Научная статья на тему 'Иконографическая типология авторского политического плаката периода перестройки'

Иконографическая типология авторского политического плаката периода перестройки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
741
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКИЙ ПЛАКАТ / БРЕЖНЕВ / ГЛАСНОСТЬ / ГОРБАЧЕВ / ИКОНОГРАФИЯ / ЛЕНИН / ЛОЗУНГ / МИФ / ОБРАЗ / ОБЩЕСТВО / ПЕРЕСТРОЙКА / СОВЕСТЬ / СВОБОДА / СТАЛИН / ТИПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бойко Алексей Алексеевич

Рассматривается взаимосвязь общественных настроений, политики и искусства авторского плаката в период перестройки. Сопоставляются вербальные элементы плакатов с письменными документами, публицистикой, художественной литературой эпохи, а визуальные с фотографиями, произведениями других видов изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иконографическая типология авторского политического плаката периода перестройки»

УДК 769.91 173

ББК 85.153(2)

А.А. Бойко

ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ АВТОРСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛАКАТА ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ

Рассматривается взаимосвязь общественных настроений, политики и искусства авторского плаката в период перестройки. Сопоставляются вербальные элементы плакатов с письменными документами, публицистикой, художественной литературой эпохи, а визуальные - с фотографиями, произведениями других видов изобразительного искусства.

Ключевые слова:

авторский плакат, Брежнев, гласность, Горбачев, иконография, Ленин, лозунг, миф, образ, общество, перестройка, совесть, свобода, Сталин, типология.

В середине 1980-х среди молодых плакатистов из Союза художников появилось желание отойти от набивших оскомину лозунгов и надоевшего, недейственного художественного языка официальных политических плакатов. Художники начали эксперименты в плакате, в «ничем не ограниченных поисках, в способах художественного самовыражения» [9, с. 4]. Так еще до начала перестройки возник авторский плакат, который произвел переворот в иконографии плакатной графики.

Авторский плакат создавался, как правило, в единичном экземпляре, но могли существовать авторские повторения «от 10 до 50 экземпляров только для нужд коллекционеров и выставок» [1, с. 306]. Плакаты выполнялись на жесткой основе (оргалит, картон) с использованием различных красок: гуашь, акварель, темпера. Кроме того, художники пользовались фломастерами, включали аппликации и даже различные объекты. Популярным было обращение к технике фотоколлажа; нередко плакат сочетал в себе фотоколлаж и красочный слой.

Плакат как концентрированный образ времени содержит в себе определенную точку зрения общества, сосредотачивает в себе убеждения и отношения к жизни и событиям. Поэтому, вычленяя форму и идею плакатов, формируя иконографические группы, можно изнутри увидеть историю эпохи перестройки, выделить те мысли и переживания, которые были в те годы важны для общества. Вербальные элементы плаката мы можем сопоставить с письменными документами, публицистикой, художественной литературой эпохи, а визуальные - с фотографиями, произведениями других видов изобразительного искусства. Иконографическое

исследование, опирающееся на труды Н.П. Кондакова [5] и Э. Панофского [8], направлено на выявление общего в визуальных и вербальных элементах плаката с другими «текстами» эпохи и ее реалиями. Данный подход был применен к советскому плакату в работе ^Е. Вопе11 [14] и позволил выделить три основных группы плакатов: понятийно-вербальную (воплощение слова, понятия в изображении), образно-типологическую (визуальная репрезентация вождей и социальной мифологии), символико-метафорическую (внедрение и использование старых символов в новом контексте).

Понятийно-вербальная иконографическая группа включает в себя, на наш взгляд, несколько подгрупп, каждая из которых формируется вокруг значимого для периода перестройки слова или понятия. Рассмотрим последовательно следующие подгруппы: «совесть», «свобода», «Перестройка», «Гласность» и др. Понятия рассматриваются в порядке перехода от общекультурного, общечеловеческого уровня к уровню, актуальному во временном, историко-политическом отношении.

«Совесть». В годы перестройки о совести говорили как об обязательном нравственном явлении в обществе, а за её отсутствие порицали. совесть соотносили с глубинностью человеческой души, придавали пробуждающейся в человеке совести оздорав-ливающее и очищающее значение, как для самого человека, так и для общества в целом. Д.С. Лихачев говорил: «Стала исчезать у нас совестливость... Совесть - понятие очень сложное и, конечно, сложно требовать от каждого человека совестливости. Но 0 требовать чести можно, потому что бесчес- 53 тный поступок на виду, он явно замечается Ц общественным мнением. Совесть подсказы- о

вает. Честь действует. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере человек очищается. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко)...» [7].

Мысль о гибели или потере совести выражается вербально (ищу потерянную совесть; совесть есть?) и визуально-символически (мавзолей, терновый венец, черный цвет). Неизвестный художник изобразил пьедестал с табличкой «совесть» и терновый венец над ним, при этом, оставив пустое пространство между ними - образ исчезновения явления и пустоты на месте того, что должно было быть.

Искренний оптимизм и радость видится в работе «Власть совести!»: художник пишет «власть совести» вместо лозунга «вся власть советам», буквы «с» и «т» увеличиваются в размерах, скрещиваются. Художник превращает буквы в герб государства, символ уходящего времени. Автор в плакате, наверняка, возлагает надежду на нравственность и справедливость избираемой власти.

В работах использован разный шрифт, но везде он берет на себя значимую часть смысла - «курсив» отражает личностное отношение, а ровный строгий шрифт несет в себе монументальность, обобщенность.

«Свобода». Понятие «Свобода» было важным для периода перестройки, имело большую общественную значимость, как в идеологии государства, так и в политических «играх». Визуальный образ свободы в перестройку - это птица из газетной бумаги (Алифиренко Н.А. «Выше не велено», 1989 г.). Художник создает яркое образное воплощение обновленного понятия, соединив красоту полета, грациозность и возможность беспрепятственного передвижения птицы с источником массовой информации - газетой. Автор листа пытался передать злободневность идей свободы печати и передвижения.

Требования правды распространялись не только на повседневность и реалии перестройки, но и на историческое прошлое. С.Я. Лапицкий в плакате «Больше света!» (1989 г.) запечатлел ключевой общественный процесс, когда на свет выносились сведения, ранее недоступные обществу. Лозунг «Больше света!» относится к догорающей спичке, которая сумела высветить из тьмы несколько слов: «История КПСС ... революция. Коллективизация ... личность...» - события советской истории.

Слова «Больше света» как лозунг прозвучали у лидера перестройки М.С. Горбачева: «...Пожалуй, наиболее ярко новая атмосфера проявляется в широкой гласности. Мы стремимся к большей гласности во всех сферах жизни общества... Но главное - чтобы была правда. Ленину принадлежат слова: света, больше света, пусть партия знает все! Нам, как никогда, нужно, чтобы не было темных углов, где бы опять завелась плесень, исподволь накапливалось то, с чем мы повели решительную борьбу. Поэтому - побольше света!» [2, с. 5]. Потребность в правде и свободе нашла выражение в лозунгах плакатов.

Плакаты поддерживали стойкость и непреклонность человека, его желание выделиться из толпы, приобрести индивидуальность («Не хочу быть пешкой»; «Хочу быть собой»; «Пока мы немы мы рабы»; «Поклон раба»).

«Перестройка». Политические лозунги и устремления не могли не получить своего визуального воплощения - «Демократия», «Перестройка», «Гласность». Политическая терминология не имела четкого однозначного определения и понималась по-своему.

«Да и сама перестройка нередко понимается по-разному. Для одних - очередной косметический ремонт. Другие увидели в перестройке возможность некоего "демонтажа" всей системы социализма, а коль так, то весь путь, пройденный после Октября, объявляется ложным, ценности и принципы социализма - несостоятельными. Третьи - увлекаются радикальной фразеологией, теша себя иллюзией перепрыгнуть через необходимые этапы» [11].

Новая политическая реформа, обозначенная термином «перестройка», была широко поддержана и обычными людьми, и крупными учеными, представителями интеллигенции. Ученый и правозащитник А.Д. Сахаров писал: «Реальна ли программа перестройки? Этот вопрос волнует сейчас всех. Прежде всего я хочу подчеркнуть, что убежден в абсолютной исторической необходимости перестройки» [12, с. 37].

Перестройка в плакатах подается как осознанный и единственно возможный выбор людей. Например, на плакате В.К. Никоненко «Я за перестройку» (1988 г.) представлена сложная композиционная игра - схематически изображенный человек находится одновременно и внутри и вне куба. Вокруг куба по разным сторонам расположено несколько надписей: «ста-

линизм», «развитой социализм»

«др.

узкие места». Рука «человечка» тянется

в сторону зрителя, к надписи: «я за перестройку» - между сталинизмом и развитым социализмом выбирают «перестройку».

В плакатах звучат лозунги: «Перестройка - дело всех и каждого» и «Перестройку начинай с себя». Они призывают каждого человека изменить свои представления, сделать переоценку прошлого, уйти от внедрившихся в сознание норм и запретов, шаблонов и стереотипов.

В плакате «Перестройка - дело всех и каждого» (1987 г.) А.Н. Васильченко интерпретирует сразу несколько уровней: лозунг, понятие и образ. Понятие «перестройка» представлено как настройка музыкального инструмента (рис. 1). Происходит натяжение струн на грифе, где каждая струна - это человек. Так художник представил знаменитый лозунг, выдвинутый М.С. Горбачевым на заседании Политбюро 23 июня 1986 года - «Перестройка - это в первую очередь революция в умах» [3, с. 12].

Но кроме позитивных тенденций, плакат являет зрителю и противоположную суть перестройки, показывает ее ошибки, напоминает о крови, пролитой в это время. А.В. Халдеев («Перестр-р-ой!-ка?» 1989 г.) обыграл слово «Перестройка», создав понимание ситуации, времени, событий только с помощью букв разного начертания и знаков. Слово расположено по диагонали и разбито знаком «тире» на четыре части: «перестр-р-ой!-ка?». В этом плакате звучит и вопрос, и утверждение и даже восклицание с дальнейшим возмущением. Слово расположено по диагонали, и буквы изображены красным цветом, строгий, печатный шрифт. Только буквы, выражающие трагичность, - экспрессивны. Они сложны и неповторимы, их рукописная форма ассоциациативна, напоминает брызги.

События в Грузии 9 апреля 1989 г. - разгон демонстрации воинскими подразделениями, гибель людей - вызвали яростную

политическую дискуссию, в ходе которой было высказано множество противоречивых оценок. Событиям в Грузии посвящено огромное количество плакатов.

Тем самым слово «перестройка» воспринималось многообразно: от радостного принятия, осмысления, агитации до осуждения ошибочных, трагичных в итоге действий.

«Гласность». Одно из важнейших понятий периода перестройки, имеет особое политическое и общественное значение, близко слову «свобода», но имело свое собственное бытование. В одном из плакатов лозунг воплотился в образ маленьких, слабеньких зеленых саженцев на серой земле на фоне серо-голубого неба с тучками (неизвестный художник, «Гласность», 1989 г.). Такое смелое и яркое сравнение говорило о необходимости взрастить и сберечь но-

Рис. 1. А.Н. Васильченко. «Перестройка -и каждого». 1987 г.

вую общественную свободу - привилегию каждого человека.

«О чем же я думаю, что жду от перестройки? Прежде всего - о гласности. Именно гласность должна создать в стране новый нравственный климат! Общепризнанно, что в этой сфере мы шагнули дальше всего. Все меньше запретных тем, мы начинаем видеть свое общество таким, какое оно было в прошлом и есть в настоящем. Люди должны знать правду и должны иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли» [13, с. 29].

Гласность была связана с открытостью миру: два плаката разных авторов изображают мужчин, разрывающих на себе одежду как знак свободы и открытости, дерзости выбранного пути. Гласность, как и остальные два «основных» лозунга того времени, была направлена в будущее (неизвестный художник, «Общество без гласности - общество без будущего», 1989 г.), и в этом будущем люди видели желаемое счастье, исполнение надежд. Гласность, также как и свободу, воспринимали как новое чрезвычайно важное понятие, способное изменить мир, пробудить в человеке душу, нравственность, совесть.

Символико-метафорическая иконографическая группа. Плакаты перестройки отличаются сложной конструкцией метафор, аллегорий, символов и цитат - один и тот же визуальный элемент может иметь различные значения в зависимости от контекста. Советская символика в плакате перестройки не исчезла, а преобразилась, получила новую, не свойственную ей до этого времени, функцию. Теперь она была направлена не на возвышение и прославление государства, а на критику прошлого страны.

«Серп и молот». Главная государственная эмблема СССр - скрещенные серп и молот как символ единства рабочих и крестьян - за десятилетия тиражирования утратил свою утопическую идеологическую составляющую и в эпоху перестройки стал выражать безнадежность, упадок, разруху [13, с. 119]. Плакат отреагировал на эти изменения ярко и остро.

А.С. фураев в плакате «Куда только не приводит дорога в светлое будущее» (1990 г.) изображает на плакате красочную и одновременно печальную картину: посреди извилистой широкой дороги стоит огромный молот, а его древко разрублено старым кривым серпом, острый конец серпа заходит за багровеющий горизонт. Крах, старость, разрушение, упадок - та-

кие ассоциации навевают выщербленные молот и серп. Плакат на удивление живописен, наполнен градациями цветов, сочетаниями объемов и пространства.

О.И. Семенова в плакате «Без слов» (1989 г.) изобразила на столе серп и молот слева и справа от тарелки, затянутой паутиной. На кромке тарелки написано - «Общепит». Паутина и надпись в этой сюрреалистической картине обеспечивают трактовку политической позиции. Серп и молот трансформируются в обычные бытовые вещи из системы общественного питания, устаревшие вместе с тарелкой.

«Знамя». Красное знамя было символом революционно-освободительной борьбы, в период перестройки этот символ художники пытаются осмыслить по-новому и включают в свои художественные размышления о времени. А.В. Халдеев и А.В. Мельников создали плакат «Был бы белым... Вернуть чистоту идеалам» (1989 г.): на стиральную доску положен советский флаг, нижняя часть флага находится в пенной воде - весь лист не просто черно-белый, а как будто специально высветлен, обелен. Плакат отразил тенденцию времени к изменению, оправданию, обелению нежелательных сведений в истории страны, тех, что казались слишком печальными, трагическими.

Образно-типологическая иконографическая группа. В итоге нового рассмотрения истории страны были пересмотрены образы партийных руководителей, вождей. Снятие запрета на инакомыслие привело к перевороту мировоззрения. То, о чем раньше шептались на кухнях, стали печатать в газетах. Запретные трактовки истории стали казаться истинными, а все предыдущие официозные версии считались заведомо ложными.

Идеализация правителя ведет к его мифологизации. Но и сами правители создавали и создают вокруг себя мифологию - и чем больше мифов создается, тем более противоречивы и загадочны становятся их фигуры, тем больше ореол тайны вокруг них. Миф - это отрешенность от смысла, от идеи, от факта ради нового смысла и идеи. Но миф - это не выдумка, а подмена действительности продуманным, структурированным, искусственно созданным набором повествований.

Наибольшее внимание общества и, соответственно, плакатистов в период перестройки было обращено на руководителей советского государства, сре-

ди которых лидировали В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев.

«Ленин». Ни один другой образ не занимает в русской политической иконографии XX в. такого значительного места, как образ вождя революции и основателя СССР. Поколения советских людей выросли среди его портретов и статуй, В.И. Ленин стал центральной идентификационной фигурой нового государства. Даже в период перестройки образ В.И. Ленина был вне критики, политики призывали вернуться к ленинским нормам. М.С. Горбачев неоднократно заявлял о своей верности наследию и делу Ленина, и перестройка воспринималась многими как возврат к ленинским нормам жизни. Это общественное мнение нашло отражение в плакате В.В. Жукова «1985» (1988 г.).

Но была и обратная сторона такого увлечения ленинскими идеями - за возгласами, призывами и прославлениями слов В.И. Ленина был потерян исторический взгляд на личность «вождя революции». Художник С.С. Мосиенко («Ленин с нами?..», 1988 г.) представил фото-портрет Ленина, закрытый различными лозунгами: «Вечно, вечно живой»; «Слава! слава!»; «Наш идеал!!!». Хаотично расположенные лозунги на светло и темно коричневых «лентах» перекрывают дорогу Ленину, идущему на фотографии вперед; лозунги останавливают движение, мешают.

«Сталин». После открытия страшных фактов о концлагерях и терроре, репрессиях, казнях при И.В. Сталине его образ однозначно трактовался как образ убийцы, кровавого демона, позора. Кровь, колючая проволока, мучения, курительная трубка стали обычными атрибутами изображения И.В. Сталина на плакатах. Плакат «Клятва» (неизвестный художник, 1988 г.) - не

Рис. 2. С.Г. Вепрев. «Демократия. Перестройка. Гласность», 1988 г.

исключение. Художник изобразил утопающий в бурлящей крови лист с портретом вождя и текстом клятвы на верность полководцу И.В. Сталину. Красный цвет в плакате преобладает, а верхний черный край листа нагнетает еще большее отвращение и ужас.

Боль, трагедия, наказание, орудия убийства настолько слились с образом И.В. Сталина, что Б.Б. Ефремов в плакате «Сталин» (1988 г.) вывел профиль вождя из хлыста.

«Брежнев». В плакате А.В. и С.Я. Фал-

диных «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи!» (1989 г.) Л.И. Брежнев соседствует с лозунгом одного из популярных плака-

о О

тов 70-80-х годов художника Н.С. Бабина. Лозунгом послужили слова В.И. Ленина, ставшие «эпиграфом» партийных билетов, многократно использованные в агитационном искусстве. Слово «Партия» начертано рубленым шрифтом заголовка газеты «Правда». А. фалдин заменил портрет В.И. Ленина на изображение Л.И. Брежнева, сохранив лаконизм выразительных средств. Автор смеется над бывшим лидером и партией, указывает на неспособность партии управлять страной.

Критика.Л.И. Брежнева в эпоху перестройки была очень популярна. Художник А.Н. Васильченко использовал образ шахматного короля для двух своих плакатов, посвященных Л.И. Брежневу («Не может быть партийным руководителем тот...», 1988 г.; «Перестройка», 1987 г.). Фигура шахматного короля с лицом Л.И. Брежнева увенчана короной. Этот лист, как и многие другие, обладает сложным рядом метафор, и понимание идеи приходит после прочтения цитаты, расположенной в правом нижнем углу, и ее осмысления. В этом плакате художник использовал для обличения Брежнева слова, сказанные им самим: «Не может быть партийным руководителем тот, кто теряет способность критически оценивать свою деятельность, оторвался от масс, плодит льстецов и подхалимов...». Слова, произнесенные

лидером партии в 1976 году, невозможно было применить к ситуации кризиса и застоя в стране в начале 1980-х.

«Горбачев». Плакат С.Г. Вепрева «Демократия. Перестройка. Гласность» (1988 г.) запечатлел улыбающегося, молодого лидера. М.С. Горбачев на плакате выглядит оптимистично, уверено, энергично (рис. 2). В листе преобладают красный и белый цвет. Удачно сделан акцент на лицо - слова расположены по диагонали около головы и выделены разными цветами (желтым на красном и красным на белом).

Тогда как С.Я. Лапицкий в плакате «Узелки на память» (конец 1980-х гг.) создал образ трагически слабой личности. Лист лаконичен, из тьмы выделены светом только голова, кисть с белым манжетом и белый кружевной платок. М.С. Горбачев вытирает слезы с глаз большим белым платком с множеством узелков и около каждого из них надписи: Баку, Карабах, Литва, Молдова, Фергана, Ош, Ереван и т.д. В плакате наблюдается неразрешимая двойственность: М.С. Горбачев и сожалеет, и ему же укором служат все узелки-события.

Таким образом, многообразием художественных приемов и тем авторского плаката 80-х отражались социальные и политические изменения в обществе.

Список литературы:

1. Бабурина Н.И. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 415 с.

2. Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.

3. Грачев A.C. Горбачев. - М.: Вагриус, 2001. - 445 с.

4. Каталог коллекции авторского плаката 1985-2000 годов из фондов ФГУК «Государственного музея политической истории России» / сост.: Артемов Е.Г. и др. - СПб.: Государственный музей политической истории россии, 2004. - 245 с.

5. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери Н.П. Кондакова / Переизд., факс. изд. - М.: Паломник, 1998. - 282 с.

6. Кудин П.А. Психология восприятия и искусство плаката. - М.: Плакат, 1987. - 207 с.

7. Лихачев Д.С. И пробил час // Литературная газ. - 1987, 1 января.

8. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Ст. по истории искусства / Эрвин пер. с англ. В.В. симонова. - сПб.: Акад. проект, 1999. - 393 с.

9. Перестройка и мы: Кат. выст. / Ред.-сост.: Н.А. Кидина, В.В. Васильев. - М.: Плакат, 1989. - 132 с.

10. Плакат перестройки: Альбом / Сост. Литвинов В.В.; Ст. И.Г. Абельдяевой. - М.: Плакат, 1988. - 32 с.

11. Принципы перестройки: революционность мышления и действий // Правда. - 1988, 5 апреля.

12.Сахаров А. Неизбежность перестройки // Иного не дано: Перестройка: гласность, демократия, социализм / Ред.-сост. А.А. Протащик. - М.: Прогресс, 1988. - 674 с.

13. Символы эпохи в советском плакате / авт.-сост.: Е.В. Арсланова и др.; авт. текста Т.Г. Колоскова. - Москва: Государственный исторический музей, 2001. - 215 с.

14. Bonnell, Victoria E. Iconography of power: Sov. polit. posters under Lenin a. Stalin. - Berkeley etc.: Univ. of California press, cop. 1997. - 363 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.