Научная статья на тему 'Святой преподобный сергий Радонежский в истории России и в нашей жизни'

Святой преподобный сергий Радонежский в истории России и в нашей жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
476
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТАЯ РУСЬ / БОГОМОЛЬЕ / РУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / HOLY RUSSIA / PILGRIMAGE / RUSSIAN STATEHOOD / MORAL RENEWAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Казанцева Ю.М.

В статье на материале повести И. С. Шмелева «Богомолье» и исторических исследований раскрывается роль преп. Сергия Радонежского в становлении государственности и духовной жизни на Руси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Great Orthodox Abba Saint Sergius, Hegumen of Radonezh in Russian history and modern life

The article considers the part the Great Orthodox Abba Saint Sergius, Hegumen of Radonezh played in establishing Russian statehood and spirituality. The survey is based on the story «Bogomol’ye» («Pilgrimage») by I. S. Shmel’yov as well as on historical research.

Текст научной работы на тему «Святой преподобный сергий Радонежский в истории России и в нашей жизни»

УДК 82

Ю. М. Казанцева

канд. филол. наук, проф.,

зав. каф. грамматики и истории МГЛУ;

e-mail: info@linguanet.ru

СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ И В НАШЕЙ ЖИЗНИ

В статье на материале повести И. С. Шмелева «Богомолье» и исторических исследований раскрывается роль преп. Сергия Радонежского в становлении государственности и духовной жизни на Руси.

Ключевые слова: Святая Русь; богомолье; русская государственность; нравственное возрождение.

Kasantseva Ju. M.

Ph.D. (Philology), Professor, Head of Department of Grammar and History of the German Language; MSLU

GREAT ORTHODOX ABBA SAINT SERGIUS, HEGUMEN OF RADONEZH IN RUSSIAN HISTORY AND MODERN LIFE

The article considers the part the Great Orthodox Abba Saint Sergius, Hegumen of Radonezh played in establishing Russian statehood and spirituality. The survey is based on the story «Bogomol'ye» («Pilgrimage») by I. S. Shmel'yov as well as on historical research.

Key words: Holy Russia; pilgrimage; Russian statehood; moral renewal.

В 2014 г. исполнилось 700 лет с даты рождения преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси, чудотворца, сыгравшего выдающуюся роль в истории Русской Православной Церкви и становлении государственности на Руси путем монашеского молитвенного подвига, строительства монастырей, миротворчества, объединения русских земель и княжеств, патриотизма, любви к Богу, Церкви и Отечеству.

«Скуден наш язык, чтобы по достоинству прославить преподобного Сергия и все его подвиги. Более двухсот лет народ русский находился в тяжелом порабощении у иноплеменников, так что уже и потерял надежду на свое освобождение. Но преп. Сергий вдохнул в него веру, поднял его упавший дух, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, и по его молитвам и по милости Божией освободились русские от нравственной

и политической зависимости. Преподобный Сергий любил и любит свой народ и свою родную землю, постоянно ходатайствуя за нее пред престолом Божием», - так архимандрит Кирилл (Павлов) говорит о значении подвига преподобного Сергия Радонежского для нашей истории и приводит далее замечательные слова: "Полюби Святого Сергия, он был русский в душе; полюби его искренне и он полюбит тебя"» [2, от 8 октября].

Возможно, наиболее ярким выражением этой любви в русской литературе является повесть И. С. Шмелева «Богомолье» [6]. Как пишет сам автор, он стремился воссоздать для потомков образ истинной России, образ Святой Руси. В центре сюжета «стар и млад»: сам лирический герой - Ваня Шмелев, плотник-старичок Горкин, молодой парень бараночник Федя, почтенная Домна Панферовна и другие богомольцы, идущие к «Троице» на поклонение Святому Сергию, которого они ласково величают «Преподобным» и «Угодником».

Путь их идет святою дорогою - так называется одна из глав повести. Это выражение можно понимать как буквально - дорога тянется через места, освященные либо пребыванием, либо молитвою преподобного Сергия - так и в переносном, духовном, смысле - как стремление путников приблизиться к аскетической жизни через подражание Святым.

Раннее утро, «солнца еще не видно, но оно уже светит где-то ... Ну, Господи, благословили ... пошли!». Путники трогаются в путь, Горкин ведет Кремлем через Боровицкие ворота, мимо соборов, под которыми расположились богомольцы, через Никольские ворота к Иверской и далее по Никольской, мимо Сухаревой башни, по Мещанской к Ростокину и далее, далее через Братовщину к Хотькову, а затем и к Лавре.

Неслучайно их путь на богомолье начинается с Кремля - символа Руси, ведь именно с Москвой связано становление русской государственности. Освобождение от татаро-монгольского владычества, началом которого послужила Куликовская битва 1380 г., одно из ключевых событий в русской истории, было подготовлено молитвенным подвигом нескольких поколений русских людей. Благословение же преподобного Сергия превратило сражение в священную битву. Как пишет Евгений Поселянин: «Много помог Москве заботою и молитвою преп. Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец». Благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, окропив его

святой водою: «Да подаст тебе Господь Бог и Пречистая Богородице помощь. Минует тебя победный венец с вечным сном смерти. Но прочим многим готовятся венцы с вечною памятью». Когда шла битва, в далекой обители Святой Троицы игумен стоял на молитве, поименно молясь за убитых и описывая победу [5, с. 36].

Преп. Сергий неоднократно выполнял сложные дипломатические поручения Московского князя и митрополита Алексия. Из летописных источников известно, что в 1365 г. св. Сергий вел переговоры с Нижегородским князем Борисом Константиновичем, а в 1385 г. «замирял» Московского князя с Рязанским князем Олегом. В 1389 г. преподобный Сергий в качестве духовника присутствовал при составлении великим князем Дмитрием Донским завещания, впервые предусматривавшего соблюдение принципа единодержавия, при котором старшему сыну Василию передавалось все великое княжество - «отчина Русская земля». Таким образом, князь Дмитрий Донской и святой старец Сергий Радонежский стояли у истоков единодержавного Русского государства [1, с. 22].

Два века спустя, в 1591 г., Казы-Герей Крымский подошел к Москве. Русские расположили свой стан в двух верстах от Москвы, устроили там Храм во имя преподобного Сергия, послали икону Донскую, ходившую на Куликово поле, пели молебны, по стенам московским совершали крестные ходы. Тяжкое сражение завершилось бегством хана за час до рассвета, 5 июля по старому стилю, в день обретения мощей преподобного Сергия [5, с. 51-52].

XVII век, Смутное время: «Так было темно, что и сказать нельзя. Но Русь в эти дни отстоял преп. Сергий Радонежский. Недаром сказано про него: "Время общественных бедствий есть его время. Он отмолил перед Богом грехи России, из его Лавры раздался клич, звавший Русь на последний бой. По голосу Лавры русская земля, сознав свои грехи, учредила всенародное покаяние, и тогда уже Преподобный повелел Минину идти на освобождение Москвы"» [5, с. 54-55].

Скончался преподобный Сергий 25 сентября / 8 октября 1392 г. Незадолго перед кончиной святой игумен передал управление своему ученику и келейнику преподобному Никону. Во время игуменства Никона 5/18 июля 1422 г. произошло обретение мощей преподобного Сергия. Над местом погребения основателя монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор, для росписи которого игумен Никон

пригласил знаменитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. «В похвалю Сергию Радонежскому» для Троицкого собора Андрей Рублев написал икону, ставшую символом русской духовности, -«Троицу» [1, с. 26].

Как писал еще в XVII в. архидиакон Павел Алепский, посещение Троице-Сергиевой Лавры, этого святого монастыря, заступает у русских паломничество в Иерусалим. Именно в таком расположении духа отправляются на богомолье герои повести. Следует отметить, что канвой для всего последующего повествования становится житие преп. Сергия. На выходе из Москвы, у чистых истоков Яузы, которую в городе иначе как «Яуза-гряуза» не называли, Горкин произносит: «Так и человек. Родится дитя чистое, хорошее, ангельская душка. А потом и обгрязнится, черная станет, да вонючая, до смрада . Вот и потянет ее в баньку духовную . Потому и идем к Преподобному -пообмыться, пообчиститься, совлечься от грязи и вони».

По дороге движутся богомольцы, есть московские, рязанские, смоленские, тамбовские, все различаются одеждой, идут пешком, недужные едут на повозках. На выходе из Москвы находился Богомольный садик, где можно было остановиться, подкрепиться чайком. Хозяин показывает Ване одну картину: «.нарисована дорога, и по ней в елочках идут богомольцы в лапотках, а на пеньках сидят добрые медведи и хорошо так смотрят. Я спрашиваю - это святые медведи, от Преподобного? Он говорит - обязательно святые, от Троицы, а грешника обязательно загрызут». И затем дорога видится, условно говоря, глазами мальчика: «Долго идем, а медведика все не видно. За Рахмановой сворачиваем с дороги - на Хотьково. Места уж тут самые глухие. Третий час дня: как раз к вечерне и попадем к родителям Преподобного».

Хотьково - важное место для богомольцев. Как писал С. К. Смирнов в 1875 г. в своем труде о Покровском Хотьковом девичием монастыре, в те времена существовало предание, по которому преп. Сергий заповедал, прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом. Так и повелось. Паломники, идущие для богомолья в Троицкую Лавру, считали своим долгом, по заповеди Преподобного, предварительно посетить Хотьковскую обитель и поклониться гробницам святых Кирилла и Марии. «Простецы богомольцы, идущие из Владимирской и Ярославской губерний, нередко проходят мимо святую Лавру, чтобы исполнить этот обычай. И уже

из Хотькова снова возвращаются к святым стенам славной Сергие-вой лавры» [3, с. 32].

В нескольких верстах от Сергиева Посада - часовня, в часовне -великий крест. Монах рассказывает путникам, что отсюда, за десять верст до Троицы, какой-то святой послал поклон и благословение Преподобному, а Преподобный духом услышал и возгласил: «Радуйся и ты, брате!» - потому и поставили на этом месте крест.

И вот - конец пути, Троица сейчас, за горкой. Мальчик в нетерпении спрашивает у Горкина: «Какая она, Троица? Золотая и вся в цветах?» Горкин говорит как бы сам с собой: «Ведь это ж что такое ... какое же растворение! Прямо не надышишься. Природа-то Господня. Все тут исхожено Преподобным, отгляжено. На всех-то лужках стоял, для обители место избирал. Троица . матушка . дошли . сподобил Господь. ». А затем читаем слова Вани: «А я не вижу, где Троица. Эта колокольня? блистающая ее верхушка? Я тяну Горкина за рукав. Он утирает слезы, радуется, плачет и говорит-шепчет, прихватывает меня: «Дошли мы с тобой до Троицы».

Поразительно, как полно передает И. С. Шмелев любовь русского народа к Святому Сергию, народное ощущение близости к нему, желание подражать аскетизму Преподобного. Поэтому для героев повести дорога к Преподобному - это дорога их духовного возрастания, святая дорога. Каждый находит для себя что-то ему особенно близкое. Конюх Антипушка, отвечая на вопрос мальчика, будет ли Преподобный рад, что и их Кривая с ними, говорит: «Ничего. Он тоже, поди, с лошадками хозяйствовал», и специально для мальчика добавляет: «Он и медведю радовался, медведь к нему хаживал. Он ему хлебца корочку выносил. Придет, встанет к сторонке под елку и дожидается - покорми-и-и! Покормит». И плотник Горкин подхватывает: «Он и с топориком трудился, плотничал, как и мы вот. Поставит мужичку клеть там, сенцы ли - денег нипочем не возьмет! «Дай, скажет, хлебца кусочек, огрызочков каких лишних, сухих. с меня и будет». Бедных как облегчал, сердешный был. С того все и почитают, за труды-молитвы да за смирение».

Вот и сами они стремятся во всем подражать преп. Сергию. Собираясь в путь, не берут с собой ничего лишнего - Горкин: «Вот это возьму... две сменки. и еще рубаху расхожую и причащальную, а ту на дорогу, про запас ... А тут, значит, у меня сухарики ... с чайком попить - пососать, дорога-то дальняя». (А еще про Горкина говорят, что

он и «смертельную» рубаху взял.) И чем ближе они приближаются к Лавре, тем строже становится их пост: «.надо уж потерпеть, какие уж тут чаи. В египетской-то пустыне - Федя сказывал - старцы воды никогда не пьют, а только росинки лижут».

Невероятно трогательно их стремление «пострадать». Бараночник Федя, молодой парень (как выясняется впоследствии, задумал остаться в монастыре), прочитал о том, как один святой молился на колючках, чтобы не спать, набрал шиповника и засунул себе под картуз, оцарапав лоб. Всем говорит, что для аромата, а они-то знают, что это для «по страдания». И дети тоже хотят попробовать, Ваня сует себе веточку под картуз и жмет до боли. Пробует девочка Анюта тоже. Эту сцену наблюдает мужик и говорит всем: «Пойдемте навоз возить, будет вам тела пострадание. Мы все смеемся, и Федя тоже».

Вот, наконец, отговелись, поисповедовались, причастились. На следующий день перед обратной дорогой богомольцы отправляются в Вифанию. И само название этого места вызывает в памяти сравнение Троице-Сергиевой Лавры с Иерусалимом. Речь идет о Спасо-Вифанском мужском монастыре, который находился ранее в трех верстах от Лавры, а сейчас - в черте города. Монастырь основан в 1783 г. митрополитом Платоном. Церковь внутри представляла собой подобие горы Фавор, а внизу, в искусственной пещере, находилась церковь праведного Лазаря. В ней стоял деревянный гроб, в котором первоначально был похоронен преп. Сергий Радонежский. Богомольцы считали, что если погрызть гроб, избавишься от зубной боли.

«В Вифанском монастыре, в церкви гора Фавор . смотрим гроб Преподобного, из сосны, - Горкин признал по дереву. Монах говорит: «Не грызите, смотрите! Потому и в укрытии держим, а то бы начисто источили. И открывает дверцу, за которой я вижу гроб. - А приложиться можно, зубами не троньте только. Горкин наклоняет меня и шепчет: «Зубками поточи маленько . не бойся, Угодник с тебя не взыщет. Но я боюсь, стукаюсь только зубками. Домна Панферовна после и говорит: «Прости, батюшка Преподобный Сергий. угрызла, с занозцу будет, и показывает в платочке, так, с занозцу. И Горкин тоже хотел угрызть, да нечем, зубы шатаются. Обещала ему Домна Панферовна половинку дать, в крестик вправить. Горкин благодарит и обещается отказать мне святыньку, когда помрет».

Заканчивается богомолье, заканчивается и повесть. А перед глазами читателя предстает пасхальный образ Троице-Сергиевой Лавры.

Еще издали, с дороги, путники видели колокольню в закатных лучах, как розовую пасхальную свечу, с огоньком-крестом, а сейчас нашему взору предстает и вся Лавра, как ее видит Ваня: «Лавра светится по краям, кажется легкой-легкой, из розовой с золотцем бумаги: солнце горит за ней. Монах поднимает на ворота золотой огонек - лампаду. Тянутся через площадь богомольцы, крестятся у Святых ворот».

И это описание вызывает в памяти слова В. О. Ключевского о преподобном Сергии, игумене Радонежском и всея России чудотворце, Земли Святорусской и мира православного Печальнике: «При имени Преп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна лишь тогда, когда держится на силе нравственной.

Творя память преп. Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его» [4, с. 265-266].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), рук. проекта. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Путеводитель. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - 400 с.

2. Архимандрит Кирилл (Павлов). Преподобный Сергий Радонежский // Путь к Богу. Православный календарь. - М. : Благо, 2003. - 368 с.

3. Архимандрит Георгий (Тертышников). Житие преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей Преподобного Сергия Радонежского // Вышенский паломник : Православный журнал. - Издание православного братства во имя Святителя Феофана Затворника Вышен-ского. - Рязань, 1998. - № 1 (6). - С. 24-33.

4. Ключевский В. О. Благодатный воспитатель русского народного духа // Православный календарь на 2009 год с душеполезным чтением на каждый день. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 343 с.

5. Поселянин Е. Как чудом Божиим строилась русская земля. - М. : Издание товарищества «Светлячок», 1997. - 99 с.

6. Шмелев И. С. Лето Господне. Богомолье. - М. : Лепта Книга, 2009. -С. 8-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.