УДК 7.046.246
ИКОНОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
В. В.Ренев
THE ICONOGRAPHY OF VENERABLE SERGIUS OF RADONEZH
V.V.Renev
Нижегородское православное женское духовное училище, [email protected]
В статье раскрывается сущность наиболее распространенных иконографических образов Сергия Радонежского в исторической перспективе.
Ключевые слова: Сергий Радонежский, преподобный, святой, икона, иконография, образ
The meaning of most well-known iconographic images of Venerable Sergius of Radonezh in a historical perspective is revealed in the article.
Keywords: Sergius of Radonezh, venerable, Saint, an icon, iconography, an image
В 2014 году Россия отмечает 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского — величайшего подвижника земли Русской. Основатель Троице-Сергиева и нескольких других монастырей, воспитавший целую плеяду учеников, которые также организовытали монашеские обители по всей Руси от Белого моря до Астрахани, преподобный Сергий стал одним из самык почитаемык русских святых. Но его жизнь и труды имеют огромное значение не только для истории монашества. Посвятив свой монастырь Троице , Сергий Радонежский призышал русских людей к единству, и тем самыш способствовал духовной консо -лидации народа в годы татаро -монгольского ига.
Скончался преподобный Сергий 25 сентября 1392 года, а спустя 30 лет, в 1422 году, его мощи были обретены Почитание святого началось сразу после кончины как местночтимого, а с середины XV века оно становится общерусским. Об этом свидетельствует такой факт, что «<вскоре после 1459 года быша расписана небольшая церковь Сергия Радонежского, выстроенная при дворе новгородских архиепископов, в знак глубокого почитания этого московского святого всей Русской Церковью». Значительная «часть храма была занята сценами из житийного цикла Сергия Радонежского , который является более ранним, чем со -хранившиеся на московской почве, родной для преподобного Сергия» [1]. Это свидетельство того, что дан-
ный святой особо почитался в Великом Новгороде.
Иконография святого Сергия основана на житиях, составленный иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым в 1417—1418 годах и афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года.
В данном докладе не ставится задача рассмотреть всю иконографию Сергия Радонежского, так как она многочисленна и разнообразна. Будут рассмотрены только наиболее распространенные образы и сделана некая попытка их систематизации.
В. Д.Фартусов в пособии для иконописцев «Руководство к писанию икон святык угодников Божиих» приводит следующее описание: «Старец 78 лет, из бо-ярскаго русскаго рода, средняго роста, худой, с седой жидковатой бородой средней величины и жидковатыми волосами на голове; лоб у него — открытый, брови — поднятый, нос — средний. Одежда на нем — подрясник, перепоясанный парамантом, присланным Константинопольским патриархом, мантия, схима на плечах и епитрахиль, как у пресвитера» [2].
В книге «Труд иконописца» монахини Иулиа-нии (Соколовой) приводятся прориси икон, разработанные ею. Среди них, под рисунком 32, представлен преподобный Сергий Радонежский. Он изображен в рост, облачен в полное монашеское облачение, полусогнутый в локтях руки разведены в разные стороны.
Пальцы правой руки сложены в жесте прямой речи, в левой — развернутый свиток, на котором может быть написан один из текстов, используемых на иконах преподобного Сергия. Например, может содержаться текст: «Ныне уготовайте сердца ваша не на пищу и питие, не на покой и беспечалие, но на терпение, дабы претерпети всякое искушение и всякий труд: уготовай-теся на пост, подвиги духовныя и на многия скорби»; или: «Видите, братие, и чудитеся, каково подавает Бог воздаяние терпению, не забудет бо убогих своих до конца, и не имать никогдаже презрети места сего свя-таго и живущих в нем рабов своих и служащих ему день и нощь» [3] и некоторые другие.
В новом сводном иконописном подлиннике, изданном в Московской духовной Академии под редакцией игумена Луки (Головкова), содержится следующее описание: «Преподобный Сергий согласно традиции изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке» [4].
Иконография святого очень разнообразна, его образы встречаются в иконописи и храмовых росписях. Преподобного Сергия изображают как в полный рост, так и в поясном варианте. Пальцы правой руки могут быть сложены в различных жестах, таких как благословение или повествование, внимание и некоторые другие. В левой руке может быть свиток, развернутый или свернутый. Много икон преподобного Сергия с клеймами или образы, написанные на сюжеты жития, например: «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». Также встречаются изображения преподобного с избранными святыми. Конечно, его образ включается в такие композиции, как «Собор всех святых в земле Российской просиявших», «Собор Радонежских святых» и другие сюжеты, посвященные русским святым.
Самый древний образ — это шитый надгробный покров, датируемый 1422 годом, когда состоялось обретение мощей. Согласно преданию, шитая пелена была подарена Троице-Сергиеву монастырю сыном Дмитрия Донского — великим московским князем Василием Дмитриевичем. По мнению директора центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Г.В.Попова: «Принято считать, что облик преподобного Сергия в первом покрове обусловлен стремлением воспроизвести его индивидуальные черты. Предполагается даже, что знаменщиком рисунка здесь мог быть сам Андрей Рублев» [5]. Создатели плащаницы могли помнить, как выглядел святой Сергий, или же руководствовались его прижизненным изображением. Дело в том, что «они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву» [6]. На данном образе представлен прямоличный образ святого в рост, в полном монашеском облачении, на плечи откинут куколь — капюшон, символизирующий шлем, хранящий монаха от земных соблазнов. Его правая рука прижата к груди, в области сердца, что символизирует сердечную молитву, которая была в центре всей его жизни. Такая молитва характерна была для исихастов, практиковавших осо-
бую, углубленную молитвенную аскезу. В левой руке свернутый свиток, характерная деталь для иконографии духовных учителей и наставников или основателей монастырей. Данный образ явился основополагающим для всех последующих изображений. Пелена хранится в Сергиево-Посадском государственном ис-торико-художественном музее-заповеднике.
Также следует привести икону начала XV века «Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием Радонежским» — это одно из первых изображений преподобного Сергия в русской иконописи. Пресвятая Богородица с Младенцем Христом восседает на престоле, как «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Трон символизирует царственное величие Богородицы. Она указывает на Сергия, который молитвенно предстоит перед троном и внимает божественным словам. Пропорционально фигура Сергия значительно меньше, чем Богородицы и Христа. Это иконописный прием, по которому более значимый персонаж изображается крупнее, чтобы подчеркнуть его главенство. В верхнем левом углу, в медальоне, изображен архангел Гавриил, который всегда сопутствует Деве Марии. На данной иконе представлен ежедневный молитвенный труд святого, призывающего милость Пресвятой Богородицы на Русь, на ее народ. Святой игумен земли Русской и ныне, как прежде, предстоит в молитве за Святую Русь. И благосклонно внимает его молитве Пресвятая Владычица. Таинство их общения длится вечно, и эта вечность запечатлена на данной иконе. Она была написана для местного ряда Троицкого собора Троицкого Махрищского монастыря. В настоящее время она находится в Государственном историческом музее города Москвы, в который поступила из музея Александровской слободы в 1941 году.
Одной из лучших среди житийных икон преподобного Сергия считается икона, написанная в мастерской Феодосия около 1510 года для местного ряда иконостаса Успенского собора в Дмитрове. При ее написании применена схема житийных икон второй половины XV века, разработанная Дионисием и его окружением. По всей вероятности, икона была написана «по заказу дмитровского князя Юрия Ивановича, тесно связанного с Троице-Сергиевым монастырем и особо почитавшего преподобного Сергия» [7]. Данная иконография разработана на основании жития, составленного Пахомием Сербом (Логофетом). В настоящее время икона находится в Москве, в собрании центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
В центре иконы, в ковчеге, помещен образ святого Сергия. Изображение поразительно, с одной стороны, простотой композиции, отсутствием лишних деталей, в то же время фигура святого величественна и монументальна. Преподобный Сергий изображен в рост, в полном монашеском облачении. Цвет одеяния ориентирован на древнейший шитый покров: красно-коричневая мантия, епитрахиль и куколь сине-зеленого, и ряса серого цвета. Руки святого разведены в разные стороны, при этом пальцы правой руки сложены в повествовательном жесте, в левой руке развернутый свиток, содержащий его поучение.
По краям средника помещены клейма, из которых расположенные сверху и снизу представлены без вертикальных разделений — таким образом, один житийный сюжет плавно перетекает в следующий. Всего на полях иконы расположено 17 клейм: 1) Рождество Варфоломея; 2) Научение грамоте; 3) Пострижение в монахи; 4) Изгнание бесов; 5) Поставление в диаконы; 6) Поставление в иереи; 7) Изведение источника; 8) Чудо воскрешения отрока; 9) Возвращение Сергием живого отрока отцу; 10) Видение Сергием божественного огня на литургии; 11) Явление Богоматери Сергию; 12) Приход послов от константинопольского патриарха Филофея; 13) Исцеление от слепоты греческого епископа; 14) Исцеление Захарии Бороздина; 15) Исцеление бесноватого вельможи; 16) Погребение Сергия; 17) Исцеление слепого у гроба Сергия.
Житийный цикл может насчитывать от 12 до 36 клейм. Из изображений в клеймах некоторые сюжеты со временем стали самостоятельными иконами.
Наверное, самая распространенная икона, написанная на житийный сюжет, — «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». Богородица изображена как небесная Игуменья, с посохом. За Ней изображаются апостолы Петр и Иоанн, беседующие между собой. Преподобный, согласно житию — упал ниц, Пречистая же прикасается или указывает на него. Таким образом, Сергий изображается коленопреклоненно, как на 11 клейме вышеупомянутой иконы, а Богородица жестом руки указывает на него. Событие, согласно житию, происходило в сенях, в то время как его ученик Михей оставался в келье, где они перед этим молились. На иконах видна фигура ученика преподобного, который закрывает от страха и трепета лицо.
В то же время на иконе, написанной в середине — третьей четверти XVI века в мастерской Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий изображен в полный рост, а рядом с ним стоит вовсе не присутствовавший при данном событии — его ученик и последователь Никон. Возможно, потому, что в данном явлении Богородица обещала Сергию не покидать обитель, а Никон возглавил монастырь после кончины Сергия. Таким образом, в композиции иконы прослеживается идея преемства и покровительства.
В XVII веке иконография претерпевает некоторые изменения. Преподобный Сергий изображен дважды: выходящим в сени навстречу Пресвятой Богородице и падающим перед Ней на колени. В иконографии это довольно распространенное явление, когда один и тот же святой изображается дважды или более.
На иконе, написанной ярославскими иконописцами в начале XVII века, перед нами предстает образ преподобного старца, которому характерны удлиненные пропорции фигуры. Пальцы правой руки сложены в благословляющем перстосложении, в левой — он держит развернутый свиток со словами: «Братия моя духовныя подвигнитеся, имейте страх Божий, в сердце своем чистоту». Над преподобным Сергием, сверху на полях, изображен образ Спаса Нерукотворного, что еще раз подчеркивает верное служение преподобного Христу.
Икона «Собор всех святых в земле Российской просиявших» была написана в 20—30 годы XX века
монахиней Иулианией (Соколовой), много потрудившейся в восстановлении Троице-Сергиевой Лавры. На ней преподобный Сергий изображен в группе радонежских святых — своих учеников, сподвижников и последователей: Никона, Михея, Стефана Махрищского, архимандрита Дионисия. Они расположены в середине композиции, в географическом центре рядом с Московским Успенским собором, на фоне Троице-Сергиева монастыря. В левой руке преподобного Сергия — свернутый свиток, правая рука раскрыта ладонью вверх, что означает его открытость для приятия божественной благодати и готовность служения людям. Окружающие его святые словно прислушиваются к нему, научаясь в постижении высшей истины. Сергий среди других святых, но память о нем не только жива, но и возносит его над всеми святыми.
1. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2007. С. 515-516.
2. Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. Пособие для иконописцев. М., 2002. С. 25-26.
3. Филатов В.В., Камчатнова Ю.Б. Наименования и надписи на иконных изображениях. М.: Про-пресс, 2006. С. 253.
4. Лука (Головков), игумен. Новый сводный иконописный подлинник [Электр. ресурс]. / Иконописная школа при МДА. М., 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Попов Г.В. Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве // Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве. Каталог выставки. М.: Красная площадь, 2013. С. 12.
6. Гусакова В.О. Иконография святого преподобного Сергия Радонежского в контексте духовно-нравственной культуры России [Электронный ресурс]. URL: http://700serg.spb.ru/ikonografiya-svyatogo-prepodobnogo-sergiya-radonejskogo-v-kontekste-duhovno-nravstvennoy-kultury-rossii/ (дата обращения: 07.09.2014).
7. Чугреева Н.Н. Преподобный Сергий Радонежский, с житием // Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве. Каталог выставки. М.: Красная площадь, 2013. С. 48.
References
1. Sarab'yanov V.D., Smirnova E.S. Istoriya drevnerusskoy zhi-vopisi [History of ancient painting]. Mosocw, 2007, pp. 515-516.
2. Fartusov V.D. Rukovodstvo k pisaniyu ikon svyatykh ugod-nikov Bozhiikh [Guide to writing icons of Saints]. The icon-painters' guide. Moscow, 2002, pp. 25-26.
3. Filatov V.V., Kamchatnova Yu.B. Naimenovaniya i nadpisi na ikonnykh izobrazheniyakh [Names and inscriptions on icons]. Moscow, Pro-press Publ., 2006, p. 253.
4. Luka (Golovkov), igumen. Novyy svodnyy ikonopisnyy pod-linnik [CD] [New pattern book for the guidance of the icon-painting]. Ikonopisnaya shkola pri MDA, 2008.
5. Popov G.V. [St. Sergius of Radonezh and the image of the Holy Trinity in the ancient art]. Prepodobnyy Sergiy Ra-donezhskiy i obraz Svyatoy Troitsy v drevnerusskom iskusstve [St. Sergius of Radonezh and the image of the Holy Trinity in the ancient art]. Catalogue of an exhibition. Moscow, Krasnaya ploshchad', 2013, p. 12.
6. Gusakova V.O. Ikonografiya svyatogo prepodobnogo Ser-giya Radonezhskogo v kontekste dukhovno-nravstvennoy kul'tury Rossii [Iconography of St. Sergius of Radonezh in the context of spiritual and moral culture of Russia]. Available at: http://700serg.spb.ru/ikonografiya-svyatogo-prepodobnogo-sergiya-radonejskogo-v-kontekste-duhovno-
nravstvennoy-kultury-rossii/ (accessed 07.09.2014). 7. Chugreeva N.N. Prepodobnyy Sergiy Radonezhskiy, s zhitiem [Sergius of Radonezh, with Life], Prepodobnyy Sergiy Radonezhskiy i obraz svyatoy Troitsy v drevnerusskom
iskusstve. [St. Sergius of Radonezh and the image of the Holy Trinity in the ancient art]. Catalogue of an exhibition. Moscow, Krasnaya ploshchad', 2013, p. 48.