Научная статья на тему 'Мероприятия расширенной Туманганской инициативы'

Мероприятия расширенной Туманганской инициативы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мероприятия расширенной Туманганской инициативы»

МЕРОПРИЯТИЯ РАСШИРЕННОЙ ТУМАНГАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

26—28 сентября 2011 г. в г. Пхёнчхане (провинция Канвондо, Республика Корея) прошли ежегодные мероприятия Расширенной Туманганской Инициативы (РТИ), включавшие совещание национальных координаторов РТИ, Форум экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии (СВА), Форум местного развития и 12-е заседание Консультативной комиссии РТИ. Мероприятия были организованы Секретариатом РТИ, Министерством стратегии и финансов Республики Корея и правительством провинции Канвондо. В форумах приняли участие около 200 участников, включая представителей центральных и региональных органов власти стран-участниц РТИ, деловых и экспертных кругов, международных организаций.

Очередное рабочее совещание национальных координаторов РТИ (26 сентября 2011 г.) предшествовало форумам и заседанию Консультативной комиссии. На совещании были рассмотрены административные и финансовые вопросы деятельности Туманганского секретариата, согласованы последние поправки в документы, предложенные на утверждение Консультативной комиссии, включая «Принципы деятельности и сфера компетенции Комитета по сотрудничеству региональных властей СВА» (Local Cooperation Committee), техническое задание на проведение обучающего семинара для региональных властей, бюджет и план работы РТИ на 2011—2012 гг.

Форум местного развития. Открыл форум Председатель Корейской комиссии по совместному развитию крупных и малых предприятий, бывший премьер-министр Республики Корея Чон Ун Чхан. В своем докладе он отметил, что для достижения мира и совместного процветания страны СВА нуждаются в усилении механизма взаимного экономического сотрудничества, для чего необходимо вовлечь в международное сотрудничество региональные власти КНДР и Японии с помощью мер, направленных на установление взаимного доверия (обмен информацией, программы обучения и т. д.). По его мнению, из всех многосторонних форматов сотрудничества в СВА РТИ обладает наибольшим потенциалом для вовлечения КНДР, однако для этого необходимы значимые инфраструктурные проекты, как, например, строительство газопровода «Россия — КНДР — Республика Корея».

Первая сессия форума — «Укрепление сотрудничества в СВА на местном уровне» — была посвящена определению роли региональных властей в международном сотрудничестве, поиску путей содействия диалогу региональных и центральных властей в рамках созданного под эгидой РТИ Комитета по сотрудничеству региональных администраций в СВА, выработке конкретных шагов по продвижению инициатив локального характера.

Вице-губернатор Яньбянь-Корейского автономного округа правительства провинции Цзилинь (КНР) Гу Цзиншэн говорил о приоритетных направлениях развития сотрудничества правительства провинции Цзилинь с другими региональными властями в СВА, обращая особое внимание на необходимость ускорения темпов строительства транспортной инфраструктуры, содействия развитию паромных линий через Раджин (КНДР) и Зарубино (Россия) в Республику Корея и Японию, строительства новой железнодорожной линии Чойбалсан (Монголия) — Аршан (Китай). Важным направлением деятельности Комитета по сотрудничеству региональных администраций СВА под эгидой РТИ, по его мнению, могло бы стать продвижение идей создания двусторонних зон сотрудничества «Хуньчунь — Хасан» (Китай и Россия), «Хуньчунь — Расон» (Китай и КНДР) и «Аршан — Сумбэр» (Китай и Монголия).

ПЭ В' С. Кречетова

№ 1 2012

Вице-губернатор аймака Дорнод (Монголия) Лувсан Хишигтогтох познакомил участников с планами развития транспорта и туризма в аймаке. Он отметил, что повышение транспортно-транзитного потенциала аймака будет способствовать созданию особых экономических и торговых зон, совместных предприятий и промышленных технопарков. Согласно стратегии развитию железнодорожной инфраструктуры Монголии расширение железнодорожной сети будет происходить в два этапа. На первом, начавшемся в мае 2011 г., строится широтная железнодорожная линия Сайншанд — Баруун-Урт — Хуут — Чойбалсан. На втором этапе должны быть построены линии в приграничные районы на участках Хуут — Тамсаг-Булаг — Ном-рог, Хуут — Бичигт.

Губернатор провинции Канвондо (Республика Корея) Цой Мун Сун подчеркнул, что опыт РТИ свидетельствует о важности активного участия в процессе международного сотрудничества региональных и местных властей. Он, как и предыдущие участники, подчеркнул важную роль усиления транспортной сети в СВА, создания благоприятных условий для торговли и взаимных инвестиций, возвращения КНДР и вступления Японии в ряды стран — членов РТИ. По его словам, активизации регионального развития могло бы способствовать создание зон сотрудничества и свободной торговли, например, в Хасанском районе Приморского края России. Успешный опыт СЭЗ в приграничных районах Китая, России и КНДР мог бы ускорить процесс формирования зоны свободной торговли РТИ. Также губернатор предложил создать интегрированную систему подготовки кадров при основных университетах и содействовать совместным исследованиям ученых из стран — участниц РТИ.

Заместитель директора департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края Сергей Германович Рыбников отметил значительное увеличение темпов роста экономики края в связи с подготовкой к Саммиту АТЭС, наличие богатых природных ресурсов и развитой портовой инфраструктуры, реализацию большого числа инвестиционных проектов, включая строительство мостов, энергосетей, отелей и прочей инфраструктуры для туристов. От имени администрации Приморского края он высказался в поддержку деятельности РТИ и выразил надежду, что РТИ станет важнейшей платформой для сотрудничества региональных и местных властей.

Вице-губернатор префектуры Тоттори (Япония) Фудзии Кисинговорил об экономическом сотрудничестве префектуры с региональными правительствами стран — участниц РТИ, в т. ч. о паромной линии DBS Ferry, действующей на маршруте Са-кайминато (Япония) — Тонхэ (Республика Корея) — Владивосток. На тот момент линия функционировала три года, помимо пассажиров перевозились грузы между тремя странами. В качестве эксперимента в 2010 г. были доставлены партии товаров в западную часть России и на северо-восток Китая. Эксперимент показал существенное сокращение во времени и стоимости перевозки в сравнении с традиционными маршрутами через Финляндию и порт Далянь. В качестве мер активизации регионального сотрудничества вице-губернатор назвал содействие перевозкам товаров и пассажиров между ключевыми портами побережья Японского моря путем обустройства инфраструктуры и облегчения таможенных процедур; расширение паромной линии DBS Ferry на северо-восток Китая и обеспечение выхода на Транссиб; регулярные экспериментальные перевозки пассажиров и товаров.

На второй сессии--«Ключевые отрасли экономики для приграничного сотрудничества» — обсуждалось, как сотрудничество в области транспорта, энергетики, туризма, окружающей среды и торговли может стимулировать развитие приграничных территорий, как частный сектор и научное сообщество могут быть вовлечены в региональное сотрудничество.

Заместитель директора китайского офиса Немецкого агентства международного

сотрудничества (ОК) Юрген Штайгер обобщил опыт сотрудничества региональных властей в Европейском союзе (ЕС). Там действует более 150 трансграничных регионов, в которых проживает около 30% населения ЕС, а трансграничное сотрудничество является одним из главных приоритетов Стратегии развития ЕС до 2020 г. В качестве успешных примеров он привел трансграничные еврорегионы БИЯБОЮ, №188е-№8а-Му8а и Мааз-КЬше. В числе факторов успеха этих еврорегионов Штайгер отметил следующее: наличие общих проблем, требующих эффективного решения; политическую волю к сотрудничеству на всех уровнях; следование принципам равенства и взаимной выгоды; создание институтов и механизмов трансграничного сотрудничества; вовлечение частного сектора; доступ к информации для общественности; реализацию конкретных проектов с ощутимыми результатами.

Советник по транспорту и логистике Корейского агентства международного сотрудничества (К01СА) Кан Чжэ Хон отметил, что в связи с созданием на национальном уровне в КНР пилотной зоны опережающего развития «Чанчунь — Цзи-линь — Тумень» (Чань-Цзи-Ту) важность Туманганского транспортного коридора как удобного и эффективного маршрута, соединяющего все страны СВА, возрастет.

Заместитель генерального директора Института экономических исследований Северо-Восточной Азии (БЯША) Тадаси Сугимото подчеркнул, что, учитывая важность совместного обеспечения энергобезопасности региона, их институт активно изучает вопросы развития торговли и инвестиций в энергетическом секторе стран СВА. Одним из важных механизмов обсуждения вопросов энергетического сотрудничества он назвал японо-российский диалог по энергетике и окружающей среде, проводимый регулярно под эгидой БЯША и правительства префектуры Ниигата.

Заместитель председателя торгово-промышленной палаты (ТПП) Монголии Магван Оюнчимэг посвятила доклад национальным достижениям в сфере создания благоприятных условий для развития международной торговли. Среди основных мероприятий, реализованных правительством Монголии в этой связи, она назвала организацию рабочей группы по внедрению политики «одного окна», принятие национальной программы по упрощению торговых процедур, создание совместной рабочей группы ТПП и Главного таможенного управления Монголии. С целью содействия процессу упрощения торговли правительство Монголии активно участвует в Центрально-Азиатском региональном экономическом сотрудничестве (ЦАРЭС) и РТИ.

Форум экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии. В своем приветственном слове председатель Консультативной комиссии РТИ и заместитель министра стратегии и финансов Республики Корея Чон Ун Чхан обозначил основные приоритетные направления дальнейшего развития РТИ, назвав в т. ч. реализацию проектов, ориентированных на интересы региональных администраций всех стран-членов, усиление сотрудничества центральных и региональных властей, усиление сотрудничества в области облегчения торговли и повышение роли бизнеса.

Первая сессия — «От района реки Туманной к Северо-Восточной Азии» — была посвящена урокам, извлеченным из истории Туманганской программы, как уникальной платформы многостороннего сотрудничества стран в СВА, и возможностям использования этой платформы на благо развития региона.

В своем докладе заместитель министра коммерции КНР Юй Цзяньхуа обозначил основные факторы, актуализирующие усиление региональной интеграции в СВА, среди которых он назвал замедление глобализации и тупик переговоров Доха-раунда ВТО, общий рост интеграционных процессов в Азии, выражающийся в увеличении совместных проектов в рамках регионов Большого Меконга, РТИ, ЦАРЭС и других, а также соглашений о свободной торговле; повышение спроса на новые схемы регионального сотрудничества в Азии, где соседствуют страны различных культур

ПЭ В' С. Кречетова

№ 1 2012

и политических систем. На этом фоне и происходит преобразование региональной программы ПРООН в районе р. Туманной в полноценный механизм регионального межправительственного сотрудничества. Для его успешного функционирования жизненно важно усилить связанность транспортной системы региона и обеспечить беспрепятственное движение товаров и пассажиров. С этой целью запущены пробные мультимодальные перевозки по маршрутам Хуньчунь — Зарубино — Пусан и Хуньчунь — Зарубино — Ниигата, планируются переговоры по заключению соглашения о смешанных сухопутно-морских перевозках между Россией, Китаем, Республикой Корея и Японией, планируется первое заседание Комитета РТИ по упрощению торговых процедур, идет реализация проектов в области туризма и приграничного сотрудничества.

Советник по экономической политике президента Монголии Дашдори Лувсан-даш отметил, что важнейшими приоритетами участия Монголии в деятельности РТИ является обеспечение доступа к морским портам СВА и совместная со странами — членами РТИ эксплуатация природных ресурсов и залежей восточных аймаков страны.

Директор субрегионального офиса по Восточной и Северо-Восточной Азии Экономической и социальной комиссии ООН по Азии и Тихоокеанскому региону (ЭСКАТО) Килапари Рамакришна рассуждал об истории Туманганской программы и представил свое видение роли РТИ в развитии СВА. Он указал на то, что успешное региональное сотрудничество складывается не по принципу географического соседства, а по причине близости национальных интересов. К сожалению, сложная история взаимоотношений стран, недостаток взаимодействия и географическая удаленность района р. Туманной от национальных столиц не позволили программе получить достаточную поддержку в каждой из стран-участниц.

Специалист отдела регионального сотрудничества Азиатского банка развития (АБР) Чжан Юэбин отметил, что СВА, отстававшая ранее по скорости интеграционных процессов, стремительно нагоняет другие регионы. Дальнейший прогресс в этом направлении требует улучшения трансграничной инфраструктуры, содействия упрощению таможенных процедур и формальностей, дополнительной мобилизации финансовых ресурсов, особенно на развитие инфраструктуры, и активной работы с частным сектором для вовлечения его в процессы сотрудничества. Кроме того, он подчеркнул, что в будущем АБР готов содействовать деятельности РТИ.

Вторая сессия — «Экономическое сотрудничество в СВА: факторы успеха» — была призвана определить, какие факторы и условия необходимы для успешной реализации потенциала регионального сотрудничества в СВА.

Президент Регионального института развития Канвондо Ким Чон Мин сконцентрировал внимание на проблемах регионального сотрудничества в формате РТИ, упомянув о необходимости выработки единого представления о сути и целях РТИ среди стран-членов, укрепления организационной структуры РТИ, повышения уровня представительства в Консультативной комиссии, продвижения идей создания свободных экономических зон в рамках РТИ.

Директор Центра международных исследований Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Сергей Витальевич Севастьянов отметил, что СВА играет важную роль во внешней политике России в связи со стремлением властей использовать растущий потенциал региона для развития российского Дальнего Востока и Восточной Сибири. В качестве проблем, сдерживающих развитие РТИ (ранее — Программы развития региона р. Туманной), он назвал рассогласованность интересов и представлений о региональном сотрудничестве стран-участниц, слабую заинтересованность центральных правительств и вытекающий из этого недостаток интереса со стороны основных международных организаций-доноров, отсут-

ствие Японии в рядах членов РТИ. Для дальнейшего развития РТИ важно повысить уровень представительства в Консультативной комиссии до премьер-министров, завершить трансформацию в независимую международную организацию, расширить сотрудничество с КНДР.

Мероприятия РТИ в Пхёнчхане закончились 28 сентября 2011 г. заседанием Консультативной комиссии и принятием Пхёнчханской декларации, в которой страны-члены:

• подчеркнули необходимость включения всех стран СВА в сотрудничество под эгидой РТИ;

• вновь заявили о том, что приложат дополнительные усилия для повышения политического уровня представительства в РТИ и укрепления ее организационной структуры;

• обозначили сотрудничество в области транспорта как приоритетное направление и подчеркнули критическую важность создания совместного плана развития транспортной сети РТИ, увязанного с национальными приоритетами и двусторонними планами сотрудничества;

• акцентировали важность упрощения торговых процедур, приняли решение как можно скорее начать работу Комитета по упрощению торговых процедур РТИ и внедрить лучшие мировые практики по упрощению торговых процедур в готовых к этому странах;

• подчеркнули важность развития международного туризма в регионе и поприветствовали уже предпринятые в этом направлении меры.

На заседании был учрежден Комитет по сотрудничеству региональных администраций СВА под эгидой РТИ для вовлечения региональных властей и достижения синергетического эффекта от сотрудничества центральных и региональных правительств. Членство в комитете открыто также для региональных властей КНДР и Японии. О создании комитета было объявлено на совместной сессии Консультативной комиссии и региональных правительств, в которой приняли участие представители Яньбянь-Корейского автономного округа провинции Цзилинь, Автономного района Внутренняя Монголия, провинций Хэйлунцзян и Ляонин (КНР); аймаков Тув и Дорнод (Монголия); провинции Канвондо (Корея); Приморского и Хабаровского краев; префектуры Тоттори (Япония).

В завершение заседания официальные представители РФ пригласили всех участников Консультативной комиссии РТИ на очередное заседание комиссии в сентябре 2012 г. в г. Владивостоке.

В. С. Кречетова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.