№ 3 2010
на высшее и незаконченное высшее образование, поскольку студенчество попало в группу высшего и незаконченного высшего образования. Как указывалось выше, целесообразно было бы знать, сколько на территории специалистов, имеющих ученые степени, способных передавать свои знания и быть в основе формирования общества экономики знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации. http://www.dfo.gov.ru/print/news-30042010-23353.htm.
2. Перепись начнется с северных районов // Тихоокеанская звезда. 2010. 24 апр.
Е. Л. Мотрич
III ФОРУМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
В последние годы наблюдается активное воздействие быстрорастущей китайской экономики на развитие стран Северо-Восточной Азии (СВА). Китай стал одной из основных сил, способствующих развитию и углублению интеграционных процессов в регионе СВА. С бурным развитием китайской экономики напрямую связаны задачи создания благоприятных условий для хозяйственного развития всех стран СВА, в том числе России и ее восточных регионов. В последние годы руководством КНР уделяется пристальное внимание развитию провинций, находящихся в регионе СВА, одной из которых является Хэйлунцзян.
Научному обоснованию данных проблем и поиску путей их решения было посвящено заседание III форума регионального сотрудничества и развития стран Северо-Восточной Азии, прошедшего 14—15 июля 2010 г. в г. Харбине провинции Хэйлунцзян, КНР. Организаторами форума выступили Народное правительство провинции Хэйлунцзян и Академия общественных наук КНР. В работе форума приняли участие более 200 ученых, специалистов, представителей власти, бизнеса и неправительственных организаций из России, Китая, Японии, Республики Корея, Монголии, а также США.
Следует отметить, что проведение в Харбине научных форумов, посвященных региональному сотрудничеству, стало уже традиционным. Довольно продолжительное время проходили заседания международного форума по региональному сотрудничеству и развитию в двустороннем формате — меж-
пэ ________________________ Д. А. Изотов
№ 3 2010
ду Россией и Китаем. С 2008 г. существовавший ранее формат форума был расширен за счет подключения к диалогу других стран Северо-Восточной Азии.
С приветственными словами к участникам форума на пленарном заседании выступили: г-н Кейдзи Идэ, представитель Министерства иностранных дел Японии; В. С. Гуревич, заместитель председателя правительства ЕАО; г-н Морио Матсумото, генеральный консул Японии в г. Шеньяне; г-н Шин Хъенгкун, генеральный консул Республики Корея в г. Шеньяне; г-н Тседен-дамба Батбаяр, представитель посольства Монголии в КНР; г-н Чжан Сянъ-цзюнъ, мэр г. Хэйхэ.
В докладе проф. Чуй Вэя, президента Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, было отмечено, что Китаю определена главная роль в интеграционных процессах в регионе СВА с точки зрения трех аспектов: сотрудничество в промышленном производстве, кооперация в транспортной системе и в плане доступа к ресурсам России, Монголии и КНДР. По мнению докладчика, генератором интеграционных процессов стран СВА должна выступить Программа возрождения северо-восточных провинций КНР.
Г-ном Кейдзи Идэ также была высказана уверенность в том, что наряду с Программой возрождения северо-восточных провинций КНР другой силой, способствующей интеграции экономик стран СВА, станет полномасштабное развитие дальневосточных и сибирских регионов России. По мнению представителя Министерства иностранных дел Японии, проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г. является наглядным подтверждением интереса России в активном участии в кооперационных процессах АТР.
Г-ном В. С. Гуревичем было отмечено, что Россия в среднесрочной перспективе станет для стран СВА крупнейшим, надежным поставщиком природных ресурсов. В частности, из Еврейской автономной области в ближайшее время основу перспективного грузопотока в КНР составит железорудный концентрат, что станет возможным при условии возведения мостового перехода Нижнеленинское — Тунцзян (на период 2013—2019 гг. планируется в объеме 8 пар грузовых поездов в сутки, а с 2020 г. — 13 пар поездов в сутки).
В выступлении академика П. А. Минакира «Механизмы экономического сотрудничества стран Северо-Восточной Азии» было отмечено, что интеграционные процессы в СВА весьма отличаются от аналогичных процессов в других регионах мира. Подробно докладчик остановился на том, что процесс интеграции в регионе идет в основном в экономической сфере и в большей степени обеспечивается рыночными мотивами, чем институциональной интеграцией, которую должны осуществлять государства. Процессы институциональной интеграции явно отстают от темпов развития экономического
III ФОРУМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ СТРАН СВА ПЭ
№ 3 2010
сотрудничества, осуществляясь главным образом в форме неформальных и полуформальных связей, а также механизмов достижения консенсуса. Российская Федерация и ее дальневосточные территории принимают участие в процессе азиатской экономической интеграции. Так, в частности, Россия рассматривается как полноправный участник будущего Банка развития СВА. Другим (хотя и более локальным) вышеописанным примером участия России в интеграционных процессах, происходящих в финансовой сфере, является реализация, а затем и расширение двустороннего эксперимента по ведению расчетов в приграничной торговле с Китаем в национальных валютах. Ученым был высказан тезис о том, что в энергетическом и транспортном форматах взаимодействия России объективно принадлежит ключевая роль как в обеспечении ресурсной базы потенциальной многосторонней интеграции, так и в предоставлении своей транспортной сети для налаживания эффективных грузовых перевозок между странами СВА и Европой.
Директором Института развивающихся экономик Японской организации по развитию внешней торговли (1БТЯО) проф. Тойоцзиро Маруйя было подчеркнуто, что современные кризисные тенденции в мировой экономике показали уязвимость экспортно ориентированных экономик. Использование опыта Китая, заключающегося в расширении внутреннего спроса в условиях сокращения экспорта, является для остальных стран примером успешного преодоления кризисных тенденций. Схожую точку зрения высказал г-н Цзин Юн Ким, представитель корейского Университета Фушань. По его оценкам, страны «большой тройки» СВА пострадали от современного мирового кризиса в гораздо меньшей степени, чем США и страны ЕС. По расчетам докладчика, создание зоны свободной торговли между КНР, Японией и Республикой Корея еще в большей степени укрепит безопасность указанных стран от внешних кризисных воздействий.
Президентом Академии общественных наук провинции Ляонин проф. Бао Чженъдуном было представлено общее видение китайской стороной перспектив развития проекта реки Туманной (Туманган). Было отмечено, что уже в ближайшее время будет создана разветвленная система железных дорог, которая свяжет АР Внутренняя Монголия и провинцию Цзилинь с портами Японского моря. Схожее видение международного проекта было представлено в докладе проф. Бин Чжена, президента Академии общественных наук провинции Цзилинь, в котором также была отмечена целесообразность построения технопарков на китайской территории реки Туманной. Японской стороной в докладе проф. Наоки Танака, президента Центра исследования международной общественной политики, было высказано мнение о том, что будущее проекта развития дельты реки Туманной зависит от стабильности отношений между КНДР и КНР, поскольку получить выход к
пЭ Д. А. Изотов
№ 3 2010
Японскому морю для Китая возможно только через северокорейские порты. Бъен Су Юном, научным сотрудником Института финансового менеджмента Хана (Республика Корея), были приведены факты увеличивающегося воздействия китайской экономики на северо-корейскую. Так, за прошедшие 10 лет товарооборот между КНР и КНДР вырос в пять раз, составив 2,68 трлн долл. в 2009 г. (причем Китай поставляет в КНДР, за исключением ядерных материалов, широкий спектр товаров, начиная с продукции ТЭК, заканчивая продовольствием). Вследствие этого, по мнению представителя ученого сообщества южнокорейской стороны, КНР является реальной силой, влияющей на экономическое и политическое развитие КНДР.
В докладе «Мониторинг трансграничного российско-китайского сотрудничества» академиком П. Я. Баклановым был высказан тезис о том, что наиболее тесное экономическое и гуманитарное сотрудничество складывается, как правило, между соседними приграничными территориями России и Китая. По мнению докладчика, в том случае, если сотрудничество между соседними приграничными территориями приобретает устойчивый характер, можно говорить о трансграничном сотрудничестве. Все подобные формы трансграничного сотрудничества в более полном виде существуют и проявляются одновременно в обеих соседних странах. При этом эффективность сотрудничества для одной страны тесно связана с эффективностью сотрудничества для другой страны. Поэтому для текущего контроля и координации взаимосвязанных звеньев трансграничного сотрудничества необходима единая система международного трансграничного мониторинга. На основе сбора и обобщения информации в системе трансграничного мониторинга периодически могут рассчитываться различные оценочные показатели, важные для развития эффективного российско-китайского сотрудничества. В целом подобные системы мониторинга трансграничного сотрудничества должны создаваться для крупных трансграничных регионов (уровня бассейновых геосистем соседних областей, краев, провинций) в виде отдельных звеньев, размещаемых в российских и китайских секторах территорий. Докладчиком было подчеркнуто, что организационно такие звенья мониторинга могут создаваться при органах регионального или муниципального управления.
В докладе заведующего отделом ИЭиОПП СО РАН д-ра экон. наук А. Г. Коржубаева «Перспективы сотрудничества Сибири и Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая в нефтегазовой сфере» было подчеркнуто, что в современной экономической и политической ситуации в мире для России особое значение приобретает повышение экономической и политической роли в странах АТР. Важнейшее условие усиления позиций России в качестве глобальной энергетической державы — организация эффек-
№ 3 2010
тивного вхождения российских компаний на потенциально крупнейший в мире китайский рынок нефти и газа. По оценкам ученого, в условиях сокращения добычи и увеличения потребления импортные поставки нефти и нефтепродуктов в КНР достигнут к 2020 г. 360 млн т, а в 2030 г. — не менее 450 млн т. С учетом планов развития инфраструктуры потребления газа объем его использования в КНР может составить в 2020 г. — 260 млрд м3, в 2030 г. — 320 млрд м3. Импорт газа должен составить в 2020 г. не менее 160 млрд м3, в 2030 г. — 190 млрд м3. Реализация подписанного в апреле 2009 г. межправительственного соглашения позволит России в 2011 г. увеличить свою долю в зарубежных поставках нефти на китайский рынок до 15—16% (35—40 млн т). Для дальнейшего расширения российского присутствия на китайском рынке необходимо будет расширить пропускную способность нефтепровода Сковородино — Дацин до 30 млн т в год. В газовой сфере целесообразно формирование поставок сетевого и сжиженного газа из России, а также при участии российских компаний (прежде всего, ОАО «Газпром») из других регионов мира. «Газпром» как глобальная энергетическая компания имеет возможность вхождения в проекты поставок СПГ в Китай, организуемых международными и транснациональными компаниями, из различных регионов мира по схеме замещения (SWAP), а также в обмен на их допуск к добывающим проектам на территории Западной и Восточной Сибири. Докладчиком было подчеркнуто, что создание инфраструктуры газопроводного транспорта и СПГ позволит России занять доминирующие позиции на китайском рынке газа.
Профессором Центра исследований славистики Университета Хоккайдо Шиничиро Табатой в докладе «Поставки на рынок Восточной Азии российской нефти и газа» была высказана «надежда» японских бизнес-кругов, что в ближайшем будущем Россия выступит для японской экономики в качестве одного из основных поставщиков продукции топливно-энергетического комплекса.
Вице-президентом Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян проф. Лю Шуаном была высказана идея о более тесном российско-китайском экономическом сотрудничестве в контексте намечающейся «структурной перестройки» российской экономики. КНР может выступить в качестве одного из рынков сбыта высокотехнологичной продукции из России, принять участие в освоении и переработке российских природных ресурсов.
Профессором Ким Санг-ло, директором Института экономики Промышленного банка Республики Корея, была озвучена информация об участии данного финансового учреждения в Программе возрождения северо-восточных провинций КНР в энергетике, лесной и нефтехимической отраслях.
Г-н Тумур, главный научный сотрудник Института международных ис-
пЭ А. К. Тулохонов
№ 3 2010
следований Академии наук Монголии, высказал тезис о том, что помимо бурного развития сырьевых отраслей и транспорта, в ближайшее время одним из важных элементов роста монгольской экономики может выступить развитие туризма. Основной туристический поток монгольский специалист ожидает из стран СВА.
Во второй день работы форума организаторами были выделены три тематические секции, посвященные экономическому и гуманитарному сотрудничеству КНР с Россией, Японией и Республикой Корея. На секции российско-китайского экономического сотрудничества были представлены доклады сотрудников ИЭИ ДВО РАН: канд. экон. наук В. Е. Кучерявенко «Внешнеэкономическое сотрудничество Дальнего Востока России со странами Северо-Восточной Азии и место в нем Китая» и канд. экон. наук Д. А. Изотова «Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России и КНР».
Завершился форум ответами участников на вопросы представителей средств массовой информации КНР, общим обсуждением поставленных проблем и констатацией целесообразности продолжения совместных научных мероприятий.
А. А. Изотов
НАУКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ НА ПУТИ К СОТРУАНИЧЕСТВУ
Международный эколого-образовательный центр «Истомино» Байкальского института природопользования СО РАН на несколько дней, с 17 по 19 июня 2010 г., стал центром научных дискуссий и принятия совместных решений представителей территориальных федеральных, законодательных и исполнительных органов государственной власти, науки и образования Байкальского региона. Предметом обсуждения на Координационном совете, который проходил в эти дни, стали проблемы социально-экономического развития и сохранения природной среды Байкальского региона.
Впервые ученые Байкальского региона имели возможность делового сотрудничества с представителями органов власти трех регионов Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области, а также обстоятельного обсуждения острых социальных и эколого-экономических проблем развития территорий. Необходимость межрегионального сотрудничества науки, образования и органов власти при обосновании и выполнении федеральных целевых программ, как главного механизма реализации стратегии