►егионалмстика
В 1МГг E
.из.,,
if
XVi.
lv Jj I
/ / ^/""'Щф
VD^-EaL
ИЗОТОВ Дмитрий Александрович
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042
IZOTOV Dmitry Alexandrovich
Ph.D. in economics, senior research fellow Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042
izotov@ecrin.ru
ХРОНИКА НАУЧНЫХ СОБЫТИИ *
УДК 339.97
РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ
В очерке анализируется содержание материалов научных конференций, посвящённых проблемам российско-китайских отношений на региональном уровне. Определены изменения в обсуждаемых проблемах, риторике и тематике докладов, демонстрирующие некий застой в обсуждении проблем как стран СВА, так и российско-китайских отношений в частности. Предполагается, что для более успешного и содержательного обсуждения проблем необходимы совместные исследования, в результате которых будет происходить генерация концептуальных моделей развития российских и китайских регионов.
Регион, программа, научная конференция, Дальний Восток, Сибирь, Северо-Восток КНР
DEVELOPMENT OF THE EASTERN REGIONS OF RUSSIA AND NORTHEAST CHINA THROUGH THE LENS OF SCIENTIFIC CONFERENCES
The essay analyzes the content of the materials of scientific conferences on the problems of Russian-Chinese relations at the regional level. Identified changes in the issues, report titles and rhetoric. It was showed a stagnation in the discussion about the problems of NEA and the Russian-Chinese relations. Author assumed that for a successful discussion of the problems it is require to create joint research, which will be a result of the generation of conceptual models of Russian and Chinese regions development.
Region, program, scientific conference, Russian Far East, Siberia, Northeast of China
© Изотов Д. А., 2014
J
iегианааистика
К-ТГГ !■■
-мщу
Й Ж • A V-*^ Л •: i'. 'I' \
\\\
/А
и £
.л/
••V
к- Jj I
VD^-EaL
Введение
Уже без малого десять лет прошло с момента демаркации государственной границы между Россией и Китаем. За эти годы Китай стал одним из главных торговых партнёров для России, существенно нарастив свой экспорт во многом благодаря предприятиям ТНК, расположенным на китайской территории. Обладая значительными запасами природных ресурсов, Россия за последнее десятилетие значительно нарастила поставки в Китай сырьевых товаров, в основном углеводородов. Частыми стали политические встречи между руководством двух стран как на высшем, так и на региональном уровнях. Одним словом, наблюдаемая положительная динамика развития двусторонних экономических и политических отношений создаёт формальные предпосылки для возникновения прочной основы дальнейшего сотрудничества.
В рамках данного периода (начиная со второй половины 2000-х гг.) представители исследовательского сообщества, бизнеса, а также власти и управления двух стран активно вовлекаются в обсуждение проблем социально-экономического развития и соразвития находящихся в непосредственной близости друг от друга дальневосточных регионов России и Северо-Востока Китая. Обсуждение данного круга вопросов происходит в рамках совместных научных форумов, конференций и круглых столов.
В данном очерке на основе анализа материалов научных встреч, касающихся обсуждения проблем российско-китайских отношений на региональном уровне, исследованы изменения в обсуждаемой на конференциях проблематике, в тематике, риторике и качестве докладов, а также в составе участников. В результате, как представляется, можно получить ответы на следующие вопросы: меняются ли проблемные приоритеты научных конференций? существует ли прогресс в обсужде-
• ' "— ti_ • ■ J \ i j "Vfi'^vH -mJS-,- ,J- . ^T V L ; »
у ■■ ч„/ • . •• • Гг.^83 " ^ - .S-t-14- ■ '"■'
нии проблем российско-китайского сотрудничества? способствуют ли указанные встречи обоюдному мониторингу и совместному изучению проблем развития и со-развития восточных регионов России и Северо-Востока КНР?
В качестве исходной информации были использованы как опубликованные материалы научных мероприятий, так и краткие заметки автора данного очерка, сделанные в качестве вовлечённого участника, о тех или иных конференциях, материалы которых по каким-либо причинам не публиковались. Настоящий очерк охватывает доклады, представленные на III-IV международных форумах по региональному сотрудничеству и развитию между Китаем и Россией (Харбин, 20052006 гг.), международной конференции о развитии российско-китайского сотрудничества по крупным проектам (Харбин, 2007 г.), I-VI международных форумов «Региональное развитие и сотрудничество в Северо-Восточной Азии» (Харбин, 20082010 гг. и 2013 г.), международной научной конференции «Сотрудничество между Дальним Востоком России и Северо-Востоком КНР: возможности и вызовы» (Харбин, 2012 г.), международного научного семинара «Сотрудничество российского Дальнего Востока со странами Северо-Восточной Азии в свете национального проекта «Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири» (Хабаровск, 2013 г.).
Для целей сопоставительного анализа необходимо обозначить краткое содержание вышеперечисленных научных встреч. Но прежде необходимо отметить, что в Китае имеется чёткая специализация исследовательских организаций в изучении России. В частности, Хэйлунцзянская и Харбинская академии общественных наук1 (АОН) специализируются в исторических исследованиях, а также изучении социально-экономических проблем российских
1 Китайская Академия общественных наук является структурным подразделением Академии наук КНР.
■ ÍSií-.-U
.RW
Кегионалмстика
Ч. , ?Л
в е-1гг ж
ЧД\
у
А
/ / /г
'' N н
-мщу
ЩЖтж
;: да • .; : \ '\
.л/
••V
IV д| |
восточных регионов. Практически все перечисленные мероприятия были организованы или проходили при поддержке данных организаций. В этих мероприятиях принимали также участие исследователи АОН из провинций Цзилинь и Ляонин.
Международные форумы, организуемые Хэйлунцзянской и Харбинской академиями общественных наук
Международный форум по региональному сотрудничеству между Россией и Китаем [6], который проходил в 2005 г. в Харбине, можно охарактеризовать как попытку собрать вместе представителей власти, науки и бизнеса из восточных российских регионов (Дальний Восток и Сибирь) на китайской территории, предоставив трибуну для всех желающих. Предполагалось, что подписание договора о государственной границе между двумя государствами для китайской стороны заложит основу для широкомасштабного сотрудничества с Россией. Риторика докладов на пленарном заседании со стороны как руководства китайской АОН, так и научно-исследовательского института (НИИ) при Госсовете КНР, носила явно торжественный характер. Весьма часто китайские докладчики упоминали, что развитие регионального сотрудничества между странами имеет важное политическое значение, направленное против гегемонии и внешних сил, «клянясь» при этом в верности дальнейшему взаимодействию в духе добрососедства и взаимного доверия. При этом, несмотря на в целом позитивный фон китайских докладов, с китайской стороны эпизодически озвучивались вопросы, связанные с несовершенством таможенных и торговых процедур в двусторонних взаимодействиях (в основном - с «серой рас-таможкой»), а также с недостаточностью, с точки зрения докладчиков из КНР, привлечения в восточные регионы России трудовых ресурсов, весьма слабого инве-
стиционного сотрудничества ввиду высоких рисков на российской стороне. При этом представители Министерства коммерции КНР указывали на принципиальную возможность наращивания китайских инвестиций в российскую экономику. Практически в каждом докладе с китайской стороны упоминалось (но без конкретики) о том, что в Китае осуществляется Программа восстановления старопромышленной базы Северо-Востока, а для решения задачи развития Дальнего Востока и Сибири российской стороне необходимо принять в её реализации активное участие, поскольку, по мнению докладчиков из КНР, две экономики характеризуются взаимодополняемостью. Также нельзя не отметить доклады представителей местных органов власти (г. Харбин) и отраслевых ведомств (железная дорога провинции Хэйлунцзян), представленных в духе общих намерений сотрудничества с российской стороной. Что касается докладчиков с российской стороны, то в основном предоставляемая информация касалась текущего состояния и перспектив развития восточных регионов России, а также китайской стороне предлагались инвестиционные проекты в Сибири и на Дальнем Востоке. Как с российской, так и с китайской стороны были заметны доклады, по-свящённые инновационному и аграрному сотрудничеству между КНР и Россией. Подавляющее большинство докладов были сделаны представителями академических институтов. В целом данное мероприятие предполагало некое «знакомство» китайской стороны с российскими коллегами, а поэтому его довольно сложно воспринимать как строгое, формальное ввиду отсутствия чётких тематических разграничений для обсуждения тех или иных проблем.
IV Международный форум по региональному сотрудничеству и развитию между Китаем и Россией [7] в 2006 г. был более хорошо структурированным по сравнению с предыдущей научной конференцией. Центральным направлением двусто-
■ ч^-и
Я-Щ
р егианалистика
МГТ IV
\\\
а
/Г
гпл1
IV д| |
I.
роннего сотрудничества, по мнению представителей академического сообщества КНР, должен стать доступ Китая к энергетическим и лесным ресурсам восточных регионов России. Наиболее часто в китайских докладах упоминались перспективы построения нефтепровода из Сибири в провинцию Хэйлунцзян. Такое развитие событий соответствовало бы последовательно проводимой Китаем политике, реализуемой в Средней Азии, Латинской Америке и Африке, ключевой целью которой является получение доступа к сырьевым ресурсам, создание механизмов долгосрочной экономической привязки двустороннего развития торгово-экономического сотрудничества к интересам КНР. При этом представителями Института развития Европы и Азии при Госсовете Китая было выражено, как кажется, общее отношение китайской стороны к рискам сотрудничества КНР с Россией. Было заявлено, что в области энергетики с российской стороной работать сложно, поскольку в любой момент могут возникнуть различного рода неприятные неожиданности, и китайской стороне необходимо быть «более сообразительнее» для того, чтобы избежать этих неприятных инцидентов. Также были заслушаны доклады о возможности массового экспорта на российский рынок китайской продукции как транзитом через Северо-Восток КНР, так и из данного региона: автомобилей, разнообразных потребительских товаров и продуктов питания. Представители власти и управления провинции Хэйлунцзян высказали своё видение проблемы создания открытой зоны по переработке российского сырья в приграничной полосе с южными регионами Востока России. Для увеличения импорта сырьевых товаров из южных регионов Дальнего Востока в провинции Хэйлунцзян планировалось расширить пункты пропуска Суйфэньхэ-Погранич-ный и Дунин-Полтавка, а также построить мост между Благовещенском и Хэйхэ. По сравнению с 2005 г., в рамках данного фо-
_________________¿И-'.
рума всё меньше упоминались Программа
восстановления старопромышленной базы Северо-Востока КНР и возможность участия в ней российских предприятий. С китайской стороны практически не были представлены доклады относительно инновационного сотрудничества между КНР и Россией. Тематика докладов с российской стороны в основном включала описание особенностей социально-экономического развития приграничных с Китаем сибирских и дальневосточных регионов, некоторых проектов, которые могли бы быть рассмотрены китайскими инвесторами, вопросы возможного инновационного сотрудничества, а также концептуальные аспекты развития приграничных регионов России.
В 2007 г. произошло вполне предсказуемое сужение тематики российско-китайского форума в пользу обсуждения крупных инвестиционных проектов [8]. Представителями китайской стороны стала декламироваться информация о тесных взаимосвязях Китая и Австралии как удачный пример развития взаимодополняющей торговли. Данную модель взаимодействия докладчики из КНР предлагали использовать в российско-китайском экономическом сотрудничестве. Всё более настойчивыми стали озвучиваться предложения по переориентации экспорта углеводородов в Китай, по широкомасштабному допуску китайского капитала в сырьевые проекты России, а также наращиванию взаимной торговли, в том числе за счёт сотрудничества в области финансов. При этом, однако, не отрицалось создание совместных производств, экспорта из России технологий в КНР. В целом, риторика китайских докладов строилась на основе неких указаний российской стороне: что Россия должна делать, чтобы нарастить экспорт сырьевых товаров в Китай (разведывать новые месторождения, осуществлять проекты с помощью китайских инвестиций и т.д.). Появились доклады, посвящённые анализу российского законодательства в
ж
р егианалистика
МГТ IV
\\\
а
гпл1
IV д| |
I.
части изменения допустимой доли иностранных работников в сфере розничной торговли. Также были заслушаны ставшие уже традиционными доклады о расширении экономических связей между приграничными городами провинции Хэйлунцзян (прежде всего за счёт увеличения «челночной» торговли и упрощения процедур въезда), о совместном освоении острова Большой Уссурийский, о возможности сбыта продукции предприятий, расположенных в промышленном коридоре Хар-бин-Дацин-Цицикар, а также об обмене информацией в лесной отрасли. Российскими докладчиками был сделан акцент на анализе перспектив реализации федеральных целевых программ для развития Дальнего Востока и Сибири, текущем состоянии торговых и инвестиционных взаимодействий приграничных российских регионов с Китаем в целом, а также особенностях отраслевого развития на региональном уровне.
Существовавший ранее двусторонний формат форума в 2008 г. был расширен за счёт подключения к диалогу других стран Северо-Восточной Азии (СВА) [12]. В работе первого Форума регионального сотрудничества и развития стран СВА приняли участие исследователи, специалисты, представители власти, бизнеса и неправительственных организаций из России, Китая, Японии, Республики Корея и Монголии. Китайскими докладчиками было отмечено, что наблюдается активное воздействие быстрорастущей экономики КНР на развитие стран СВА. Также с бурным развитием китайской экономики напрямую были связаны задачи создания благоприятных условий для хозяйственного развития всех стран СВА, в том числе России и её восточных регионов. Произошла смена риторики китайских докладов по сравнению с прошлыми конференциями: Северо-Восток Китая начинает рассматриваться как ключевой регион в СВА, хотя Россия по-прежнему считается одним из ключевых партнёров КНР. В ря-
у - V . . - Ч ,. ,<-,. . ■■■ ■
' ./я ЯШ: Г■' к" гй-ж^Изк де китайских докладов (пусть эпизодично,
но всё же) прозвучало некое опасение закрепления за Северо-Востоком Китая по сравнению с другими, более развитыми регионами КНР периферийной позиции с точки зрения выбора иностранными инвесторами проектов для инвестирования. Было отмечено, что китайские бизнесмены осуществляют внешнеторговые операции, минуя провинцию Хэйлунцзян. В ряде китайских докладов было озвучено, что провинции Хэйлунцзян следует развивать отношения не только с Дальним Востоком и Сибирью, но и с европейскими регионами России. Успешное развитие и последующая интеграция Северо-Востока КНР со странами СВА китайскими докладчиками виделись сквозь призму возрождения старопромышленной базы региона. Были заслушаны доклады о намерении городов Хэйхэ и Муданьцзян развивать зоны свободной торговли с приграничными российскими территориями. В докладах представителей Японии и Республики Корея прозвучал призыв к реанимации «застарелого» проекта Туманган, который может привлечь инвестиции из третьих стран, а корейские и японские банки готовы предоставлять кредиты для осуществления ключевых проектов экономического развития СВА. В докладе представителя Японии была выдвинута идея о создании в провинции Хэйлунцзян базы по производству сельскохозяйственных товаров, ориентированного на японский рынок. Монгольская сторона констатировала увеличение товарооборота с КНР, подтвердила принципиальную открытость страны с точки зрения доступа иностранного капиталу в сырьевые проекты, а также выразила надежду на то, что будет создана транспортная инфраструктура, которая свяжет Россию с Китаем через Монголию. Российская сторона ограничилась, как и на предыдущих конференциях, обозначением текущей динамики торгово-экономического и инфраструктурного сотрудничества дальневосточных регионов с КНР, а также
Кегионалмстика
Ч. , ?Л
в e-trr е'
\\\
а
гпл1
К- jJ |
VD^-EaL
экспортных возможностях российского энергетического и минерально-сырьевого комплексов.
В целом, II Форум регионального сотрудничества и развития стран СВА [10], прошедший в 2009 г. в Харбине, мало чем отличался от состоявшегося годом ранее, за исключением обсуждения кризисных тенденций в мировой экономике. Представителями китайской АОН в качестве основной идеи преодоления негативных тенденций мирового кризиса выдвигалась идея тесной региональной кооперации между странами СВА для противодействия негативным последствиям глобализации. Китайскими докладчиками было обозначено, что успешное развитие Северо-Востока Китая тесно связано со странами СВА, а также с реализацией Программы возрождения старопромышленных баз, которая может превратить регион в один из главных центров экономического развития страны, наряду с дельтами рек Янцзы и Жемчужной. Появились доклады, посвя-щённые возможностям создания общих финансовых институтов. Представители провинции Цзилинь в общих чертах подняли вопрос о создании международного транспортного коридора в районе реки Туманной, а докладчики из провинции Ляонин указали на то, что помимо провинций Северо-Востока КНР в экономическую кооперацию необходимо вовлечь весь регион Бохайского залива. Было подчёркнуто, что сближение России и Китая мультиплицирует взаимную выгоду. Несмотря на реализацию антикризисных мер в КНР, ни в одном докладе не была представлена информация об этом, также не были рассмотрены промежуточные итоги реализации Программы восстановления старопромышленных баз на Северо-Востоке Китая. Представители японской, корейской, а также монгольской сторон фактически повторили информацию, представленную годом ранее. С российской стороны, помимо описания текущей экономической ситуации в ряде пригранич-
ных регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири, были озвучены некоторые инновационные разработки институтов СО РАН.
На III Форуме регионального сотрудничества и развития стран СВА, который прошёл в Харбине в 2010 г. [11], помимо традиционных докладов о взаимосвязанности стран большой тройки СВА, можно было наблюдать борьбу мнений, развернувшуюся между представителями Китая и Японии, относительно того, какая из стран будет главным потребителем сырьевой продукции из России. Китайской стороной по-прежнему делался акцент на реализации Программы возрождения северовосточных провинций КНР, как главного генератора интеграционных процессов стран СВА. Было отмечено, что Китаю определена ключевая роль в интеграционных процессах в регионе СВА с точки зрения трёх аспектов: сотрудничества в промышленном производстве, кооперации в транспортной системе и доступа к ресурсам России, Монголии и КНДР. Китайскими докладчиками была высказана идея о более тесном российско-китайском экономическом сотрудничестве в контексте структурной перестройки экономики России. Отмечалось, что КНР может выступить в качестве одного из рынков сбыта высокотехнологичной продукции из России, принять участие в освоении и переработке российских природных ресурсов. Представителями провинций Ляонин и Цзилинь было представлено общее видение китайской стороной перспектив развития проекта Туманган с точки зрения создания транспортной инфраструктуры и технопарков на китайской территории.
Представители корейского исследовательского сообщества предложили создать зону свободной торговли между КНР, Японией и Республикой Корея, которая в ещё большей степени обезопасит экономику указанных стран от внешних кризисных воздействий. Также была озвучена информация о готовности корейских банков
■ iSii-.-u
.RW
ж
р егианалистика
К-ТГГ !■■
\\\
/А
/
ак / .* /
*/ /I
/ ж
1
Ж .; : \ V • \
ЬУ-Щ Ь " цГ5И г-.г1 V. -V,-
.Л/
••V
IV д| |
\еы?Л I.
¿я'- у
принять участие в реализации Программы возрождения северо-восточных провинций КНР в области развития энергетики, лесной и нефтехимической отраслей. Японские докладчики выразили уверенность в том, что наряду с Программой возрождения северо-восточных провинций КНР, другой силой, способствующей интеграции экономик стран СВА, станет полномасштабное развитие дальневосточных и сибирских регионов России. Также представителями Японии было высказано мнение, что в ближайшем будущем Россия выступит для японской экономики в качестве одного из основных поставщиков продукции топливно-энергетического комплекса. И корейские, и японские докладчики затронули проблематику отношений с КНДР. В связи с ростом масштабов китайской экономики был отмечен рост её влияния на КНДР. Вследствие этого, по мнению представителя научного сообщества с корейской стороны, КНР является реальной силой, влияющей на экономическое и политическое развитие КНДР. Также японской стороной было обозначено, что будущее проекта Туманган зависит от стабильности отношений между КНДР и КНР, поскольку получить выход к Японскому морю для Китая можно только через северокорейские порты. Представители Монголии, помимо озвучивания информации об ускоренном развитии сырьевых отраслей, предложили проекты по привлечению в страну туристов из СВА.
Докладчиками из России было обозначено, что Российская Федерация в перспективе станет для стран СВА крупнейшим поставщиком природных ресурсов. Была высказана позиция, что России в энергетическом и транспортном формате взаимодействий объективно принадлежит ключевая роль, как с точки зрения обеспечения ресурсной базы потенциальной многосторонней интеграции, так и предоставления своей транспортной сети для налаживания эффективных грузовых перевозок между странами СВА и Европой. Но, как
было отмечено, для текущего контроля и координации взаимосвязанных звеньев трансграничного сотрудничества между странами СВА необходима единая система международного трансграничного мониторинга.
Прошедший в 2013 г. VI Международный форум регионального сотрудничества и развития стран СВА наглядно продемонстрировал инерционность в обсуждаемой проблематике. Китайские докладчики по прежнему рапортовали о больших перспективах российско-китайского сотрудничества в СВА на основе добрососедства, доверия и сближения позиций по целому ряду политических вопросов между странами. Японские докладчики, за некоторым исключением, которое касалось российско-японского сотрудничества в торговле углеводородами, сообщали о перспективах развития проекта Туманган (правда, в несколько модернизированном виде), а представители Республики Корея сделали акцент на росте корейско-китайских культурных обменов и путях углубления экономических взаимодействий между странами. Монгольская сторона также не была оригинальной с точки зрения освещения общей информации по разработке месторождений минерального сырья в стране. Представители России в основном остановились на перспективах реализации совместных проектов в рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.
Международные научные конференции, проводимые при участии Шанхайской академии общественных наук и Шанхайской академии международных исследований
Помимо посвящённых региональному сотрудничеству научных форумов, про-
■ ч^-и
ж
р егианалистика
МГТ IV
\\\
/А
/
ак * * $
н
-мщу
У'.^ЧШМ^Г Як? Лл-г
.л/
••V
IV д| |
I.
водимых при участии Хэйлунцзянской и Харбинской АОН, в последние годы наблюдается расширение географии занимающихся изучением проблем восточных регионов России научных организаций за счёт НИИ из других районов КНР. Необходимо отметить активизацию шанхайских НИИ в организации круглых столов, по-свящённых проблемам сотрудничества между Дальним Востоком России и Северо-Востоком Китая, для обсуждения проблем как российско-китайского экономического взаимодействия в целом, так и реализации региональных программ в частности. К данным организациям прежде всего относятся Шанхайская академия общественных наук (ШАОН) и Шанхайская академия международных исследований (ШАМИ).
В 2012 г. в Харбине прошла Международная научная конференция «Сотрудничество между Дальним Востоком России и Северо-Востоком КНР: возможности и вызовы» [2], организаторами которой выступили ШАМИ и Канцелярия иностранных дел Народного правительства провинции Хэйлунцзян. Центральной темой конференции было обсуждение итогов Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востоком КНР, а также перспектив российско-китайского сотрудничества. По мнению представителей АОН, Китай в настоящее время стал главным потребителем ресурсного экспорта Дальнего Востока России, однако инвестиционное сотрудничество между странами в приграничных регионах развивается не так активно, как торговля. Китайская сторона высказала позицию, согласно которой Россия могла бы стать стратегическим партнёром для «большой тройки» стран СВА с точки зрения как поставок природных ресурсов, так и привлечения капиталов в инфраструктурные проекты Дальнего Востока. Китайскими докладчиками был отмечен высокий уровень стратегического партнёрства между Россией и
Китаем, поскольку структуры российской и китайской экономик являются взаимодополняющими. Однако, как было озвучено, проекты, заложенные в Программе сотрудничества, реализуются крайне медленно. Отмечалась ограниченность существующей модели торговых взаимоотношений между странами и доказывалась необходимость перехода двустороннего сотрудничества на новый уровень. Российскими докладчиками были представлены перспективные оценки развития Дальнего Востока, проблемы российско-китайских финансовых взаимоотношений, а также обозначены возможности реализации совместных с Китаем проектов в области энергетики и инфраструктуры.
Открытый научный семинар «Сотрудничество российского Дальнего Востока со странами Северо-Восточной Азии в свете национального проекта «Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири», который состоялся 9 апреля 2014 г. в Хабаровске, был проведён в Институте экономических исследований ДВО РАН совместно с ШАОН1.
По мнению Пан Давэя, директора Центра исследований России и Центральной Азии ШАОН, в КНР осознаётся и приветствуется долгосрочное намерение России диверсифицировать экспортные потоки углеводородов в пользу стран СВА на основе многостороннего сотрудничества. Докладчик заметил, что вначале необходимо создать общий формат взаимодействий между Россией, Китаем и Республикой Корея, как стран, не имеющих территориальных споров и характеризующихся взаимодополняемостью экономик. На основе взаимного доверия, взаимопонимания и открытости необходимо стремиться достичь взаимной выгоды в процессе поэтапного развития Дальнего Востока. По мнению докладчика, актуальным стало проведение совместных научных исследований
1 Подробнее о данном событии см. в журнале «Пространственная экономика» (№ 2 за 2014 г.).
■ ч^-и
ж
р егианалистика
К-ТГГ !■■
\\\
а
гпл1
IV д| |
I.
развития приграничных регионов.
В докладах российских участников было отмечено, что основным вектором экономического развития Дальнего Востока является рынок стран СВА. На Дальнем Востоке будут созданы территории опережающего развития с развитой инфраструктурой, системой льгот и максимальным упрощением различного рода процедур, обеспечивающих производственную деятельность. Было озвучено, что основной проблемой неудовлетворительной реализации проектов, заложенных в Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. является отсутствие заинтересованности китайской стороны в участии в большинстве проектов, расположенных на российском Дальнем Востоке. Многие российские проекты не реализуются из-за того, что ни государственные структуры, ни крупный российский бизнес не спешат вкладывать капитал в развитие обрабатывающих отраслей экономики. Основными факторами, сдерживающими китайские инвестиции в проекты Программы, являются нерентабельность предложенных проектов ввиду неблагоприятной внешней конъюнктуры, а также высокие сравнительные издержки, отсутствие свободного доступа к месторождениям федерального значения, неразвитость инфраструктуры, необходимой для реализации проектов. Тем не менее, как было отмечено, несмотря на в целом малый объём китайских инвестиций в приграничные российские регионы, в некоторых отраслях они играют весьма весомую роль.
Заключение
Проанализировав содержание китайских докладов, можно заключить, что Китай демонстрирует свой ничем не скрываемый интерес к совместной реализации ряда крупных ресурсных проектов на территории Дальнего Востока и Восточной
Сибири. Китайская сторона последовательно реализует политику диверсификации импорта сырьевых товаров, и Россия, следуя этой логики, рассматривается как потенциально лояльная для КНР страна. Настойчиво говорится о том, что назрела необходимость выделения реальных совместных проектов развития на российской территории, а также подробного описания механизмов их реализации. Утверждается, что недостаток финансовых возможностей российских компаний может быть восполнен за счёт средств китайского бизнеса. Такая политика Китая в условиях усиления международной конкуренции за освоение месторождений углеводородов и контроль над другими ресурсами вызывает обострение противоречий между странами СВА.
Наблюдается смена риторики в докладах представителей академических институтов Китая: от торжественных заявлений о возможности получения монопольного доступа к ресурсам восточных регионов России и нарочитой предвзятости, связанной с перспективами «масштабных» преобразований экономики Северо-Востока КНР, до признания того, что, ввиду глобализации и специфической позиции российской стороны, китайским корпорациям будет довольно сложно закрепиться в ресурсном секторе Сибири и Дальнего Востока, а северо-восточные провинции Китая в рамках национальной экономики могут лишь упрочить свой периферийный статус. В провинции Хэйлунцзян рассматривают сотрудничество с дальневосточными и сибирскими регионами России как источник дополнительного роста своей экономики, преимущественно за счёт приграничной торговли, переработки сырьевых товаров, прежде всего леса, а также привлечения российских туристов. В последние годы практически не обсуждаются проблемы научного сотрудничества, привлечения китайской рабочей силы, а также возможности создания совместных предприятий, как в промышленности, так и в
ж
р егианалистика
К-ТГГ !■■
\\\
/А
у
А
/ / /г
'' N н
.л/
••V
IV д| |
I.
сельском хозяйстве. В китайских докладах чувствуется определённая «нервозность» и неудовлетворённость относительно реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР.
С конца 2000-х гг. произошло экстенсивное расширение существовавшего ранее двустороннего формата за счёт привлечения представителей главным образом дипломатического корпуса из Японии, Республики Корея и Монголии. Нельзя не отметить того факта, что уровень подготовки докладчиков, присутствующих на конференциях в г. Харбин, постепенно снижается. На подобного рода конференциях можно получить информацию о текущем состоянии экономики и об эффективности реализации различного рода программ развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, о проблемах в российской экономике, о перспективах развития «долгоиграющего» проекта Туманган, о высоких отношениях России и Китая на политическом уровне и «светлой» перспективе развития торгово-экономического сотрудничества. Однако на данных конференциях практически невозможно «почерпнуть» конкретную информацию, затрагивающую структурные проблемы китайской экономики или эффективность реализации плана возрождения старопромышленных баз Северо-Востока КНР, а также антикризисной Программы Китая. С этой точки зрения процессы, происходящие в китайской экономике, представлены на конференциях подобного плана как некий «чёрный ящик». Возможно, помимо установления и поддержания научных связей, для Китая подобные конференции выполняют функцию аккумуляции информации по экономическим и политическим приоритетам развития России.
Анализ тематических приоритетов представленных в обзоре научных конференций показал следующие трансформации, произошедшие за последние десять лет: 2005-2006 гг. - исследование проблем
двустороннего торгового сотрудничества; 2007-2008 гг. - изучение взаимодействий в контексте реализации инвестиционных проектов; 2009-2014 гг. - оценка реализации Программ развития и соразвития дальневосточных и сибирских регионов и северо-восточных провинций КНР. Предполагается, что для более успешного и содержательного обсуждения проблем необходимы совместные исследования, в результате которых будет происходить генерация концептуальных моделей развития и соразвития как восточных регионов России и Северо-Востока КНР, так и СВА в целом. В частности, это касается ряда наработок Института экономических исследований ДВО РАН, а именно: перспективных оценок совместного развития стран региона [9], моделирования приграничного сотрудничества [5], изучения пространственных трансформаций и экономического районирования [1], исследования проблем отраслевых взаимодействий [4] и программ соразвития [3] и т.д. В противном случае застой в обсуждении проблем как региона СВА, так и российско-китайских отношений будет только усиливаться.
Список литературы
1. Демьяненко А.Н., Изотов Д.А. Территориальная организация экономики КНР и проблема экономического районирования // Пространственная экономика. 2008. № 1. С. 43-61.
2. Изотов Д. А. Международная научная конференция «Сотрудничество между Дальним Востоком России и Северо-Востоком КНР: возможности и вызовы» // Пространственная экономика. 2012. № 4. С. 182-184.
3. Изотов Д.А., Суслов Д.В. Пока только намерения: первые итоги реализации программы сотрудничества между восточными регионами России и Северо-Востоком КНР (2009-2018 гг.) // ЭКО. 2011. № 3. С. 160-178.
4. Калашников В.Д. Планирование территориально-производственной структуры ТЭК России // Пространственная экономика. 2005. № 3. С. 85-105.
5. Минакир П.А. Экономика регионов. Даль-
■ ч^-и
J
Iегианапистика
К-ТГГ !■■
-мщу
Й Ж • A V-*^ Л •: i'. 'I' \
I'vjJU'i 1 fiv " цГ5Иг-.г1 V. -V,-
шж
\\\
/А
и £
.л/
.чу
lv Jj I
VD^-EaL
ний Восток / отв. ред. А.Г. Гранберг; Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исследований. М.: Экономика, 2006. 848 с.
6. Сборник докладов III Международного форума по региональному сотрудничеству и развитию между Китаем и Россией. Харбин,
2005. 509 с.
7. Сборник докладов IV Международного форума по региональному сотрудничеству и развитию между Китаем и Россией. Харбин,
2006. 501 с.
8. Сборник докладов международной конференции о развитии российско-китайского сотрудничества по крупным проектам. Харбин,
2007. 318 с.
9. Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия - 2050 / под ред. П.А. Минакира, В.И. Сергиенко. Владивосток: Дальнаука, 2011. 912 с.
10. Collections of the Second International Forum on Northeast Asia Regional Cooperation and Development. Harbin, China. 2009. 162 p.
11. Collections of the Third International Forum on Northeast Asia Regional Cooperation and Development. Harbin, China. 2010. 551 p.
12. Proceedings of First International Forum on Northeast Asia Regional Cooperation and Development. Harbin, China. 2008. 225 p.
References
1. Demyanenko A.N., Izotov D.A. Spatial Organization of Chinese Economy and Economic Zoning Issue. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2008. No. 1. Pp. 43-61. (In Russian)
2. Izotov D.A. The International Scientific Conference «The Cooperation between the Russian Far East and the North-East of China: Opportunities and Challenges». Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2012. No. 4. Pp. 182184. (In Russian)
3. Izotov D.A., Suslov D.V. Interim Results of Realization of the Program of Cooperation between the Eastern Regions of Russia and Northeast China (2009-2018). EKO, 2011. No. 3. Pp. 160-178. (In Russian)
4. Kalashnikov V.D. Planning of Territorial-Production Structure of Russia's Fuel-and-Energy Complex. Prostranstvennaya economika [Spatial
• ' • — ti f J . ■ .J'".- ! , . VfiVji -..»JS-,- J- . V I *
Economics]. 2005. No. 3. Pp. 85-105. (In Russian)
5. Minakir P.A. Regions' Economics. Russian Far East. Ed. by A.G. Granberg. Economic Research Institute, Far eastern branch, RAS. Moscow, 2006. 848 p. (In Russian)
6. Collections of the III International Forum on Regional Cooperation and Development between China and Russia. Harbin, China. 2005. 509 p. (In Russian & Chinese)
7. Collections of the IV International Forum on Regional Cooperation and Development between China and Russia. Harbin, China. 2006. 501 p. (In Russian & Chinese)
8. Collections of the International Conference on Sino-Russian Collaboration by Huge Projects. Harbin, China. 2007. 318 p. (In Russian & Chinese)
9. The Synthesis of Scientific-Technological and Economic Forecasts: Pacific Russia - 2050. Ed. by P.A. Minakir, V.I. Sergienko. Vladivostok, 2011. 912 p. (In Russian)
10. Collections of the Second International Forum on Northeast Asia Regional Cooperation and Development. Harbin, China. 2009. 162 p.
11. Collections of the Third International Forum on Northeast Asia Regional Cooperation and Development. Harbin, China. 2010. 551 p.
12. Proceedings of First International Forum on Northeast Asia Regional Cooperation and Development. Harbin, China. 2008. 225 p.
Для цитирования:
Изотов Д.А. Развитие восточных регионов России и Северо-Востока Китая сквозь призму научных конференций // Региона-листика. 2014. Т. 1. № 1. С. 115-125. For citing:
Izotov D.A. Development of the Eastern Regions of Russia and Northeast China through the Lens of Scientific Conferences. Regional-istica [Regionalistics]. 2014. Vol. 1. No. 1. Pp. 115-125. (In Russian)
■ iSii-.-u