Научная статья на тему 'ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КАРДИНАЛА И ПИСАТЕЛЯ СВЯТОГО ИЕРОНИМА ИЗ БСИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ'

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КАРДИНАЛА И ПИСАТЕЛЯ СВЯТОГО ИЕРОНИМА ИЗ БСИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
святой Иероним / Джироламо Муциано / Музеи Ватикана / кардинал / этикетка / лев / распятие / гравюра / реставрации / «замывы» / аналог / датировка / Saint Jerome / Girolamo Muziano / Vatican Museums / cardinal / label / lion / crucifixion / engraving / restorations / washouts / analogue / dating

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

статья является атрибутационным исследованием работы «Святой Иероним» итальянского мастера XVI века Джироламо Муциано, которая ранее проходила под авторством круга испанца Луиса де Моралеса. Аналоги данной композиции находятся в Музеях Ватикана. На обратной стороне картины приклеена этикета с именем художника и названием композиции на итальянском языке – «Muziano Girolamo San Girolamo».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is an attribution study of the work «Saint Jerome» by the Italian master of the 16th century Girolamo Muziano, which was previously authored by the circle of the Spaniard Luis de Morales. Analogs of this composition are in the Vatican Museums. On the reverse side of the painting there is a decal with the name of the artist and the title of the composition in Italian “Muziano Girolamo San Girolamo”.

Текст научной работы на тему «ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КАРДИНАЛА И ПИСАТЕЛЯ СВЯТОГО ИЕРОНИМА ИЗ БСИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ»

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КАРДИНАЛА И ПИСАТЕЛЯ СВЯТОГО ИЕРОНИМА ИЗ БСИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ

АННОТАЦИЯ: статья является атрибутационным исследованием работы «Святой Иероним» итальянского мастера XVI века Джироламо Муциано, которая ранее проходила под авторством круга испанца Луиса де Моралеса. Аналоги данной композиции находятся в Музеях Ватикана. На обратной стороне картины приклеена этикета с именем художника и названием композиции на итальянском языке - «Muziano Girolamo San Girolamo».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: святой Иероним, Джироламо Муциано, Музеи Ватикана, кардинал, этикетка, лев, распятие, гравюра, реставрации, «замывы», аналог, датировка.

ABSTRACT: the article is an attribution study of the work «Saint Jerome» by the Italian master of the 16th century Girolamo Muziano, which was previously authored by the circle of the Spaniard Luis de Morales. Analogs of this composition are in the Vatican Museums. On the reverse side of the painting there is a decal with the name of the artist and the title of the composition in Italian - "Muziano Girolamo San Girolamo".

KEYWORDS: Saint Jerome, Girolamo Muziano, Vatican Museums, cardinal, label, lion, crucifixion, engraving, restorations, washouts, analogue, dating.

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

Летом 2010 года на французском аукционе Delorme&Collin была приобретена работа «Святой Иероним» испанской школы XVI века, которая ныне хранится в фондах Международного института культурного наследия. Картина была атрибутирована знаменитым парижским арт-экспертом Рене Милле. Основаниями для данной атрибуции, вероятно, стали удлинённые пропорции святого, характерные приёмы моделировки формы человеческого тела, аскетичная пластика фигуры и другие детали, позволяющие отнести работу к испанскому маньеризму, а если быть ещё точнее, кругу Луиса де Моралеса (1509 - 1586) - маньериста, предшественника Эль Греко.

Однако в экспертном заключении не было указано наличие этикетки, приклеенной к обратной стороне произведения. В ней указывается имя художника и название композиции на итальянском языке - «Muziano Girolamo San Girolamo». Надпись сделана орешковыми чернилами (применялись с XVIII до середины XX веков) на бумаге.

Этикетка на обратной стороне работы Джироламо Муциано «Святой Иероним» БСИИ ASG, инв. № 04-0856

Картину из Большого собрания изящных искусств ASG можно атрибутировать не только на основании этой этикетки. Она несёт в себе многие

Муциано, Джироламо Святой Иероним 1570-е годы

Дерево, масло. 71,5*73,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0856

Муциано, Джироламо Автопортрет Вторая половина XVI века Академия Святого Луки, Рим

стилистические черты творчества итальянского живописца Джироламо Муциано (1532 - 1592). Образ святого Иеронима типичен для искусства этого мастера. В нашей статье мы проведём аналогии между работой собрания АБС и другими произведениями художника.

Джироламо Муциано родился в коммуне Ак-куафредда (провинция Брешиа). Первым учителем живописца был Джироламо Романино (около 1485 - 1566) - подражатель Тициана. По другой версии (биография художника, написанная его духовником, впервые была опубликована только после 1954 года) с 1544 по 1546 годы Муциано обучался у Доменико Кампаньолы (1500 - 1564) и Ламберта Сустриса (1515 - 1584) в Падуе. До 1549 года художник работал в Венеции, а затем перебрался в Рим.

Муциано приобрёл известность как мастер пейзажного жанра, однако затем занялся религиозной живописью, копируя манеру Микеландже-ло, в соответствии с которой даже христианскую аскезу он интерпретировал в монументальных формах, гипертрофируя мышечную физиологию святых. В 1555/1556 годах художник написал «Воскрешение Лазаря», которое принесло ему громкую славу. Увидев данную работу, сам Ми-келанджело назвал Муциано «первым худож-

ником своего времени». Позднее «Воскрешение Лазаря» было размещено в базилике Санта-Ма-рия-Маджоре над гробницей его автора, а затем в Квиринальском дворце. Сейчас композиция находится в Пинакотеке Ватикана, а её авторский вариант в Соборной базилике Вознесения Девы Марии в Орвието (Умбрия).

Муциано, Джироламо Воскрешение Лазаря 1555/1556 годы

Соборная базилика Вознесения Девы Марии, Орви-

С 1560 по 1566 годы живописец работал по заказу кардинала Ипполито II д'Эсте над фресками Виллы д'Эсте в Тиволи на сюжеты подвигов Геракла. В 1570 - 1580-годы Муциано становится одним из ведущих живописцев Рима. В этот период были написаны две известные композиции - «Обрезание» для главного алтаря церкви Иль-Джезу и «Святой Иероним проповедует монахам в пустыне» (Базилика Санта-Мария-де-льи-Анджели-э-деи-Мартири, Рим).

ето

Муциано, Джироламо Ассунта (Вознесение Мадонны) со святыми Матфеем и Франциском

1586 год

Капелла Чириако Маттеи в церкви Санта-Мария-ин-Арачели, Рим

Муциано, Джироламо Фреска «Критский бык» 1565 год

Виллы д'Эсте, Тиволи

Работы Муциано, выполненные для папы Григория XIII, были исполнены на таком высоком уровне мастерства, что заложили основу для создания в 1577 году нового объединения художников - Академии Святого Луки (итал. Accademia di San Luca), которое реформировало старую гильдию живописцев. В этом же году художника зачислили в Папскую академию виртуозов при Пантеоне (итал. Compagnia dei Virtuosi del Pantheon). Муциано умер в 1592 году. Самыми знаменитыми его учениками были Паоло Россетти и Чезаре Неббиа (около 1536 - 1614).

У Джироламо Муциано есть цикл работ, где он изобразил святых за молитвой. Для данных композиций художник разработал единую концепцию - святой изображался на переднем плане в поясном формате. Перед ним или у него в руках располагалось распятие. Иногда в небе присутствует голубь (Дух Святой) в ярком сиянии или же фигура Бога Отца (Саваофа) в развевающихся одеждах. Действие происходит в горах. На заднем плане художник пишет ландшафтный пейзаж с архитектурными постройками вдали. В эту серию входят изображения святого Франциска Ассизского из Музеев Ватикана, не идентифицированного отшельника из того же музея, Святого Антония из Кунстхалле в Карлсруэ и Художественного музея Филадельфии. Многие живописные работы не сохранились и сегодня мы можем судить о них по гравюрам, которые в большинстве своём хранятся в Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

Муциано, Джироламо Святой Антоний Около 1578 года 74,5x73 см

Кунстхалле, Карлсруэ

Муциано, Джироламо Святой Франциск Ассизский Музеи Ватикана

Муциано, Джироламо Отшельник Музеи Ватикана

Муциано, Джиро-ламо

Святой Антоний Около 1578 года Холст, масло. 131,5x99 см Художественный музей, Филадельфия

В серию входило и несколько изображений Иеронима - библейского святого, кардинала, писателя и аскета. Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из неё занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. В 374 году святой удалился на четыре года в Хал-кидскую пустыню, где стал аскетом. Здесь он изучал еврейский язык, окружённый, по его собственным словам, «лишь скорпионами и дикими зверями».

Художники чаще всего изображали Иеронима в пустыне. Его наготу прикрывает лишь красный плащ. В композицию часто включали льва, распятие - символ раскаяния, изображения черепа, олицетворяющего скорбь, книги - атрибут учёности и ангелов с трубами, возвещающих начало Страшного суда.

В цикл святых Муциано входил и Иероним из Музеев Ватикана. Художник даёт классическую трактовку образа. Святой в пустыне преклонил колени перед распятием, которое держит в левой руке. За спиной у Иеронима лежит лев, смотрящий на зрителя. У правой кромки присутствует пейзаж, в котором превалирует изображение ярко-синего неба.

В Большом собрании изящных искусств АБС также хранится изображение Иеронима Джи-роламо Муциано. Оно близко работе из Музеев Ватикана и, скорее всего, было написано в это же время. Здесь на торс святого с подчёркнуто выраженной мускулатурой наброшен красный

Муциано, Джироламо Святой Иероним Музеи Ватикана

плащ. В левой же руке он держит распятие с фигурой Христа и надписью «I.N.R.I» (лат. «lesus Nazarenus Rex ludaeorum», рус. «Иисус Назорей, Царь Иудейский»). Иероним седовлас и бородат. Картина из собрания ASG была срезана, в результате чего утрачены нижняя и левая её части. Возможно, святой здесь так же стоял на коленях, как и на картине из Ватикана. Слева мы видим часть красного предмета округлой формы, в котором можем угадать поля широкополой кардинальской шапки галеро с кисточками. В композиции из Ватикана эта шапка лежит на земле, здесь же она подвешена на дерево. Муциано в обоих случаях одинаково изобразил положение согнутой кисти и пальцев левой руки Иеронима: средний, безымянный палец и мизинец прижаты друг к другу и держат распятие, указательный - разжат и отведён в сторону.

Фрагмент картины Джироламо Муциано «Святой Иероним» с изображением распятия в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-0856

Вместе с тем размеры картины из собрания АБС (71,5x73,5 см) практически совпадают с размерами «Святого Антония» из Кунстхалле -74,5x73 см. По всей видимости, данная композиция также утрачена в своём первоначальном варианте. Судить о том, как произведение выглядело изначально, можно по полотну из музея Филадельфии. Учитывая близость форматов картин Муциано из Большого собрания изящных искусств АБС и Кунстхалле, возможно предположить их общий провенанс - работы экспонировались в одном и том же месте. На сайте государственного музея Карлсруэ никаких данных о провенансе их композиции не приводится [1].

О том, насколько часто Муциано писал своего небесного покровителя (художника зовут Джироламо), свидетельствуют и две гравюры, созданные голландцем Корнелисом Кортом (1533 -

Фрагмент картины Джироламо Муциано «Святой Иероним» с изображением руки святого в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-0856

Фрагмент картины Джироламо Муциано «Святой Иероним» с изображением руки святого в правой части Музеи Ватикана

1578). Одна из этих гравюр представлена в Библиотеке Тартуского университета (Эстония). В данном случае Иероним изображён в центре среди камней. Он молитвенно сложил руки на груди и смотрит на распятие. Позади него два льва. На другой гравюре, из Метрополитен-музея, голова святого близка изображению с картины из собрания АБС - то же положение, те же курчавые волосы, борода, напряжённый взгляд из-под бровей на распятие и выпуклый лоб. При изготовлении этой гравюры Корт мог работать именно с этим живописным образом.

Гравюра Корнелиса Корта с работы Джироламо Гравюра Корнелиса Корта с работы Джироламо

Муциано Муциано

Святой Иероним Святой Иероним

1573 год 1573 год

51^38 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк Библиотека Тартуского университета, Эстония

Фрагмент гравюры «Святой Иероним» Корнелиса Корта с работы Джироламо Муциано с изображением головы святого в правой части

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Фрагмент картины Джироламо Му-циано

«Святой Иероним» с изображением головы святого БСИИ ASG, инв. № 04-0856

На картине из собрания АБС в левой части изображён ствол дерева с бурыми листьями, форма которых в ботанике определяется как перисто-лопастная. Близкие им листья представлены на подготовительном рисунке Джироламо Муциано к картине «Мадонна с Младенцем» (Метрополитен-музей). В данном эскизе художник отрабатывал светотеневую моделировку будущего произведения.

Подготовительный рисунок Джироламо Муциано к картине «Мадонна с Младенцем» Коричневые чернила, чёрный мел, бумага 20,5x27,5 см

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Атрибуция «Святого Иеронима» Джироламо Муциано из собрания АБС осложнена многочисленными неудачными реставрационными вмешательствами в авторскую живопись. Многочисленные «замывы» красочного слоя наблюдаются на шее, волосах, торсе и руках святого.

«Замывы» на шее и бороде Святого Иеронима БСИИ ASG, инв. № 04-0856

Фрагмент рисунка Джироламо Муциано с изображением листвы в левой части Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Фрагмент картины Джироламо Муциано «Святой Иероним» с изображением листвы в левой части

БСИИ ASG, инв. № 04-0856

Тем не менее, судя по сохранившейся авторской живописи, выполненной в довольно плотной технике импасто, картина написана самим Муциано, а не художником из его окружения или последователем. Уровень исполнения работ живописца очень сильно разнится - от достаточно высокого, как в композиции «Вознесение Господне» (Церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим), до полотна «Оплакивание Христа» (Баварские государственные собрания картин), где художнику не удалось соблюсти пропорции и масштаб фигур. К тому же, Муциано не был выдающимся колористом. Он всего год (1549 г.) проработал в Венеции, которая, начиная с Тициана и Вероне-зе, всегда славилась сильными мастерами колорита. Цвета его живописи несколько сухи. Линия здесь превалирует над другими художественными средствами.

Муциано, Джироламо Оплакивание Христа Холст, масло. 167x124 см Баварские государственные собрания картин

Далее мы приведём несколько произведений с изображениями святого Иеронима перед распятием, в разные годы проходившие на аукционных торгах Европы. Среди них есть работы как самого Муциано, так и художников его круга. В некоторых случаях уровень их исполнения примерно одинаков, но одни произведения атрибутированы непосредственно живописцем, а другие -его окружением. Подобная неоднозначность в определении авторства создаёт значительные затруднения при изучении творческого наследия Муциано и атрибуции его композиций. Важно отметить, что «Святой Иероним» Муциано, проходивший на аукционе «Pandolfini Casa d'Aste» 11 октября 2017 года (лот 45) и атрибутированный профессором Римского университета (Roma Tre University) Патрицией Тозини, так же, как и рабо-

Муциано, Джироламо Вознесение Господне 1575 год

Церковь Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим

Муциано, Джироламо Святой Иероним Холст, масло. 112*84 см Аукцион от 11 декабря 2014 года [3]

Муциано, Джироламо Святой Иероним 1570-е годы

Холст, масло. 228*164 см 11 октября 2017 г., Флоренция, аукцион Pandolfini Casa d'Aste, лот 45

Муциано, Джироламо круг Святой Иероним Дерево, масло. 95*65 см Аукцион от 6 декабря 2012 года [4]

Муциано, Джироламо, круг

Святой Иероним

Вторая половина XVI века

Холст, масло. 133*96 см

4 октября 2018 г., Флоренция, аукцион

Pandolfini Casa d'Aste, лот 76

Эстимейт €10,000 - €15,000

Копия работы Муциано из Музеев Ватикана

та из Большого собрания изящных искусств ASG, написан в технике импасто [2].

Что касается датировки 1570-ми годами произведения Муциано из Большого собрания изящных искусств ASG, то она установлена на основании близости ему двух картин с изображениями Святого Антония из Кунстхалле Карлсруэ и Художественного музея Филадельфии, написанных в это время. Кроме этого в 1573 году с работ Муциано было снято две гравюры, на одной из которых (Метрополитен-музей) голова Иеронима, возможно, исполнена с картины из собрания ASG.

Ссылки:

1. Girolamo Muziano Vision des Heiligen Antonius Abbas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. kunsthalle-karlsruhe.de/kunstwerke/Girolamo-Muziano/Vision-des-Heiligen-Antonius-Abbas/B4B0876A4F3EAA1224 A1079A389F8C07/ - Дата доступа: 10.09.2021.

2. Girolamo Muziano - (Brescia, 1532 - Roma, 1592) - SAN GIROLAMO PENITENTE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.auction.fr/_en/lot/girolamo-muziano-brescia-1532-roma-1592-san-girolamo-penitente-olio-su-12542763 - Дата доступа: 13.09.2021.

3. Attributed to Girolamo Muziano (Italian, 1532 - 1592) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artnet. com/artists/girolamo-muziano/der-heilige-hieronymus-9fHzd105bzhKcIL7I9_cMQ2 - Дата доступа: 14.09.2021.

4. Circle of Girolamo Muziano (Italian, 1532-1592) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artnet.com/ artists/girolamo-muziano/the-penitent-saint-jerome-in-a-landscape-6E5WBXEfkRr-Mbpayer-VA2 - Дата доступа: 14.09.2021.

5. Circle of Girolamo Muziano (Italian, 1532-1592) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artnet. com/artists/girolamo-muziano/der-heilige-hieronymus-san-gerolamo-v7JMr-YuFwnXiIgyx0NkzQ2 - Дата доступа: 10.09.2021.

Муциано, Джироламо, круг Святой Иероним Холст, масло 83*69 см Аукцион от 11 декабря 2008 года [5]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.