Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ ИКОНОБОРЧЕСТВА. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ В ИСКУССТВЕ КРУПНОГО ФЛАМАНДСКОГО МАСТЕРА XVI ВЕКА МАРТИНА ДЕ ВОСА'

ПРЕОДОЛЕНИЕ ИКОНОБОРЧЕСТВА. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ В ИСКУССТВЕ КРУПНОГО ФЛАМАНДСКОГО МАСТЕРА XVI ВЕКА МАРТИНА ДЕ ВОСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мартин де Вос / религиозная живопись / иконоборчество / композиция / колорит / персонаж / образ / Распятие / Страшный суд / Иисус Христос / анатомия / Юдифь / Олоферн / Martin de Vos / religious Painting / Iconoclasm / Composition / flavour / Character / Image / Crucifixion / Last Judgment / Jesus Christ / Anatomy / Judith / Holofernes

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

Мартин де Вос – ведущий фламандский живописец XVI века. В данном исследовании приводятся основные биографические данные о художнике, репродуцируются его живописные произведения, а также картины, написанные под влиянием его творчества. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа «Юдифь с головой Олоферна» круга де Воса. В настоящее время композиция эта находится в реставрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Martin de Vos is a leading flemish Painter of the 16th Century. This Study provides basic biographical Information about the Artist, reproduces his Paintings, as well as Paintings painted under the influence of his Work. The ASG large Collection of fine Arts contains the work «Judith with the Head of Holofernes» by the circle of de Vos. This Composition is currently under Restoration.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ ИКОНОБОРЧЕСТВА. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ В ИСКУССТВЕ КРУПНОГО ФЛАМАНДСКОГО МАСТЕРА XVI ВЕКА МАРТИНА ДЕ ВОСА»

ПРЕОДОЛЕНИЕ ИКОНОБОРЧЕСТВА

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ В ИСКУССТВЕ КРУПНОГО ФЛАМАНДСКОГО МАСТЕРА XVI ВЕКА МАРТИНА ДЕ ВОСА

ii

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: Мартин де Вос - ведущий фламандский живописец XVI века. В данном исследовании приводятся основные биографические данные о художнике, репродуцируются его живописные произведения, а также картины, написанные под влиянием его творчества. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа «Юдифь с головой Олоферна» круга де Воса. В настоящее время композиция эта находится в реставрации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Мартин де Вос, религиозная живопись, иконоборчество, композиция, колорит, персонаж, образ, Распятие, Страшный суд, Иисус Христос, анатомия, Юдифь, Олоферн.

ABSTRACT: Martin de Vos is a leading flemish Painter of the 16th Century. This Study provides basic biographical Information about the Artist, reproduces his Paintings, as well as Paintings painted under the influence of his Work. The ASG large Collection of fine Arts contains the work «Judith with the Head of Holofernes» by the circle of de Vos. This Composition is currently under Restoration.

KEYWORDS: Martin de Vos, religious Painting, Iconoclasm, Composition, flavour, Character, Image, Crucifixion, Last Judgment, Jesus Christ, Anatomy, Judith, Holofernes.

«Все мы вышли из гоголевской "Шинели"» -справедливо говорят русские писатели. Фламандские живописцы XVI - начала XVII веков смело могут сказать: «Все мы вышли из живописи де Воса». Мартин де Вос (1532 - 1603) - выдающийся фламандский художник эпохи Маньеризма, прославившийся религиозными композициями. Он обучался живописи у Франса Флориса (1520 -1570), переняв манеру своего учителя. Вместе с Питером Брейгелем Старшим (ок. 1525 - 1569) работал в Италии (Рим, Флоренция, Венеция) в период с 1550 по 1558 годы. В Венеции де Вос сотрудничал с Тинторетто (1518 - 1594), глубоко восприняв колористику живописи итальянца. Работы де Воса всегда отличались смелостью в выборе цветовых сочетаний, яркостью и богатой полихромией.

По возвращении в Антверпен де Вос стал членом антверпенской Гильдии Святого Луки. В этот период ведущим художником Фландрии был Франс Флорис, и основная доля заказов приходилась на его большую мастерскую. Де Вос долгое

время оставался без заказов, однако в 1564 году ему посчастливилось получить заказ от богатого купца Гиллиса Хофтмана.

В 1560-е годы Фландрию охватили иконоборческие восстания, достигшие своего пика к 1566 году. По всей стране протестанты истребляли католическое искусство и предметы церковного культа. Франс Флорис, увидевший, как уничтожаются его картины, получил сильнейший удар. В дальнейшем он так и не смог оправиться от шока, и его место занял молодой Мартин де Вос.

В 1570 году он взялся за росписи часовни герцога Георга Вильгельма Брауншвейга-Люне-бургского в Целле. Де Вос настолько успешно справился с этим заказом, что в 1572 году был назначен деканом гильдии художников Антверпена. Живописец занимался оформлением алтаря городского собора. После поражения сторонников иконоборчества де Вос обратился в католическую веру. В том же 1572 году художник основал Гильдию Романистов, объединявшую живописцев Антверпена, некогда работавших

в Риме и создававших работы в традициях итальянской школы. В гильдию входили не только художники, но также меценаты, гуманисты и ценители итальянского искусства. Подобное разнообразие членского состава давало художникам возможность установления контактов и связей с потенциальными покровителями.

К концу 1580-х годов положение живописца было таково, что его вместе с Амброзиусом Франкеном (1544 - 1618) привлекли к разрешению спора между судьями Гента и художником Рафаэлем Кокси (ок. 1540 - 1616). Последний написал картину «Страшный суд», и посчитал, что та сумма, которую предлагают судьи Гента за его шедевр слишком мала. Конфликт был решён в пользу Кокси, и судьи выплатили ему сумму, превышавшую ту, что была оговорена в контракте. В 1594 году те же Мартин де Вос и Амброзиус Франкен были выбраны в качестве главных оформителей и устроителей визита в Антверпен вновь назначенного губернатора Южных Нидерландов эрцгерцога Эрнста Австрийского.

Чтобы удовлетворить высокий спрос на свои картины, в том числе со стороны зарубежных заказчиков, де Вос разработал хорошо отлаженную систему работы мастерских. В период с 1564 по 1599 годы его учениками были: Балтен Флиер-ден (1564 год), Вацлав Кобергер (1573 год), Ханс Снайерс (1575 год), Мартин Боли (1577 год), Жа-кес Керел (1577 год), Ян Адриансен Кноттарт (1584 год), Пеэтер Хаутстен (1588 год), Ханс Кноттарт (1594 год), Ханс ван Алтен (1595 год), Ханс де ла Торте (1595 год) и Абрахам ван Ли-вендаль (1599 год).

Мартин де Вос, в основном, специализировался на религиозной живописи, иногда создавал произведения на мифологические и аллегорические сюжеты, а также писал портреты. В 1580-х годах он создал несколько рисунков для гравюр и книжных иллюстраций. Брат Мартина - Питер де Вос - так же был художником. Некоторые ранние работы Мартина де Воса, сейчас приписывают его брату. Кроме этого в Рейксмюсеуме хранится альбом «Marten de Vos Sketchbook» (1560-е годы), содержащий копии ранних рисунков классических произведений искусства, которые ранее атрибутировались де Восом, а теперь кругом Франса Флориса.

Свои самые знаменитые произведения Мартин де Вос создал после иконоборческих погромов. В 1602 году он написал «Святого Луку, изображающего Деву Марию» для алтаря Гильдии Святого Луки в Соборе Антверпенской Богоматери (ныне

Мартин де Вос

Святой Лука, изображающий Деву Марию 1602 год

Дерево, масло. 270*217 см

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Мартин де Вос

Брак в Кане Галилейской

1597 год

Дерево, масло. 268*235 см Собор Антверпенской Богоматери

Королевский музей изящных искусств Антверпена). Данная работа заменила уничтоженную картину на аналогичный сюжет Квентина Массейса (1465 - 1530). В 1597 году де Вос написал «Брак в Кане Галилейской» по заказу гильдии виноделов.

Хотя Мартин де Вос и стоял в авангарде фламандских живописце своего времени, его нельзя назвать смелым новатором. Его живопись довольно эклектична и во многом состоит из заимствований живописных приёмов и персонажей у итальянских мастеров. Как правило, его композиции - это синтез картин Паоло Веронезе, Тинторетто и Микеланджело, а также фламандских романистов: Мастера блудного сына, Питера Артсена (1508 - 1575), Ламберта Ломбарда (1505/1506 - 1566), Франса Флориса и Михиля Кокси (1499 - 1592).

В 1570 году Мартин де Вос написал «Страшный суд» из Музея изящных искусств Севильи. Картина имела огромный успех и в разных интерпретациях воспроизводилась многими фламандскими мастерами XVI века. Копировалось композиционное построение картины и персонажи де Воса. Так ученик Франса Флориса - Криспин ван ден Брук (1523 - ок. 1591) уже в 1571 году написал «Страшный суд» под несомненным влиянием живописи де Воса. Произведение это находится в Королевском музее изящных искусств Антверпена.

Мартин де Вос Страшный суд 1570 год 263^262 см

Музей изящных искусств, Севилья

Криспин ван ден Брук Страшный суд 1571 год

Дерево, масло. 153,5*112 см

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Криспин ван ден Брук впервые обратился к теме «Страшного суда» ещё в 1560 году, а затем, вслед за де Восом, ещё трижды - в 1571, 1573 и 1575 годах («Страшный суд» 1575 года хранится в Берне). Нас интересует композиция 1573 года, которая проходила на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке 24 января 2002 года. Она датирована и подписана монограммой ван ден Брука - «CVB». Здесь Иисус изображён в окружении тетраморфа (символические изображения четырёх Евангелистов), сидящим на радуге. В Большом собрании изящных искусств ASG есть «Страшный суд», который эксперты аукционного дома «Artcurial» атрибутируют как работу последователя Мартина де Воса. В ней Христос так же изображён сидящим на радуге и опирающимся ногами на сферу.

В работе из собрания ASG Иисус развёл руки в стороны, демонстрируя раны на ладонях. Его окружают крылатые головки херувимов, а также коленопреклоненные святые и праведники, руки которых сложены в молитвенном жесте. Рядом

Криспин ван ден Брук Страшный суд 1573 год

24 января 2002 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby's, лот 153

на облаках - многочисленные ангелы, возвещающие в трубы начало суда. Они держат крест и колонну. Здесь же - изображение цветка лилии (символ чистоты) и меча.

Внизу мы видим собственно сам суд с адом и мучениями грешников. В центре - архангел Михаил, исполняющий роль судьи. Руками он делит души людей: слева - еще не осуждённые, над которыми на латинском написано слово «Venite» («Пришедшие»), а справа - грешники, обречённые на вечные адовы муки - «Ite» («Ушедшие»). Они корчатся в огне, терзаемые бесами.

Автор этого произведения как де Вос и ван ден Брук выбирает золотой фон для своей композиции, четко разделяет её по горизонтали на святых (вверху) и простых смертных (внизу), а также по вертикале в нижней части - слева изображены ожидающие суда, справа - осуждённые. Мастерство данного живописца, безусловно, уступает живописи де Воса и ван ден Брука, но то, что картина из собрания ASG написана художником, вдохновившимся именно их произведениями, не вызывает сомнения.

Мартин де Вос, последователь Страшный суд

Фландрия, последняя треть XVI век Дерево, масло. 151*93 см БСИИ ASG, инв. № 04-2560

Де Вос не раз обращался к тебе ада и мук чистилища. Ему принадлежит композиция «Сошествие во ад». Местонахождение этой работы, проходившей на аукционе, в настоящее время нам неизвестно. На ней изображён Иисус, сокрушивший врата ада, в окружении грешников. Картина эта затем была повторена последователем художника [2]. В Большом собрании изящных искусств АБС есть двусторонняя композиция фламандской школы XVI века, также изображающая «Сошествия во ад». Основное изображение, заключенное в раму, представляет Христа в лимбе среди грешников. Согласно церковным догматам после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою проповедь. Он освободил заключённые в Лимбе души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.

В левой части композиции из собрания АБС изображён Иисус Христос в красном плаще. В его руке длинный крест. Он склоняется над грешниками. Первыми к нему подходят Ева и Адам, которого Христос держит за руку. Обитателей лимба пытаются удержать представители нечистых сил. Вдали справа так

Мартин де Вос

Сошествие во ад

Дерево, масло. Высота 58,5 см [1]

Мартин де Вос, последователь Сошествие во ад

Дерево, масло. Высота 58,5*48,5 см [2]

Де

»•г*

4

( гт

V» у *

г- }

^ ' Г

л

у /1

же изображены ожидающие спасения люди. Над ними на вершине скалы - дракон, охраняющий ад. А вверху в небесном сиянии изображены обитатели рая.

На обратной стороне представлен Христос в том же ярко-красном плаще и с аналогичным длинным крестом со знаменем. Перед ним - коленопреклоненный старец с разведенными в стороны руками. Данный образ седовласого и бородатого старца с согнутой спиной исполнен под воздействием близкой фигуры, изображённой де Восом на картине «Сошествие во ад» в правой части. В обоих случаях он преклонил колени перед Спасителем. При этом, на картине де Воса на нём лишь белая набедренная повязка, тогда как в работе из собрания АБС он одет.

Фламандская школа XVI века Сошествие во ад (Христос в лимбе) Фландрия, XVI век Дерево, масло. 117,5*60 см БСИИ ASG, инв. № 04-4223

Мартин де Вос Фрагмент картины «Сошествие во ад» с изображением старца в правой нижсней части [1]

Фламандская школа XVI века

Фрагмент картины «Сошествие во ад» с изображением старца в левой нижсней части БСИИ ASG, инв. № 044223

Автора «Сошествия во ад» из собрания ASG вполне можно причислить к последователям Мартина де Воса. Однако его образы копировали не только анонимные мастера, но и хорошо известные, признанные живописцы. В частности, соратник художника Амброзиус Франкен в картине из Большого собрания изящных искусств ASG скопировал анатомическую трактовку тела Лазаря c работы де Воса из Коллекции Лихтенштейнов

в Вене. Художники дают абсолютно маньеристи-ческое прочтение тела этого библейского персонажа: его торс Б-образно изогнут, а мускулатура гипертрофировано подчёркнута. Подобным образом де Вос изображал не только библейских, но и мифологических персонажей, например, мёртвого Адониса на коленях у Венеры из Музея изобразительных искусств Блуа.

Амброзиус Франкен

Воскрешение Лазаря

Фландрия, конец XVI - начало XVII веков

Дерево, масло. 64*50 см

БСИИ ASG, инв. № 04-3862

Мартин де Вос Воскрешение Лазаря 1593 год 151*225 см

Коллекция Лихтенштейнов, Вена

Мартин де Вос

Смерть Адониса

Дерево, масло. 86*120 см

Музей изобразительных искусств, Блуа

Мартин де Вос Фрагмент картины «Воскрешение Лазаря» с изображением Лазаря в центре

Коллекция Лихтенштей-нов, Вена

Амброзиуе Франкен Фрагмент картины «Воскрешение Лазаря» с изображением Лазаря в ниженей части БСИИ ASG, инв. № 04-3862

В подобном же ключе трактовано тело Иисуса в сцене «Распятия». Перед нами классическая иконография данного сюжета: в центре - распятие с надписью на вершине креста - «I N R I» (лат. «lesus Nazarenus Rex ludaeorum», рус. «Иисус Назорей, Царь Иудейский»), слева - Дева Мария, справа - апостол Иоанн, у основания креста - коленопреклонённая Мария Магдалина, а позади -пейзаж с видом на город и небо с грозовыми облаками.

Мартин де Вос Распятие

Холст, масло. 245*165 см

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

В 1590-е годы де Вос снова обратился к сюжету «Распятия», но изменил своему привычному языку, в котором ещё ощущались черты Северного Возрождения. Сухость колорита и графическая линеарность уходят, уступая место традициям итальянского Барокко - колорит становится мягче, менее интенсивна светотеневая моделировка форм, а персонажи более эмоциональны в своих реакциях. Обращение к искусству Романистов привело к утрате де Восом индивидуальности, его характерные образы отныне не столь легко узнаваемы и, даже, трафаретны.

Мартин де Вос Распятие 1590-е годы

Дерево, масло. 104*73 см

22 сентября 2016 г., Мюнхен, аукцион Hampel, лот 940

Эстимейт € 20,000 - 30,000

В собрании ASG есть сцена «Распятия» фламандской школы XVII века, близкая данной работе де Boca с аукциона Hampel. В ней нет изображения распятых разбойников по сторонам от Иисуса. Художник копирует у де Boca самого юного персонажа картины - апостола Иоанна. На картинах он изображён босым, золотоволосым и одетым в одинаковые хитоны оливкового цвета и красные гиматии. Он оторвал стопу левой ноги от земли, а пальца рук сцепил на уровне груди. В том, как он удивлённо и с интересом смотрит на своего учителя ощущается ещё юношеское простодушие. Помимо этого, Дева Мария сложила руки так же, как и у де Boca, а Мария Магдалина обняла основание креста, держа в руках белый плат.

Мартин де Вос Фрагмент картины «Распятие» с изображением апостола Иоанна в правой части

22 сентября 2016 г., Мюнхен, аукцион Hampel, лот 940

Фламандская школа первой половины XVII века Фрагмент картины «Распятие» с изображением апостола Иоанна в правой части

БСИИ ASG, инв. № 04-3899

м

Фламандская школа первой половины XVII века Распятие

Дерево (дуб), масло. 63*47 см БСИИ ASG, инв. № 04-3899

Фламандских художников вдохновляли не только живописные произведения де Воса, но и его рисунки, многие из которых не сохранились. О них мы можем сегодня судить лишь по снятым с них гравюрам Рафаэля Саделера (1555 - 1616), братьев Вирикс, Адриана Колларта (1560 - 1618), Филиппа Галле (1537 - 1612) и др. Де Вос сотрудничал с самым крупным книжным издательством Антверпена - Plantin Press. Он разработал серию из 13 гравюр к «Triumphus martyrum» с изображениями мучеников Ветхого Завета. Им же были изготовлены серии о пяти чувствах, семи смертных грехах, христианских добродетелях, 12 месяцах, четырёх временах года и семи чудесах света. 78 рисунков де Воса представлены в «Bible Thesaurus veteris et novi testamenti», опубликованной в 1585 году знаменитым южнонидерландским издателем Герритом де Йоде (1509 - 1591). Библия эта была переиздана в Амстердаме и разошлась по всей Европе, благодаря чему рисунки де Воса приобрели широкую популярность. Всего на сегодняшний день насчитывается около 1600 гравюр, изготовленных по эскизам де Воса.

Одной из наиболее популярных серий мастера была «История Юдифь» изданная в 1585 году и состоящая из четырёх гравюр. Одна из них изображает в левой части ветхозаветную вдову Юдифь во вражеском стане ассирийцев. В одной руке она держит меч, а в другой - отрубленную голову, соблазнённого ею полководца Олоферна. Действие происходит у входа в шатёр. Справа -служанка Юдифи, подготовившая мешок для головы. Нами было выявлено три гравюры с данной сценой. Самая ранняя гравюра из Британского музея была изготовлена непосредственно по рисунку де Воса в 1585 году Герритом де Йоде (сам рисунок, по-видимому, не сохранился). Две другие являются оттисками XVII века с гравюр Яна Сннелинка (ок. 1548 - 1638) и Класа Янсона Висхера (1587 - 1652). В нашей статье мы приведём только гравюру Геррита де Йоде. На остальные оставим ссылки [3,4].

Гравюра Геррита де Йоде по рисунку Мартина де Воса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юдифь с головой Олоферна 1585 год 20*26 см

Британский музей, Лондон

Живописных композиций Мартина де Воса на сюжет «Юдифь с головой Олоферна» нами обнаружено не было. На сайте бельгийской арт-галереи «Galerie Lowet de Wotrenge» выставлена работа т.н. «Псевдо-де Воса» («Pseudo-de Vos») - фламандского художника XVI века, имя которого на сегодняшний день неизвестно. Всего установлено около 20 картин этого мастера. Все они написаны в манере, подражающей де Восу. На картине из Бельгии Юдифь представлена не

в момент отрубания головы Олоферну, а вместе со своей служанкой и коленопреклонёнными старейшинами города, умоляющими её о сдаче Ветилуи (родного города Юдифь) войскам Оло-ферна. Но Юдифь осталась непреклонна в осуществлении своего плана.

Псевдо-де Вос

Юдифь со старейшинами

1560 - 1570-е годы

Дерево, масло. 96*125 см

Galerie Lowet de Wotrenge, Антверпен

Сотрудники галереи датируют картину 1560 -1570-ми годами - временем, когда гравюры по рисункам де Воса ещё не были созданы. В Большом собрании изящных искусств ASG есть картина круга Мартина де Воса «Юдифь с головой Оло-ферна», которая датируется 1570 - 1580 годами. Картина эта, бесспорно, «проигрывает» работам де Воса, а потому её атрибуция кругом живописца оспариваться не будет. Композиция атрибутирована специалистами кабинета Эрика Тюркена, и, согласно их датировке, была исполнена до рисунков де Воса к серии гравюр. Тем более ничего общего между гравюрами и данной работой нет. Как нет и никаких живописных черт, позволяющих отнести её к творчеству «Псевдо-де Воса». Однако написана она была живописцем хорошо знакомым с искусством де Воса. К тому же, не исключено, что сам де Вос писал живописные композиции на этот сюжет, ставшие прообразом данного произведения, но которые до нас не дошли.

Ветхий Завет повествует о том, что на четвёртый день осады города Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Но, любуясь

Мартин де Вос, круг Юдифь с головой Олоферна Фландрия, 1570 - 1580 годы Дерево, масло. 68*92 см БСИИ ASG, инв. № 04-3435

ЩЩщ ш

Ж Ш Ш Шс / V/ 1 рт

^Нв?- Ш чс&ЗЖН^ЕЕ^^^Нк' шШ! 'ш1 В ■ ' в/ я

К? ш ■ ъЕ Л Де

МГ Як

Мартин де Вос

Фрагмент левой части картины«Похищение Европы»

Музей изобразительных искусств, Бильбао

красавицей, Олоферн напился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами. Затем израильтянки вернулись в город, показали голову горожанам со словами: «Вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, - и Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха» (Иудифь. 13:15-16).

В центре картины изображена Юдифь, держащая в правой руке голову Олоферна, а в левой -поднятый вверх меч. Справа - обезглавленное тело полководца, слева - служанка, держащая мешок для его головы. На заднем плане, в окне -городские стены.

При создании данной композиции, художник ориентировался на две работы Мартина де Воса. Так поза Юдифи повторяет позу персонажа картины «Похищение Европы» 1580-х годов. В центре изображена обнаженная Европа, распростертая на спине Юпитера, превратившегося в белого быка. Её печальный взгляд обращён на берег, где она беззаботно играла со своими подругами, изображёнными в левой части. Одна из них написана в полный рост. Её левая рука вскинута вверх, а правая - опущена. Она склонила голову набок, направив взгляд вниз, на других героинь произ-

Мартин де Вос Похищение Европы 1580-е годы

Дерево, масло. 133,5*174,5 см

Музей изобразительных искусств, Бильбао

ведения. Та из них, что у левой кромки, согнула колени. Её поза близка той, в которой изображена служанка Юдифи на картине из собрания АБС.

Внешний облик Юдифи является типичным для живописи Мартина де Воса: белоснежная кожа, нежный румянец, золотистые волосы, тонкие черты лица, кокетливо склонённая голова. Подобных героинь можно обнаружить в работах

Мартин де Вос, круг

Фрагмент картины «Юдифь с головой Олоферна» БСИИ ASG, инв. № 04-3435

Мартин де Вос

Фрагмент картины «Аллегория Земли» Национальный музей Прадо, Мадрид

Мартин де Вос

Фрагмент картины «Усекновение главы Иоанна Предтечи» с изображением Саломеи в правой части

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Мартин де Вос, круг

Фрагмент картины «Святое семейство» с изображением женского персонажа в левой части Аукционный дом Nagel [5]

де Воса «Аллегория Земли» (Национальный музей Прадо, Мадрид), «Рождество» (около1600 года, Кафедральный собор Нотр-Дам, Турне), «Аллегория семи свободных искусств» (1590 год, частное собрание), «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1574 год, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), а также на картине круга живописца «Святое семейство» (проходила на аукционе Nagel).

На картине Мартина де Воса «Усекновение главы Иоанна Предтечи» в нижней части изображено обезглавленное тело святого. Рана хорошо

обозрима, и художник, увлечённо передаёт все особенности анатомического строения человека. Из сонных артерий бьёт кровь. В той же манере, с таким же натурализмом и любопытством анатома живописец из окружения де Воса пишет рану Олоферна в работе из собрания АБС. Тело воина ещё на опало, мышцы напряжены, а кровь извергается струями.

В марте 2021 года картина круга Мартина де Воса «Юдифь с головой Олоферна» из Большого собрания изящных искусств АБС поступила в реставрационные мастерские. Доски, на которых

Мартин де Вос, круг

Фрагмент картины «Юдифь с головой Олоферна» с изображением тела Олоферна в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-3435

Мартин де Вос

Усекновение главы Иоанна Предтечи 1574 год

Дерево, масло. 221*89 см

Королевский музей изящных искусств, Антверпен

написана работа, сильно ссохлись и деформировались. Произведение нуждалось в паркетаже. В рубрике «Спасённая красота» следующего но-

мера мы опубликуем реставрационный дневник с подробным освещением этапов восстановления композиции.

Ссылки:

1. http://www.artnet.com/artists/marten-de-vos/the-harrowing-of-hell-ICaUe3ue4-W3VPeWGP191Q2

2. http://www.artnet.com/artists/marten-de-vos/the-harrowing-of-hell-JVSASwPud92rHHosjDA2JA2

3. https://www.rijksmuseum.nl/en/search/objects?q=Maerten+de+Vos&p=8&ps=12&st=Objects&ii=5#/RP-P-1976-30-242,86

4. http://www.spaightwoodgalleries.com/Pages/Bible_Judith.html

5. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Marten_de_Vos_(circle)_Holy_Kinship.jpg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.