Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160). Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 161-165.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Е. В. Борщ
ИКОНОГРАФИЯ ИНТЕРЬЕРА «СТИЛЯ РЕГЕНТСТВА»
ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ XVIII ВЕКА
Статья посвящена проблеме пространственной организации французской книжной иллюстрации XVIII века. Рассматривается феномен «интерьерности» литературной иллюстрации на примере интерьера «стиля Регентства». Содержится описание вариантов изображения интерьера «стиля Регентства». Выявляются особенности композиции и семантика интерьера. Проводится сравнение авторских интерпретаций интерьера.
Ключевые слова: французское искусство ная иллюстрация, иконография интерьера.
Французское изобразительное искусство ХУШ века отличает одна заметная особенность - детальная интерьерная характеристика пространства изображения. По-видимому, «интерьерность» является в то время неким правилом, условием построения жанровоповествовательного и портретного изображения. Произведения изобразительного искусства обретают сложное пространственное решение, декоративность и дополнительные смысловые нюансы благодаря детализации интерьерного фона. Внимание к интерьеру появляется в произведениях французского искусства, начиная с эпохи Регентства и эпохи рококо, в частности, в работах ведущего живописца рококо Ф. Буше.
Во французской литературно-
художественной иллюстрации детальные изображения интерьеров устойчиво встречаются на протяжении ХУШ века. Изображение интерьера в литературной иллюстрации вполне уместно: она имеет сюжетноповествовательный характер, т. е. представляет некое действие, происходящее в определенном месте. Между тем, интерьер в трактовке иллюстраторов, как правило, приобретает современный облик вопреки текстовому времени действия. Рассматривая гравюры, принадлежащие литературным изданиям ХУШ века. можно заметить, что иллюстрация точно воспроизводит основные стили оформления интерьера - «стиль Регентства» (ранее рококо), «стиль Людовика ХУ» (рококо), «переходный стиль» (ранний неоклассицизм), «стиль Людовика XVI» (неоклассицизм). Очевидно, «интерьерной» книжная иллюстрация становится в начале столетия - в период фор-
ХУШ века, интерьер «стиля Регентства», книж-
мирования декоративных принципов стиля рококо в рамках так называемого «стиля Регентства».
Рассмотрим варианты изображения интерьера «стиля Регентства» и установим особенности его авторской интерпретации на примере иллюстраций, принадлежащих разным французским изданиям ХУШ века. Прежде всего, установим круг иллюстраций с изображением интерьеров «стиля Регентства». Далее рассмотрим каждую из них по следующему плану: составим описание интерьера для подтверждения стилевой атрибуции, выявим семантические функции интерьера, проанализируем пространственную организацию интерьера, установим характер взаимодействия интерьера с фигурами персонажей и отметим особенности его авторской интерпретации.
«Стиль Регентства» - это стиль французского искусства первой трети ХУШ века, переходный от «стиля Людовика Х1У» (барокко) к «стилю Людовика ХУ» (рококо). Сохраняя формы и орнаментику предметов старого стиля, новый стиль постепенно облегчает их. В орнаментике сочетаются как старые мотивы (раковина, акант, балюстрада, волюта, маскарон, лента, ламбрекен), так и новые мотивы (рокайль)1. Среди орнаментальных мотивов важное место занимают трельяжи, живо трактованные ветви и цветы, а также гротеск (арабеск), составленный из гирлянд, фигурок экзотических животных и персонажей итальянской комедии. Несмотря на преобладание симметрии в расположении фигур, букетов и завитков, в композиции ощущается более свободное решение. Для композиции
Иллюстрация 1
декора характерно противопоставление прямых и скругленных линий2.
В интерьере «стиля Регентства» композиционным центром является камин с устьем криволинейной формы и высоким надка-минным зеркалом. Зеркала помещены также вдоль стен над консольными столами. Стены отделаны вертикальными панелями, украшенными живописным или резным декором3. Стены в отдельных случаях сохраняют архитектурное членение (коринфские пилястры, антаблемент), но все чаще лишены архитектурного обрамления и имеют скругленные углы. Интерьер организован по принципу симметрии с акцентом на вертикаль. Верхняя часть оконных и дверных проемов приобретает закругленную арочную форму. Стенные панели отделяются от пола цоколем и декорированы по определенной схеме: композиция имеет контурный характер и располагается на некотором расстоянии от края, орнаментика сосредоточена в центре или вверху. Пространство над дверями, окнами и панелями декорируется лепным орнаментом. Над дверями помещается живописное панно (десю-депорт). Полы выложены дубовым паркетом, реже - мраморными плитами, изредка украшаются коврами4.
Мебель эпохи Регентства не слишком многочисленна. Она состоит не более чем из десяти предметов. Появляются «подвижные» кресла. Стулья, диваны и кресла обработаны рельефной резьбой, крыты бархатом или шпалерой. Формы мебели постепенно меняются: пропадают проножки, ножки все более изгибаются, спинка округляется, становится ниже, откидывается назад, ручки кресел разворачиваются в стороны. Одновременно происходит отказ от принципов композиции корпусной мебели: она перестает напоминать архитектурные сооружения. Вместо кабинетов и шкафов предпочтение отдают комоду. Исчезает фронтальность построения предметов, бронзовые украшения фасада помещаются под углом к нему. Столешницы округляют-ся5. Вместе с тем, мебель остается монументальной и основательной. Она декорируется резными розетками, раковинами и волютами, украшается накладным бронзовым декором в виде маскаронов и дополняется основаниями в виде львиных лап и оленьих копыт6.
Первые изображения интерьера «стиля Регентства» в книжной иллюстрации появляются в первой четверти столетия, например, на иллюстрациях «Новых басен» Ламотта (К. Жилло, 1719). На одной из иллюстраций ге-
рои представлены в комнате (салоне) с письменным столом и диваном, стены которой украшены картинами в рамах7. Пристенный диван с высокой спинкой имеет волютообразные ножки и подлокотники, стол - прямые ножки-балясины с проножками. Тканевая обивка дивана орнаментирована крупной розеткой. Стол декорирован рельефной накладкой в виде маскарона. Одна из картин изображает историю превращения Дафны. Присутствие этой мифологической сцены в интерьерном пространстве раскрывает интригу отношений главных действующих лиц иллюстрации - героя и героини, которые неподвижно стоят на некотором расстоянии друг от друга. Интерьер обладает глубиной: пейзажные картины создают иллюзию открытого пространства, а линии плитчатого пола и дверные проемы уходящей вглубь анфилады комнат образуют перспективу. Персонажи помещены на разных планах, их фигуры со-
размерны предметам интерьера, но несколько теряются в пространстве изображения. Художник уделяет интерьеру такое же внимание, как и фигурам героев. Детали интерьера передаются документально и четко (ИЛ. 1).
Изображения интерьеров «стиля Регентства» встречаются в книжных иллюстрациях эпохи рококо, в 1730-1750-х годах. Например, в знаменитом издании «Сочинений» Мольера, которое иллюстрировал Ф. Буше (1734). Большая часть иллюстраций данной серии воспроизводит модные интерьеры рококо, лишь отдельные иллюстрации - интерьеры «стиля Регентства». Так, иллюстрация к пьесе «Мизантроп» представляет персонажей в интерьере салона на фоне зеркала, расположенного между парными «французскими» окнами8. Симметричная резная рама зеркала имеет полукруглое завершение. Она украшена рельефными маскароном и раковиной. Под зеркалом установлен консольный столик, опирающийся на ножки S-образной формы. В центре салона находится массивное кресло с изогнутыми проножками. Интерьер наполнен светом и воздухом. Иллюзорную глубину интерьера создают окна, открывающие вид на парк, и линии паркетного пола, уходящие вглубь. Интерьерный фон кажется малозначительным по сравнению с фигурами действующих лиц, помещенных в центре, на одном плане. Изящный и дробный, интерьер служит «декорацией» для крупных и «живых» фигур героев, которые занимают примерно половину пространства изображения. Художник документально и четко фиксирует детали оформления и обстановки интерьера (ИЛ. 2).
На фоне интерьеров «стиля Регентства» изображены действующие лица некоторых иллюстраций из роскошного издания «Избранных басен» Лафонтена (Ж.-Б. Удри, 1755-1759).
ЬЕ МІЯАШІШРЕ
Иллюстрация 2
Иллюстрация 3 Сложный по декоративному решению интерьер представлен, например, на иллюстрации к басне «Молодая вдова»9. Героиня иллюстрации изображена в интерьере салона с камином и зеркалами. Углы помещения скруглены. Стены имеют четкое геометрическое членение с акцентом на прямые вертикальные линии. Они отделаны панелями с живописными и орнаментальными композициями. Интерьер насыщен разнообразной орнаментикой: рельефные растительные побеги обрамляют четкие контуры зеркальных рам; живописные арабесковые композиции бордюров подчеркивают вертикали панелей; пластичные волюты, раковины и картуш дополняют камин и нижнюю часть рамы надкаминного зеркала. Декоративные композиции организованы по принципу симметрии. Можно заметить, что некоторые предметы интерьера имеют не только декоративное значение: их герои играют роль второстепенных персонажей сцены.
Например, Купидон, украшающий массивный литой таган, повернул голову в сторону героини иллюстрации, как бы принимая участие в действии. Пространство интерьера обладает глубиной за счет «угловой» подачи, иллюзорности пейзажных панно, отражений «зазеркалья» и рельефной трактовки одежды героини. Из-за отсутствия орнаментации пола возникает ощущение избыточной пустоты. Кроме того, складывается впечатление, что интерьерный фон интересует художника больше, чем фигура героини: интерьер трактован более декоративно и более детально. Несмотря на соразмерность фигуры героини интерьеру, его декор (зеркала, панели) вовлекают героиню в свой ритм. Ее зеркальное отражение становится частью интерьера. Иллюстратор передает интерьер документально и четко (ИЛ. 3).
Отдельные иллюстра-
ции из знаменитого издания «Декамерона» Боккаччо также включают в себя изображения интерьеров «стиля Регентства» (Ю. Гравело, 1757-1761). Например, на иллюстрации к новелле об обманутом муже («Декамерон», У11, 7) персонажи изображены в интерьере спальни, где находится кровать под балдахином, установленная в альковной нише10. Верхняя часть альковной перегородки моделирована в виде крупных симметричных завитков, поддерживающих маскарон Дианы и дополненных цветочными гирляндами. Над дверями помещен прямоугольный десюде-порт с изображением корзины роз. Очевидно, розы символизируют чувства влюбленных, а лик Дианы с полумесяцем во лбу - тайну, скрытую под покровом ночи. Возле альковной ниши стоит стул с прямыми ножками, напоминающими балясины, которые опираются на основания в виде шаров. Открытая дверь и «угловая» подача помещения придают изображению некоторую глубину: ее подчерки-
Иллюстрация 4
вают диагональные линии паркетного пола и акцент на угловую «развязку» стен и потолка. Плоскости пола и потолка хорошо просматриваются. Фигуры персонажей расположены на разных планах и занимают менее трети пространства изображения. Они трактованы довольно обобщенно, даже скупо и поэтому кажутся малозначительными по сравнению с «декорацией». Интерьер представлен иллюстратором детально и точно (ИЛ. 4).
Итак, на основании приведенных примеров можно заметить, что изображение интерьера «стиля Регентства» остается актуальным в книжной иллюстрации первой половины - середины XVIII века. Первоначальное его появление в книжной иллюстрации связано с рождением новой концепции оформления интерьера (иллюстрации К. Жилло). В дальнейшем его изображение становится, по-видимому, приемом ретро-стилизации, т. е. способом визуальной передачи условного «исторического» колорита текстов Мольера и Боккаччо (иллюстрации Ф. Буше и Ю. Гравело).
Образы интерьеров эпохи Регентства, созданные иллюстраторами литературных произведений, близки к оригиналам. Иллюстрации, изображающие интерьеры «стиля Регентства» представляют различные по назначению помещения - салон и спальню. Архитектура, отделка помещения и обстановка сочетают элементы «стиля Людовика XIV» с элементами «стиля Регентства». Точность и детальность изображений интерьеров объясняется тем, что художники пользовались книгами по архитектуре с гравюрами документального характера - так называемыми «увражами». Каждый иллюстратор располагал, очевидно, собственным набором «источников».
Пространство интерьера «стиля Регентства» организовано в книжной иллюстрации следующим образом: оно имеет выход «наружу» благодаря изображению окна или открытой двери и обладает глубиной за счет естественного или иллюзорного «углубления» помещения (угол комнаты, анфилада, зеркальное отражение, пейзажное панно). Пространство интерьера кажется просторным, оно насыщено воздухом и светом. Интерьерный декор не только привносит в иллюстрацию элементы нового стиля и усложняет ее образную систему, но и выполняет роль «комментатора» сцены. Прием «говорящего декора», очевидно, был воспринят книжной иллюстрацией от живописи, точнее, от живописцев эпохи Регентства и эпохи рококо, тем более, что живописцы занимались иллюстрированием, как, например, Ф. Буше и Ж.-Б. Удри.
Несмотря на объективность передачи и наличие закономерностей трактовки пространства интерьеров «стиля Регентства», иллюстраторы интерпретируют их по-разному. Четкий и детальный интерьер К. Жилло гармонично согласован с фигурами героев. В изображении Ф. Буше интерьер деликатен и малозначим по сравнению с фигурами дей-
ствующих лиц. Напротив, Ж.-Б. Удри придает большое значение декору интерьера и подчиняет персонажей его ритму. Тщательная и сухая фиксация деталей интерьера характерна для иллюстраций Ю. Гравело, в которых фигуры героев несколько теряются.
Примечания
1 Whitehead, J. The french interior in the eighteenth century. L., 1982. P. 54.
2 Соколова, Т. М. Художественная мебель. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX вв. М., 2000. С. 66-67.
3 Мак-Коркодейл, Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990. С.133-136.
4 Blakemore, R. History of interior design and furniture from Ancien Egypt to nineteenth century Europe. N. Y., 2006. P. 230-233.
5 Соколова, Т. М. Указ. соч. С. 62.
6 Verlet, P. Les meubles fran?ais du XVIIIe sie-cle. P., 1982. P. 46-48.
7 La Motte. Fables nouvelles. P., 1719. P. 130.
8 Moliere. Oeuvres : 6 vol. P., 1734. Vol. 3. P. 339.
9 Lafontaine, J. Fables choisies : 4 vol. P., 17551759. Vol. 2. P. 134.
10 Boccace. Le Decameron : 5 vol. P., 1757-1761;
11 vol. P., 1801. Vol. 8. P. 7.
Список иллюстраций
1. Грав. по рис. К. Жилло. «Новые басни» Ламотта. 1719. (Научная библиотека Государственного Эрмитажа, С.-Петербург)
2. Грав. Л. Кар. По рис. Ф. Буше. «Сочинения» Мольера. 1734. (Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, Москва)
3. Грав. Марви и Бове. По рис. Ж.-Б. Удри. «Избранные басни» Лафонтена. 1755-1759. (Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудоми-но, Москва)
4. Грав. по рис. Ю. Гравело. «Декамерон» Боккаччо. 1757-1761. (Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, Москва)