УДК 37.034
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «<ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ СЕМЬ СТОЛЕТИЙ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В.О .Гусакова
EDUCATIONAL PROJECT "SAINT SERGIUS OF RADONEZH. VIEW THROUGH SEVEN CENTURIES" IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SENIOR PUPILS
V.O.Gusakova
РГПУ имени А .И.Герцена (Санкт-Петербург), [email protected]
Образовательный проект «Преподобный Сергий Радонежский. Взгляд сквозь семь столетий» предусматривает проведение выставки произведений искусства, отражающих художественный образ святого Сергия Радонежского, в образовательных учреждениях. Он имеет цель сформировать у старшеклассников представления о духовно-нравственном идеале человека на основе эмоционально-ценностного и экзистенционально-ценностного переживания событий истории и судьбы человека в ней. Особенностью процесса восприятия такого художественного образа является его поступательность от эстетического идеала к этическому и духовно-нравственному. Конечное принятие идеала человека — святого Сергия Радонежского и рассмотрение его жизненного пути по этапам (от рождения до кончины), каждый их которых ознаменован служением Отечеству, способствует самоопределению старшеклассников и мотивирует их к выстраиванию верной жизненной стратегии.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, идеал, святой Сергий Радонежский, художественный образ, выставка
Educational project "Saint Sergius of Radonezh. A view through seven centuries" aims at exhibiting in educational institutions pieces of art depicting the image of Saint Sergius of Radonezh. The goal of the project is to provide an insight into spiritual and moral ideal of a man. The art image is perceived progressively, from the aesthetic ideal to ethical and moral one. The final adoption of the ideal person — Saint Sergius of Radonezh — and understanding of stages of his life path (from birth to death) contributes to self-determination of senior pupils and motivates them to develop a true life strategy.
Keywords: spiritual and moral education, ideal, Saint Sergius of Radonezh, art image, exhibition
Ведущей идеей духовно-нравственного воспитания школьников в эпоху постмодернизма должна стать ориентация на «национальный воспитательный идеал» [1]. Она актуализируется необходимостью преодоления тенденции постмодернистского общест-ва — многоликости истины, признающей равноправие разных репрезентаций действительности и интер-претаций исторических событий. Эта тенденция затрудняет процесс ценностного самоопределения у школьников, способствует сложению «цитатного сознания», при котором выпускники образовательных учреждений испытывают трудности в распознавании истинных идеалов и выстраивании жизненной перспективы .
Особое внимание нужно сосредоточить на по -нятии «национальный воспитательный идеал», кото -рый определяется «в соответствии с национальным приоритетом, исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических
эпох» [1, с. 9] и российским законодательством. Духовно-нравственное содержание «идеала» формировалось народом на основе представлений об Истине, Добре и Красоте, а его форма определялась властью в зависимости от политической ситуации в государстве и мире. В великокняжеской и царской России «национальным» или «наднациональным» идеалом был святой — человек, удостоившийся за веру и подвиги венца святости; в Российской империи провозглашался идеал полезного государству и Отечеству гражданина, в СССР — идеал честного труженика и пат -риота.
Современный «национальный воспитательный идеал» интегрирует определения прошлых веков. Это — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с. 11].
В 700-летний юбилей всероссийского святого Сергия Радонежского актуально обратиться к его Житию. Именно за преп. Сергием прочно закрепилось именование «благодатный воспитатель русского народного духа», оставивший нам «практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя без остатка на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах» [2].
Житие святого Сергия Радонежского замечательно многими факторами:
— биографичностью: Житие написано учеником Сергия Радонежского, иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым, через 26 лет после кончины святого Сергия (в 1417—1418 гг., то есть до его официальной канонизации). Епифаний лично знал преподобного Сергия и руководствовался своими впечатлениями и воспоминаниями очевидцев.
— исторической достоверностью: в тексте Жития описываются поворотные события отечественной истории, знаменовавшие духовное сплочение народа, объединение русских земель и возрождение российской государственности;
— назидательностью: в тексте Жития подробно и последовательно представлен путь к святости — путь восхождение к идеалу человека, которому в детстве, как и многим другим, не давалась грамота, но который отличался смирением, добротой и трудолюбием — качествами, вырабатываемыми самим человеком в результате внутренней духовной работы, а не путем получения знаний.
Для привлечения интереса старшеклассников к житию преподобного Сергия, как к духовной и назидательной литературе, раскрывающей перед ними идеал и показывающей им путь к его достижению, а также мотивировать их к сознательному следованию этому идеалу на своем жизненном пути, целесообразно познакомить учащихся с многообразием художественных образов святого. В изобразительной форме они отражают его праведное Житие. Под художественным образом в широком смысле понимается любое явление, творчески воссозданное автором в произведении искусства или литературе, для раскрытия события действительности или внутреннего мира (переживания) изображаемого объекта.
Под художественным образом святого следует понимать конкретное явление, творчески воссозданное художником в живописи или духовно-творчески воспроизведенное в каноне иконописцем в иконописи, для раскрытия внешнего и внутреннего бытия изображаемого персонажа. Применительно к духовно-нравственному воспитанию художественный образ лучше рассматривать как одну из форм познания (освоения и истолкования) мира и человека в нем.
Особенностью такого познания является поступательность в процессе раскрытия ценностей:
— исходная точка — эстетический идеал;
— промежуточный этап — этический идеал;
— конечный результат — духовно-нравственный идеал — богоподобный образ, способ-
ный мотивировать зрителя к самосовершенствованию через актуализацию в нем эмоционально-ценностных и экзистенционально-ценностных переживаний.
Важно учитывать самоценность художественного образа как в жизни конкретного человека, так в истории человечества или народа в целом.
Созданный за шесть столетий художественный образ преподобного Сергия Радонежского обладает уникальными особенностями:
— святой Сергий изображен в разных возрастных периодах (в клеймах житийных икон, живописи М.Нестерова, С.Ефошкина, А.Простева), что позволяет проследить путь человека к идеалу (восхождение к Богу) на всех жизненных ступенях — с момента рождения до земной кончины;
— святой Сергий представлен в разных жанрах изобразительного искусства: иконописи, монументальной и станковой живописи, миниатюре, скульптуре, лицевом шитье и др.
В иконописи художественный образ святого Сергия Радонежского может заинтересовать невоцер-ковленного старшеклассника иконописной символикой «идеального образа», мотивирующей его к деко-дировке нравственных смыслов, сокрытых в элементах произведения искусства. В частности, житийная икона нередко привлекает внимание возможностью визуального восприятия исторических сюжетов с «цитатным» последовательным развертыванием и четкой расстановкой смысловых акцентов.
Важно отметить, что образ преподобного Сергия Радонежского оказал определяющее влияние на сложение иконографии его учеников и собеседников — восприемников духовного опыта и основателей обителей по образцу своего учителя (Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий, Ферапонт Можайский, Андроник Московский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Ферапонт Белозерский и др.). За исключением деталей иконописные образы учеников повторяют иконописный тип преподобного Сергия Радонежского. Ключевым сюжетом Жития преподобного Сергия, мотивирующим потомков к экзистенционально-ценностному переживанию вех своей истории, является «Благословение преподобным Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы».
Проведение образовательного проекта в форме выставки в образовательном учреждении позволяет достигнуть цель: формирование у старшеклассников представлений о духовно-нравственном идеале человека и его жизненном пути на основе изучения художественного образа преподобного Сергия Радонежского, запечатленного в изобразительном искусстве XV—XXI вв., и воспитание у них патриотического мироощущения, утверждающего вечную ценность человеческой жизни — служения Отечеству.
Реализация этой цели имеет первостепенную важность в духовно-нравственном воспитании учащихся старших классов, находящихся на пороге выбора жизненного пути и самоопределения в профессиональной, творческой, гражданской и других сферах. Отсюда вытекает целесообразность структуры образовательной выставки «Преподобный Сергий
Радонежский. Взгляд сквозь семь столетий», включающей 12 стендов, по следующим темам (в скобках приведен список рекомендуемых репродукций): 1. Рождение и детство (образы родителей святого Сергия и его изображения в детстве на иконах и в работах художника А.Простева); 2. Благословение на учение (картины М.Нестерова, С.Ефошкина, А.Простева); 3. Отрочество преподобного Сергия (картины С.Ефошкина и А.Простева, изображающие отрока Варфоломея в семье и за чтением молитв и Псалтири); 4. Юность и молодость преп. Сергия (картины М.Нестерова, С.Ефошкина, А.Простева); 5. Монашество (икона Евстафия Головкина из ризницы Троице-Сергиевой лавры, картины С.Ефошкина и А.Простева); 6. Труды преподобного Сергия (триптих М.Нестерова, картины С.Ефошкина, росписи центрального входа Троице-Сергиевой лавры); 7. Чудеса преподобного Сергия (роспись трапезной палаты Троице-Сергиевой лавры, исполненная монахиней Иу-лианией, картины С.Ефошкина, С.Чикуньчикова,
A.Простева); 8. Благословение на победу (икона
B.Гурьянова, роспись монахини Иулиании, картины Э.Лисснера, П.Рыженко, Б.Ольшанского, В.Соковнина, А.Простева, А.Кившенко, Ю.Пантюхина, Ю.Ракши); 9. «Се Пречистая грядет» (иконы с XVI века, картины А.Простева, С.Ефошкина); 10. Преподобный Сергий Радонежский (шитый покров, иконы, житийные иконы, картины А.Простева, П.Рыженко); 11. Ученики преп. Сергия (в центре стенда — житийный поясной образ преп. Сергия XVI века, по сторонам — иконы его учеников, сходной иконографии: Саввы Сторожев-ского, Димитрия Прилуцкого с житием, Андрея Рублева, Кирилла Белозерского, Павла Обнорского, Па-хомия Нерехтского и др.); 12. Отечество (икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым «в память и похвалу преподобного Сергия», ярославская икона «Святой Сергий Радонежский с 24 клеймами жития и сценами Мамаева побоища» XVII века, картина «Молитва преп. Сергия о даровании победы русскому воинству на поле Куликовом» А.Простева).
Подбор репродукций обусловлен художественной выразительностью образа, его соответствием историческим источникам, включенностью в качестве смыслового концепта в общую образовательную канву выставки; ясностью, конкретностью; наглядностью. Полезным видится введение в композицию каждого стенда цитат из Жития преподобного Сергия Радонежского, описывающей сюжет, которому посвящен стенд, фрагментов из литературных и исторических источников, краткой информации о репродукциях с указанием названия произведения, имени автора и года создания. Проведение выставки предполагает детальное изучение сюжетов и соотнесение их
с текстом жития, с последующее рефлексией, предусматривающей духовно-творческую деятельность старшеклассников (эссе, исследование, рисунок, сочинение и др.).
Проведение выставки «Преподобный Сергий Радонежский. Взгляд сквозь семь столетий» в качестве внеурочного мероприятия или в рамках реализации программ по дополнительному образованию способствует выявлению философско-мировоззренческого потенциала содержания истории, литературы, мировой художественной культуры — тех предметов, изучение которых мотивирует старшеклассника, уже имеющего определенный набор знаний, к извлечению из них жизненно важных смыслов.
Знакомство с художественным образом преподобного Сергия Радонежского и последующее эмоционально- и экзистенционально-ценностное его переживание способствует: актуализации у старшеклассника ощущений наследственной сопричастности к событиям своего исторического прошлого и судьбе человека, избравшего жизненными целями восхождения к святости и преображение мира; обращению их к идеалу, которым в данном случае предстает святой Сергий Радонежский; развитию контекстного мышления, интегрирующем религиозно-, культурно-, исторические смыслы; формировании ответственности за сохранение и приумножение культурного наследия; укоренению в сознании базовых национальных ценностей как норм жизни и мотивации на выработку жизненной стратегии согласно этим нормам.
1. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
2. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В.О. О нравственности в русской культуре. М.: Дрофа, 2006. С. 75-76.
References
1. Danelyuk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya grazhdanina Rossiyskoy Federatsii [The concept of spiritual and moral development and upbringing of a citizen of the Russian Federation]. Moscow, 2009. 24 p.
2. Klyuchevskyi V.O. Znachenie prepodobnogo Sergiya dlya russkogo naroda i gosudarstva [The value of Saint Sergius of Radonezh for the Russian nation and state]. In.: Klyuchevskyi V.O. On morals in Russian culture. Moscow, Drofa Publ., 2006, pp. 75-76. (In Russ.).