью опоры на слуховые образы), либо кинестетический опыт (через осязание, обоняние и соответствующие им образы).

Для визуала типичная познавательная позиция - смотреть, представлять, наблюдать. Таким ученикам нужно предоставлять возможности больше читать, просматривать видеоролики, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, пытаясь запомнить нужную информацию. Следовательно, содержание ЭОР должно быть представлено с использованием этих

различных средств наглядности, очевидна ориентация на 1 -й уровень интерактивности - уровень реактивного взаимодействия [1].

Для аудиала типичная познавательная позиция - слушать, говорить, обсуждать. Для таких учеников важна возможность проговаривания, обсуждения. Следовательно, содержание ЭОР должно включать преимущественно аудио-фрагменты, очевидна ориентация на 2-й уровень интерактивности - уровень активного взаимодействия.

Для кинестетика типичная познавательная позиция - действовать, чувствовать, ощущать. Таким учащимся важно не просто учить материал, а каким-то образом практически работать с ним (самостоятельно составлять таблицы, схемы, записывать кратко главные мысли

- вести конспект, работать с картами, работать с пазл-технологией и т.д.). Следовательно, содержание ЭОР должно быть ориентировано в основном на 3-й уровень интерактивности - уровень обоюдного взаимодействия с обучающей средой, а также частично 2-й и 1-й уровни.

Вывод: ЭОР должны быть вариативны и предоставлять возможность выбора способа усвоения учебного материала учащимся с различными доминирующими модальностями сенсорного опыта. В предельном случае для каждого ЭОР должны быть разработаны вариативные компоненты, ориентированные на описанные выше типические особенности. В то же время понимание необходимости развития и недоминирующих модальностей актуализирует проблему создания ЭОР, включающих различные мультимедиа компоненты и обладающих различными уровнями интерактивности, а также разработку интерактивных форм группового взаимодействия в учебной работе с такими компонентами. Это обеспечит формирование умения работать в команде, использовать типологические возможности индивидуальностей при нахождении эффективного группового решения.

Ведущим видом деятельности учеников этого возраста является общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Важнейшими новообразованиями выступают формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни [4]. В основе повышенной интеллектуальной активности часто лежат мотивы получить высокую оценку со стороны взрослых и желание продемонстрировать окружающим свои способности. Доминируют следующие основные потребности возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении, самоутверждении, творчестве. Подростковый возраст - период интенсивного формирования морального сознания, нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. Поскольку в этот период интенсивно развиваются самосознание и самооценка, то характерным выступает повышенный интерес к себе, своим способностям и чувствам. Важной характеристикой психологического образа является формируемое в раннем подростковом возрасте чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Хотя переоцениваемая подростком готовность нередко приводит к конфликтам, последние имеют и положительный смысл, так как заставляют подростка более адекватно оценить свои возможности и свое место в социуме. Если образовательный процесс выстроен так, что не удовлетворяет его социальных потребностей, то возникают трудности в социальной адаптации и решение собственных проблем ученик часто находит вне школы. Поэтому ориентация на удовлетворение социальных потребностей подросткового возраста требует включения в ЭОР значительного числа заданий, предполагающих организацию парной и коллективной работы, групповых дискуссий, соревнований и конкурсов.

Развитие познавательных процессов в старшем возрасте достигает достаточно высокого уровня [10, 11]. Старшеклассники способны выполнять виды умственной работы наравне со взрослыми. Представляемая учебная информация может быть осмыслена самостоятельно, и учащиеся могут самостоятельно выбирать формы извлечения информации. Качественно изменяется мышление, достигая теоретического уровня. Начинают осмысливаться абстракции, приобретается способность к сопоставлению и классификации реальных и воображаемых предметов и явлений. Все чаще предметом осмысливания становятся собственные психические состояния, в том числе и познавательные процессы. Развивается способность к прогнозированию и моделированию, мышление становится «опережающим», связанным с постановкой долгосрочных целей.

Познавательная деятельность старшеклассника имеет интересную особенность. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то ученики 10-12-х классов стремятся разобраться в различных точках зрения и составить свое собственное мнение. Они всегда хотят «докопаться до истины», а также способны вести диалог и полилог - думать

над проблемой в условиях существования множества точек зрения. Дать старшекласснику «пищу для ума» - вот задача для учителя профильной школы. Ее решению способствует высокая степень проблемности предлагаемого учебного материала, обеспечивающая свободу выбора и необходимость определения собственной точки зрения по большинству рассматриваемых вопросов. В этом возрасте широко востребованной становится «гипертекстовость», обеспечивающая высокую долю самостоятельности при освоении содержания. Для облегчения восприятия предлагаемой разноуровневой информации рекомендуется использовать следующий графический прием: когда основной текст набирается одним кеглем, а фрагменты сопоставляемой информации - курсивным либо полужирным шрифтом.

Учитель в этом возрасте получает возможность целенаправленно развивать такие качества мышления, как аналитичность, доказательность, перспективность, критичность через задания на выдвижение и анализ гипотез, выделение существенных характеристик закономерности явлений/процессов, развивать способность к моделированию разнообразных процессов. В целом, заданиям должен быть присущ теоретико-познавательный стиль с целью раскрытия наиболее общих и наиболее универсальных отношений для научного объяснения и прогнозирования. Для этого более широко используется язык символов и абстрактных знаков. В речевом развитии важно предоставить ученикам возможность использования достаточно большого количества подчиненных предложений, отглагольных существительных для расширения возможностей описания установленных иерархических зависимостей и причинно-следственных связей, с целью формирования готовности к освоению “взрослой” научной литературы.

При создании ЭОР важно обеспечивать разнообразие учебного содержания за счет представления в нем: аналитико-логической, образной, практической, алгоритмической линии введения учебного материала, увеличения форм знаково-символической подачи материала.

Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника появляются интересы к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.

Потребность в самостоятельности, ярко выраженная в этот возрастной отрезок, вызывает развитие способности к тщательному планированию и самоконтролю. Предлагаемые старшеклассникам в рамках ЭОР задания должны быть преимущественно направлены на индивидуальное самостоятельное выполнение и обязательно должны включать компонент на осуществление самооценочной деятельности.

В этот период активно идет нравственное развитие, формирование иерархии ценностей. Учитывая это, в содержании курсов важно раскрывать определенную систему ценностей, позволяющую идентифицировать собственную систему взглядов школьника. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, мотив профессионального определения, а также мотив саморазвития. Исходя их этого, содержание ЭОР должно содержать способы решения проблем личностного и профессионального самоопределения, построения юношеством соответствующего запросам будущего развития общества перспективного мировоззрения.

На наш взгляд, данный методологический подход к разработке ЭОР является наиболее оправданным и эффективным. Он может быть использован при разработке электронных учебников, электронных приложений к традиционным учебникам и их электронных интерактивных версий, а также при создании дистанционных учебных курсов для общего образования. Подход может быть интересен разработчикам виртуальных образовательных сред и образовательных компьютерных игр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивной мультимедийной разработки. URL: http://didaktor.ru/tri-urovnya-interaktivnosti-multimedijnoj-razrabotki/ (дата обращения - 12.04.2014)

2. Готская И.Б., Балясникова Л.А. Повышение квалификации региональных тьюторов по применению электронных образовательных ресурсов в обучении: обобщение опыта, проблемы //Материалы международной конференции ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества. 11ТЕ - 2012 г. 13-14 ноября Москва_Россия. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2012. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214718.pdf (дата обращения - 12.04.2014)

3. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - СПб.: Тайм, 1992.

4. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка //Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М.,: Просвещение, 1973.

5. Котова С.А. Электронно-образовательные ресурсы и психофизиологические возможности младшего школь-

ного возраста // Герценовские чтения: начальное образование. Т. 4. Вып. 2. Реализация идей устойчивого развития в начальном образовании. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2013. - С. 90-98.

6. Краковский А.П. Трудный возраст. - М.: Просвещение, 2006.

7. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. - М.: Изд-во ЛКИ. Изд. 2-е, испр., 2011.

8. Психология подростка / Под. ред. Реана А.А. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2006.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012.

11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности //Пер. с нем. - М.: Мир, 1994.

12. РувинскийЛ.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. - М.: Знание, 1983.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL:: http://standart.edu.ru/ (дата обращения - 12.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.