в. Ю. Фалеева
иконография святого преподобноисповедника севастиана карагандинского
В статье дается описание некоторых икон одного из казахстанских святых - св. Севастиана Карагандинского. Автор рассматривает стиль, композицию, влияние портрета на формирование образа и определяет тенденцию развития иконографии святого.
Ключевые слова: Севастиан Карагандинский; архимандрит; преподобно-исповедник; иконография; канон; митра; мантия; посох.
V. Y. Faleyeva Iconography of St. Reverend Monk Sebastian of Karagandy
This paper contain a description some icons of one of the Kazakhstan saints -st. Sebastian of Karagandy. Author consider a style, a composition, an influence of portrait on a formation of image and defines a tendency of develop of iconography.
Key words: St. Sebastian of Karagandy; Archimandrite; saint reverend monk; iconography; canon; mitre (headdress); mantle; staff.
После распада СССР Казахстан за годы суверенитета стал преуспевающим государством, представляющим интерес как страна, обладающая идентичностью, самостоятельно определяющая ход своего развития. Теперь Русская Православная Церковь в Казахстане привлекает внимание как одна из важных субкультур стра-
ны, которая за годы своего развития в Азии приобрела отличительные черты и индивидуальность.
В конце ХХ в. возникает проблема создания новой иконографии образов новоканонизированных святых, как местночтимых, так и прославленных в 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви [5].
Богослов Сергий Булгаков отмечает, что «ограничивать задачу искусства простым копированием существующих подлинников... религиозно ложно, ибо этим извращается идея церковного предания. Возможное содержание иконы никогда не может считаться исчерпанным или не допускающим изменения или приращения... Принципиально возможны новые иконы нового содержания, и если духовные видения. засвидетельствованные в иконе, возможны были раньше, то они возможны и теперь, и впредь.» [3, с. 287-288]. Нельзя допускать шаблонного создания икон, иначе это исказит понимание образа, нарушит идею церковного предания. Учитывая возможность дополнять содержание иконы, сохраняя при этом иконописный канон, можно дать некую свободу духовному выражению мастера в создании иконографии новопрославленных святых.
Искусствовед Н. С. Кутейникова отмечает, что мы являемся свидетелями зарождения и развития иконографии новых образов, и фиксация этого процесса, несомненно, может быть продуктивна и для истории религиозного искусства, и для конкретной практики современных художников. Рассмотрение ряда икон позволит выявить некоторые проблемы, связанные с созданием образов [8, с. 80].
Святой схиархимандрит Севастиан Карагандинский (Фомин) был канонизирован 19 октября 1997 г. Синодальной комиссией при Московском патриархате в лике преподобноисповедника как местноч-тимый святой Алма-Атинской епархии [7]. В 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе был включен в число новомучеников и исповедников российских для общецерковного прославления [5].
Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру
во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мучительной смерти. Понимание исповедничества как подвига основано на словах Христа: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).
В дальнейшем наименование исповедника присваивалось ряду святых, переживших гонения за веру при императорах-арианах, иконоборцах и т.д.
ХХ век значительно расширил список святых исповедников Русской Православной Церкви, в число которых входит старец Се-вастиан Карагандинский. Иконографический образ преподобно-исповедника неразрывно связан со священным саном святого. За три дня до кончины святой Севастиан Карагандинский, будучи архимандритом, принял схиму, таким образом став схиархимандритом. Постриг совершал епископ Питирим (Нечаев) [6, с. 91-92].
На сегодняшний день, архимандритами в Русской Церкви являются настоятели лавр и крупных монастырей, главы духовных миссий, ректоры духовных учебных заведений, монашествующие на высоких церковно-административных должностях. Титул архимандрита дается как высшая награда монашествующему духовенству, соответствуя протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
Изначально титул архимандрита не подразумевал священства, однако в нынешней практике архимандритами являются только лица в священном сане. Облачение архимандрита подобно игуменскому, но отличается украшенным архимандритским наперсным крестом, а также частями архиерейского облачения - митрой, палицей, посохом, мантией со скрижалями.
Святой апостол Павел в одном из своих посланий дал христианам заповедь: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаше вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Севастиан Карагандинский еще при жизни пользовался большим почитанием со стороны монашествующих и прихожан. После его кончины память о старце и почитание только усилились, окрепли и дали повод для прославления в ли-
ке святых. Свое духовное становление старец Севастиан прошел в стенах Оптиной пустыни, поэтому его жизнь неразрывно связана с ее старцами, монахами, и почитается святой Севастиан не только в Казахстане, но и в России.
Несмотря на то, что в России сложилась иконография преподобных, многогранность образа Севастиана Карагандинского дает иконописцу достаточно свободы для создания его иконы. Существование не менее 20 икон старца предоставляет возможность выявить вектор развития и формирования образа. Содержательность образа можно рассмотреть, в первую очередь, в контексте жития святого, его личных черт, жизненных обстоятельств. Старец Севастиан был монахом, исповедником, архимандритом, схимником. Его не сломило 7-летнее заключение в Тамбовской области на повале леса и в Карагандинском лагере. Рассказы его духовных чад составляют многогранный духовный образ. Народ верил в силу его молитв, приходил к нему за утешением, по его благословению люди переезжали на новое место жительства (часто в Караганду). Он отличался усердным служением Церкви, за что был награжден Патриаршей грамотой, сохранял безупречное исполнение церковного Устава, учил любви и благочестию, помогал тайной молитвой, обладал духовной мудростью, великим терпением, вниманием к каждому, кто к нему обращался. Старец впитал в себя традиции и святоотеческий дух Оптиной пустыни. В 1964 г. ко дню своего Ангела Севастиан был награжден архиерейским посохом [6, с. 57-58].
Перед иконописцами стоит трудная задача - отразить в иконе качества, в которых прославился святой. Помощью в создании образа многим иконописцам послужили сохранившиеся прижизненные фотографии старца. Портретное сходство святого является неотъемлемой особенностью его икон. Часто встречаются поясные изображения святого старца, реже - ростовые.
Иконы, о которых мы знаем, позволяют заметить, что иконописцы пытались передать подвиг исповедничества, окормления паствы, усердное служение Церкви. Это находит выражение в благословляющем жесте святого, в изображении четок.
Поясные изображения старца близки по композиции и характеризуются нейтральным фоном, жестом и расположением рук, облачением. Разнообразие вносят разворот фигуры, атрибуты: посох, четки; особенность передачи настроения Севастиана: от строгого выражения до доброго и внимательного. Духовная мудрость, благочестие и любовь, которой учил старец, становятся главными, именно на это обратили внимание художники, когда изображали Севастиана Карагандинского в скромном монашеском облачении, указывая на сан архимандрита. Несмотря на то, что старец перед кончиной принял схиму, часто на иконах он изображен с епитрахилью. Важной деталью является посох. Его прообраз - пастушеский посох, придававший Моисею чудодейственную силу [11, с. 154] Традиционно он указывает на то, что святой был главой духовной миссии, и напоминает о том, как после освобождения из Карагандинского лагеря в 1937 г. он остался в Казахстане и явил себя в подвиге исповедничества. Посох имеет не столько символическое значение, сколько несет в себе историческое воспоминание об определяющем событии в жизни старца.
За последние годы появилось еще одно поясное изображение Севастиана Карагандинского в Иверско-Серафимовском женском монастыре Алматы, в Софийском храме. Икона принадлежит кисти игуменьи Афанасии (илл. 40).
На иконе игуменьи Афанасии образ написан на нейтральном позолоченном фоне, видим традиционный благословляющий жест, четки и посох в левой руке. Иконописец выделяет чин святого - схи-архимандрита через изображение схимы, сообщая образу строгость. Художница отходит от портретного сходства, но лик все равно хорошо узнаваем. Кажется, что он изображен анфас, но присутствует чувство движения, будто фигура разворачивается к смотрящему человеку. Резкие черты лика и складки на мантии говорят о строгости, которую преподобный Севастиан требовал от себя, и, одновременно, образ представлен проникновенным, добрым, наставляющим, каким он был для духовных чад.
Особого внимания заслуживают ростовые изображения святого Севастиана. 28 сентября 2002 г. павлодарские иконописцы Ва-
силий Тимошенко и Сергий Голубничий, работая в области церковной живописи с 2001 г. (иконописцы мастерской Павлодарского благочиния «ИЗОГРАФ»), представили архиепископу Астанай-скому и Алматинскому (ныне митрополит Тульский и Белевский) Алексию (Кутепову) для утверждения эскиз храмовой иконы Собора оптинских старцев «Оптинская нива Христова». Особенность иконы в том, что наряду с четырнадцатью оптинскими старцами, на иконе изображается св. Севастиан как исповедник ХХ века и преемник оптинского старчества. Архиепископ Алексий одобрил идею написания такой иконы.
К 4-й годовщине освящения Благовещенского собора Павлодара В. Тимошенко и С. Голубничим была написана храмовая икона Собора оптинских старцев с Севастианом Карагандинским (120x180 см). На иконе утверждены мощевики с частицами святых мощей 12-ти оптинских старцев и старца-исповедника преподобного Севастиана Карагандинского.
Центром композиции можно определить вид Оптиной пустыни на берегу быстрой реки Жиздры. По обе стороны от изображения монастыря и в нижней части иконы представлены фигуры святых оптинских старцев, в числе которых, в центре, находится Севастиан Карагандинский. Фигуре каждого старца свойственен благословляющий жест. Все они обращены к смотрящему на икону и словно являются продолжением колосьев, на которых стоят святые. Этим иконописцы передают идею возросшего Слова Божьего, брошенного на плодородную землю. Завершает композиционный круг образ Бога Сына с благословляющим жестом как покровителя святых старцев.
Севастиан Карагандинский на иконе хорошо узнаваем не только благодаря лику, но и цветовой гамме (мантия - гематит холодный, скрижали и епитрахиль - розовая охра под асист).
Интересна икона «Всех Святых в земле Казахстанской просиявших» с клеймами. Она была написана в 2006 г. в Москве в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете старшим преподавателем кафедры иконописи факультета церковных художеств Марией Глебовой и ее помощниками [1]. При создании иконы
художники использовали фотографии святых. Если таковых не было, образ писали как каноническое изображение святого, исходя из информации о возрасте, чине, звании; помнили и о том, что человек создан «по образу и подобию Божию» [9, с. 37].
Четко прослеживается российская школа современной иконописи в создании композиции иконы, яркий колорит собора выступает как художественное видение казахстанских степей и гор, залитых солнцем. Средник представляет собой композицию, схожую с образом «Всех святых в земле Российской просиявших»: центр занимает Кафедральный Свято-Вознесенский собор Алма-ты, престол и крест; предстоящие в молитвенном обращении к кресту казахстанские святые разбиты на пять рядов. Завершает композицию пейзаж в виде горок, указывающий на высоту духовного подвига и условно обозначающий место служения новомуче-ников. Гора - древнейший символ всего возвышенного - в данной иконе не меняет своего значения и помогает «возвысить душу выше всякой видимой твари» [4]. Здесь изображены митрополиты, священство, монахи и монахини, миряне.
Севастиан Карагандинский впервые написан с крестом в руке, расположен справа от креста, первым во втором ряду святых. Примечательно, что старца изобразили в митре, это напоминает его фотографию и портрет в голубом облачении. Клейма иконы отражают жития и кончину святых новомучеников. В их числе одна сцена, которая передает художественную трактовку подвига старца Севастиана и впервые изображает служение святого в виде житийной сцены. Немаловажную роль играет пейзаж, умело преобразованный и используемый в практике изображения окружающей среды в русских иконах - это дома, за ними церковь. Изображение церкви повествует об основанном старцем храме Рождества Пресвятой Богородицы в Большой Михайловке.
Созидание внутреннего мира человека в христианстве уподоблялось труду зодчего и называлось «домостроительством», подразумевалось духовное совершенствование и изображалось в иконописи в виде палат, зданий. Этот образ можно соотнести и с данным сюжетом. Старец Севастиан предстает как создатель обители, мона-
шеской общины, насадитель благочестия, наставник, окормляющий свою паству. Художники изображают Севастиана в образе сидящего схимонаха, принимающего паству и благословляющего подходящих мирян - «Окормление паствы преподобным Севастианом». Если обратить внимание на облачение и его цветовую гамму (хитон - желтая охра, мантия - гематит, черные схима, капюшон, четки), образ напоминает изображение преподобного Сергия Радонежского, почитаемого в России. Скорее всего, иконописцы восприняли образ по принципу аналогии и, возможно, неосознанно изобразили старца, во многом похожего на преподобного Сергия Радонежского. Это в некоторой степени оправдано, так как передать духовный образ святого в полной мере может, вероятно, лишь тот, кто хорошо представляет культурное своеобразие Казахстана, специфику развития православия в нехарактерных в целом для России условиях.
В 2008 г. по заказу Митрополита Алматинского и Астанай-ского (ныне Пермского и Соликамского) Мефодия (Немцов) ал-матинский иконописец диакон Андрей Плетень выполняет эскиз Иверской иконы Божией Матери с предстоящими казахстанскими святыми [2]. Идея создания такой иконы и непременное присутствие на ней образов казахстанских святых принадлежала секретарю епархии Русской Православной Церкви в Казахстане о. Андрею (Литовке), он же и утверждал эскиз.
Икона имеет два ковчега. В среднике представлена Ивер-ская Божия Матерь, а довольно широкие поля дают возможность изобразить не только фигуры святых, но и добавить пейзаж, что создает впечатление иконы в иконе. Среди предстоящих святых преподобномученики Серафим и Феогност Алматинские, святые Серафим Саровский и Севастиан Карагандинский (илл. 41), митрополит Николай Алма-Атинский и епископ Пимен Верненский. Венчает икону образ Святой Троицы в облаке, а в нижней части размещен Кафедральный Свято-Вознесенский собор Алматы с горным пейзажем. Фон для предстоящих святых переливается из одного цвета в другой, плавно переходя от светлой охры к голубому. Таким образом, нижняя часть иконы сочетается с пейзажем, храмом, горками, а верхняя представляет собой небо.
Образ Севастиана Карагандинского расположен в средней части иконы, справа от средника (Иверской Богородицы). Перед иконописцем стояла задача сформировать ростовой образ старца, пред-стояние в чине деисуса. Такого рода изображение ранее не встречалось. Оно носит собирательный характер, основанный на фотографиях старца и уже существующих на тот момент иконах. Как правило, это были поясные изображения. Фигура святого представлена в трехчетвертном обороте. Так как иконописец Андрей формировал изображение на основе уже существующих икон, здесь не только раскрывается образ по-своему, но и повторяются черты, имеющие место ранее. К таковым относятся изображение епитрахили, клобук, мантия. В данном случае мы не видим посоха, обычно присутствующего атрибута.
Образ старца Севастиана был создан как парный с преподобным Серафимом Саровским. Для того чтобы достичь определенной симметрии, иконописец изображает в руках обоих святых четки, делает близкими по цвету облачения (мантия - гематит, испод - охра) и передает тем самым их общность в духовном подвиге. Монашеский подвиг и постоянная возвышенная молитва перед Богом за своих чад, обращение к Богородице как к скорой заступнице и утешительнице - то, что передается благодаря художественному видению диакона Андрея. Гармония цветового строя, плавность линий позволили наполнить образ чувством смирения, великого терпения, как бы исходящих от преподобного Севастиана.
Определяя тенденции и пути развития образа Севастиана Карагандинского, можно отметить переход от реалистического изображения святого, больше похожего на портрет, к формированию каноничного образа. Существует различный характер композиции с пейзажем или без него, а подвиг святого характеризуется в рамках канона соответствующего чина, при этом учитываются личные черты и жизненные обстоятельства святого.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Из беседы с Верой Королевой, историком Казахстанской Митрополии. Архив автора.
2. Из беседы с диаконом Андреем Плетнем, иконописцем Кафедрального Свято-Вознесенского собора Алматы. Архив автора.
3. Булгаков С. Н. Икона, ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства. Вып. 1. М., 1993. С. 287-288.
4. Демина Н. А. Содержание, смысл и символика иконы «Святая Троица» Андрея Рублева// Сайт об Андрее Рублеве «Андрей Рублев». [URL]: http://andrey-rublev.ru/demina-troitsa-simbol.php (дата обращения 05.03.2012).
5. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века от 14.08.2000 // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 года. Официальный сайт отдела внешних церковных связей «Русская Православная Церковь» // [URL]: http://www.mospat.ru/archive/s2000r09. htm (дата обращения 05.03.2012).
6. Карагандинский старец преподобный Севастиан / Сост. В. Королёва. Изд. испр. и доп. М. : Кардинал, 2001. 416 с.
7. Королева В. В. Карагандинский старец преподобный Севастиан Карагандинский // Православный еженедельник Свято-Никольского собора г. Алматы «Никольский Благовест» // [URL]: http://www.nikolski.kz/ fomin/book01.htm (дата обращения 04.03.2012).
8. Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины ХХ века. СПб. : Знаки, 2005. 192 с.
9. Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие : Книга-альбом. М. : Лето, 2008. 568 с.
10. Священнослужители // Проект «Основы православия». [URL]: http://pravoslav.at.tut.by/hram/svyasch.html (дата обращения 05.03.2012).
11. Филатов В. В. Словарь изографа. М. : Лествица, 2000. 256 с.