Научная статья на тему 'Барьеры на пути развития инновационного предпринимательства и их преодоление в республике Молдове'

Барьеры на пути развития инновационного предпринимательства и их преодоление в республике Молдове Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SWOT-АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БАРЬЕРЫ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ / ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БАРЬЕРОВ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перчинская Н. П.

В статье рассматриваются вопросы инновационного предпринимательства в Молдове. Дается SWOT-анализ состояния инновационного предпринимательства. Показываются основные барьеры, на пути развития инновационного предпринимательства. Предлагается решение комплекса задач по преодолению барьеров, мешающих успешному развитию инновационного предпринимательства на территории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Барьеры на пути развития инновационного предпринимательства и их преодоление в республике Молдове»

Барьеры на пути развития

инновационного предпринимательства и их преодоление в Республике Молдове

В статье рассматриваются вопросы инновационного предпринимательства в Молдове. Дается SWOT-анализ состояния инновационного предпринимательства. Показываются основные барьеры, на пути развития инновационного предпринимательства. Предлагается решение комплекса задач по преодолению барьеров, мешающих успешному развитию инновационного предпринимательства на территории страны.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, 8ШОТ-анализ инновационного предпринимательства, барьеры в инновационном предпринимательстве, пути преодоления барьеров в инновационном предпринимательстве.

В настоящее время инновационное предпринимательство в экономике Молдовы очень слабо развито: мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Это объясняется отсутствием основных факторов, от которых зависит развитие инновационного предпринимательства в республике: спроса со стороны потребителей на инновации; наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики; не функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

В экономике Молдовы мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Общее состояние экономики республики, материального производства отрицательно влияет на развитие инновационного предпринимательства. Молдова имеет большие ограничения по всем видам ресурсов, которые возможно снять только путем инноваций. Поэтому малый и средний бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

Инновационным бизнесом в республике считается такой бизнес, который для получения прибыли применяет новые подходы, сырье, идеи, продукты для удовлетворения потребностей, на которые только формируется спрос.

Инновационное предпринимательство как бизнес в Молдове включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи, оценку, идеи, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых

Н. П. Перчинская,

к. э. н., ведущий научный сотрудник Института экономики финансов и статистики Республики Молдовы (ИЭФС)

e-mаil:nаtperch@yаhoo.com

ресурсов, управление созданным нововведением. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность.

Инновационно активные предприятия, необходимо развивать в Молдове, поскольку данные структуры:

• имеют самый высокий уровень гибкости в условиях конкуренции новых товаров, где главным фактором являются темпы обновления выпускаемой продукции;

• ориентированы на поиск принципиально новых продуктов и процессов, связанных с высоким коммерческим и техническим риском. На их долю приходится основная часть времени и затрат по поиску, разработке и освоению научно-технических нововведений;

• быстро реагируют на потребности потребителей, которые часто изменяются;

• не связаны с многочисленными бюрократических процедурами и ограничениями, присущими крупным предприятиям;

• создают атмосферу интенсивной работы;

• имеют организационную обособленность от крупного текущего производства.

Анализ состояния инновационного предпринимательства в Молдове

В Республике Молдове за последние пять лет (2004-2009 гг.) были заложены основы системы государственный поддержки инновационного предпринимательства:

• создана определенная правовая база: Кодекс Республики Молдовы о науке и инновациях (2004 г.)

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

SWOT-анализ в области инновационного предпринимательства Молдовы

Сильные стороны: - положительная тенденция восстановления национального исследовательского потенциала; - упроченный научный потенциал государства; - развитая система высшего образования; - подготовка научных кадров с инновационным потенциалом за счет создания и функционирования научного кластера «UnivER SCIENCE»; - создание элементов инновационного менеджмента; - создание элементов инновационной инфраструктуры; - наличие успешной инновационной деятельности и сотрудничества между наукой и бизнес-средой Слабые стороны: - низкий уровень связи между научно-исследовательской и бизнес-средой; - недоверие инвесторов в изобретательском потенциале исследовательской среды; - низкий уровень управленческого профессионализма; - ограниченные возможности внешнего финансирования (отсутствие венчурных фондов); - отсутствие статистической информации по инновационной деятельности, серьезных выборочных обследований; - отсутствие методологии расчета показателей инновационной деятельности; - отсутствие инновационной культуры предпринимателей

Благоприятные возможности: - развитие инновационного бизнеса; - легкий доступ к научно-исследовательскому и инновационному потенциалам; - возможность развития инновационного бизнеса путем доступа к различным программам финансирования; - разработка нормативной основы инновационной деятельности; - доступ к европейским средствам финансирования Риски: - традиционные проблемы в развитии бизнеса: финансовые, административные и бюрократические барьеры; - проблемы, специфические инновационной среде: - высокий финансовый барьер: большинству инновационном компаниям недоступны ресурсы кредитования; - кадровый барьер: трудный подбор квалифицированных специалистов для инновационного бизнеса (более сложный вид деятельности); - психологический барьер: ученые не заинтересованы в открытии собственного бизнеса, а у учредителей нет необходимых амбиций для развития бизнеса

[2]; Закон о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах (2007 г.);

• создана специализированная инновационная инфраструктура содействия малому бизнесу. На данный момент в республике функционируют 3 научно-технологических парка и один инновационный инкубатор: научно-технологический парк «Academica» — универсальная специализация, 27 резидентов; научно-технологический парк «Inagro» — специализируется в интенсивном и экологическом сельском хозяйстве, 8 резидентов; научно-технологический парк «Мкгопапо1еЬ» — специализируется в микроэлектронике и нанотехнологиях — объявлен конкурс на отбор резидентов, инновационный инкубатор «1поуа1оги1» — универсальная специализация, 4 резидента[3];

• разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Ежегодно в бюджете республики предусматривается отдельной статьей сумма расходов на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства;

• осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного предпринимательства). Реализуется Государственная программа поддержки развития малых и средних предприятий на 2009-2011 гг. [1];

• созданы объективные предпосылки для перехода малого предпринимательства от периода старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития.

SWOT-анализ в области инновационного предпринимательства республики проведенный автором представлен в таблице.

Барьеры на пути развития инновационного предпринимательства в Молдове

Состояние инновационного предпринимательства в республике и выявление барьеров на пути его развития было проведено на примере одной из ведущих отраслей в инновационном предпринимательстве — информационных технологий (1Т).

Сектор ИКТ является одним из самых перспективных в Молдове и развивается быстрыми темпами. В нем отмечается самая высокая производительность труда, задействованы интеллектуальные ресурсы, работают молодые кадры.

На сегодняшний день продажи товаров и услуг в ИКТ-секторе республики занимают около 10% (9,39%) от общего объема ВВП, что составляет примерно 6 млрд леев [4].

Развитие сектора ИКТ способно стать одним из наиболее предпочтительных направлений структурной перестройки экономики республики.

На пути инновационного предпринимательства в Молдове стоят следующие барьеры:

1. Слабо развитая инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства.

2. Низкая доля высокотехнологического экспорта.

3. Невостребованность инноваций со стороны правительственных и ведомственных структур.

4. Недостаточные бюджетные расходы на научнотехническую сферу.

5. Отсутствие и недооценка венчурного и фондового механизмов.

6. Неустойчивое финансовое положение ряда предприятий.

7. Недостаточность инфраструктуры поддержки и сервисных организаций на местах.

8. Низкий уровень профессионализма людей. Отсутствие системы подготовки кадров для инновационной экономики и квалифицированного инновационного менеджмента.

9. Слабое стимулирование развития инновационной системы негосударственного стимулирования (отсутствие венчурного инвестирования).

10. Избыточные административные барьеры (давление со стороны органов власти, налоговых служб и криминальных структур), особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций. По оценке западных экспертов до 8% выручки тратится предпринимателями на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней.

11. Отсутствие комплексного законодательного обеспечения инновационной предпринимательской деятельности.

12. Отсутствие мотивации со стороны предпринимателей по использованию результатов бюджетных научных исследований в ИП.

13. Отсутствие статистических отчетов в инновационной сфере.

14. Низкое качество инновационной предпринимательской среды.

15. Менталитет и иждивенческие ожидания населения, недостаток предпринимательской инициативы. Негативное отношение к инновационному предпринимательству части населения республики, считающие, что его доходы связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса.

16. Слабый и ограниченный доступ к информационной инновационной среде.

17. Отсутствие инновационной культуры.

18. Отсутствие основы системы поддержки малого инновационного предпринимательства на муниципальном уровне. Ежегодно финансовую, информационную, образовательную поддержку за счет средств республиканского, муниципальных бюджетов получают только около 10% субъектов малого предпринимательства.

Разберем более подробно каждый барьер и определим наиболее реальные, по нашему мнению, методы

его преодоления.

1. Слабо развитая инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства.

Методы преодоления:

• создание инновационной инфраструктуры, работающей как единый механизм;

• создание региональной сети бизнес-инкубаторов во всех отраслях научных знаний, включая вузы;

• создание сети стратегических центров по развитию отраслей инноваций в Республике Молдове. Основными задачами центров является реализация инновационных проектов. Центр стратегического развития отраслей должен быть сосредоточен на развитии конкретной отрасли промышленности или развития кластера;

• создание инновационных клубов для предпринимателей, основной задачей которых является создание условий для существования ИП в инновационной сфере;

• создание базы данных инновационных идей, которые будут доступны для предпринимателей и других заинтересованных категорий;

• консультации по защите интеллектуальной собственности инновационных предпринимателей.

2. Низкая доля высокотехнологического экспорта. Методы преодоления: мониторинг технологий и

прогнозирование на макро- и микроуровне. Оценка

технологического производства в Молдове.

3. Невостребованность инноваций со стороны правительственных и ведомственных структур. Методы преодоления:

• повышение квалификации административного персонала путем проведения семинаров, тренингов и т. п.;

• преодоление психологических барьеров и повышение значимости нынешней ментальности в области инновационных проблем.

4. Недостаточные бюджетные расходы на научнотехническую сферу.

Методы преодоления: увеличение или сохранение тенденции государственного бюджетного финансирования (к 2012 г. — 1% от ВВП). Примечание: 2001-2004 гг. — 0,18-0,22%, 2005 г. — 0,37%, 2006 г. —

0,43%, 2007 г.— 0,65%, 2008 г.— 0,7%, 2009 г.— 0,5%, 2010 г.— 0,53%.

5. Отсутствие и недооценка венчурного и фондового механизмов.

Методы преодоления:

• разработка и реализация закона о венчурных фондах; разработка закона об инновационных фондах, поддерживающее развитие инновационного предпринимательства;

• создание республиканского венчурного фонда для целевой поддержки перспективных проектов инновационного характера.

6. Неустойчивое финансовое положение ряда предприятий, производящих инновационную продукцию:

• неспособность их адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг.

• высокие цены на энергоресурсы (электроэнергию, газ тепло) и коммунальные услуги;

• слабо развитая производственная кооперация крупных и малых предприятий;

• наличие проблемы нежилых помещений, высокой арендной платы.

Методы преодоления:

• приобретение опыта конкурентной борьбы, повышение квалификации собственных предпринимателей, привлечение к управлению высококлассных специалистов;

• упорядочение цен на энергоресурсы и коммунальные услуги в целом по стране.

7. Недостаточность инфраструктуры поддержки сервисных организаций на местах.

Метод преодоления: создание сервисных структур при крупных инновационных подразделениях.

8. Низкий уровень профессионализма людей, отвечающих за реализацию крупнейших молдавских инновационных программ и проектов (непрофессионализм в области инноваций), а также отсутствие системы подготовки кадров для инновационной экономики и квалифицированного инновационного менеджмента.

Методы преодоления:

• привлечение профессионалов на всех стадиях реализации инновационных проектов;

• создание единой системы подготовки и повышения квалификации для профессионалов в области технологических инноваций, включая дистанционное обучение;

• разработка республиканского сайта «инновационной предпринимательской деятельности» для установления новых контактов между предпринимателями, экспертами и решения их общих проблем в области инноваций;

• привлечение иностранных инвесторов за счет льгот, предусмотренных для производства инновационной продукции.

9. Слабое стимулирование развития инновационной системы негосударственного финансирования ин-

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

новационной деятельности, отсутствие венчурного инвестирования.

Методы преодоления:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• реальное внедрение налоговых льгот для налогоплательщиков, деятельность которых направлена на усовершенствование действующей техники и технологии или создание инновационной продукции;

• расширение возможности применения механизма налоговых каникул;

• расширение перечня высокотехнологичного импортного оборудования, ввозимого без взимания импортных пошлин;

• выделение финансовых средств на государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам под экспортные контракты;

• создание венчурных фондов и республиканского Инновационного фонда для предпринимательства.

10. Избыточные административные барьеры:

• для выхода молдавских инновационных компаний на зарубежные рынки. Давление со стороны органов власти, налоговых служб и криминальных структур;

• при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций.

Методы преодоления:

• борьба с коррупцией; разработка новой стратегии инновационного развития республики до 2020 г.;

• широкое использование технологии «одного окна»; введение административной ответственности за задержку принятия решений по внедрению инноваций.

11. Отсутствие комплексного законодательного обеспечения инновационной предпринимательской деятельности.

Методы преодоления: разработка комплекса необходимых законов, обеспечивающих реальное функционирование инновационного предпринимательства.

12. Отсутствие мотивации со стороны предпринимателей по использованию результатов бюджетных научных исследований в ИП.

Методы преодоления:

• реальное введение льгот для фирм, производящих инновационную продукцию;

• предоставление компенсации предпринимателям, начиная с первых трех лет работы бизнес-инкубатор, оплата в 60, 40 и 20% (т. е. в год);

• решение вопросов по рабочему пространству (офисы);

• ведение юридического, бухгалтерского учета в области маркетинга;

13. Отсутствие статистических отчетов в инновационной сфере.

Отсутствие статистического наблюдения за предпринимателями:

• статистических отчетов (статистическая информация о деятельности инновационно активных предприятий (их доли в общем количестве предприятий малого и среднего бизнеса);

• не определены статистические показатели, характеризующие выпускающую инновационную продукцию;

• отсутствие методики расчета эффекта, полученного от нововведений.

Методы преодоления:

• разработка и внедрение новых статистических форм для отражения инновационной деятельности предприятий и проведения выборочных наблюдений;

• выявление инновационно активных предприятий в РМ, определение доли производящейся в ней инновационной продукции (пилотный проект) [5].

14. Низкое качество инновационной предпринимательской среды. Предпринимателям недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний.

Методы преодоления:

• предоставление бесплатных консалтинговых услуг;

• обеспечение инновационным предпринимателям непрерывного информационного обмена через прессу, Интернет, через организации, владеющие необходимой информацией.

15. Менталитет и иждивенческие ожидания населения, недостаток предпринимательской инициативы:

• неготовность масс к самостоятельной инновационной предпринимательской деятельности как способу решения своих финансовых проблем;

• негативное отношение к инновационному предпринимательству части населения республики, которое считает, что его доходы связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса.

Методы преодоления: активная пропаганда инновационной политики РМ для поднятия имиджа и квалификации работников сектора ИП через средства массовой информации ( участие в тренингах, семинарах, выставках).

16. Слабый и ограниченный доступ к информационной инновационной среде (доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах).

Методы преодоления: формирование и развитие региональной системы информационной и консалтинговой поддержки ИП и его интегрирование в единую информационно-консультационную систему.

17. Отсутствие инновационной культуры в области инновационного предпринимательства, слабый имидж инноватора, недостаток навыка ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний.

Метод преодоления: формирование положительного образа инновационного предпринимателя на основе популяризации инновационных идей среди населения и повышения социальной ответственности бизнеса через механизм социальной отчетности и морального поощрения.

18. Отсутствие основы системы поддержки малого инновационного предпринимательства на муниципальном уровне.

Методы преодоления: предоставление финансовой, информационной, образовательной поддержки за счет средств республиканского, муниципальных

бюджетов за счет создания специальных фондов поддержки ИП.

Чтобы преодолеть все вышеперечисленные препятствия в области инновационного предпринимательства в Молдове необходимо осуществить следующие поэтапные действия:

1. Выявить инновационно активные предприятия в республике определить долю производящейся в ней инновационной продукции (пилотный проект или грант).

2. Осуществить анализ потребностей, проблем, основных причин, препятствующих инновационному развитию данных структур.

3. Разработать модели и механизмы, которые позволят стимулировать сотрудничество между компаниями и научными организациями.

4. Сформировать кластеры наиболее перспективных компаний, которые работают в ключевых технологических секторах, обладают высоким потенциалом для развития, экспортно ориентированы.

В ближайшем будущем для развития инновационного предпринимательства на территории Молдовы необходимо решение следующих задач [6]:

1. Формирование благоприятных институциональных, структурных, законодательных и иных условий, способствующих эффективному развитию ИП в Молдове. Расширение благоприятных условий для создания ИП Молдове в производственной сфере и сфере услуг, в том числе, путем широкого использования технологии «одного окна».

2. Формирование эффективного конкурентоспособного сектора ИП региональной экономики на основе инновационных изменений, стратегических взаимодействий с крупным бизнесом, согласованности действий с органами управления на региональном и муниципальном уровнях.

3. Обеспечение ускоренного экономического роста и устойчивости инновационного предпринимательства путем улучшение координации существующих программ развития и поддержки малых и средних предприятий, повышение роли ИП в структуре валового регионального продукта в условиях интенсификации регионального развития республики Молдова; повышение качества жизни населения в городах и районах.

Выводы

1. Инновационное предпринимательство — динамичная форма хозяйствования. Здесь интенсивно идут процессы реорганизации, изменения видов деятельности, создания новых и ликвидация в установленном порядке неэффективных предприятий.

2. Проведенный нами SWOT-анализ в области инновационного предпринимательства на примере одной из ведущих отраслей в инновационном предпринимательстве — 1Т — показал, что сейчас оно не определяет общий климат в бизнесе. На пути инновационного предпринимательства в Молдове имеется большое количество препятствий, которые возможно будет устранить уже в ближайшей перспективе.

3. Для улучшения ситуации в инновационном предпринимательстве в ближайшей перспективе следует провести ряд мероприятий:

• анализ реального положения инновационного предпринимательства (определение количества инновационно активных предприятий);

• увеличить количество малых предприятий в инновационной сфере, максимально стараясь приблизится к стандартам для построения инновационной экономики (60-80%);

• создать условия для снижения издержек малых предприятий по внедрению новых продуктов для повышения конкурентоспособности;

• обеспечить доступ малых инновационных предприятий к разнообразным источникам финансирования для снижения издержек по внедрению инновационной продукции. Осуществить отбор проектов, претендующих на субсидии;

• сформировать систему подготовки специалистов для инновационной сферы, которая в дальнейшем должна быть постепенно интегрирована в международную систему. А также создать государственный научно-методический центр развития многоуровневой системы подготовки специалистов в области инноваций;

• организовать мероприятия с участием инновационных компаний, потенциальных потребителей их продукции и инвесторов.

4. В долгосрочной перспективе развитие инновационного предпринимательства в Молдове должно сопровождаться переходом экономики к развитию наукоемких отраслей (услуг), а также созданием новых фирм и компаний, основанных на мировых передовых технологиях и знаниях.

Список использованных источников

1. Hotarire cu privire la Programul de stat de sustinere a dezvoltarii Itreprinderilor mici ?i mijlocii pentru anii 2009-2011, Nr. 123 din 10.02.2009, Monitorul Oficial Nr. 37-40.

2. Кодекс Республики Молдовы о науке и инновациях № 259-XV от 15.07. 2004 г., «Мониторул Офичиал РМ» № 125-129/663 от 30.07.2004 г.

3. N. Percinschi. Развитие новых инновационных структур в Молдове. Fourth Edition of International scientific Conference «Economic growth in conditions of internationalization», 3-4 sept., 2009, Ch.: IEFS, 2009.

4. ИКТ — катализатор молдавской экономики BusinessClass, № 44, май 2010. http://www.businessclass.md.

5. Н. П. Перчинская. Некоторые проблемы статистического отражения научно-технической и инновационной информации в странах ближнего зарубежья и Республики Молдовы. Chisinau, editura «^tiinta», revista «Economie ?i sociologie», № 3, 2008.

6. Н. П. Перчинская. Развитие научных и технологических инноваций в Республике Молдове//Материалы XXIII Киевского международного симпозиума по науковедению и научнотехническому прогнозированию, Киев, 16-17 июня 2010.

The barriers to the development of innovative entrepreneurship and their overcoming in the Republic of Moldova N. P. Perchinskaya, Ph.D, Senior Research Fellow Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.

In the paper there are reviewed the questions of innovative entrepreneurship in Moldova. It is given the SWOT-analysis of innovative entrepreneurship. There are shown the main barriers that exist in the development of innovative entrepreneurship. There are given solutions for complex problems in order to overcome barriers for the successful development of innovative entrepreneurship in the country.

Keywords: innovative entrepreneurship, SWOT-analysis of innovative entrepreneurship, barriers to innovation business, ways to overcome barriers of innovative entrepreneurship.

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.