Научная статья на тему 'ИКТ - основа инновационного развития в Молдове'

ИКТ - основа инновационного развития в Молдове Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МОЛДОВЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИТ-КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перчинская Н. П.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития отрасли ИКТ в Молдове. Показывается расстановка сил на рынке информационных технологий, анализируется зарубежный опыт и место Молдовы на мировом рынке данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКТ - основа инновационного развития в Молдове»

ИКТ — основа инновационного развития в Молдове

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития отрасли ИКТ в Молдове. Показывается расстановка сил на рынке информационных технологий, анализируется зарубежный опыт и место Молдовы на мировом рынке данной отрасли.

Ключевые слова: инновационное развитие Молдовы, информационно-коммуникационные технологии, ИТ-компании.

Н. П. Перчинская,

к. э. н., ведущий научный сотрудник Института экономики финансов и статистики Республики Молдовы (ИЭФС)

в-таН:па1рвгсЬ@уаЬоо.сот

В последние годы развитие информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в Молдове идет быстрыми темпами. И это происходит благодаря совместным усилиям компаний, входящих в Национальную ассоциацию частных компаний в области ИКТ (АТ1С)1. Именно она дает большой импульс появлению современных решений в области ИКТ. По данным 2010 г. Министерства информационного развития (Мининформразвития), сектор ИКТ занимает лидирующие позиции среди самых динамично развивающихся секторов национальной экономики. Доля данного сектора в ВВП Молдовы составляет 10% и сравнялась с долей сельского хозяйства. Для развития ИКТ республика имеет определенные преимущества: географическое расположение, соседство с ЕС, уровень знания языков специалистами ИКТ. Молдова в настоящее время на равных конкурирует со странами региона за часть мирового рынка ИТ-услуг. Функционирование отрасли ИКТ в Молдове соответствует основным тенденциям мирового развития.

Молдова — страна, которая стремится к модернизации и прогрессу, поэтому она должна стать страной информационных технологий, инноваций и неограниченного общения. Однако эти задачи можно реализовать, только объединив усилия государства, экспертов в данной отрасли и граждан, опираясь на их желание получать информацию и развиваться. О готовности республики к развитию информационнокоммуникационных технологий можно судить по

1 Национальная ассоциация частных компаний в области ИКТ (ATIC) была создана в декабре 2008 г. Она определяет платформу для достижения единых целей и предоставляет возможность диалога между игроками рынка, выступает за совместную интеграцию в отечественный и мировой рынок. Ее членами являются 33 передовые компании из различных отраслей рынка, включая hardware, software, телекоммуникации и др. Целями ассоциации являются: представление интересов молдавской ИКТ-индустрии на внутреннем и внешнем рынке, создание условий для существенного увеличения рынка информационных технологий, продвижение корпоративных интересов участников рынка, организация конструктивного диалога с государством, выработка разумных правил поведения на рынке.

Индексу сетевой готовности (Network Readiness Index, NRI)2. NRI считается одним из самых авторитетных показателей, который отражает конкурентоспособность ИКТ-сектора и уровень внедрения технологий в стране. Он измеряет готовность стран к эффективному использованию ИКТ в трех основных областях: общая среда (бизнес-климат, законодательное регулирование и инфраструктура) для развития ИКТ, готовность трех основных заинтересованных сторон (граждан, бизнеса и национальных правительств) к плодотворному использованию ИКТ и фактическое использование последних разработок в области ИКТ [9].

Республика Молдова заняла 97-е место в рейтинге развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в мире. Ситуация в 138 странах, на которых приходится 98,8% мирового ВВП, представлена в докладе «The Global Information Technology Report 2010-2011». В странах СНГ по уровню развития ИТ выше всего, на 67-м месте, Казахстан, за ним следуют Азербайджан — 70-е место и Россия — 77-е. Украина, потерявшая в 2010 г. сразу 20 позиций, опустилась еще на 10 строчек и в рейтинге идет 90-й, Армения — 109-я, Таджикистан — 112-й, Киргизия — 116-я. Лидирует в рейтинге Швеция, затем идет Сингапур, на третьем месте — Финляндия. В первую десятку вошли также Швейцария, США, Тайвань, Дания, Канада, Норвегия, Южная Корея. Государства расположены в соответствии с индексом сетевой готовности (The Networked Readiness Index). Летом 2010 г. Молдова была третьей страной в мире по скорости Интернета [10]. Такое лидерство в сфере информационных технологий для Молдовы является жизненной необходимостью для осуществления инновационного прорыва в экономике. Среди стран СНГ по основным показателям ИКТ Молдова занимает 4-е место, уступая только России,

2 Индекс сетевой готовности был выведен Европейским инсти-

тутом делового администрирования (INSEAD) и Всемирным экономическим форумом. Для определения Индекса учитываются макроэкономические показатели, нормативно-правовая база в сфере ИКТ, использование технологий на уровне бизнеса, административного аппарата, пользователей.

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

Украине и Республике Беларусь. Молдова считается дешевым поставщиком рабочей силы для США, Канады и в условиях кризиса. Среди ИТ-безработицы не наблюдается: они востребованы на отечественном рынке труда [1].

Данные Национального бюро статистики (НБС) показывают, что в сравнении с другими секторами, у работников ИКТ — самая высокая производительность труда. В среднем один сотрудник в 2007 г. произвел на 263 тысячи леев добавленной стоимости. В целом по экономике этот показатель в 2007 г. был равен 35,6 тыс. леев. Молдавские компании в области ИКТ обладают огромным потенциалом. В июне 2009 г. пять компаний (некоторые с иностранным капиталом), впервые представляли республику на международном престижном форуме Gartner Outsourcing & IT Services Summit: Allied Testing, Global Phoning Group, Pentalog, F-Line Technologies, NetInfo SRL.^ начало 2011 г. количество владельцев лицензий в данной сфере насчитывалось 1261, а число действующих компаний увеличилось до 1209. Согласно статистическим данным, представленным НАРЭКИТ (Национальным агентством развития электронных коммуникаций и информационных технологий) [7], общий объем продаж на рынке электронных коммуникаций увеличился в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 12,3% и составил 5,9 млрд леев [2].

Структура ИКТ-сектора Молдовы

За последние четыре года удельный вес валовой добавленной стоимости ИКТ сектора в структуре ВВП сохраняет высокие темпы роста: в 2002-2004 гг. составлял 6,5-7,5%; 2005 г. — 8,3%; 2007 г. — 9,5%; 2008 г. — 9,7; 2009 г. — 10%; 2010 г. — 10%3.

Средняя производительность труда в отрасли высоких технологий в Молдове в 30 раз выше, чем в сельском хозяйстве и в 10 раз, чем в целом по национальной экономике. За последние 10 лет отрасль выросла в 8 раз. Рост доли ИКТ также происходил быстрее, чем рост молдавской экономики в целом Высокие темпы роста сектора ИКТ в ближайшем будущем могут поставить Молдову в один ряд с Сингапуром, Ирландией и другими странами [2]. Анализ молдавских экспертов ключевых экономических показателей и уровня зрелости в области ИКТ-сектора в стране, показал прямую связь между благосостоянием населения, процветанием страны и развитием ИКТ. Сохранение темпов роста в будущем принесет непосредственные выгоды для страны. Однако сейчас, несмотря на такие высокие темпы роста ИКТ, резкого прорыва в этой отрасли в республике не наблюдается.

Cектор ИКТ Молдовы можно условно разделить на четыре составляющие:

1. Hardware (продажа компьютерной и сопутствующей техники, аксессуаров).

2. Software (изготовление компьютерных программ,

сервисов, приложений).

3. Телекоммуникации (услуги по предоставлению

мобильной и фиксированной связи, Интернет).

3 Данные IT-ассоциации Молдовы, основанные на информации Национального бюро статистики.

4. Производство (изготовление оборудования, электрон ных компонентов).

Из 10% ВВП Молдовы примерно 5,6% Молдовы приходится на долю телекоммуникаций, около 3,5% — на hardware, остальные два направления составляют менее 1%. Во многих развитых странах доля телекоммуникационных услуг в структуре ВВП занимает меньше 1%. Однако объемы использования этих услуг в расчете на каждого жителя страны значительно выше, чем в Молдове4. Высокая доля телекоммуникационных услуг в республике объясняется наличием двух факторов. Во-первых, недостаточной развитостью других секторов экономики на фоне сферы телекоммуникаций и низким ВВП на душу населения. Во-вторых, дороговизной услуг связи в стране.

По данным «Белой книги» ИКТ [11] — ассоциации Республики Молдовы — расходы на услуги связи (включая мобильные) в абсолютном выражении в Молдове невысокие. К примеру, в среднем одна минута переговоров, благодаря мобильной связи обходится в $0,07. Средний доход одного абонента составляет около $10-12 в месяц [1].

Если принять во внимание паритет покупательной способности (ППС) населения, из-за высокого уровня бедности в Молдове эти доходы незначительные. В пересчете на ППС, стоимость услуг мобильной связи в Молдове в 2 раза выше, чем средняя стоимость услуг в странах СНГ, включая и Россию [11].

Высокая доля ИКТ-сектора в структуре ВВП Молдовы еще не свидетельствует о зрелости и развитости данного сектора и прогрессивном развитии компаний в этой сфере (применении и внедрении современных технологий на уровне бизнеса, административного аппарата). На сегодняшний день отсутствует четкая политика развития данного сектора. Наблюдающийся перекос в структуре молдавской экономики означает, что значительная часть доходов уходит на связь. Условно, это является еще одним налогом, которым облагается вся молдавская экономика. Развитие телекоммуникаций должно происходить, поскольку это необходимая инфраструктура для развития всего сектора.

Чтобы стать приоритетной отраслью нашей экономики необходимо увеличить долю ИКТ в структуре ВВП до 20%. Для этого следует разработать равномерную структуру сектора и продолжать развивать выгодные для страны направления, ориентированные на экспорт: software, производство электронных компонентов, hardware и телекоммуникации. На фоне других отраслей экономики ИКТ-сектор в Молдове выгоден по нескольким причинам:

• для его развития на первоначальном этапе инвестиции минимальны;

• данный сектор не нуждается в субсидировании государством;

• международный рынок ИКТ прозрачен — открыт для всех ИТ — продукты не стеснены границами, не существует квотирования и преференций.

Для развития рынка ИКТ в республике необходимо наличие следующих условий:

4 Источник: подсчеты Ассоциации ИТ-компаний, основанные на данных Национального бюро статистики

• соответствующая инфраструктура. Приоритетом являются каналы связи — «окно» на международный рынок для ИКТ-компаний;

• низкая стоимость телекоммуникационных услуг, их качество и покрытие;

• решение тарифных проблем и качества, которое возможно осуществить путем принятия государством мер по демонополизации и контролю тарифной политики.

Это относится как к операторам мобильной и фиксированной связи, так и операторам, предоставляющим доступ к сети Интернет. Спрос на услуги передачи данных и доступа в Интернет постоянно в республике растет и предложение не успевает за спросом Спрос на услуги передачи данных и доступа в Интернет постоянно в республике растет и предложение не успевает за спросом. Для сравнения, по данным «Белой книги», доступ к сети Интернет имеет около 18% населения, а доступ к высокоскоростному широкополосному Интернет (broadband) — менее 2% [5]. Это в пять раз меньше средних показателей по Центральной и Восточной Европе. Медленные темпы развития услуг доступа к сети Интернет обусловлены отсутствием сильных альтернативных поставщиков услуг на данном рынке, способных составить эффективную конкуренцию историческому оператору АО Moldtelecom, в том числе инфраструктурную.

Сохранение высоких тарифов на Интернет-услуги и слабое их развитие объясняется слабым решением кадрового вопроса, несмотря на то, что количество задействованных в ИКТ-секторе рабочих динамично растет. В 2005 г. в этой сфере было задействовано 16,5 тыс. человек. В течение последующих трех лет (до 2008 г.) число сотрудников увеличивалось ежегодно на 24%. Однако данный процесс подготовки кадров в последнее время резко замедлился из-за консервативной и хаотичной системы образования и низкого уровня подготовки специалистов. Сейчас каждая компания пытается найти выход из ситуации самостоятельно: их директора преподают в университетах, переобучают сотрудников в своих центрах. Ряд компаний подготавливают целые группы студентов в Политехническом университете [4].

Для быстрого развития информационных технологий в республике необходимо осуществить кардинальное реформирование молдавской учебной системы. Будущим сотрудникам ИКТ-отрасли следует обеспечить: прохождение цикла обучения базовым знаниям при подготовке к своей специальности и переподготовке для нужд компании; прохождение сертификации в центрах обучения; максимальное совмещение знаний, получаемых в учебных заведениях с потребностями рынка. ИКТ-сектор в Молдове нуждается в специалистах разных областей, которые учебные заведения не готовят: переводчиках, международных экспертах в области ИТ и тенденций развития технологий, специалистах-сборщиках для рынка, В последние несколько лет в республике стали предприниматься серьезные шаги в данном направлении. Так открылись Microsoft IT Academy и четыре Local Cisco Networking Academy (в Техническом университете Молдовы, Государственном университете Молдовы,

Международном независимом университете Молдовы и Финансово-банковском колледже), которые станут начальной ступенькой для более профессионального определения специалистов.

Особая роль в развитии ИКТ-сектора отводится государству, его активному диалогу с местным бизнесом, поскольку основные проблемы, возникающие перед ИТ-компаниями, могут решаться только в эффективном диалоге с государственными и международными организациями, а также крупнейшими ИКТ-компаниями мирового масштаба. Государство в любой стране является крупнейшим заказчиком ИТ-решений, сервисов, продуктов. Существуют различные способы распределения заказов: отдавать иностранным компаниям, государственным предприятиям или частному сектору. Государство поддерживает развитие отрасли ИКТ, software-компании путем налогового послабления и передачей заказов государством частным компаниям. Так, в 2005 г. от подоходного налога и ставки социального фонда были освобождены сотрудники software-компаний. В софтверной индустрии 90-95% расходов уходят на оплату труда. Налоговые льготы действуют в течение пяти лет с момента подачи заявки.

Для развития сектора ИКТ в Молдове государству необходимо осуществлять партнерство с государственными структурами в области ИКТ и на отечественном рынке растить перспективные местные компании путем передачи им заказов, а затем помогать их продвижению на внешние рынки. В настоящее время стали предприниматься первые шаги по усилению связи государства с частными структурами. Так в начале 2011 г. Национальное Агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ) и Национальная ассоциация частных компаний (НАЧК) в области информационных технологий и коммуникаций заключили первое соглашение о сотрудничестве в области ИКТ. Стороны обсудили проект соглашения, основные направления деятельности, области и инструменты сотрудничества. НАРЭКИТ заинтересовано в укреплении партнерства с организациями патроната в области ИКТ, в частности по разработке и внедрении регулирующих актов, стимулирующих развитие рынка коммуникаций, продвижение лояльной конкуренции и привлечение инвестиций в сектор. Основная задача соглашения о сотрудничества с НАЧК заключается в стимулировании сотрудничества в области регулирования рынка электронных коммуникаций, продвижении справедливой конкуренции, предупреждение действий, предметом которых является или последствием которых может являться искажение или ограничение конкуренции на данных рынках. В соответствии с этим соглашением предусматривается осуществление обмена опытом между сторонами путем организации взаимных консультаций и экспертиз, проведение семинаров, конференций и форумов в области ИКТ [7, 8].

Ассоциация продвигает развитие сектора ИКТ путем партнерства с частными компаниями, аналогичными организациями, государственными и международными структурами. С ее помощью повышается конкурентоспособность сектора, развивая мощности ее членов, расширяя рынки, привлекая инвестиции

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

в страну и участвуя в процессе принятия решений и регулирования сектора. В настоящее время в НАЧК входят 33 компании, в составе которых работают более четверти числа работников данного сектора.

Исследования показали, что Молдова значительно отстает от европейских стран, внедривших электронные услуги: электронный документооборот, системы отчетности в электронном виде и т. д. Создавая эти сервисы и услуги в республике, можно сделать их прогрессивнее и затем предложить для внедрения в других странах. Однако сейчас заказы передаются либо иностранным компаниям, вне Молдовы, либо государственным (число их растет с каждым годом, через них перекачиваются внебюджетные средства). Государственные компании не могут конкурировать по зарплате и уровню выполняемых работ с частным сектором. В связи с этим государственные учреждения заведомо получают некачественный продукт.

Международное сотрудничество молдавских специалистов ИКТ-компаний

На рынке Молдовы функционируют десятки международных аутсорсинговых компаний, call-центры, ряд молдавских компаний, интегрируемые в международные системы разработки и дистрибуции программных продуктов. Примером являются: ноу-хау молдавской компании Ritlabs — почтовая программа The Bat, продукты компании Alfa XP для Европы, Азии, Африки. Молдавскими специалистами в области ИКТ в Албании внедрена система госзакупок, Е-декларирования, система регистрации предприятий, в Нигерии — автоматизация судебной деятельности автоматизацией судебной деятельности не только для гражданского суда, но и для пенитенциарных учреждений, органов правопорядка. Такая же система (дистанционно) внедрена в Ираке, в Иордании система автоматизации шариатского суда, для Замбии была разработана система регистрации предприятий, благодаря которой теперь можно зарегистрировать фирму можно за один час. Ранее на это уходило около 14 дней. Инвесторов для открытия call-центров в ИКТ-сектор привлекают такие факторы как: близость республики к границам, многоязычное население. Основными конкурентами Молдовы (за долю на рынке) являются Россия, Китай, Индия, Филиппины и даже Эфиопия, которая планирует стать одним из мировых центров аутсорсинга в области ИТ.

В последние шесть лет экспорт программного обеспечения из Республики Молдовы увеличился примерно в десять раз. А в секторе ИКТ в целом рост составляет 30-50% ежегодно, что свидетельствует о перспективах развития сектора. Молдова стала привлекательной для инвестиций в области ИТ (в том числе для открытия представительств иностранных компаний) благодаря введению налоговых послаблений в 2005 г. для софтверных компаний, а также в связи с тем, что в 2007 г. Румыния стала частью ЕС. Ряд компаний расширяется и постепенно переводит свои филиалы из Румынии в Молдову для сокращения операционных расходов в странах региона и для получения доступа к квалифицированной рабочей силе [1].

В работе с европейскими заказчиками у Молдовы два больших преимущества. Первым является общая зона времени: при работе с США разница во времени становится большим минусом. Вторым — условия налогообложения, действующие в Молдове (если учесть, что 70-80% всего бюджета проекта приходится на зарплату, что весьма привлекательно для зарубежных ИТ-компаний).

Самым крупным недостатком в работе на рынке Молдовы является политическая нестабильность, из-за которой часть заказов приходится переводить в румынскую компанию, принадлежащую «Endava» (она действует в Клуж-Напоке и в Яссах). «Endava» 15 лет работает на ИТ-рынке и семь лет в сфере аутсорсинга. С 2001 г. компания предоставляла услуги только западным организациям (в особенности компаниям из Великобритании). Endava внедрила по заказу Microsoft в 2001 г. приложение, благодаря которому впервые в мире появилась возможность онлайн-оплаты стоимости концерта через Интернет, разработала приложение, которое используется во всем мире мобильными компаниями для маршрутизации и мониторинга передачи MMS сообщений.

Среди разработок «Endava» можно выделить: системы управления для сети больниц в Великобритании; информационную систему, используемую правительством Великобритании для поддержки социально-уязвимых слоев населения; системы и информационные подсистемы для работы крупнейших банков и бирж в мире. Финансовый сектор обеспечивает 50% доходов группе компаний «Endava», 50% — телекоммуникации, средства массовой информации и т. д. Сейчас компания регулярно выполняет заказы из Великобритании, США, Швеции и других стран [3].

Наиболее востребованные направления аутсорсинга: рекрутинг, аудит, обучение персонала, развитие софтверных приложений, их последующая поддержка, а также поддержка hardware и сетей. Аутсорсинг реально дает заказчику снижение затрат, лучший контроль за ценообразованием, быстрый доступ к квалифицированному и опытному персоналу, быстрое реагирование на требования рынка и возможность мгновенно менять состав команды. Молдова, наряду с другими странами Центральной и Восточной Европы имеет в распоряжении не более десяти лет на то, чтобы конкурировать в качестве аутсорсингового региона наряду с Индией, Китаем или Россией, где главным преимуществом является низкая стоимость услуг.

В настоящее время компания «Endava» осуществляет серьезный проект по вводу программы Websense Web Security, которая включает в себя следующие составляющие:

• классификация в реальном времени;

• фактическое содержание сравнивается с прошлыми репутациями;

• сканирование в реальном времени;

• определение атак «нулевого дня».

На сегодняшний день основными проблемами развития ИКТ в Молдове являются следующие:

• острая нехватка квалифицированных И^кадров, склонность молодых специалистов к аутсорсингу и работе на иностранных клиентов;

• невостребованность у высшего руководства клиента автоматизации учета и управления, низкий уровень квалификации и мотивации персонала клиента;

• недостаточное количество у отечественных клиентов финансовых средств на программное и аппаратное обеспечение;

• отсутствие прозрачного выделения бюджетных средств на заказы услуг у государственных ИТ-компаний, которые не участвуют в открытых тендерах;

• отсутствие технического регламентирования при создании ИТ-систем для нужд государственных органов;

• наличие юридических и бюрократических барьеров для сотрудничества с деловыми партнерами за рубежом. Это, прежде всего, «недружелюбный» визовый режим, и неоправданно высокая стоимость виз бизнес-партнерам из стран, не входящих в ЕС, Канады, Швейцарии, Норвегии, Израиля, Японии, Румынии, а также сложная процедура получения разрешений и ограниченность во временных рамках для работы иностранных специалистов в республике;

• наличие на рынке компаний, ведущих «двойную» бухгалтерию и фри-лансеров, которые дистанционно обслуживают западных заказчиков. Данные компании и физические лица не выплачивают налоги, не отчисляют взносы в социальный фонд, не обеспечивают работникам медицинского страхования, не вкладывают средства в развитие персонала и ИКТ-сектора. Поэтому услуги их ниже и не всегда качественные. Они отталкивают иностранных заказчиков от ИТ-компаний, действующих на законных основаниях;

• низкое качество инновационное культуры: недобросовестная конкуренция, «политические» решения ИТ-вопросов.

Выводы

1. Информационно-коммуникационный сектор может привести к прорыву молдавской экономики, если станет ее приоритетным направлением. В этих целях ИКТ-сектору необходимы качественные каналы связи, квалифицированные специалисты

и, соответственно: образование, четкие правила игры и поддержка государства.

2. Для успешного конкурирования и достижения успеха необходима консолидация данного сектора (в сфере кооперации, разработке совместных продуктов и продвижения общих брендов).

3. Развитие и повышение конкурентоспособности сектора ИКТ в Молдове необходимо осуществлять при тесном сотрудничестве между частным сектором, правительством, университетами. Государству необходимо осуществлять партнерство с государственными структурами в области ИКТ, а также на отечественном рынке растить перспективные местные компании путем передачи им заказов и помощи в продвижении их на внешние рынки.

4. Для достижения доли ИКТ не менее 20% в структуре ВВП надо разработать равномерную структуру

сектора. Следует развивать наиболее выгодные для страны направления, ориентированные на экспорт: software, производство электронных компонентов, hardware и телекоммуникации, которые обеспечивают их рост.

5. В целях финансирования наиболее важных и прорывных ИТ-проектов необходимо осуществлять более тесные связи с такими международными организациями, как Всемирный банк, ООН и др.

6. Следует создать локальные Центры компетенции по их продуктам, которые бы содействовали профильному образованию в Молдове, сертификации специалистов по их продуктам и услугам. Для этого привлекать крупнейшие ИТ-компании мира.

7. Для успеха на внешних рынках местным ИТ-компаниям необходимо сместить акцент от преимуществ, связанных с оплатой труда местных программистов, в сторону технологической конкурентоспособности и новаторских ИТ-решений. Молдавские ИТ-компании, планирующие выйти на иностранные рынки и активно функционировать, должны инвестировать в качество, а также быстро ориентироваться и выявлять свободные ниши.

8. Молдове целесообразно провести «брендинг» с целью продвижения имиджа оффшорного производителя программного обеспечения (off schore outsourcing) и ликвидировать для развития этого направления следующие препятствия: высокая стоимость доступа к сетям связи; неадекватная система образования; административные сложности.

9. Используя все резервы ИКТ-сектора (в частности информационные технологии и связи) возможно, осуществить инновационный прорыв в молдавской экономике.

Список использованных источников

1. А. Гилан. Молдова может стать Силиконовой долиной Восточной Европы//BusinessClass, № 33, июнь 2009.

2. И. Фомин. В Молдове может случиться ^-взрыв^Экономи-ческое обозрение, № 10, 19 марта 2010.

3. В. Кунев. Молдавские IT-компании должны кооперироваться и выходить на международный рынок.

http://www.allmoldova.com/project/dry-ice/ 1914.html.

4. В. Кунев. Авторское право или право на развитие. http://www.kommersant.md/node/1641.

5. В. Кунев. Силиконовая долина. http://www.kommersant.md/Silikonovaya_Moldova470.

6. http://www.server.md/articles/517/http://www.server.md/ articles/517.

7. Национальное Агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий (НАРЭКИТ). http://www.anrceti.md.

8. Журнал «IT-Moldova». http://it-moldova.md/ro/tic-in-moldova/ a-industriei-de-software/394-anrecti-with-cunev.

9. http://it-moldova.md/ro/tic-in-moldova/421--100-it--.

10. http://it-moldova.md/ru/ict-in-moldova/i-net/211 -moldova-3.

11. http://atic.md/files/documents/ICT_ru.pdf.

ICT is the basis of innovative development in Moldova N. P. Perchinskaya, Ph.D, Senior Research Fellow Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.

In the paper there are discussed the problems and prospects of development of the ICT industry in Moldova. There are shown an alignment of forces in the information technology market, examines international experience and the place of Moldova in the world market in the industry.

Keywords: innovative development of Moldova, information and communication technology, IT-company.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИИ № 8 (154), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.