Научная статья на тему 'Iх Дальневосточный российско-корейский форум'

Iх Дальневосточный российско-корейский форум Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Iх Дальневосточный российско-корейский форум»

Хроника

Пространственная Экономика 2019. Том 15. № 2. С. 186-190

!Х Дальневосточный российско-корейский форум

Е.А. Заостровских

Заостровских Елена Анатольевна кандидат экономических наук научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042 E-mail: zaost@ecrin.ru ORCID: 0000-0002-7447-0406

9th Far Eastern Russian-Korean Forum

E.A. Zaostrovskikh

Elena Anatolyevna Zaostrovskikh Candidate of Economics Research Fellow

Economic Research Institute FEB RAS, 153 Tikhookeanskaya St., Khabarovsk, Russia, 680042 E-mail: zaost@ecrin.ru ORCID: 0000-0002-7447-0406

Дальневосточный российско-корейский форум - крупное и важное мероприятие на Дальнем Востоке России, которое проводится Генеральным консульством Республики Корея во Владивостоке. Ежегодно на его площадке обсуждаются вопросы двустороннего сотрудничества между Россией и Республикой Корея в различных областях. За последние три года Дальневосточный российско-корейский форум стал важной платформой, на которой рассматриваются реальные возможности для взаимовыгодной реализации совместных проектов «девяти мостов» сотрудничества (газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожное сообщение, портовая инфраструктура, судостроение, Северный морской путь, сельское хозяйство и рыболовство, создание совместных предприятий, защита окружающей среды и сфера образования).

5 июня 2019 г. во Владивостоке состоялся IX Дальневосточный российско-корейский форум, посвященный мерам по созданию трансграничной цепи поставок в различных областях. Организатором форума выступили Генеральное консульство Республики Корея в г. Владивостоке и Корейский морской институт (Korea Maritime Institute - KMI).

Участники с корейской стороны: Корейский морской институт, Научно-исследовательский институт поселений Кореи (Korea Research Institute for Human Settlements -KRIHS), Национальный научный совет по экономическим, гуманитарным и социальным наукам и Корейский институт по вопросам промышленной экономики и торговли (Korea Institute for Industrial Economics and Trade - KIIET).

Участники с российской стороны: Министерство Российской Федерации по раз-

IX ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИЙ ФОРУМ ПЭ

№ 2 2019

витию Дальнего Востока и Арктики, Администрация Приморского края, Законодательное собрание Приморского края, Администрация г. Владивостока, дума г. Владивостока, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство стратегических инициатив в ДФО, МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, Институт экономических исследований ДВО РАН, а также другие организации.

На форуме было представлено 3 сессии:

1. Возможности и вызовы формирования трансграничной цепи поставок в сельскохозяйственной и рыбной отраслях.

2. Возможности и вызовы формирования трансграничной цепи поставок в сфере производства и переработки.

3. Меры по созданию трансграничной цепи поставок.

Вступительное слово на форуме было предоставлено Ян Чхан Хо, президенту Корейского морского института. С приветственными словами к участникам форума обратились Сон Ён Гиль, член Национального собрания Республики Кореи, председатель Специального комитета по вопросам мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии Демократической партии Кореи; А.Ю.Старичков, директор департамента международного сотрудничества Приморского края; Ли Сок Пэ, посол Республики Корея в Российской Федерации; Пак ЧхоЧжэ, консул Республики Корея в г. Владивостоке.

На сессиях форума особый интерес вызвали следующие доклады.

Чжан Хон Сок, профессор Корейского морского института, выступил с докладом «Возможности и вызовы формирования цепи поставок в рыбопромышленной сфере на Дальнем Востоке России». Была представлена бизнес-модель глобальной цепи поставок минтая, в которой Россия - поставщик сырья, Китай - центр рыбопереработки, Республика Корея - экспортная база. Отмечено, что в перспективе рынок рыбопереработки минтая перейдет из Китая во Вьетнам. Преимущества вьетнамского рынка минтая заключаются в следующем: дешевая рабочая сила, благоприятные условия для прямых инвестиций, наличие собственной сырьевой базы минтая, своевременные поставки рыбопродукции. В случае развития вьетнамского центра рыбопереработки изменится цепочка поставок минтая, в результате чего Россия и Республика Корея потеряют свои лидирующие позиции.

В свою очередь дискуссант Ом Сон Хи, директор департамента Корейского морского института, отметила, что предлагаемая профессором Чжан Хон Сок бизнес-модель, возможно, не будет работать, поскольку в будущем изменится структура потребительского рынка за счет роста потребления рыбопродукции в Китае и Южной Америке. В таком случае будет создано два центра по рыбопереработке минтая: в Китае и во Вьетнаме. Следовательно, России будет сложно оставаться ведущим поставщиком сырья рыбопродукции. В этой связи Ом Сон Хи обратилась к российским участникам форума с вопросом о том, какие меры предпримет Россия при появлении Вьетнама как центра рыбопереработки минтая, а также предложила по данному направлению организовать совместное исследование с российскими экспертами.

Емельянов А.Н., кандидат сельскохозяйственных наук, директор ФГБНУ «ФНЦ Агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки», представил доклад «Возможности и вызовы формирования цепи поставок в сельскохозяйственной сфере на Дальнем Востоке России». В докладе были отражены основные направления деятельности Федерального научного центра Агробиотехнологий с Республикой Корея: экологическое испытание новых сортов культуры «Camelina P»; исследование плодородия земель ООО «Хёндэ Михайловка Агро»; агроэкологическое испытание гибридов кукурузы в условиях Приморского края; агроэкологическое испытание риса корейской селекции; проект рационального землепользования. Докладчик высказал убежденность в том, что для Дальнего Востока России принципиально важно развивать

ПЭ Е.А. Заостровских

№ 2 2019

сотрудничество с Республикой Корея не только на фундаментальном уровне, но и в практическом плане. Приоритетными направлениями по развитию бизнеса в сельскохозяйственной сфере, по мнению докладчика, являются: усиление связей в системе «производство - потребление»; создание форвардинговой компании, специализирующейся на логистической консолидации сельскохозяйственной продукции; построение инфраструктуры системы холодильной цепочки (Cold-Chain System); долгосрочное улучшение возможностей транспортировки путем стандартизации, классификации и паллетизации.

Ким Чжон Сон, директор центра международного сотрудничества в сельском хозяйстве, представил доклад «Трехстороннее участие России, Южной и Северной Кореи в формировании трансграничной цепи поставок в сельскохозяйственной и рыбной отраслях». В нем были затронуты вопросы продвижения корейского аграрного бизнеса на российском Дальнем Востоке. Для активизации этого движения было представлено три основных проекта в области «B2B»: развитие тепличного хозяйства, развитие и поставка адаптированных семян для выращивания в местных условиях, улучшение системы дистрибьюции зерновых и совершенствование условий продаж.

Докладчик Ли Хён Чжу, профессор Корейского научно-исследовательского института поселений, представил доклад «Современное положение и задачи индустриального комплекса, созданного с целью привлечения инвестиций в обрабатывающую промышленность Дальнего Востока России». В докладе были затронуты вопросы о том, как развивать сотрудничество в сфере промышленных комплексов, какие стоят задачи по развитию обрабатывающей промышленности на Дальнем Востоке России. Особое внимание было уделено вопросам реализации совместных российско-корейских проектов в области промышленного комплекса. Были представлены геополитические риски, которые возникают при реализации проектов на Дальнем Востоке России. Кроме того, были озвучены новые задачи, которые предстоит решить для развития промышленных комплексов. Первая задача - необходимо достичь понятного консенсуса в межправительственной политике по сотрудничеству в области развития промышленных комплексов. Это обеспечит снижение рисков выхода на рынок для корейского бизнеса, а также будут устранены опасения относительно институциональной поддержки со стороны правительств обеих стран. Вторая задача - это развитие перспективного промышленного комплекса и оказание содействий в поэтапном расширении. Третья задача - продвижение совместных проектов с развитием инфраструктуры. По мнению докладчика, создание промышленных комплексов и инфраструктуры должно быть сопряжено и взаимосвязано друг с другом. Это даст дополнительный экономический эффект.

Ким Хак Ки, профессор Корейского института по вопросам промышленной экономики и торговли, выступил с докладом «Направления трехстороннего сотрудничества России, Республики Корея и КНДР в обрабатывающей отрасли и формировании цепи поставок». Были затронуты вопросы двустороннего сотрудничества между Россией и Республикой Корея с последующим вовлечением КНДР в этот процесс. Ключевым моментом доклада стали основные направления трехстороннего сотрудничества с учетом действующих санкций Совета Безопасности ООН, направленных против КНДР. Предложена поэтапная система реализации проектов: создание транспортно-логистической сети; цифровизация промышленности и экономики; развитие экспорта с учетом особенностей ресурсной базы и географического расположения. Кроме того, были представлены основные направления трехстороннего сотрудничества, если будут отменены санкции Совета Безопасности ООН против КНДР. В частности, были отмечены приоритетные пилотные проекты: создание цифрового центра «Республика Корея - Россия - КНДР» и проведение соответствующего форума; форумы по сотрудничеству в области цифровизации, блокчейна, логистики, аквакультуры и т. д.

IX ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РОССИЙСКО-КОРЕЙСКИЙ ФОРУМ ПЭ

№ 2 2019

В дискуссии Ли Бён Ман, руководитель подразделения межкорейского сотрудничества корпорации «LH», отметил, что российский Дальний Восток становится центром взаимодействия Китая и Республики Корея. Для установления тесного взаимодействия между Россией и Республикой Корея необходимо преодолеть определенные трудности: 1. Многие меры по развитию Дальнего Востока имеют под собой четкую институциональную базу. Однако в плане практического применения они недостаточно совершенны. Так, в частности, существуют задержки при создании коммуникационной инфраструктуры в ТОР. 2. Сложные административные процедуры и низкий уровень административной комфортности. 3. Неопределенность в бизнесе. Была также предложена бизнес-модель корпорации «LH» в рамках развития «девяти мостов».

Утяшева С.А., заместитель директора Международного департамента Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, представила доклад «Развитие торговли, привлечение инвестиций в отрасли и реализация совместных российско-корейских проектов на Дальнем Востоке России». Докладчик отметила, что в настоящее время резидентами ТОР являются 339 компаний с планируемым объемом инвестиций 2,3 трлн руб. Резидентами СПВ являются 1223 компании с планируемым объемом инвестиций 625,5 млрд руб. Из этого числа компаний 11 проектов с привлечением инвестиций Республики Корея. Уже реализовано четыре проекта с участием инвестиций из Республики Корея: производство экологически чистой бытовой химии, резидент СПВ «Восток-Поликор»; производство мелкощитовой опалубки, резидент СПВ «РосКор»; производство упакованных сварочных материалов, резидент СПВ «Хёндэ Вэлдинг Рус»; производство топливных гранул, резидент ТОР Комсомольск «Солнечный круг». Также были представлены возможности инвестирования на Дальнем Востоке России в 2018-2020 гг. по отраслям: логистика и портовая инфраструктура - 8 млрд долл.; лесная отрасль - 7,4 млрд долл.; добыча полезных ископаемых - 5 млрд долл.; переработка нефти и газа - 3,9 млрд долл.; недвижимость - 1,9 млрд долл.; машиностроение - 1,5 млрд долл. Кроме того, из 200 запланированных проектов 30 - с участием Республики Корея, общим объемом инвестиций 3,5 млрд долл. Особое внимание было уделено инвестиционным проектам в сфере аграрно-промышленного комплекса, производства и переработки, которые призванные сформировать трансграничную цепь поставок в Республику Корея. Такими проектами являются: создание зернового терминала в рамках ТОР «Большой Камень»; создание специализированного зернового терминала в порту Зарубино; модернизация порта «Славянка»; строительство холодильно-складского комплекса по перевалке и хранению рыбопродукции; организация регулярной линии по доставке свежемороженой рыбы с Камчатки в порты Дальневосточного региона; создание и развитие Корсаковского рыбного логистическо-перерабатывающего центра; создание завода по переработке икры минтая в рамках ТОР «Надеждинская»; создание комплекса по глубокой переработке рыбной продукции в рамках ТОР «Камчатка»; строительство рыбопромышленного комплекса на полуострове Назимова; строительство птицеводческого комплекса; создание агробиоэкономического кластера в Приморском крае; строительство стекольного завода на Дальнем Востоке; создание сборочного производства медицинского оборудования в г. Владивостоке.

Ли Бек Чжин, директор департамента Корейского научно-исследовательского института поселений, в дискуссии представил свою точку зрения относительно низкого уровня доступности транспортно-логистической системы Дальнего Востока России. Во-первых, для того чтобы повысить уровень доступности, необходимо усилить роль присутствия государства в этом направлении. Это подтверждается опытом Республики Корея. В свое время, когда создавалась транспортно-логистическая сеть страны, большой объем инвестиций был обеспечен государством. Далее на определенных участках образованной сети происходила замена государственного инвестора на част-

ПЭ Е.А. Заостровских

№ 2 2019

ный бизнес. Во-вторых, ключевым моментом развития территории является создание государственной корпорации, основная деятельность которой направлена на развитие определенной территории. В-третьих, следует придерживаться определенных правил рассмотрения проектов, реализация которых гарантирует успех развития территории.

Холоша М.В., заместитель директора по научной работе ООО «ДНИИМФ-Вос-точный», представил доклад «Перспективные направления российско-корейского сотрудничества для активизации логистического развития Северо-Восточной Азии и развития международного транзита с участием России». В рамках доклада были затронуты вопросы развития инфраструктуры по разным направлениям (портовая инфраструктура, Северный морской путь, железная дорога и прочие экономические отношения), а также развитие прочих экономических отношений, генерирующих спрос на различные виды перевозок. Относительно развития инфраструктуры докладчик отметил, что развитие логистической сети Северо-Восточной Азии должно стать логическим продолжением предыдущих исследований транспортных коридоров, выполненных в рамках многостороннего формата сотрудничества Расширенной Ту-манганской инициативы. В настоящее время существует множество различных маршрутов, которые не объединены в общую сеть. Для этого требуется создать интегрированную сеть мультимодальных смешанных и иных перевозок в Северо-Восточной Азии, которая объединила бы не только транспорт, но и прочие коммуникации. Поэтому основной целью новой работы должно стать снижение проектных рисков и повышение конкурентоспособности Северо-Восточной Азии в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Кроме того, по мнению докладчика, необходимо изменить подход в обосновании развития инфраструктуры. Прежде всего, нужно оценивать не только экономические показатели отдельных инфраструктурных проектов, но и макроэкономические аспекты инвестирования в транспортную инфраструктуру. Особый акцент в докладе был сделан на возможность объединения выгод и интересов стран СевероВосточной Азии при реализации различных проектов: китайский мега-проект «Один пояс, один путь», корейский формат сотрудничества «9 мостов», множество новых идей Монголии и других стран.

Буров Д.В., и.о. ректора Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского, представил доклад «План по созданию цепи поставок с помощью развития ресурса Арктики». В докладе были изложены основные направления развития логистической сети «Северо-Восточная Азия - Европа» по Северному морскому пути. В ближайшие пять лет перевозки по этому направлению возрастут в два раза и достигнут отметки 60 млн тонн. Для того чтобы привлечь иностранных перевозчиков на трассу Северного морского пути, следует пересмотреть тарифы за ледокольную проводку морских судов. В настоящее время затраты на этот вид услуг составляют значительную часть расходов в общей стоимости затрат на перевозку. В рамках этого направления были представлены данные о максимально допустимой доплате за ледокольную проводку по Северному морскому пути и тарифы ледокольного сопровождения для морских судов с разным дедвейтом. Кроме того, были представлены технико-экономические показатели эффективности перевозки грузов по Северному морскому пути с использованием концепции «логистическая нагрузка».

По завершении выступлений состоялась общая дискуссия, на которой были сформулированы возможные направления сотрудничества между Россией и Республикой Корея.

Поступила в редакцию 19 июня 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.