Научная статья на тему 'ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ICT COMPETENCE / REFRESHER COURSES / DIGITAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Петрова Светлана Олеговна

В последнее время наблюдается повышение требований к ИКТ-грамотности у преподавателей курсов ПК (повышения квалификации). С развитием современных технологий и кризисными условиями отсутствия очного обучения вследствие пандемии методы обучения приобретают преимущественно дистанционный характер. В данной статье было раскрыто понятие цифровизации образовательного процесса. В рамках данной работы было проведено исследование: опрос, в котором приняли участие 69 учителей из 2 городов и 7 районов Республики Саха (Якутия). На основе анализа полученных результатов были разработаны модель инструментов дистанционного обучения на курсах ПК, анкета самооценки преподавателя курсов ПК по определению уровня ИКТ-компетентности и предложены рекомендации по развитию ИКТ-компетентности преподавателя курсов ПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Петрова Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT COMPETENCY OF TUTORS OF TRAINING COURSES FOR TEACHERS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION IN EDUCATIONAL PROCESS

Recently, there has been an increase in the ICT literacy requirements for refresher courses tutors. With the development of modern technologies and the crisis of the lack of face-to-face learning as a result of the pandemic, teaching methods have become predominantly distance-learning. In this article, the concept of digital education was introduced. A survey was conducted among 69 teachers from 2 cities and 7 districts of the Sakha Republic. Based on the analysis of the obtained results, a model of distance learning tools for refresher courses, a self-assessment questionnaire for the refresher course tutor in ICT competency and recommendations for the development of the ICT competence of a refresher course tutor were developed.

Текст научной работы на тему «ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 37.013.73

О. М. Чоросова, С. О. Петрова

ИКТ-компетентность преподавателей курсов повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации образовательного процесса

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В последнее время наблюдается повышение требований к ИКТ-грамотности у преподавателей курсов ПК (повышения квалификации). С развитием современных технологий и кризисными условиями отсутствия очного обучения вследствие пандемии методы обучения приобретают преимущественно дистанционный характер. В данной статье было раскрыто понятие цифровизации образовательного процесса. В рамках данной работы было проведено исследование: опрос, в котором приняли участие 69 учителей из 2 городов и 7 районов Республики Саха (Якутия). На основе анализа полученных результатов были разработаны модель инструментов дистанционного обучения на курсах ПК, анкета самооценки преподавателя курсов ПК по определению уровня ИКТ-компетентности и предложены рекомендации по развитию ИКТ-компетентности преподавателя курсов ПК.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность преподавателя, курсы повышения квалификации, цифровиза-ция образовательного процесса.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-29-14030 «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования».

O. M. Chorosova, S. O. Petrova

ICT competency of tutors of training courses for teachers in the context of digitalization in educational process

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. Recently, there has been an increase in the ICT literacy requirements for refresher courses tutors. With the development of modern technologies and the crisis of the lack of face-to-face learning as a result of the pandemic, teaching methods have become predominantly distance-learning. In this article, the concept of digital education was introduced. A survey was conducted among 69 teachers from 2 cities and 7 districts of the Sakha Republic. Based on the analysis of the obtained results, a model of distance learning tools for refresher courses, a self-assessment questionnaire for the refresher course tutor in ICT competency and recommendations for the development of the ICT competence of a refresher course tutor were developed.

Keywords: ICT competence, refresher courses, digital education.

ЧОРОСОВА Ольга Марковна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры андрагогики, Институт непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г Якутск, Россия.

E-mail: chorosovaom@mail.ru

CHOROSOVA Olga Markovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ПЕТРОВА Светлана Олеговна - аспирант 4 года обучения, кафедра андрагогики Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, учитель английского языка БСОШ имени С.П. Данилова.

E-mail: inpo@s-vfu.ru

PETROVA Svetlana Olegovna - 4th year postgraduate student, Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, English language teacher at Berdigestyakh secondary school.

This article was prepared with the support of the Russian Foundation for Basic Research, project 19-2914030 "Cognitive models and algorithms for the formation of a digital competence of a teacher in the context of digitalization of general education".

Введение

В настоящее время проходит активное обсуждение вопросов, касающихся терминологических аспектов в процессе цифровизации образовательного процесса. Цифровизация - это объективный процесс вытеснения всего аналогового из технологии, экономики, культуры, популяризация дистанционного обучения [1]. Концепция цифрового обучения имеет два вида: синхронизированное обучение (когда группа обучающихся и преподаватель проводят цифровую -конференцию в компьютерной среде) и асинхронизированное обучение (самообучение в компьютерной среде). Слушатели имеют доступ к материалам курсов и общаются со своими коллегами или преподавателями с помощью таких коммуникационных средств, как электронная почта и чаты. Для того чтобы система дистанционного обучения успешно применялась в цифровом обучении, рабочую программу курса следует планировать как с синхронизированным обучением, так и асинхронизированным. Цифровизация системы образования вносит изменения в квалификационные требования к преподавательскому составу, что способствует развитию их ИКТ-компетентности.

Материалы и методы

В октябре 2020 г. провели анкетирование среди 69 учителей из 2 городов и 7 районов Республики Саха (Якутия). По результатам его анализа нами были предложены рекомендации по развитию ИКТ-компетентности преподавателя курсов ПК.

Дистанционное обучение обретает все большую необходимость на протяжении более десяти лет, а с 2020 г. в критических условиях пандемии оно обрело вынужденный характер. Однако понятие дистанционного обучения фактически возникло задолго до появления Интернета; в действительности оно развивалось одновременно с системой образования.

Модели дистанционного обучения с помощью бумажных писем, прессы, телевидения и компакт-дисков дали практические и успешные результаты. Поскольку Интернет является глобальной сетью, неограниченной и открытой для общества, рабочие программы обучения, планируемого в Интернете, обладают потенциалом для улучшения качества дистанционного обучения. Потому правильнее будет не дистанционное, а цифровое обучение. Цифровое обучение - это современное дистанционное обучение, которое организуется при помощи Интернет-технологий и включает в себя образовательные мероприятия, которые не требуют очного присутствия преподавателя и учащихся.

В отличие от очного обучения цифровое предоставляет много преимуществ в андрагоги-ке. Во-первых, в процессе цифрового обучения на курсах ПК слушатели имеют возможность определения собственного режима интенсивности и срока обучения в зависимости от свободного от работы времени. Слушатели имеют право выходить на связь с преподавателем только в случае возникновения каких-либо проблем. Для этого вида обучения не требуется никаких расходов, как, например, затраты на проезд или проживание. Эффективно организованная система цифрового обучения позволяет слушателю определять свой режим учебы, содержание, цели, контролировать уровень текущих знаний и индивидуальных достижений. Цифровое обучение позволяет взрослому ученику планировать и вести свой индивидуальный учебный процесс, поэтому каждый слушатель берет на себя ответственность за качество своего собственного обучения.

Кроме того, чаты или форумы, создаваемые в рамках системы цифрового обучения, предоставляют для слушателей особую дискуссионную среду, в которой происходит обмен опытом. С помощью сотрудничества, которое является наилучшим способом эффективного обучения, цифровое обучение позволяет пользователю не одностороннее общение, как в очной группе, а так называемое дуплексное или комплексное взаимодействие [2].

Результаты и обсуждение

В октябре 2020 г. нами был проведен опрос в гугл-форме среди 69 учителей из 2 городов и 7 районов Республики Саха (Якутия). Опрос состоял из двух частей.

В первой части необходимо было ранжировать по степени важности в рамках цифрового обучения на курсах ПК следующие четыре инструмента: онлайн-экзамен, электронный материал, онлайн-консультации, аудио-материал.

Онлайн-экзамен (проголосовали 38% опрошенных). Действительно, он является наиболее удобным приложением, с помощью которого слушатели сдают все зачеты и экзамены в онлайн-режиме, также заключительные аттестационные экзамены. Также по мнению одного респондента очень удобны были бы демо-версии экзаменов, которые позволили бы слушателям заранее подготовиться и определить свой приблизительный уровень готовности.

Электронный материал (проголосовали 28% опрошенных). С помощью электронного материала создается эффективная и продуктивная учебная атмосфера. Слушатели могут изучать материал с помощью интерактивных мультимедийных программ и расширять свои знания путем изучения многочисленных практических примеров. Один респондент высказал свое мнение, что электронный материал должен быть анимированный и в условиях активной коллаборации слушателей курсов. Еще один респондент сообщил, что электронный материал должен быть в двух вариантах: со звуковым сопровождением и без него.

Онлайн-консультации (проголосовали 19% опрошенных). Индивидуальные консультации, проводимые преподавателями курсов, могут также функционировать в онлайн режиме. Несколько респондентов высказали свое пожелание насчет того, чтобы слушателям можно было задавать вопросы своим тьюторам по вопросам курса.

Аудио-материал(проголосовали 15% опрошенных). Можно разместить приложение для электронной звукозаписи, позволяющее слабовидящим слушателям прослушивать содержание учебного материала. Таким образом, слушатели курсов, испытывающие трудности с чтением на экране, могут получить доступ к материалам по курсу в своих личных кабинетах. Они могут прослушать содержание пособий курсов, загрузив звуковые файлы.

По результатам второй части опроса нами была разработана анкета самооценки преподавателя курсов ПК по определению уровня своей ИКТ-компетентности. Респонденты ранжировали следующие характеристики ИКТ-компетенций по степени важности: качество цифрового контента, оснащенность цифровыми ресурсами, скорость взаимодействия, цифровые навыки, адаптация к цифровому прогрессу, анализ применимости цифровых технологий, цифровая этика.

Цифровая этика (31%). 1. Какие этические правила подходят для цифрового обучения? Напишите не менее 10 правил. 2. Ваш уровень цифровой этики? 3. Если вы считаете, что у вас уровень цифровой этики низкий, способствуете ли вы его развитию и каким образом?

Анализ применимости цифровых технологий (20%). 1. Насколько эффективны цифровые инструменты, которыми вы пользуетесь в процессе преподавания? 2. Приведите не менее трёх доказательств эффективности цифровых инструментов, которыми вы пользуетесь в процессе преподавания.

Качество цифрового контента (19%). 1. Соответствует ли контент в условиях цифрового обучения потребностям слушателей? 2. Осваивают ли слушатели контент в полном объеме?

Оснащенность цифровыми ресурсами (8%). 1. Имеются ли в достаточном объеме финансовые ресурсы для цифрового обучения? 2. Если нет, то является ли возможной государственная поддержка для предоставления дополнительных финансовых ресурсов?

Скорость взаимодействия (8%). 1. Можете ли вы оперативно обеспечить настройку цифровых учебных материалов? 2. Развиваете ли вы постоянно свои навыки с целью повышения уровня оперативности по настройке цифровых учебных материалов?

Цифровые навыки (7%). 1. Обучаете ли вы слушателей навыкам цифрового обучения на каждом курсе? 2. Если нет, то были ли попытки с вашей стороны обучать слушателей цифровым навыкам? Сколько раз?

Адаптация к цифровому прогрессу (7%). 1. Рассматриваете ли вы или ваша организация вопрос о совершенствовании технологии цифрового обучения? 2. В ситуациях возникновения цифровых проблем вы обращаетесь к специалистам или сами разрешаете текущие сложности?

Дискуссия

В рамках планирования учебного процесса важным шагом является организация взаимодействия и коммуникации. Взаимодействие является важным фактором, особенно в условиях дистанционного обучения, когда слушатели и преподаватели находятся вдали друг от друга относительно времени и места. Взаимодействие в условиях обучения имеет три основных вида. Это взаимодействия «обучающийся-контент», «обучающийся-преподаватель» и «обучающийся-обучающийся». Еще одним видом взаимодействия является «обучающийся-интер-фейс» [3]. Данный вид взаимодействия подразумевает взаимодействие обучающегося с цифровой платформой, в то время как во взаимодействии «обучающийся-контент» необходима инструкция от педагога. В системе цифрового обучения взаимодействия «обучающийся-пре-подаватель» и «обучающийся-обучающийся» ограничены, потому взаимодействие «обучаю-щийся-контент» и «обучающийся-интерфейс» обретают решающее значение для достижения целей обучения.

Когда цифровое обучение используется в качестве дополнения к традиционному очному обучению, процесс передачи знаний становится более эффективным. Если инфраструктурные расходы на цифровое обучение высокие, качество образования значительно улучшается. Оборудование должно быть основательно спроектированным и корректно подобранным.

Правильный выбор системы (платформы) электронного обучения способствует экономии времени для преподавателей и слушателей, а также сокращению расходов на услуги связи (Интернет). Также к факторам, значительно улучшающим процесс цифрового обучения на курсах ПК, относится уровень финансовой поддержки со стороны государства, общий уровень цифровой грамотности в обществе. Именно вклад в цифровое образование значительно способствует развитию информационно-технологической инфраструктуры страны.

Создание глобальных виртуальных образовательных лабораторий по обмену опытом среди преподавателей-андрагогов даст возможность следить за развитием событий, особенно для учреждений, которые не имеют финансовых средств для приобретения специального оборудования и ПО. В условиях цифрового обучения слушатели могут продолжать поддерживать связь с преподавателем и коллегами из различных мест в любое время. Цифровое обучение устраняет ограничения по времени и месту, обеспечивая при этом условия для обучения при меньших затратах.

Достижение хороших результатов зависит от непрерывного развития самих преподавате-лей-андрагогов, и многие из них нуждаются в помощи в вопросах преподавания в цифровой среде. Поэтому преподаватели курсов ПК должны сами пройти серьезную переподготовку, потому что многие программы цифрового обучения требуют знаний актуальных технологических инструментов. Цифровое обучение требует не только знаний на уровне пользователя инструментами новых технологий, но и знаний по разработке собственных технологий.

Заключение

На основе вышесказанного становится понятным, что для преподавателей дистанционных курсов ПК обязательно повышение своей ИКТ-компетентности для того, чтобы эффективно преподавать в виртуальных кабинетах. Кроме того, они должны владеть навыками управления всеми прикладными программами и постоянно следить за тенденциями в области цифрового обучения в других странах.

Литература

1. Мошелла Д. Путеводитель по цифровому будущему: Отрасли, организации и профессии. Альпина Паблишер, 2020.

2. Боуэн У. Г. Высшее образование в цифровую эпоху. Издательский дом ВШЭ, 2018.

3. Аллен М. E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным. Альпина Паблишер, 2016.

References

1. Moshella D. Putevoditel' po cifrovomu budushhemu: Otrasli, organizacii i professii. Al'pina Pablisher, 2020.

2. Boujen U. G. Vysshee obrazovanie v cifrovuju jepohu. Izdatel'skij dom VShJe, 2018.

3. Allen M. E-Learning: Kak sdelat' jelektronnoe obuchenie ponjatnym, kachestvennym i dostupnym. Al'pina Pablisher, 2016.

^Vir^r

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.