Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 39. С. 85-98 БОТ: 10.15382Мш^202039.85-98
преподаватель Московской духовной академии
Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра;
Российская Федерация, 141300,
Армеева Людмила Алексеевна,
канд. искусствоведения,
доцент кафедры методики Московского государственного
областного университета Российская Федерация, 141014,
Московская обл.,
г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24
Armeeva@yandex.ru
ОКСГО: 0000-0003-0956-1675
К ВОПРОСУ О СПИСКАХ ИКОНЫ
преподобного Сергия Радонежского в окладе из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, ВЫПОЛНЕННЫХ в мастерской И. М. Малышева
Аннотация: В статье проводится анализ существующих публикаций о почитаемом в Троице-Сергиевой лавре ростовом образе преподобного Сергия Радонежского в драгоценном окладе, служившем крышкой раки святого с 1585 г. Описываются и вводятся в научный оборот списки с этого образа, выявленные автором в 2018—2019 гг. в храмах и музеях России, Литвы, Латвии, Черногории. Благочестивая традиция использовать доски от обветшавших гробов святых для изготовления икон, крестов и панагий существовала в Русской Православной Церкви издавна. В статье показано, что надгробная икона у раки с мощами преподобного Сергия заменялась за 400 лет не один раз. Всякий раз старая доска использовалась для икон, однако икона, которая находится сейчас под окладом, не была крышкой раки, как считалось в XIX столетии. Доска моложе оклада примерно на 250 лет. Тем не менее в лаврской иконописной мастерской сформировалась устойчивая традиция выполнения списков с этой иконы. На списках с помощью резьбы по левкасу имитировался драгоценный оклад. В списки вкладывались частички мощей или гроба преподобного. Они были востребованы повсеместно и особо почитались.
Ключевые слова: Троице-Сергиева лавра, Сергиево-Посадский музей-заповедник, надгробная икона, преподобный Сергий Радонежский, И. М. Малышев, иеромонах Симеон (Смирнов), иконописная мастерская, резной золоченый фон.
Л. А. Армеева
Ил. 1. Икона прп. Сергия в серебряном окладе. XIX в. Ризница Троице-Сергиевой лавры. Размер 203х 61 (в окладе)
История создания и бытования надгробной иконы преподобного Сергия Радонежского в окладе (ил. 1), находящейся в экспозиции ризницы Сергиево-Посадского музея, никогда не была предметом отдельного исследования. Упоминания о ней фрагментарны, подчас противоречивы и встречаются в основном в контексте интереса ученых к серебряной раке радонежского чудотворца и драгоценного оклада иконы. Одна из последних работ, посвященная детальному описанию и анализу всех элементов сложного, уникального декора иконы, — статья Л. М. Воронцовой в музейном сборнике 2010 г.1 Она содержит интересующие нас ценные сведения о последней музейной реставрации живописной поверхности образа. В 2006—2007 гг. после снятия черной бархатной ткани, долгое время полностью закрывавшей изображение, были сделаны пробные расчистки и под темной живописью кон. XIX в. на открытых участках был выявлен авторский рисунок. В данной статье зафиксировано мнение реставраторов о породе дерева, из которого изготовлена иконная доска. Они считают, что это не кипарис, а более мягкий материал, предположительно липа. Но это данные только визуального обследования, экспертного анализа памятника не проводилось. Тщательное изучение иконы — иконной доски и живописной поверхности — ждет профессионального научного исследования, которое даст ответ о времени изготовления доски, о стилистике и времени написания первоначального образа, а также последующих записях. Для этого потребуется вновь демонтировать оклад, серебряную раму, скрывающую торцы доски, демонтировать металлическую пластину, закрепленную на обратной стороне иконы на одну треть высоты. (Рама и пластина появились в 1892 г., когда праздновался 500-летний юбилей со дня преставления преподобного.) Исследование этой иконы необходимо, поскольку существует достаточно большое количество ее
1 Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции. Сергиев Посад, 2010. С. 289-310.
списков, выполненных в XIX в. и находящихся в храмах и музеях России и зарубежья, атрибутированных (зачастую в форме устного предания) как копия «гробовой иконы» или «написанной на крышке гроба преподобного».
В задачу настоящего исследования входит, во-первых, анализ истории написания иконы (икон) на крышке от гроба (от раки) преподобного Сергия Радонежского и, во-вторых, описание и анализ списков с этой иконы, выявленных автором в Москве и Подмосковье, С.-Петербурге, Кириллове, Вильнюсе, Риге, Цетине (Черногория).
Неизвестно точное время появления надгробной ростовой иконы. Вероятнее всего, она была выполнена одновременно с окладом и серебряной ракой в 1560-1580-х гг.: они были привезены в Троицкий монастырь царем Федором Иоанновичем с супругой Ириной. Изготавливались рака и оклад около трех десятков лет, а установлены были в Троицком соборе на праздник Успения Богоматери в 1585 г. Древний деревянный гроб преподобного Сергия, почитаемый паломниками, из Троицкого собора был перенесен в только что освященный Успенский собор. На серебряную раку, куда были торжественно переложены мощи святого, помещена надгробная икона в новом драгоценном окладе. Этот исторический эпизод общеизвестен.
Изображение преподобного в среднике этой надгробной иконы было не живописным, а чеканным, скульптурным. Об этом пишет в вышеупомянутой статье, ссылаясь на монастырские Описи 1641, 1789 и 1805 гг., Л. М. Воронцова. Этот же факт подтверждает В. В. Игошев в работе, посвященной исследованию раки преподобного Сергия2.
Скорее всего, для изготовления крышки раки была использована новая доска, так же как и каркас для самой раки. Старую крышку раки (а возможно, и всю раку, если предположить, что гроб преподобного находился внутри таковой) использовали, по царскому повелению, на изготовление икон. Этот факт также общеизвестен, поскольку на одной из таких икон — «Явление Богоматери Сергию», написанной монастырским келарем Евстафием Головкиным в 1588 г., — есть соответствующая надпись: «А лежали мощи чудотворцевы в древней раке 165 лет. И сию древяную раку повеле государь царь рознять на образы». Эта и еще одна икона «Преподобный Сергий Радонежский с житием», написанная тем же иконописцем в 1591 г. на доске от Сергиева гроба, находятся в Сергиево-Посадском музее. О распространенной на Руси традиции использовать доски ветхих гробов или рак святых для написания икон, изготовления из них различного назначения крестов, панагий пишет в упомянутой статье В. В. Игошев3.
В течение последующих четырех столетий крышка раки не раз заменялась новой, сохраняя в целом драгоценный оклад (некоторые изменения происходили, какие-то детали убирались, какие-то добавлялись, «прикладывались»). Каждый раз прежняя доска разбиралась на иконные образы. В таком действии
2 Игошев В. В. Серебряная рака преподобного Сергия Радонежского 1555-1585 гг. и аналогичные саркофаги XVI-XVИ вв. работы царских мастеров // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы IX международной конференции. Сергиев Посад, 2016. С. 329.
3 Там же. С. 325.
изначально была заложена идея чудотворно-сти. Эта благочестивая традиция не прерывалась. В последний раз подобное происходило уже в новейшее время, когда в 2000-х гг. была начата реставрация металлических деталей надгробной иконы, находящейся в Троицком соборе у мощей преподобного. При демонтаже конструкции крышки обнаружилось, что деревянный поддерживающий каркас, к которому крепился металл и иконная доска, обветшал. Его заменили на новый, а старые доски этого каркаса раздали лаврским иконописцам. У декана Иконописного факультета МДА архимандрита Луки есть небольшая икона преподобного Сергия Радонежского (ил. 2), написанная на такой доске преподавателями факультета. Автор статьи также имеет несколько небольших фрагментов этих досок.
Крышка раки с чеканным образом преподобного просуществовала до 1780-х гг., когда при митрополите Платоне реконструировался Троицкий собор. В 1777-1781 гг. икона в окладе была перемещена в отдельный киот рядом с гробом преподобного, вместо нее на раку положена кипарисовая доска, обшитая драгоценной тканью, при этом серебряные петли со старой доски были переустановлены на новую4. Позднее, в 1835 г., уже при архимандрите Антонии, рака была обложена по периметру серебром, а кипарисовая крышка заменена. С древней иконой в этот период также произошли изменения. В какой-то момент — кон. XVIII — нач. XIX в. — в связи с тенденциями Нового времени, когда после церковных реформ XVII в., призванных привести русские церковные обряды в соответствие с греческими, и скульптурные надгробные изображения заменялись на гладкие крышки с иконописными образами, с крышки раки было удалено чеканное изображение святого5. Была изготовлена новая доска (из липы или подобного дерева, выявленного реставраторами в 2006-2007 гг.), старая доска передана иконописцам, а вместо чеканного изображения был написан живописный образ. Именно к этому времени — 1830-м гг. —
Ил. 2. Икона прп. Сергия на доске от каркаса крышки раки святого, находившейся на мощах
с 1830-х до 2000 г. 2003 г. Иконописная школа МДА. Размер ~ 18 х 34 см
4 Воронцова Л. М. Указ. соч. С. 301.
5 Игошев В. В. Указ. соч. С. 330.
предположительно относится первый авторский слой живописи подокладной иконы. Кипарисовая доска с гроба также традиционно была употреблена на иконы, предназначавшиеся в благословение благодетелям, а покров с нее за ветхостью был уничтожен. (В качестве крышки раки эта доска просуществовала около 55 лет.) Об этих событиях есть сведения в Описи 1842 г. (на них ссылается Л. М. Воронцова6). Таким образом, в 1835-1836 гг. целых две доски — и обе могут считаться досками от гроба преподобного — могли быть заменены и разобраны на иконы.
В это время могли появиться первые живописные изображения на новых досках. Л. М. Воронцова приводит сведения из Главной описи 1859 г. о стилистике образа на крышке раки 1830-х гг.: «...лицо и руки писаны на полотно, риза, шитая среброзолоченной канителью, ветхая, венец чеканный среброзолоченый...»7. Облачение чудотворца на этом образе, выполненное шитой канителью, к кон. 1850-х гг. было уже довольно ветхим8. Возможно, оно было демонтировано, а живопись поновлена. Еще одно поновление могло быть сделано к 1892 г., когда широко отмечалось 500-летие со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. С середины 1850-х гг. эта икона находилась уже не в храме, а в монастырской ризнице, сначала в запасной, а в начале XX в. в главной (перенесена в период с 1842 по 1859 г.).
В XIX столетии, в контексте возрождения интереса к национальным корням и традиционному иконописанию, в лавре зародилась устойчивая традиция выполнения списков с чтимого образа основателя монастыря. Один из наиболее близких к подлиннику (из всех выявленных на сегодняшний день) находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. В дни памяти преподобного Сергия — 18 июля и 8 октября — этот образ торжественно выносится на лаврскую площадь после Литургии на общий молебен. Размер иконы такой же, как и подлинника — 203 х 61 см. Оклад с рамой повторяют иконографию древнего памятника. Количество и иконография святых в медальонах, выполненных в технике чеканки по металлу и расположенных по периметру рамы, идентичны в обоих памятниках. Принципиальное отличие состоит в том, что в копии используется серебро без золочения. На какой образец ориентировано изображение самого святого в среднике, сказать пока трудно, поскольку неизвестно время его написания. Ни оклад, ни икона практически не изучались специалистами. Профессор-искусствовед В. В. Игошев, признанный авторитет в области исследования серебряной утвари, после визуального осмотра декоративного убора иконы датировал его XIX столетием и определил как работу высокого профессионального уровня. (Осмотр был проведен в декабре 2019 г. в присутствии автора статьи и ризничего лавры иеромонаха Сильвестра Кучеренко.) Тогда же была достигнута договоренность о дальнейшем исследовании оклада и дополнительных архивных изысканиях в монастырских документах.
Все последующие списки, выявленные на сегодняшний день, не копируют металлическое убранство, а имитируют. Металлический орнамент заменяется
6 Воронцова Л. М. Указ. соч. С. 301.
7 Там же. С. 302.
8 Там же.
резьбой по левкасу, черненые изображения святых в медальонах на полях имитируются черной краской. Этот прием — имитация драгоценных окладов, тканей, камней и пр. — был характерен для XIX в. в целом и для лаврской мастерской, возглавляемой до 1880 г. иконописцем И. М. Малышевым, а потом его старшим сыном Константином, в частности. Поскольку работы малышевского письма были очень востребованы во 2-й пол. XIX столетия, то в мастерской был освоен массовый выпуск икон, воспроизводящих чтимые образы. На этих иконах живописными средствами воссоздавались (точнее, имитировались) фактура и убранство древних памятников. Кроме того, по словам иеромонаха Арсения (Лобовикова), автора прижизненной статьи о лаврских иконописцах, Малышеву «принадлежит честь изобретения украшать поле иконы чеканкой по золоту» 9. Это изобретение очень скоро получило широкое распространение по всей России, применялось во многих иконописных мастерских. Вместо металлических, басменных окладов фон и поля икон украшались вырезанным по левкасу орнаментом.
Рассмотрим несколько таких списков, выявленных в музеях и в действующих православных храмах России и зарубежья.
Самый ранний из таковых находится в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Экспонировался на выставке «Подписные и датированные произведения церковного искусства» летом 2016 г. в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике10. Датируется икона 1853 г., размер 205 х 63,5 см. Надпись в правом нижнем углу средника подтверждает происхождение иконы из Троице-Сергиевой лавры: «Писана сия икона в Сергиевой лавре в школе иконописи под руководством главного мастера И. Малышева». Этот образ преподобного, сохраняя основные иконографические черты, присущие другим спискам с «гробовой иконы», — изображение в рост, свернутый свиток в левой руке и поднятая на уровень груди благословляющая правая рука, в красной епитрахили, с резным орнаментированным фоном и полями, с овальными медальонами святых по полям — имеет несколько отличительных особенностей. Во-первых, отсутствие над нимбом преподобного изображения Троицы в полусфере. Вместо изображения трех ангелов за трапезой развернутая надпись с именем святого, заключенная в горизонтальную, фигурную по нижнему и боковым краям полосу красного цвета: «Образ святаго преподобного Сергия Радонежского чудотворца» (сокращениями и титлами). Позем также отличается от остальных списков — он красновато-коричневого теплого оттенка. Епитрахиль, так же как и на всех остальных разделанная твореным золотом, намного больше закрывает плечи святого.
Еще один список, не имеющий датировки, но, несомненно, выполненный в лаврской мастерской И. Малышева, находится в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, над древним гробом преподобного Сергия (ил. 3). Икона помещена в вызолоченный киот с фигурным завершением. Ее размер практически
9 Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 127.
10 Подписные и датированные произведения церковного искусства: Каталог выставки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 25 июня — 15 августа 2016 г. Кириллов, 2017. Выражаю признательность доктору искусствоведения И. Л. Бусевой-Давыдовой, указавшей на эту публикацию.
Ил. 3. Икона прп. Сергия в киоте. XIXв. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Размер 202 х 60
такой же, как и у иконы в древнем окладе из музея — 202 х 60 см (1-2 см — погрешность измерения в условиях храма за вычетом толщины оклада). В этой иконе, так же как и на всех последующих списках, над нимбом святого в полусфере присутствует образ Троицы в виде трех ангелов. На цате и нимбе — имитация драгоценных камней (написаны краской), обозначены голубым цветом и камеи — справа и слева над нимбом. Резной по левкасу золоченый фон на иконе (ил. 4) выполнен довольно тщательно, так же, как и имитация черненных по металлу овальных медальонов на полях. Иконографический состав изображений на полях в основном совпадает во всех списках: в центре верхнего поля изобра-
жен херуфим; слева и справа от него апостолы Петр и Павел. На нижнем и правом полях изображения также совпадают. На нижнем поле в центре образ прп. Никона Радонежского, справа и слева от него, соответственно, великомученик Федор Стратилат и мученица Ирина, патрональные святые царя Федора Иоанновича и его супруги Ирины, в честь которых имеются также приделы в Успенском соборе лавры. На правом поле сверху вниз следуют медальоны: архангел Михаил, Иоанн Пред-
Ил. 4. Фрагмент орнамента фона теча Митрополит А^юий Мос-
(резьба по левкасу) ковский, Митрополит Петр Мо-
иконы из Успенского собора сковский, Митрополит Иона Мос-
ковский, прп. Кирилл Белозерский, прп. Александр Свирский, св. царица Ирина. На правом поле есть небольшие несоответствия по месторасположению и личностям святых. Не на всех есть святитель Леонтий Ростовский (на списке из Успенского собора он отсутствует), на древнем окладе есть медальон с изображением Ионы Муромского, на списках его нет. Вопрос с изображениями в медальонах требует отдельного рассмотрения и анализа, не входит в задачи данного исследования. Позем на иконе из Успенского собора и других списках меньше по площади, чем на кирилловской, и более нейтрального оттенка — серо-коричневый. Можно осторожно предположить, что эта икона и два литовских списка выполнены близко по времени в период подготовки к празднованию 500-летнего юбилея.
Литовские иконы дают гораздо больше информации для исследователя, так как они подписные. Подписи подробные, размещены в картушах в нижней части икон. Одна из икон находится в соборе Свято-Духова монастыря Вильнюса, вторая в 30 км от Вильнюса, в храме «Всех скорбящих радость», принадлежащем известной Михновской общине, созданной протоиереем Понтием Рупышевым в 1920-е гг. и существующей до настоящего времени (ил. 5).
Размер иконы из Духова монастыря точно соответствует окладной иконе — 202 х 61 см. Михновский список несколько меньшего размера, его высота 177 см, но его верхнее поле закрыто киотом, что затрудняет измерение. Изображения святых в овалах сохранились на иконах по-разному: (ил. 6). В основном они идентичны и соответствуют лаврскому списку из Успенского собора. Картуши с датировкой и историей написания икон тоже сохранились по-разному, но почти полностью совпадают (ил. 7, 8). Лучшая сохранность на иконе из Духова монастыря. Каждая надпись состоит из двух частей в 4-5 строк. Из сопоставления этих текстов мы узнаем, что:
1) иконы написаны с чудотворного образа, который находится в Троице -Сергиевой лавре и написан на доске от раки преподобного Сергия, в ко-
Ил. 5. Икона прп. Сергия из храма «Всех скорбящих радость». 1890 г. Литва, Михново. Размер ~ 177 х 56
Ил. 6. Медальон на поле с изображением прп. Кирилла Белозерского на Михновской иконе
торой лежали его св. мощи 165 лет (со дня обретения до событий 1585 г. и перенесения гроба из Троицкого собора в Успенский)11;
2) копии выполнены в иконописной мастерской художника Малышева в 1890 г.;
3) на епитрахили, там, где изображен крест, вложены частички древа от гроба преподобного, в котором лежали его мощи;
4) иконы освящены на мощах преподобного Сергия.
Скорее всего, копии писались с древнего образа из ризницы, и тогда считалось, что икона под окладом написана на доске от древнего гроба преподобного Сергия. Как мы попытались показать в первой части статьи, это не совсем так. Тем не менее появление двух списков с чудотворного образа с такими текстами, да еще с вложенными частичками от гроба преподобного, подтверждает давние, еще с XIV в., духовные связи литовской земли с обителью святого Сергия Радо-
11 В первой части работы мы попытались показать, что это не так. Доска была или от более поздней раки, или изготовлена специально, что более вероятно.
(8В V « г ^в^ыЬ«, Щ
;"тт. .;. ' " \ * Л.' ? " ;..
1 жЕ КОТО04 ,50
. ■^й^м^м«»«!»'" 1111 "■1 А
Ил. 7. Фрагмент текста на Михновской иконе
Ил. 8. Фрагмент текста на иконе Духова монастыря
нежского и особое почитание ее игумена. В 1376—1377 гг. Константинопольским патриархом Фотием был передан Сергию Радонежскому, среди прочих даров, небольшой металлический крест с вложенными частицами мощей виленских мучеников, незадолго до этого привезенными из Вильно и торжественно прославленных в храме св. Софии12. В середине XIX в., когда для вновь устроенного в столице Литовской земли женского православного монастыря были нужны два иконостаса, члены Виленского строительного комитета заказали их именно в Сергиевом монастыре. Известному петербургскому живописцу, ученику великого К. Брюллова, академику Н. Тихобразову они предпочли малышевскую иконописную мастерскую. Объяснили свое решение тем, что эти иконостасы будут «благословением молитвенника земли русской»13.
В отличие от лаврской иконы, на литовских списках отсутствует имитация украшений: не нарисованы камни в нимбах, нет имитации цаты и двух резных иконок в верхней части, есть только ряды жемчужки на тех же местах, что и в кирилловском списке — по периметру средника, по внутренней и по внешней окружности нимба. Отметим, что резной орнамент по левкасу в литовских иконах выполнен более упрощенно чем на лаврской иконе, даже немного грубовато.
12 Находится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой лавры.
13 Армеева Л. А. О выявленных в Литве иконах И. М. Малышева // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2019. С. 122.
Еще одну икону, которая находится в Троицком соборе женского православного монастыря г. Риги, можно смело отнести к этой группе списков. Автору она знакома только по публикации в монастырском буклете. О первичном обследовании иконы есть договоренность с руководством обители. Икона находится в деревянном киоте в храме монастыря. По фотографии она выглядит очень близкой к иконе из Успенского собора лавры и литовским копиям. Из буклета известно, что когда монастырь восстанавливался после Второй мировой войны, то этот образ и ковчег с частицей мощей Радонежского чудотворца были подарены обители патриархом Алексием I (Симанским). Это произошло в середине июня 1948 г. — игумения сама ездила за иконой в Москву. Закономерен вопрос: была ли в те сложные послевоенные годы выполнена еще одна копия с гробовой иконы или высокий даритель передал икону XIX в.? Если допустить первый вариант, то возникает следующий, весьма важный вопрос: кто из художников, реставраторов мог в те годы выполнить такой заказ? Надеемся, что некоторые ответы мы сможем получить после поездки в рижский монастырь.
Рассмотрим еще два образа прп. Сергия, которые с некоторыми допущениями можно отнести к нашей группе. Одна из икон находится в Благовещенском соборе г. Каунаса (Московский патриархат). Следует отметить, что в этом храме два иконостаса и много отдельных икон, представляющих научный интерес. Храм был освящен в 1935 г., большая часть убранства была перенесена в него из большого собора Александра Невского. Каунасский образ, хотя и имеет явную отсылку к лаврской иконе (или литовским спискам), в то же время достаточно сильно отличается от них. Размер иконы (приблизительно 205 х 62 см) аналогичен вышеописанным спискам. Главное ее отличие состоит в том, что фон иконы не золотой, а цветной. Вызолочен только нимб. Также существенно отсутствие гравированных клейм со святыми на полях. Поля украшает роспись краской довольно примитивным цветочно-геометрическим орнаментом. Троица над нимбом святого также написана красками. Есть отличие и в иконографии. В левой руке святого свиток развернут, на нем надпись: «Чада, поминайте непрестанно безвестный и трепетный час смерти». Датировок о времени и месте написания не выявлено.
Вторая икона находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в южной его части. Икона в светлой раме висит высоко, визуально ее высота меньше 200 см. Фон на иконе вызолочен, гравирован сложным растительным узором. Поля декорированы геометрическим орнаментом, выполненным краской, преимущественно черного цвета. Еще одна отличительная особенность этой иконы — епитрахиль не красного, а розового цвета. Свиток в руке преподобного развернут так же, как на каунасской иконе. Для прочтения текста на свитке, определения размера иконы требуется дальнейшее обследование.
Кроме описанных выше икон преподобного Сергия существуют и могут быть еще выявлены в храмах и музеях подобные и более простые по исполнению списки с «гробового» образа. Их общей особенностью является красная (розовая) епитрахиль святого, золотой гладкий или орнаментированный фон (поля), изображение Троицы над нимбом в полусфере, свиток — свернутый или раскрытый — в правой руке. В них может быть вложена частица мощей препо-
добного Сергия или кусочек от его древнего гроба. Такая икона, с историей чуда 1873 г. об избавлении жителей села от холеры после прихода лаврских монахов с чудотворным образом преподобного, написанным на гробовой доске, есть в храме прп. Сергия Радонежского в Бибиреве (Москва)14. Своя интересная история со списком лаврской иконы есть еще в одном подмосковном храме в честь прп. Сергия — в пос. Трубино (Щелковский район)15. Живописное решение этой иконы грубее, упрощеннее, чем на лаврском и литовском списках, но, возможно, это более поздняя запись.
Необходимо упомянуть, что в лаврской иконописной мастерской в XIX в. под руководством другого лаврского иконописца, иеромонаха Симеона (Смирнова), писались ростовые иконы святого основателя монастыря несколько другой художественной стилистики. Ярким примером этой группы служит образ преподобного Сергия из иконостаса Духовского храма лавры (1866). Возможно, он и был прототипом для остальных. Анализ этой группы не входит в задачи данной публикации, требует отдельного исследования. Скажем лишь, что эти иконы отличает отсутствие гравированного золотого фона, облачение не разделывается твореным золотом, часто вызолочен только нимб, хотя встречаются образцы гладкого золотого фона, как, например, на иконе из черногорского монастыря Иоанна Предтечи в Цетине. Чаще на иконах этой группы фон представляет собой пейзаж с перелеском и силуэтом деревянной церкви. Свиток в руках развернут, иногда вместо свитка святой держит игуменский посох. Епитрахиль, вернее, монашеский аналав с куколем на плечах темно-синего цвета. В целом иконы из второй группы более сдержанны по цвету, почти монохромны, менее торжественные и парадные. В них также может быть вложена в дробнице частица мощей или гроба преподобного Сергия. В том же главном соборе вильнюсского Свято-Духова монастыря есть и образ преподобного Сергия из второй группы. Он был подарен обители архиепископом Тихоном (Белавиным) в 1910 г., о чем есть соответствующая подпись на табличке. Обе иконы расположены в северной части храма, практически друг против друга.
Таким образом, можно сказать, что в XIX в. в Троице-Сергиевой лавре существовала устойчивая традиция написания ростовых икон преподобного Сергия Радонежского, ориентированных на древний образ святого в драгоценном окладе и связанных с особым почитанием лаврской святыни — древним гробом основателя монастыря. Такие списки выполнялись массово, в художественных традициях своего времени, когда церковное искусство ушло в плоскость украшения благочестивых идей, когда Красота уступила место Этике, и трансцендентальное понимание Красоты как части богословской триады, доминировавшей в эпоху расцвета византийского и древнерусского искусства, сменилось благочестивым ремеслом разного уровня. Иконы лаврской школы, безусловно, представляют собой пример ремесленного художественного мастерства самого высокого профессионального уровня, но это направление, по нашему мнению, правильнее определить понятием «благочестие в красках», нежели «богословие в красках».
14 URL: http://bibirevo.moseparh.ru/files/2016/06/VID-20191116-WA0012.mp4 (дата обращения: 02.06.2020).
15 URL: www.trubino.fryazino.net (дата обращения: 02.06.2020).
Список литературы
Арсений, иеромонах. Исторические сведения об иконописании в Троице-Сергиевой лавре // Сборник на 1873 г., изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873. С. 128-133.
Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI Международной конференции. 23-25 сентября 2010. Сергиев Посад, 2010. С. 289-309.
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СПб., 2007.
Дэвид Харт. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.
Игошев В. В. Серебряная рака преподобного Сергия Радонежского 1555-1558 гг. и аналогичные саркофаги XVI-XVII вв. работы царских мастеров // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы IX Международной конференции. 16-17 октября 2014 г. Сергиев Посад, 2016. С. 324-339.
Подписные и датированные произведения церковного искусства: Каталог выставки в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 25 июня — 15 августа 2016. Кириллов, 2017.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2020. Vol. 39. P. 85-98
DOI: 10.15382/sturV202039.85-98
Lyudmila Armeeva, Candidate of Sciences in Art Criticism, Lecturer, Moscow Theological Holy Trinity St. Sergius Lavra, Sergiev Posad 141300, Russian Federation;
Associate Professor, Department of Methodology, Moscow State Regional University 24 Very Voloshinoi Str., Mytishchi 141014, Russian Federation, Armeeva@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0956-1675
Copies of Covered Icons of St. Sergiy of Radonezh Made in I. M. Malyshev's Workshop from Collection of Museum-Preserve of Sergiev Posad
L. Armeeva
Abstract: This article analyses available publications on the full-height icon of St. Sergiy of Radonezh with a precious revetment that served as a lock of the Saint's reliquary since 1585. This icon is venerated at the Holy Trinity Lavra. The article describes and makes public copies of this icon discovered in 2018-2019 in churches and museums of Russia, Lithuania, Latvia, Montenegro. The pious tradition of using boards of decrepit coffins of saints to make icons, crosses and panhagias has existed in the Russian Orthodox Church since old times. The article shows that the sepulchral icon by the reliquary of St. Sergiy was replaced several times during the 400 years. Each time, the old board
was used for icons, but the icon that is under the revetment now is not the lock of the reliquary as was believed in the 19th century. The board is younger than the revetment by approximately 250 years. However, there is a stable tradition in the Lavra's icon-painting workshop to make copies of this icon. The precious revetment was imitated in the copies by means of leucas carving. In the copies, parts of the relics or part of the coffin of the Saint were placed. They were in demand everywhere and were greatly venerated.
Keywords: Holy Trinity Lavra, Museum-Preserve of Sergiev Posad, sepulchral icon, St. Sergiy of Radonezh, I. M. Malyshev, Hieromonk Simeon (Smirnov), icon-painting workshop, carved gilded background.
References
Golubinskii E. (2007) Prepodobnyi SergiiRadonezhskii isozdannaia im Troitskaia Lavra [St. Sergiy of Radonezh and his Holy Trinity Lavra]. St Petersburg (in Russian).
Igoshev V. (2016) "Serebrianaia raka prepodobnogo Sergiia Radonezhskogo 1555-1558 gg. i analogichnye sarkofagi XVI-XVII vv. raboty tsarskikh masterov" [Silver reliquary of St. Sergiy of Radonezh of 1555-1558 and similar sarcophagi of the 16th — 17th centuries made by Tzar's masters], in Troitse-Sergieva lavra v istorii, kul'ture i dukhovnoi zhizni Rossii: Materialy IX Mezhdunarodnoi konferentsii. 16—17 oktiabria 2014 g. [Holy Trinity Lavra in the history, culture and spiritual life of Russia. Materials ofthe 9th international conference. 16-17 October, 2014]. Sergiev Posad. P. 324-339 (in Russian).
Khart D. (2010) Krasota beskonechnogo: Estetika khristianskoi istiny [The beauty of the unlimited: Aesthetics of the Christian truth]. Moscow (in Russian).
Podpisnye i datirovannyeproizvedeniia tserkovnogo iskusstva: Katalog vystavki v Kirillo-Belozerskom muzee-zapovednike 25iiunia — 15avgusta 2016 (2017) [Signed and dated works of church art: Catalogue of exhibition held at Kirillo-Belozerskiy Museum-Preserve, 25 June — 15 August, 2916]. Kirillov (in Russian).
Vorontsova L. (2010) "Oklad na ikonu «Prepodobnyi Sergii Radonezhskii» iz sobraniia Sergievo-Posadskogo muzeia" [Framing for the icon "St. Sergiy of Radonezh" from collection of museum of Sergiev Posad], in Troitse-Sergieva lavra v istorii, kul'ture i dukhovnoi zhizni Rossii: Materialy VIMezhdunarodnoi konferentsii. 23—25 sentiabria 2010 [Holy Trinity Lavra in the history, culture and spiritual life of Russia. Materials of the 6th international conference. 23-25 September, 2010]. Sergiev Posad. P. 289-309 (in Russian).