Лобзова Ольга Николаевна «Икона Божией Матери «Казанская» - заметки по реставрации и истории образа»
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «КАЗАНСКАЯ» -ЗАМЕТКИ ПО РЕСТАВРАЦИИ И ИСТОРИИ ОБРАЗА
Лобзова Ольга Николаевна, старший преподаватель Омской духовной семинарии, ведущий специалист БУК ГЦНТ отдела Русской традиционной культуры
Аннотация. Каждая семья хранит вещи, связанные с ее историей, очень часто это семейные иконы. Достаточно часто мастера-иконописцы, выходцы из простого народа, пытались приблизить святые образы к себе, для этого одевая их в одежды, которые носили сами или видели у окружающих. К нам попал плохо сохранившийся образ иконы Казанской Божией Матери конца XVIII - начала XIX века. Стоячая фигурка Христа с благословляющей десницей одета неподобающе, вместо классического хитона на нем рубашка, вышитая по вороту и рукавам, подпоясанная казачьим ремнем. Сравнивая старинную гравюру 1774 года и иконное изображение, можно заметить похожие элементы одежды с изображенными казаками Яицкими и Оренбургскими.
Ключевые слова: народная икона, мастера-иконописцы, казаки.
ICON OF THE MOTHER OF GOD «KAZAN» -NOTES ON RESTORATION AND THE HISTORY OF THE IMAGE
Lobzova Olga Nikolaevna, Lecturer at Omsk Theological Seminary Leading specialist BUK GTSNT Department of Russian Traditional Culture
Annotation. Each family keeps things related to its history, very often these are family icons. Quite often, master icon painters, who came from the common people, tried to bring the holy images closer to themselves, for this, dressing them in clothes that they wore themselves, or saw from others. We have come across a poorly preserved image of the Kazan Icon of the Mother of God of the late 18th and early 19th centuries. The standing figurine of Christ with a blessing right hand is dressed improperly, instead of a classic tunic, he is wearing a shirt, embroidered on the collar and sleeves, belted with a Cossack belt. Comparing the old engraving of 1774 and the iconic image, you can see similar clothing items with those depicted by the Yaitsky and Orenburg Cossacks. Key words: folk icon, icon painters, Cossacks.
I аждая семья хранит вещи, связанные с ее историей, очень часто это се-1 мейные иконы. Именно с ними приезжали служить казаки для освоения территории Сибири вместе с Ермаком, ехали переселенцы «самоходы» в более поздний период. Икона была самым ценным, что везли с собой в товарных вагонах или бредя пешком по бесконечным российским дорогам переселенцы в Столыпинскую реформу. Икона воспринималась людьми, едущими в неизвестность,
Г U iVYViiiAii (VY2\ibA4\ (VY^s 1ь J\4
№ 2, 2020 (9)
не только как символ веры, но и как защитница и помощница в трудностях. Только освоившись на новых землях, переселенцы старались заказать себе новую икону в дом, и вот здесь возникали трудности. Возникшие новые поселения, рост городов вызывало строительство новых церквей и монастырей, потребность в иконах росла. Привозимых и написанных при монастырях икон было немного. Образов, писанных «самоволкою», стало появляться всё больше, неумелые и плохо написанные порой палочкой вместо кисти или пальцем тоже были востребованы. Появлявшиеся на местах иконописные мастерские не простаивали без заказов. Достаточно часто мастера-иконописцы, выходцы из простого народа, пытались приблизить святые образы к себе, для этого одевая их в одежды, которые носили сами или видели у окружающих. Благодаря такому «народному» восприятию святые приобретали личностный характер, при этом иногда теряя свою каноничность.
Одна из таких икон хранится в семье, живущей на территории Омской области (Колосовский район) в бывшем казачьем поселении. К нам попал плохо сохранившийся образ иконы Казанской Божией Матери конца XVIII - начала XIX века.
Размер артефакта: 28,5 х 21,6 х 3 см.
Икона «Богородица Казанская»: образ интересен тем, что живопись середины XIX века выполнена масляными красками на более старой доске. На лицевой стороне доски неплохо сохранился двойной ковчег, характерный для икон XVII - XVIII века. При тщательном анализе обнаружилось, что образ, бывший на иконе изначально, полностью удален вместе с левкасом, а затем написан новый. Какой был изначально образ, установить не удалось.
Лицевая сторона иконы была покрыта плотным слоем потемневшей от времени олифы, местами запекшейся от высокой температуры. Скорее всего, от висевшей близко с образом зажженной лампады, об этом свидетельствуют и прогары на лицевой части доски (иллюстрация 1, 2). После размягчения и удаления небольшого фрагмента покрывного слоя стало возможно рассмотреть авторскую живопись. Открывшийся красочный слой масляной живописи, положенной по доске без предварительного левкаса, имел слабую сцепку с поверхностью и произошло частичное отшелушивание (иллюстрация 3). Такое состояние иконы требовало более осторожного подхода при реставрации, более тщательного укрепления красочного слоя. Обнаружившиеся глубокие прогары красочного слоя затронули деревянную основу, которой потребовалось восстановление для возможности дальнейшей тонировки красочного слоя. После долгой и кропотливой реставрации пред нами предстал удивительный образ иконы Божией Матери «Казанская».
Более поздняя икона, предположительно написанная в конце XVIII века, также очень интересна: казалось бы, каноническое изображение Богородицы Казанской и при этом совершенно необычное изображение младенца Иисуса. Стоячая фигурка Христа с благословляющей десницей одета совсем неподобающе, вместо классического хитона на нем рубашка, вышитая по вороту и рукавам, с явно видными на воротнике завязками, подпоясанная «наборным» казачьим ремнем. Впечатление о казачьем костюме Христа довершает плащ, лихо накинутый на одно плечо и, так же как и рубашка, украшенный вышивкой по краю. Веками складывающаяся казачья форма к концу XVIII века устоялась и имела свои характерные черты. У каждой казачьей дивизии была своя уникальная форма, по которой их отличали, поэтому вполне возможно предположить, кому изначально на заказ писался попавший к нам
Лобзова Ольга Николаевна «Икона Божией Матери «Казанская» - заметки по реставрации и истории образа»
образ, откуда пришли к нам эти переселенцы. Сравнивая старинную гравюру 1774 года и иконное изображение, можно заметить похожие элементы одежды с изображенными казаками Яицкими и Оренбургскими (иллюстрация 5), практически такая же рубашка, как на Христе, надета на взрослого казака.
На территорию Сибири в разное время накатывались волны переселенцев со всех регионов России. Они везли с собой традиции и культуру, характерную для своего региона. На местах приехавшие вступали в контакт с другими переселенцами, местными коренными жителями или жили обособленно, ни с кем не взаимодействуя. Своеобразие создаваемых новых условий жизнедеятельности порождало новую культуру, которая влияла на характер церковного искусства, в частности иконопись.
Громадные и беспокойные территории Западной Сибири, при освоении ее русскими, были поделены на военные округа. А в 1868 году военное и гражданское управление вверялось военным губернаторам областей, чаще всего ими были атаманы Сибирского и Уральского казачьих войск. Основанием сибирского казачьего войска, как пишется в полном географическом описании нашего отечества, «...послужили первые военные колонисты края - «крепостные казаки», состоявшие из разного рода людей - городовых, донских, уральских казаков, башкир, татар, малороссов и др.». С большой долей военного и казачьего населения неудивительно встретить в Сибири подобный Образ.
Интересно, что подобные иконы не единичны, крайне необычный Образ нам встретился в экспедиции по Муромцевскому району Омской области. В заброшенном доме в красном углу стоял Образ Христа Вседержителя, при этом Христос был одет в казачьи одежды. Личное письмо тоже отличалось от канонического и напоминало скорее Петра I, чем канонический образ Христа (иллюстрация 6).
Переселенческая народная икона, написанная на территории Сибири, представляет собой крайне интересный и малоизученный пласт общерусской культуры, который постепенно пополняется новыми исследованиями.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Статья Н. Петрухинцева «Раскол на Яике»/Российский исторический журнал «Родина» - № 5. - 2004. - С. 78 - 81.
2. Велижанина Н.Г. У истоков сибирской иконописи // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII - начала XX в. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 155-170.
3. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. / Под редакцией В.П. Семенова. Том восемнадцатый «Киргизский край». С.- Петербург. Издание А.Ф. Девриена. - 1903. - С. 478.
Богородица «Казанская», конец XVIII - начало XIX века. Частная коллекция, Колосов-ский район, Омской области. До реставрации
Щ ^ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ЭТНОГРАФИЯ
Лобзова Ольга Николаевна «Икона Божией Матери «Казанская» - заметки по реставрации и истории образа»
Фрагмент иконы Богородица «Казанская» до реставрации
Фрагмент иконы Богородица «Казанская» с частичной расчисткой красочного слоя в процессе реставрации
с
[ГУ*]
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ЭТНОГРАФИЯ
Лобзова Ольга Николаевна «Икона Божией Матери «Казанская» - заметки по реставрации и истории образа»
Гравюра из статьи Н. Петрухинцева «Раскол на Яике»/ Российский исторический журнал «Родина». № 5.2004. С. 78 - 81
^Д16
Икона Господь Вседержитель. Экспедиция Сибирского культурного центра, 1999 г, р.п. Муромцево, Муромцевского района, Омской области. Руководитель Чешегорова Е.М.