Научная статья на тему '"ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ "СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ У ГРОБА РОДИТЕЛЕЙ"'

"ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ "СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ У ГРОБА РОДИТЕЛЕЙ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНА / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РЕСТАВРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Патрахин Сергей Николаевич, Бекишев Олег Анатольевич

В статье рассматривается история возникновения житийного извода «Преподобный Сергий перед гробницей родителей» в русской иконописной традиции. На основе изученной информации проводится анализ иконы, попавшей в реставрационную мастерскую, который позволяет идентифицировать её как редкий по стилю письма образец.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICONOGRAPHIC TRADITIONS OF THE IMAGE OF ST. SERGIUS OF RADONEZH AND THE RESTORATION OF THE ICON "ST. SERGIUS OF RADONEZH AT THE TOMB OF HIS PARENTS"

The article examines the history of the origin of the hagiographic version "St. Sergius before the tomb of his parents" in the Russian iconographic tradition. On the basis of the studied information, an analysis of the icon that got into the restoration workshop was carried out, which makes it possible to identify it as a rare sample in this style of painting.

Текст научной работы на тему «"ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ "СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ У ГРОБА РОДИТЕЛЕЙ"»

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ «СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ У ГРОБА РОДИТЕЛЕЙ»

Патрахин Сергей Николаевич,

член Союза художников России, доцент кафедры иконописи Омской духовной семинарии

Иерей Олег Анатольевич Бекишев,

магистр теологии, студент 1-го курса иконописного отделения

Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматривается история возникновения житийного извода «Преподобный Сергий перед гробницей родителей» в русской иконописной традиции. На основе изученной информации проводится анализ иконы, попавшей в реставрационную мастерскую, который позволяет идентифицировать её как редкий по стилю письма образец.

Ключевые слова: икона, искусствоведческий анализ, реставрация.

ICONOGRAPHIC TRADITIONS OF THE IMAGE OF ST. SERGIUS OF RADONEZH AND THE RESTORATION OF THE ICON "ST. SERGIUS OF RADONEZH AT THE TOMB

OF HIS PARENTS"

Patrakhin Sergey Nikolaevich,

member of the Union of Artists of Russia, Associate Professor of Icon Painting Department of Omsk Theological Seminary

Priest Oleg Anatolevich Bekishev,

Master of Theology, 1st year student of the Icon Painting Department of Omsk Theological Seminary

Abstract. The article examines the history of the origin of the hagiographic version "St. Sergius before the tomb of his parents" in the Russian iconographic tradition. On the basis of the studied information, an analysis of the icon that got into the restoration workshop was carried out, which makes it possible to identify it as a rare sample in this style of painting. Keywords: icon, art history analysis, restoration.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ЭТНОГРАФИЯ

Патрахин Сергей Николаевич, иерей Олег Анатольевич Бекишев «Иконографические традиции изображения святого преподобного Сергия Радонежского и реставрация иконы «Святой преподобный Сергий Радонежский у гроба родителей»

Образ преподобного Сергия - величайшего из святых Древней Руси, один из излюбленных в православной христианской культуре. Сергий Радонежский является выразителем русского идеала святости, именно в нем соединились в благодатной полноте разные стороны монашеского служения. Глава и учитель российского пустынножительного иночества, он оказал огромнейшее духовное влияние на большинство святых XIV - начала XV вв. Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, безусловно, одной из тех причин, по которым Москва, а вслед за нею и вся Русь, чтила в преподобном Сергии своего небесного покровителя.

Иконография святого Сергия основана на житиях, составленных иноком Трои-це-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах и афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года [1]. Она очень разнообразна, его образы встречаются в иконописи и храмовых росписях.

По обилию и разнообразию иконографических сюжетов Сергий Радонежский не имеет равных среди святых, прославленных в Русской Церкви. Самые ранние изображения преподобного появились вскоре после его блаженной кончины уже в начале XIV в. В это время сложился образ Сергия, предстоящего перед восседающей на престоле Богоматерью с Младенцем, как на сохранившейся иконе первой трети XV в. Преподобного часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: он выступал ходатаем за всю богопросвещенную Русь вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими [1].

Преподобного Сергия изображают как в полный рост, так и в поясном варианте. Пальцы правой руки могут быть сложены в различных жестах, таких как благословение или повествование, внимание и некоторые другие. В левой руке может быть свиток, развернутый или свернутый. Известно много икон преподобного Сергия с клеймами или образы, написанные на сюжеты жития, например, «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». Также встречаются изображения преподобного с избранными святыми. Конечно, его образ включается также в такие композиции как «Собор всех святых в земле Российской просиявших», «Собор Радонежских святых» и другие сюжеты, посвященные русским святым [2].

Самый древний образ - это шитый надгробный покров, датируемый 1422 годом, когда состоялось обретение мощей преподобного. Согласно преданию, шитая пелена была подарена Троице-Сергиеву монастырю сыном Дмитрия Донского, великим московским князем Василием Дмитриевичем [2].

В данной статье нами не ставится задача рассмотреть всю иконографию Сергия Радонежского, так как она многочисленна и разнообразна. Необходимость указания на иконографические особенности образа Сергия Радонежского связана с потребностью рассмотреть достаточно редкий извод «Преподобный Сергий перед гробницей родителей», который для иконописного отделения Омской духовной семинарии представляет особый практический интерес.

Недавно в реставрационную мастерскую Омской духовной семинарии попала икона, претерпевшая в своё время определённое реставрационное вмешательство. Икона «Сергий Радонежский у гроба родителей» поступила из коллекции художника-любителя, занимавшегося собирательством и «реставрацией» икон, в основном подокладниц, по-видимому, с целью дальнейшей продажи.

№ 2 (13), 2022

На иконе изображена сцена предстояния святого возле гробниц его отца и матери преподобных Кирилла и Марии. Создание подобных образов было связано с местным почитанием родителей преподобного в Покровском Хотьковом монастыре, где почивают их мощи. Иконы такого типа создавались преимущественно в качестве паломнических реликвий, приобретавшихся в память о посещении Покровского Хотькова монастыря. Композиция этих образов отличается устойчивостью и малой вариативностью основных элементов.

В иконе мы увидели фрагменты старинных и современных красок, отличающихся по структуре. Поскольку образы на иконе были значительно искажены, нас заинтересовал этот извод. Возникли определённые проблемы с идентификацией святых, изображённых на данной иконе. Обратившись к архивным материалам и различным интернет-источникам нам удалось установить, что перед нами очень редкий житийный извод «Преподобный Сергий перед гробницей родителей». Скорее всего это увеличенный фрагмент клейма к иконе, претерпевший значительные изменения в ходе реставрационных работ, которые, судя по материалам, были проведены в конце XX века. Поскольку художник, который делал поновление, т.е. реставрацию данного извода, не смог определить, кто же изображен на иконе, он исказил образ преподобного Сергия Радонежского до неузнаваемости.

Также в композицию иконы реставратор ввел образ еще одного святого, имя которого не представляется возможным установить, так как какие-либо надписания на иконе отсутствуют, верхняя часть иконы с фигурами и надписями была утрачена. В качестве гипотезы можно предположить, что это могли быть тверские святые -или благоверный князь Михаил, или святитель Арсений, с иконы, которая хранится в Тверской областной картинной галерее. Во всяком случае, в доступных источниках информации о такой композиции данного сюжета нет.

Стоит отметить, что среди тех канонических образов, которые нам известны, и посвящены данному сюжету такое композиционное решение более не встречается. Наиболее распространенным иконографическим изводом с образами Кирилла и Марии, появившимся до их канонизации, является композиция «Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей», связанная с их местным почитанием в Покровском Хотьковом монастыре. В XVIII - нач. XX века через Хотьков монастырь проходила паломническая дорога в Троице-Сергиеву лавру и по существовавшей традиции перед посещением лавры следовало поклониться родителям преподобного Сергия.

Поступившая икона имеет размер 26,5 х 22 см, написана на деревянной липовой доске, темперой. Поля закрыты жестяной басмой (позолота или серебрение утрачены). Размер живописной плоскости - 20 х 15 см. Предположительное время написания иконы - середина XIX века. Стиль письма - скорописный, с упрощенной, архаичной моделировкой формы. Колорит сдержанный, цветовая гамма очень ограничена (6 цветов).

На интересующем нас изводе Преподобный Сергий, служащий панихиду с кадилом в руке, изображается слева или реже справа перед двумя гробницами, покрытыми в нижней части общим покровом; Кирилл и Мария облачены в схиму, обычно руки сложены крестообразно на груди, глаза закрыты. Они написаны с нимбами; в надписях, как правило, именуются преподобными. Композиция отчасти восходит к миниатюре из Лицевого летописного свода, но там святой пред-

Патрахин Сергей Николаевич, иерей Олег Анатольевич Бекишев «Иконографические традиции изображения святого преподобного Сергия Радонежского и реставрация иконы «Святой преподобный Сергий Радонежский у гроба родителей»

ставлен юношей в мирской одежде, а здесь - седобородым старцем в мантии и епитрахили. В клейме гравированной житийной иконы мастера И. Т. Шелковни-кова, напечатанной в 1808 г., сцена под названием «Панихида по родителям прп. Сергия» воспроизведена так же, как на миниатюрах из рукописей, но с большим числом персонажей.

Создание первых икон скорее всего относится к 90-м гг. XVIII в. и связано с 400-летним юбилеем преставления преподобного Сергия. В это время в лавре писали большое количество образов разной иконографии, посвященных ее основателю. В Покровском соборе Хотькова монастыря в середине XIX в. хранилась икона Бо-жией Матери «Знамение», на которой внизу была изображена гробница Кирилла и Марии и по сторонам от нее их дети Варфоломей, Петр и Стефан с женами. Одним из ранних образцов является прорись с иконы XVIII - первой половины XIX в. с подписью имен: «Кирилъ» и «Мар1а» (изображены с нимбами); в облачном сегменте над монастырскими храмами - образ Св. Троицы.

Распространению этой иконографии способствовали молебны преподобному Сергию и панихиды по его родителям, которые служились в Хотьковом монастыре во время эпидемии холеры в 40-х гг. XIX в. По случаю эпидемической болезни чудотворная ростовая икона преподобного Сергия, написанная на его гробовой доске, износилась крестным ходом из Свято-Троицкой-Сергиевой лавры в Хотьков монастырь, в с. Радонеж и другие окрестные места. Икону святого ставили напротив мощей Кирилла и Марии так, будто, по словам современника, сам преподобный служил панихиду.

Согласно архивным документам [3], в разработке иконографии и написании икон участвовали лаврские мастера. С конца 50-х гг. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре создавались рисунки и печатались литографированные иконы с таким сюжетом. Поскольку образцы выполняли мастера иконописной мастерской, то литографии в определенной мере повторяют иконы. К 1858 г. относится рисунок карандашом, сделанный лаврским иконописцем И. С. Болдыревым: преподобный Сергий представлен стоящим слева на облаках с кадилом в руке перед накрытой покровом гробницей родителей, изображенных с нимбами; за ними - два храма Покровского монастыря без детализации пространства, а в небе - два парящих ангела с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. Этот образец использовался и на иконах-образках малых размеров, и на литографированных картинах серии «Житие и чудеса преп. Сергия Радонежского».

На тоновой литографии 1865 г. вид монастырских храмов с въездными воротами показан в облаках. В конце. 60-х гг. XIX в. облака перестали изображать и в пространство икон и картин ввели натурные элементы. Так, на литографии 1869 г. композиция расположена на поверхности естественного холма. На литографированных иконах такой извод сохранялся до конца XIX в., варьируясь в деталях, например, на тоновой литографии 1882 г. И.И. Старченкова пейзажный фон приобрел условный характер, фигуры помещены в ложбине среди холмов. Многие литографии лаврской мастерской использовались для изготовления дешевых икон: наклеивались обычно на липовую или кипарисовую доску, реже на картон, раскрашивались акварелью и покрывались лаком, более дорогостоящие дополнительно пропечатывались золотой краской, фон мог быть с тиснением [4].

№ 2 (13), 2022

Традиционные иконы этого извода, предназначавшиеся в основном для раздачи и продажи паломникам, выполнялись в небольших размерах в лавре, Хотьковом монастыре и заказывались в иконописных слободах Владимирской губернии.

На полях могли помещаться приписные святые, тезоименитые заказчикам иконы. Так, на иконе конца XIX в. преподобный Сергий у гробов показан на фоне условной архитектуры, на полях написаны архистратиг Михаил, мученик Косма, святитель Антипа Пергамский, апостол Марк, мученик Дамиан, великомученик Пантелеимон. Редким примером совмещения этого сюжета с образами избранных святых является икона 2-й пол. XIX в.: в левой части композиции написаны святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверские, причем стоящий справа преподобный Сергий обращен к ним, а не к гробам своих родителей под Казанским образом Божией Матери.

В произведениях прикладного искусства изображение преподобного Сергия у гробов родителей не получило широкого распространения, за исключением сер-гиево-посадской резьбы и ростовских эмалей. Прежде всего этот сюжет появился в резьбе мастеров Сергиевского посада (ныне г. Сергиев Посад), работавших по заказу Троице-Сергиевой лавры. Самое раннее обнаруженное упоминание о нем в монастырских документах относится к 1830 г., но резные иконы такого извода этого времени неизвестны.

В ходе реставрационных мероприятий нами была проведена пробная расчистка верхней правой части фона, части нимба и лика правой фигуры, а также сделаны небольшие соскобы в центре фона (рис. 1). Оказалось, что вся верхняя часть иконы, включая верх фигур и фон, были залиты колерованной белилами эпоксидной шпаклевкой. Нетронутым осталось лишь верхнее центральное изображение «Спас Нерукотворный». По эпоксидной поверхности масляными красками были написаны верхняя часть фигур, лики, нимбы и фон, причем нимбы закрашены красной охрой, не используемой в этой иконе. Надписи и наименования были утрачены и не восстановлены (рис. 2).

В процессе реставрации стало понятно, что удалить эпоксидную шпаклевку не представляется возможным, поэтому было принято решение переписать испорченные места иконы, ориентируясь на сохранившуюся живопись. Поверхность иконы покрыта живописным даммарным лаком, затем обработана чесночным клеем для лучшей адгезии. Темперой ПВА в сочетании с яичной эмульсией были исправлены испорченные фрагменты иконы - фигуры святых, лики, нимбы и фон. Стиль письма соответствовал сохранившейся авторской живописи. Нижняя центральная часть иконы, изображающая гробницу Кирилла и Марии, сохранилась неплохо и поновле-ний не потребовалось. Левой фигуре подписано наименование «Преподобный Сергий Радонежский» поскольку правую предстоящую фигуру определить не удалось, решено её не подписывать. В завершение икона покрыта защитным слоем живописного лака.

Подводя итоги реставрации иконы «Сергий Радонежский у гроба родителей» можно сказать, что перед нами очень редкий по стилю письма образец, не встречающийся в исследованиях на эту тему. Как правило, иконы этого извода представлены тиражными литографиями, либо небольшого размера образами, написанными в таком же стиле (рис. 5, 6).

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ЭТНОГРАФИЯ

Патрахин Сергей Николаевич, иерей Олег Анатольевич Бекишев «Иконографические традиции изображения святого преподобного Сергия Радонежского и реставрация иконы «Святой преподобный Сергий Радонежский у гроба родителей»

Рис. 1. Пробное раскрытие иконы

Рис. 2. Состояние иконы до реставрации

Патрахин Сергей Николаевич, иерей Олег Анатольевич Бекишев «Иконографические традиции изображения святого преподобного Сергия Радонежского и реставрация иконы «Святой преподобный Сергий Радонежский у гроба родителей»

Рис. 5. Икона «Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей»,

конец XIX века

Рис. 6. Икона «Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей»,

начало XX века

№ 2 (13), 2022

Мы полагаем, что не все исследования, проведенные ранее и посвященные иконографии преподобного Сергия и, в частности, заинтересовавшего нас извода, дошли до наших дней.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильина И. «Незаходимый свет разума...»: житийный образ святого прп. Сергия Радонежского в Свято-Троицком соборе. [Электронный ресурс]. Шр$:/Аг$оЬог. ги/пе2аЬосЛту]-$уе1:-га2ита-2Ый]пу]/

2. Ренёв В.В. Иконография преподобного Сергия Радонежского в исторической перспективе // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Н.-Новгород, 2015. - № 84. -С. 192-194.

3. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. 1904. Л. 4. [Электронный ресурс]. Ш1:Шр://гдаСа. 1пЬ/ко!!/1204/ро1$к/1пСех2.рЬр?$:г=1904&ор1$аше=Ф.%201204.%20Оп.%201.%20 Ед.%20хр.%201904.Ь:т!.

4. Кирилл и Мария. Иконография. Православная Энциклопедия [Электронный ресурс] https://www.pravenc.ru/text/1840437.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.