Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ И ЗНАТНЫХ ДИНАСТИЙ ИТАЛИИ В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG'

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ И ЗНАТНЫХ ДИНАСТИЙ ИТАЛИИ В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
атрибуция / династия д’Эсте / Чезаре д’Эсте / Альфонсо III д’Эсте / Санто Перанда / парадный портрет / «мельничный жернов» / attribution / d’Este dynasty / Cesare d’Este / Alfonso III d’Este / Santo Peranda / ceremonial portrait / “millstone”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

статья посвящена атрибуции парных портретов феррарских герцогов – Чезаре и Альфонсо III д’Эсте работы итальянского художника XVII века Санто Перанды (1566 – 1638). Ранее картины были ошибочно атрибутированы как мужские портреты испанской школы конца XVII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the the article is devoted to the attribution of paired portraits of the Ferrara dukes Cesare and Alfonso III d’Este by the 17th century Italian artist Santo Peranda (1566 1638). Previously, the paintings were mistakenly attributed as male portraits of the Spanish school of the late 17th century.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ И ЗНАТНЫХ ДИНАСТИЙ ИТАЛИИ В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG»

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ И ЗНАТНЫХ ДИНАСТИИ ИТАЛИИ В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена атрибуции парных портретов феррарских герцогов - Чезаре и Альфон-со III д'Эсте работы итальянского художника XVII века Санто Перанды (1566 - 1638). Ранее картины были ошибочно атрибутированы как мужские портреты испанской школы конца XVII века.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: атрибуция, династия д'Эсте, Чезаре д'Эсте, Альфонсо III д'Эсте, Санто Перанда, парадный портрет, «мельничный жернов».

ABSTRACT: the the article is devoted to the attribution of paired portraits of the Ferrara dukes - Cesare and Alfonso III d'Este by the 17th century Italian artist Santo Peranda (1566 - 1638). Previously, the paintings were mistakenly attributed as male portraits of the Spanish school of the late 17th century.

KEYWORDS: attribution, d'Este dynasty, Cesare d'Este, Alfonso III d'Este, Santo Peranda, ceremonial portrait, "millstone".

29 октября 2013 года на французском аукционе Fraysse&Assoc¡es Международным институтом антиквариата были приобретены мужские парные портреты испанской школы конца XVII века. Авторство работ, как и личности портретируемых, экспертами аукционного дома установлены не были. На основании искусствоведческого анализа работ итальянского художника XVII века Санто Перанды работы атрибутированы как принадлежащие его кисти.

Принадлежность испанской школе XVII века была, по-видимому, определена на основании характерных предметов одежды моделей - гофрированных белых воротников, которые в Испании назывались горгера (исп. gorguera) или «мельничный жернов», а также по форме бородки эспаньолки у одного из персонажей.

Санто Перанда Портрет Чезаре д'Эсте Италия, первая четверть XVII века Холст, масло. 59*46 см БСИИ ASG, инв. № 02-3993

VW ВЕСтшкмэвдунАрддного ШСТУПУ1» жтокачкАт

(Чир искусств

Санто Перанда Портрет Альфонсо III дЭсте Италия, первая четверть XVII века Холст, масло. 59*46 см БСИИ ASG, инв. № 02-3994

В верхних частях портретов есть надписи на итальянском языке с именами портретируемых и датами их жизни. После их перевода было установлено, что один из них, тот, что постарше, является герцогом Феррары, Модены и Реджо -Чезаре д'Эсте (1562 - 1628), а другой - его сыном - Альфонсо III д'Эсте (1591 - 1644).

Надпись на портрете гласит: «CESARE I DUCA DI MOD. F. DI D. ALF. D. ESTE DE D. GIULIA DELLA ROVERE N 1562 SPOSO VIRGINIA DE MEDICI M 1628» (рус. «Чезаре I герцог Модены Феррары отец Альфонсо д'Эсте сын Джулии делла Роверы родился в 1562 жених Вирджинии Медичи умер в 1628»).

Надпись на портрете гласит: «ALF. III DUCA DI MOD. F. DE D. CESARE N 1591 SPOSO L'INFANTA D. ISABELA DI SAVOIA SI BESE RELIGIO CAPPUCCINO NEL 1609 M 1644» (рус. «Альфонсо III герцог Модены Феррары сын Чезаре родился в 1591 жених инфанты Изабеллы Савойской стал монахом капуцином первый ребёнок родился в 1609 году умер в 1644»).

Династия д'Эсте - один из самых древних и знатных родов Италии. Её представители более 500 лет правили Феррарой и Моденой. А по степени интриганства и жестокости их можно сравнить с дворянским родом Борджиа, чьё имя стало синонимом вероломства и распущенности. Причём линии этих родов в XVI веке пересекутся.

Немецкой, австрийской и даже, условно, русской ветви (Иван VI происходит от немецкой линии) дома д'Эсте в нашей статье мы касаться не будем. Портретируемые из Большого собрания изящных искусств ASG относятся к итальянской линии рода. Д'Эсте ведут происхождение от каролингских наместников в Северной Италии. Они рано получили титул маркграфов (маркизов). Вскоре приобрели и сеньориальные права на се-веро-итальянские города и территории (преимущественно в Веронской области): Эсте (отсюда их имя), Ровиго, Монтаньяну, Казале-Маджоре и Понтремоли. В 1035 году Альберто Аццо II - граф Луниджаны и Милана, синьор Ровиго, первый из династии, носивший титул сеньора д'Эсте - женился на Кунигунде Альтдорфской, сестре одно-

Альберто Аццо II дЭ-сте

Миниатюра конца XV века [1]

вернуться к содержанию

{Чир искусств

го из влиятельных германских князей Вельфа III. Их сыновья, Вельф IV, ставший герцогом Баварии, и Фулько I, стали родоначальниками двух ветвей фамилии д'Эсте - германской (Вельфы) и итальянской (собственно д'Эсте).

В 1240 году Аццо VII (потомок Фулько) захватил власть в Ферраре и с этого времени она принадлежала роду д'Эсте. Население Феррары признало его своим государем. В 1288 - 1290 годах граждане Реджо и Модены объявили своим господином Обиццо II д'Эсте - незаконнорожденного сын маркиза Ринальдо I д'Эсте и неаполитанской прачки. Именно этот бастард объединит на три с лишним века в одно княжество Модену, Реджо и Феррару, сделав её центром владений дома д'Эсте.

Обиццо II д'Эсте [2]

'¿г \nL-flro i'bv^ö ftiftolo <le' г -

Обиццо II был убит собственным сыном (задушен подушкой) Аццо VIII, который делит княжество вместе со своими братьями на три части, и начинается борьба за власть. Только внуку Обиццо III - Никколо III (1383 - 1441) удаётся объединить «Феррарское царство». С этого момента начинается Золотой век династии д'Эсте. Никколо III заботился об улучшении земледелия на своих территориях, развивал торговлю, науки и искусство, приглашал ко двору художников, расширил Феррарский университет, много путешествовал, собирал художественные предметы, строил в Ферраре дворцы и церкви, первым устраивал общественные праздники. В тоже время, этот же самый гуманист издал указ о смертной казни (отрубание головы) за прелюбодеяние.

Сын Никколо III - Леонелло д'Эсте (1407 -1450) - был настоящим человеком эпохи Возрождения, в котором удивительным образом сочетались жестокость и утончённость. Он был

обучен военному ремеслу и получил прекрасное научно-литературное образование. Сочинённые им сонеты высоко ценились современниками. Он продолжал коллекционировать памятники искусства и поощрять живописцев. Брат Леонелло - Борсо (1413 - 1471) - был крупным меценатом, превратившим Феррару в культурную столицу. Он окружил себя учеными, писателями и артистами. При нём в Ферраре была открыта первая типография. Борсо любили все, он пользовался покровительством высших властей: в

1452 году от императора Фридриха III он получил титул «герцога Модены и Реджо», а папа Пий II пожаловал его «герцогом Феррары» в 1471

Гравюра A.

Capriolo

Никколо III д'Эсте 1596 год [3]

Автор неизвестен Портрет Борсо д'Эсте 1469 - 1471 годы Замок Сфорца, Милан

году. Борсо сделался законодателем светских обычаев. После своей смерти он оставил казне 500 000 дукатов и богатую коллекцию драгоценностей.

N1COLO' Ш

п. 1Ш - м. Ы41 flgtio naturale poi legUHmoio dt Albctto V slgtnuv dl Ferrara, Modem, Reggio, Rovigo, Parma, dctfa Garfagnane

Сыновья Никколо III - Леонелло и Борсо - отказались от агрессивной внешней политики, не выказывая интереса к военному делу, что подорвало могущество дома д'Эсте. В результате их младший брат Эрколе I (1433 - 1505) был вынужден вести войну с папой Сикстом IV и Венецией. д'Эсте заключил союз с Фердинандом Неаполитанским, Людовико Моро миланским и Флоренцией, благодаря чему война окончилась в 1484 году заключением мира. Эрколе не обладал выдающимися дарованиями, но он заботился об экономическом процветании своих земель, заметно снизив налоги.

Приемник и сын Эрколе I - Альфонсо I (1476 -1534) породнил род д'Эсте с Борджиа. Он женился на самой известной его представительнице - Лукреции Борджиа. Резкий и конфликтный Альфонсо порвал отношения с папой Юлием II, который лишил его прав на Феррару, Модену и Реджо. Однако в 1527 году Альфонсо заключает союз с императором Карлом V, и папа Климент VII был вынужден признать его права на герцогство.

В 1509 году у Альфонсо I и Лукреции родился сын - Ипполито II (1509 - 1572) - кардинал и губернатор Тиволи с 1550 года. Именно при нём началось строительство Виллы д'Эсте - одной из самых знаменитых итальянских вилл XVI века, которую будет стремится превзойти в роскоши

Пётр I при создании Петергофа, и которая станет, своего рода, памятником династии д'Эсте.

Автор проекта виллы д'Эсте - архитектор Пирро Лигорио (1514 - 1583). Согласно его замыслу, убранство виллы призвано было подчеркнуть её высокий статус как очага культуры, места встречи художников, поэтов и музыкантов. Отделка залов, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем - Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро. Стены украшали фламандские шпалеры, лепнина, фрески и античные статуи (большинство было утрачено).

Интерьер Виллы д'Эсте Первый Зал Тибуртина [4]

Помимо виллы близ Тиволи основной резиденцией дома д'Эсте в Ферраре был замок Ка-стелло Эстенсе, представляющий собой средневековое оборонительное сооружение с четырьмя башнями, окружёнными рвом. Строительство замка началось в период правления Никколо II д'Эсте (1338 - 1388). 3 мая 1385 года в Ферраре произошло кровопролитное восстание жителей, требовавших снизить налоги. В результате столкновений армии и горожан был растерзан толпой советник семьи д'Эсте - Томазо да Тор-тоне. Напуганный данным событием герцог решился на строительство массивного замка, который бы защищал его от народных волнений и гарантировал безопасность. Архитектором был назначен Бартолино да Новара. По его проекту четыре угловые башни соединялись куртинами, здесь же был построен навесной мост.

Замок Кастелло Эстенсе в Ферраре [5]

Окончательно внешний вид замка сформировался при Эрколе II д'Эсте (1508 - 1559). Работы он доверил известному архитектору, художнику и декоратору Джироламо да Карпи (1501 -1556). Внешний облик замка сохранился до наших дней, интерьеры же в течение нескольких веков претерпевали изменения.

Фактически при сыновьях Альфонсо I - Иппо-лито II и Эрколе II -сформировались две главные резиденции рода д'Эсте (позднее, после 1634 года, начнётся строительство Дворца герцогов в Модене). Период правления братьев был ознаменован последним подъёмом искусств герцогства: в Ферраре работал Тициан, Пеллегрино, Джулио Романо, устраиваются пышные приёмы и праздники, расцветает художественное ковроткачество и производство обоев. Но уже

ТИ* аЕстикмэадунагодного шстиряа жткачулта

(Чир искусств

Зал игр в замке Кастелло Эстенсе, Феррара Зал был предназначен для вечерних развлечений, концертов и игр [6]

вскоре, при сыне Эрколе II - Альфонсо II (1533 -1597) - появились первые признаки политического и культурного упадка Феррары. Альфонсо пытался занять польский престол, ввязывался в многочисленные политические авантюры, тратил огромные суммы на турниры и охоту, подорвав тем самым экономическое состояние герцогства.

Альфонсо II умер бездетным. Вслед за его смертью начинался период упадка и смут. Первым их плоды начал пожинать герцог Чезаре д'Эсте, портрет которого хранится в Большом собрании изящных искусств АБС.

Чезаре Аретус Портрет герцога Чезаре д'Эсте 1598 год Холст, масло Галерея Эстенсе, Модена

Чезаре д'Эсте - побочный внук Альфонсо I и незаконнорожденный сын Альфонсо д'Эсте, маркиза Монтеккио от дочери герцога Урбино Джулии делла Роверы. После смерти Альфонсо II законная линия династии д'Эсте прервалась, и император Священной Римской империи, Рудольф II, признал наследником Чезаре д'Эсте, которому на тот момент было 24 года. Однако Чезаре был бастардом и легитимность его власть не была признана Папой римским Климентом VIII. В результате в 1598 году Феррар-ское герцогство прекратило своё существование и стало частью Папской Области.

Молодой Чезаре, не обладавший политической дальновидностью, пытался найти поддержку у ведущих европейских держав, но получил резкий отказ от французского короля Генриха IV, который пригрозил Италии войной. 30 января 1598 года Чезаре прибыл в Модену, куда и перенёс столицу герцогства.

Герб рода Д'Эсте с 1534 года

К этому времени в Модене проживало около 20 000 жителей. Основная часть населения трудилась на текстильных мануфактурах. Шелка, произведённые в Модене и Реджо, славились по всей Европе. На экспорт шло так же вино, мясо и скот. С потерей плодоносных земель Феррары сильно ухудшилась ситуация с зерновыми - каждый третий год был голодным. К началу XVII века положение в герцогстве осложнилось и сильной инфляцией, продукция, предназначенная на экспорт, стала менее конкурентоспособной. Благодаря переносу столицы в Модену здесь развернулись строительные работы, началась реконструкция и снос зданий, что способствовало созданию рабочих мест для каменщиков и чернорабочих.

Помимо проблем в экономике, Чезаре столкнулся с политическими распрями между дворянами Модены и Феррары, а также войной против Лукки за обладание областью Гарфаньяна.

Неудачи постигли герцога и в личной жизни. 6 февраля 1586 он женился на Вирджинии Медичи (1568 - 1615), дочери великого герцога Тосканы Козимо I Медичи и Камиллы Мартелли. Около 1596 года у его жены впервые стали заметны признаки безумия, которые сопровождали её до самой смерти.

Автор неизвестен Портрет Вирджинии Медичи [7]

Автор неизвестен Портрет Альфонсо III д'Эсте [8]

В семье Вирджинии Медичи и Чезаре д'Эсте родились шестеро сыновей и четыре дочери. После смерти Чезаре во главе герцогства встал его старший сын, Альфонсо III, чей портрет из собрания ASG является парным к портрету отца.

Результат союза родов д'Эсте и Медичи, Альфонсо уже в детстве проявлял черты вспыльчивости и жестокости. В возрасте семи лет он был взят в заложники в Болонье как гарант подписания конвенции, согласно которой Феррара перешла во владения Церкви. В Модене воспитателем юноши был граф Людовико Рончи,

культивировавший в Альфонсо задатки будущего правителя. Вскоре, воспользовавшись слабохарактерностью отца, он начал вмешиваться в политические дела. 10 марта 1608 года в Турине он женился на Изабелле Савойской, дочери герцога Карла Эммануила I Савойского. В браке родилось 14 детей, девять из которых пережили детский возраст.

Франс Поурбюс Младший Портрет Изабеллы Савойской 1612 год

Холст, масло. 124*100 см Коллекция театра Олимпико, Виченца

В 1613 году Альфонсо принял участие в войне против Лукки и играл главную роль в убийстве в Ферраре графа Эрколе Пеполи, оспаривавшим у Чезаре д' Эсте власть над герцогством в 1617 году. Молодой Альфонсо рвался к власти, но преждевременная смерть любимой супруги в 1 626 году заставила его задуматься о принятии монашества. После смерти герцога Чезаре в декабре 1628 года, Альфонсо стал правителем Модены и Реджо, однако уже в июле 1629 в замке Сассуоло он объявил о своем отречении в пользу сына Франческо. 8 сентября того же года бывший герцог стал монахом ордена капуцинов с именем фра Джамбаттиста да Модена.

Автор неизвестен Портрет Альфонсо III дЭсте в монашеском облачении [9]

Альфонсо обучался теологии и риторике в Риме, основал монастырь в Гориции и был приглашен проповедовать в Иннсбрук и Вену. Его смирение и образцовая религиозная жизнь вызывали восхищение у современников. В 1632 году Альфонсо вернулся в Модену, где, вскоре превратился в персону нон грата из-за своих настойчивых попыток обращения евреев в христианство. 24 мая 1644 года он умер в монастыре Гарфаньяна, который сам основал.

Монастырь Гарфаньяна

Основан Альфонсо III дЭсте в 1632 году

Таким образом в первой части нашей статьи мы установили личности портретируемых. Во второй её части речь пойдёт об атрибуции авторства и датировке. Живописных портретов Чезаре и Альфонсов III д'Эсте известно мало. Самым знаменитым портретом Чезаре является работа итальянского мастера позднего Ренессанса Чезаре Аретуса (1549 - 1612). Данный портрет, написанный в 1589 году, ныне хранится в галерее Эстенсе в Модене. На нём герцог за-печатлён в возрасте 36 лет в военных доспехах.

Чезаре Аретус

Портрет герцога Чезаре д'Эсте 1598 год Холст, масло Галерея Эстенсе, Модена

Чезаре Аретус родился в Модене. Обучался у Бартоломео Раменги (1484 - 1542). Работал в религиозном и портретном жанрах. Совместно с Джованни Баттиста Фиорини расписал купол Собора Святого Петра в Болонье. Восстановил фрески Корреджо в Пармском соборе и написал копию его знаменитой картины «Поклонение пастухов» для церкви Сан-Джованни Евангелиста в Парме.

В 2010 году знаменитый итальянский антиквар и галерист из Модены Пьетро Канторе приобрёл во Франции в частной коллекции портрет Чезаре д'Эсте начала XVII века. Убедительной авторской атрибуции у работы не было. После реставрации и удаления поздних записей XIX века, проведенных Мариной Пар-миджани и директором Государственного музея искусств Модены Франческой Пиччинини, портрету был возвращен его первоначальный авторский вид, отличающийся высоким уровнем исполнения. Атрибуцией произведения занимались такие видные искусствоведы Италии как Анджело Мазза и Грациелла Мартинелли

Бралья. Ими было высказано мнение о том, что данный портрет написан тем же Чезаре Арету-сом в 1605 году по случаю награждения герцога орденом Золотого руна (его мы видим на груди Чезаре д'Эсте). Существует так же версия, что картина могла быть написана и выдающимся фламандским портретистом Франсом Пурбусом Младшим (1569 - 1622), который долгое время работал в Италии [10]. К единому мнению исследователи так и не пришли.

.D.ALF.Di EP s '(

Щ

■ §

t

Щ 4

Авторство работы не установлено Портрет герцога Чезаре д'Эсте 1605 года

Холст, масло. 74*55 см Коллекция Пьетро Канторе, Модена

Версия с Пурбусом выглядит крайне заманчивой, однако данные исследователи оставили без внимания вариант авторства его современника итальянца Санто Перанды (1566 - 1638), который в 1609 - 1614 годах создал парадные портреты Чезаре и Альфонсо III д'Эсте, ныне хранящиеся в Палаццо Дукале («Герцогский дворец») в Мантуе.

VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

Санто Перанда

Портрет герцога Чезаре дЭсте

1609 - 1614 годы

Холст, масло. 219*142 см

Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

Санто Перанда обучался живописи у Паоло Фламинго, Леонардо Короны и Якопо Пальмы Младшего. Самая ранняя работа Перанды - «Святой Мартин и бедняк» - датируется 1585 годом (церковь Рио Сан Мартино ди Скорце, Венеция). В 1592 году он работал в Риме по заказам венецианского дожа Марино Гримани. В 1594 художник вернулся в Венецию, где написал «Святого Роха, исцеляющего больных чумой» и «Смерть святого Роха» для церкви Сан-Джулиано. В 1604 году Пе-ранда создал свои лучшие религиозные и исторические композиции: «Caduta della manna» (церковь Сан-Бартоломео), «Святого Диего, исцеляющего больных (церковь Сан-Франческа делла Винья), «Битву при Яффе» (Дворец Дожей, Венеция).

Санто Перанда Битва при Яффе Дворец Дожей, Венеция

Санто Перанда

Портрет герцога Альфонсо III дЭсте

1609 - 1614 годы

Холст, масло. 219*142 см

Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

В период с 1608 по 1 627 годы живописец, в основном, занимался портретной живописью. В Мирандоле он работал при дворе герцога Алес-сандро I Пико делла Мирандолы (1 566 - 1637). В Палаццо Дукале в Мантуе хранится парадный ростовой портрет Алессандро I работы Перан-ды, который близок парным композициям, изображающим Чезаре и Альфонсо III д'Эсте из того же дворца.

Санто Перанда Портрет герцога Алессандро I Пико делла Мирандолы До 1637 года Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для портрета Алессандро I живописец выбрал тот же фон, что и для изображения Альфон-со III д'Эсте: в углу расположен стол, покрытый красной драпировкой, у ног герцога - собака, на заднем плане большое прямоугольное окно (проём). Писал он их, скорее всего в одно и тоже время - 1609 - 1614 годы - когда Алессандро I было уже за сорок.

Герцог Мирандолы породнился с родом д'Э-сте в 1603 году (по другим источникам в 1607 году). Во время карнавала в Модене Алессандро I сочетался браком с Лаурой д'Эсте (1594 -1630), дочерью Чезаре д'Эсте и Вирджинии Медичи. В 1620-х годах Перанда написал их семейный портрет.

Перанда неоднократно писал представителей рода д'Эсте. Им исполнены портреты Джулии д'Эсте (местонахождение композиции неизвестно) и Изабеллы Савойской - жены Альфонсо III д'Эсте.

Санто Перанда

Портрет Изабеллы Савойской

1620 годы

Холст, масло

Галерея Эстенсе, Модена

Подгрудные изображения Чезаре и Альфонсо III д'Эсте из Большого собрания изящных искусств ASG воспроизводят их парадные портреты работы Санто Перанды из Палаццо Дукале в Мантуе. При этом их нельзя рассматривать просто как подготовительные эскизы (наброски), поскольку они выполнены на высоком уровне живописного мастерства. Тщательно выписаны глубокие морщины, припухлости под цепкими карими глазами, седеющие волосы на висках и бородке у Чезаре д'Эсте, а также детали костюма, ямка на подбородке и взбитые наверх волосы у его сына Альфонсо.

Санто Перанда

Портрет Лауры д'Эсте и герцога Алессандро I Пико делла Мирандолы [11]

йч

А

ti-V'

..у

■■У

Санто Перанда санто Перанда

Портрет Чезаре дЭсте Портрет Чезаре д'Эсте (фрагмент)

Е7 Л1 ТЯТЯ А С1 Z*1 Л ТО О i i л > i i /

, инв' - Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

Санто Перанда Санто Перанда

Портрет Альфонсо III д'Эсте Портрет Альфонсо III д'Эсте (фрагмент)

БСИИ ASG, инв. № 02-3994 Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

Портреты из Большого собрания изящных искусств ASG отличаются от парадных в нескольких деталях. Так на портрете Альфонсо III из собрания ASG нет изображения длинной цепочки, за которую герцог держится большим пальцем руки на картине из Палаццо Дукале. У Чезаре в одном случае мы видим отложной белый воротник, а в другом - «мельничный жернов». Видимо, Санто Перанда несколько изменил свой замысел. Однако тот же «мельничный жернов», что и на картине из собрания ASG, изображён на шее у Чезаре д'Эсте на неатрибутированном полотне из коллекции Пьетро Канторе (Модена). В этом же воротнике Чезаре предстаёт и на гравюре итальянца Джузеппе Калетти (1600 - 1660, часто портретировал герцогов Феррары), который изобразил его вместе со своим кузеном Аль-фонсо II д'Эсте. Кроме этого на портрете Чезаре из коллекции Канторе в верхней части есть так же надпись золотой краской с информацией об изображённом («Чезаре, сын герцога Альфонсо, герцог Феррары...»), как и на полотне из собрания ASG.

Джузеппе Калетти

Портрет Альфонсо II д'Эсте и Чезаре д'Эсте 18*14 см [12]

Авторство работы не установлено Портрет герцога Чезаре д'Эсте

Коллекция Пьетро Канторе, Модена

Надпись на портрете из коллекции Канторе сделана крупно, красивым шрифтом. И это не единственный случай, когда Перанда делал подобные надписи на своих портретах. Так надпись с именем портретируемого есть над головой графа Федерико II Пико делла Мирандолы (около 1565 - 1602). На оборотной стороне этого портрета есть запись об авторстве: «Sante Peгanda р^оге venesiano» (рус. «Санто Перанда венецианский художник»).

Санто Перанда Портрет графа Федерико II Пико делла Мирандолы До 1602 года

Холст, масло. 33,5*24,5 см Замок Пико, Мирандола

Надписи на портретах Федерико II Пико и Чезаре д'Эсте из коллекции Канторе вписываются в изображение весьма гармонично, тогда как надписи на портретах из Большого собрания изящных искусств ASG явно нарушают общую композицию - небольшие буквы теснятся в верхней части, наслаивается друг на друга, диссонируют, огибая макушки голов герцогов. В связи с этим мы полагаем, что сделаны они позднее первой половины XVII века, уже после смерти Санто Перанды и Альфонсо III (умер в 1644 году). На основании этих надписей французские эксперты аукционного дома «Fraysse & Associes» и дали первоначальную датировку портретов, атрибутировав их концом XVII века. Хотя подобная практика нанесения на портреты надписей с именами изображённых уже после их смерти, весьма распространенное явление. Так, например, в собрании ASG есть «Портрет архитектора

Жана Доржбре» французской школы XVIII века. В его левом верхнем углу есть надпись с именем портретируемого и информацией о том, что он родился в 1676 году, а умер в 1754 году. Сама же надпись была сделана в 1780 году потомками архитектора. Мы так же склонны полагать, что надписи на парных композициях были сделаны во второй половине XVII века потомками рода д'Эсте.

МГ JEAN DORGEBRAY

0ECEDE

ЛПЕК DF, 78 .CVS

Французская школа XVIII века Портрет архитектора Жана Доржбре Холст, масло. 81*65 см БСИИ ASG, инв. № 02-1821

Для портретов из собрания ASG Перанда выбрал зелёный (болотный) фон, не включая в него никаких предметов антуража. В аналогичный цвет выкрашены стены на полотнах с изображениями Чезаре и Альфонсо III д'Эсте из Палаццо Дукале. Всё тот же зеленый оттенок присутствует в фонах на портретах Чезаре д'Эсте из коллекции Пьетро Канторе и Федерико II Пико из Мирандолы. Перанда не единожды писал Федерико II Пико. В том же Замке Пико хранится еще один небольшой портрет Федерико II кисти Перанды, который по качеству исполнения, характеру погрудной компоновки, грязно-зелено-

ватому фону и световым бликам на лбу и щеках графа очень близок портретам Чезаре и Альфонсо III д'Эсте из Большого собрания изящных искусств ASG.

Санто Перанда Портрет Чезаре д'Эсте Италия, первая четверть XVII века Холст, масло. 59*46 см БСИИ ASG, инв. № 02-3993

Санто Перанда

Портрет графа Федерико II Пико делла Мирандолы

До 1602 года

Холст, масло. 57*45,5 см

Замок Пико, Мирандола

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что на ранее анонимных портретах из Большого собрания изящных искусств ASG изображены феррарские герцоги - отец и сын -Чезаре и Альфонсо III д'Эсте. Данное заключение мы сделали на основе расшифровки надписей в верхней части полотен. Далее нами был выявлен ряд их портретных изображений. Авторство некоторых из них по сей день неизвестно, другие исполнены именитыми мастерами - Чезаре Аретусом, Джузеппе Калетти и Санто Перандой. Последним написаны парные парадные ростовые портреты Чезаре и Альфонсо III д'Эсте (ныне находятся в Палаццо Дукале, Мантуя), которые в погрудном варианте воспроизводят работы из собрания ASG, хотя и с некоторым отступлениями в элементах одежды. В коллекции Пьетро Канторе из Модены хранится портрет Чезаре д'Эсте в воротнике «мельничный жернов», авторство которого не установлено. Однако, несомненно, в этом портрете есть живописные черты, которые роднят его с другими портретами Санто Перанды.

Мы атрибутируем портреты Чезаре и Альфонсо III д'Эсте из собрания ASG авторством самого Санто Перанды, а не его кругом. Безусловно, в жанре парадного портрета этот живописец проявил себя как большой и незаурядный мастер,

уровня Франса Пурбуса Младшего. Но в его же творчестве есть небольшие погрудные портреты графа Федерико II Пико делла Мирандолы, которым в мастерстве исполнения ничем не уступают парные работы из собрания ASG. Картины эти имеют много общих черт, а потому мы имеем все основания говорить о том, что портреты Чезаре и Альфонсо III д'Эсте из собрания ASG написаны самим Перандой.

При установлении датировки портретов мы отталкиваемся от 1605 года. В этот год Чезаре д'Эсте был награжден орденом Золотого руна, а именно с ним он изображен на портрете из собрания ASG. Санто Перанда стал активно заниматься портретной живописью в 1608 году, когда прибыл в качестве придворного живописца ко двору Алессандро I Пико. В 1609 - 1614 годах он написал парадные портреты тестя Алессандро I Пико - Чезаре д'Эсте, а так же его сына -Альфонсо III д'Эсте. До 1 627 года он активно создавал портреты представителей рода д'Эсте, после чего работал в Венеции. Следовательно, портреты из собрания ASG мы можем датировать периодом с 1605 по 1627 годы. Что касается надписей в верхней части композиций, то они сделаны позднее - во второй половине XVII века потомками рода д'Эсте.

Ссылки:

1. Ferrara tra nebbia magia e storia [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.lorettabweb.net/ferrara/index. php?page=este/es_00.php - Дата доступа: 27.03.2020.

2. Обиццо II д'Эсте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0 %B8%D1%86%D1%86%D0%BE_II_%D0%B4%E2%80%99%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5 - Дата доступа: 27.03.2020.

3. Ferrara tra nebbia magia e storia [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.lorettabweb.net/ferrara/index. php?page=este/es_00.php - Дата доступа: 27.03.2020.

4. Villa d'Este [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Villa_d%27Este - Дата доступа: 01.06.2020.

5. Замок Эстенсе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BC% D0%BE%D0%BA_%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B5 - Дата доступа: 01.06.2020.

6. Castello Estense [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Castello_Estense - Дата доступа: 01.06.2020.

7. Virginia de' Medici [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Virginia_de%27_Medici -Дата доступа: 02.06.2020.

8. Alfonso III d'Este [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Alfonso_ III_d%27Este#/media/File:Alfonso_III_d'Este_duca.jpg - Дата доступа: 02.06.2020.

9. Alfonso III d'Este monaco [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/ File:Alfonso_III_d%27Este_monaco.jpg - Дата доступа: 02.06.2020

10. Il Ritratto del duca Cesare d'Este di Frans Pourbus il Giovane - Il Teatro Ducale Grande di Modena [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.comune.modena.it/eventi/eventi-2019/il-ritratto-del-duca-cesare-d2019este-di-frans-pourbus-il-giovane-il-teatro-ducale-grande-di-modena - Дата доступа: 02.06.2020.

11. Dipinto Raffigurante il Duca Alessandro I Pico della Mirandola con la Moglie Laura D'Este [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dipinto_Raffigurante_il_Duca_Alessandro_I_Pico_della_ Mirandola_con_la_Moglie_Laura_D%27Este.jpg - Дата доступа: 03.06.2020.

12. Portrait of Alfonso II d'Este and Cesare d'Este [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arthistoryreference. com/t145/2328.htm - Дата доступа: 03.06.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.