Научная статья на тему 'Игры в музейном пространстве Экоцентра "Воробьёвы горы"'

Игры в музейном пространстве Экоцентра "Воробьёвы горы" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ / EDUCATIONAL GAMES / ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION / INTERACTIVE DISPLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таранец И.П., Горина Е.В., Колганова Е.В., Мазунина Н.В.

Показан опыт и алгоритм проведения нестандартных экскурсий с использованием авторских разработок и интерактивных подходов по разным экологическим тематикам: шумовое загрязнение, отходы и сортировка мусора, мастер-класс из серии «Вторая жизнь вещей», биоразнообразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMES IN THE MUSEUM SPACE OF THE ECOCENTER"VOROBYOVY GORY"

The article describes Ecocenter’s experience and algorithm of non-standard tours, in which are used authorings and interactive approaches to various environmental topics: noise pollution, separate collection of wastes, master class in the series «The second life of things», biodiversity.

Текст научной работы на тему «Игры в музейном пространстве Экоцентра "Воробьёвы горы"»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 504:371.3

ИГРЫ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОЦЕНТРА «ВОРОБЬЁВЫ ГОРЫ»

И.П. Таранец, Е.В. Горина, Е.В. Колганова, Н.В. Мазунина1

Показан опыт и алгоритм проведения нестандартных экскурсий с использованием авторских разработок и интерактивных подходов по разным экологическим тематикам: шумовое загрязнение, отходы и сортировка мусора, мастер-класс из серии «Вторая жизнь вещей», биоразнообразие.

Ключевые слова: обучающие игры, эколого-просветительская деятельность, интерактивная экспозиция, интерактивные методы обучения.

GAMES IN THE MUSEUM SPACE OF THE ECOCENTER «VOROBYOVY GORY»

LP. Taranets, E.V. Gorina, E.V. Kolganova, N.V. Mazunina Lomonosov Moscow State University; Environmental Education Center «Vorob'evy Gory»

The article describes Ecocenter's experience and algorithm of non-standard tours, in which are used authorings and interactive approaches to various environmental topics: noise pollution, separate collection of wastes, master class in the series «The second life of things», biodiversity.

Key words: educational games, environmental education, interactive display, interactive methods of education.

Введение. Современные музеи расширяют сферу своей просветительской деятельности и из мест хранения музейных экспонатов всё чаще становятся центрами общения и обучения за счёт активного вовлечения посетителей во взаимодействие. Но как в музейной среде взаимодействие посетителей и экскурсоводов сделать наиболее успешным? Один из ответов - использование обучающих игр, которые считаются эффективными методами в образовании и просвещении. Игра - это наиболее быстрый

1 Таранец Ирина Павловна - к .б.н., научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, вед. специалист Эколого-просветительского центра «Воробьёвы горы», iris1_@mail.ru; Горина Елена Владимировна - экскурсовод; Колганова Елена Викторовна - методист; Мазунина Наталия Владимировна - экскурсовод Эколого-просветительского центра «Воробьёвы горы».

Жизнь Земли 38(1) 2016 85-91 85

способ приобретения опыта [2]. Включая в занятия, экскурсии, лекции разные игровые элементы, мы способствуем лучшему и эффективному восприятию и усваиванию материала у обучающихся, поскольку «...игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую) монотонность повседневной жизни.» [4, с. 37]. Соединение разных технологий в обучении, в частности, в экологическом образовании и просвещении, делает его не только привлекательным, но и помогает лучше усвоить знания. Игра, как форма обучения, наиболее соответствует реализации системно-де-ятельностного подхода в обучении, так как в его контексте знания, умения и навыки часто рассматривают как производные от целенаправленных учебных действий, которые порождаются, применяются и закрепляются в процессе целенаправленной деятельности, в том числе и игровой [1]. Экологические игры для учебного процесса начали активно разрабатываться в последнюю четверть ХХ в., но, несмотря на это, игр, которые использовались бы в музейном пространстве, довольно мало. Поэтому цель данной работы - описание и анализ приёмов проведения необычных экскурсий с использованием интерактивных подходов в экологическом просвещении в Экоцентре «Воробьёвы горы».

Материалы и методы. Использованы методы теоретического анализа на основе собственного опыта практической работы, и метод проектирования игровых ситуаций, основой для которых послужили знания по общей и прикладной экологии, а также материалы и разработки сотрудников Эколого-просветительского центра «Воробьёвы Горы» (Экоцентра «Воробьёвы горы»).

Результаты. Использование игр способствует погружению обучающихся в активное контролируемое общение, где они получают знания и учатся взаимодействовать с другими людьми. Понятие «игра» хорошо показано в работах Д.Н. Кавтарадзе [3, 4, 5], где дается определение: игра - это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. «С образовательной точки зрения игра - это способ исследования возможной действительности в контексте личностных интересов. Образовательную игру от всех других видов игр отличает то, что она содержит образ проблемы, которую требуется решить лично или же вместе с другими людьми» [6, с. 34].

Наибольшее распространение, как в рамках учебного процесса, так и дополнительного образования, в последние двадцать лет получили игры и игровые ситуации, основанные на принципах бумажных вариантов комплектов карточек, лото, путешествий по точкам, маршрутных листов и др. Эти игры легко модифицировать практически для любого возраста и различных образовательных целей, они хорошо вписываются во временные рамки уроков, экскурсий и занятий в музеях и экоцен-трах.

Однако, чтобы разработать или подобрать обучающие игры для использования в экологическом центре всегда необходимо знать его специфику. Например, Эколо-го-просветительский центр «Воробьёвы горы» целиком можно назвать экологическим музеем с интерактивной экспозицией, где широко применяются компьютерные средства. Посетители могут ознакомиться с разными экологическими темами на верхней части экспозиции, которая выполнена в виде городской квартиры. В каждом помещении квартиры расположены интерактивные экспонаты, с помощью которых можно узнать, какие существуют типы ламп, источники получения электроэнергии, что такое шумовое загрязнение, для чего нужно сортировать мусор, как очищается вода и пр. На 86

нижнем уровне Экоцентра можно узнать об исторических и природоохранных особенностях заказника «Воробьёвы горы», заглянуть в видеотеку и поработать с другими экспонатами.

Образовательный процесс в Экоцентре состоит из разных направлений деятельности: проведение обзорных экскурсий, тематических занятий, мастер-классов, эко-праздников, экологических и исторических экскурсий по территории заказника «Воробьёвы горы» и близлежащим территориям. За пять лет работы его посетили более 40 000 человек. Среди них школьники, студенты, преподаватели и родители с детьми, интересующиеся решением экологических проблем, в том числе люди с ограниченными возможностями.

Таким образом, разнообразие форм образовательной деятельности в Экоцентре «Воробьёвы горы» максимально высоко, что позволило подготовить практические рекомендации по проведению экскурсий с использованием игровых моментов.

Следует также отметить, что при проведении образовательных программ необходимо учитывать индивидуальный подход в работе с посетителями, чтобы на экскурсиях и занятиях обязательно присутствовал элемент самообразования. Важно, чтобы ребёнок или взрослый человек мог сам найти ответ на экспозиции или принять правильное решение благодаря игре в терминале. Основные посетители Эко-центра - школьные группы. Для наиболее эффективного усвоения материала один экскурсовод проводит экскурсию для группы не более 15 человек, две такие группы могут идти параллельно.

У сотрудников Экоцентра накопился богатый опыт по приёму больших групп (более 40 человек). Для них организован образовательный процесс с помощью игры-путешествия «по станциям» в пределах экспозиции. Экскурсанты делятся на команды не более 10 человек, каждая из них в разной последовательности знакомится с интерактивной экспозицией, следуя указаниям полученных маршрутных листов. Обозначенные в них остановки-станции, посвященные определенной экологической теме, детально продуманы, как и время, проводимое группой на конкретной точке (обычно не более 15 минут). Маршруты рассчитаны на любой возраст посетителей, т. к. нередко на одном автобусе приезжают разновозрастные классы. Работая с малой группой, специалист общается практически индивидуально и имеет обратную связь с экскурсантами. Именно таким образом обнаруживаются глубокие знания или незнания по какой-то теме и видно, умеют ли ребята работать в команде, помогать друг другу, какие существуют проблемы в коллективе.

Ниже представлены несколько примеров работы по станциям.

1. Станция «Явление шумового загрязнения на полотнах старых мастеров». Созданная в Экоцентре игра состоит из комплекта карточек, содержащих репродукции живописных полотен, изображения природных явлений и данные о количестве децибел. Она позволяет достаточно быстро познакомиться с конкретным воздействием шума на здоровье человека, сравнив его с силой воспринимаемых децибел.

Необходимые материалы: карточки с репродукциями картин (Алексей Петрович Боголюбов «Буря», Никола Ланкре «Концерт в парке», Ашиль Мишаллон «Этна. Извержение Везувия ночью» и др.); карточки с количеством децибел (10 дБ, 25, 70, 90, 100, 140 дБ); карточки с шумовыми явлениями из повседневной жизни (шелест листьев, смех, шум в вагоне метро и др.).

Ход игры:

• Рассказ о шуме: понятие, смысл существования явления, его особенности и влияние на здоровье человека и окружающую среду. Используется часть экспозиции Экоцентра, где уделяется внимание именно этой проблеме. Получение командой задания и комплекта карточек. Дети самостоятельно соотносят карточки по принципу: репродукция картины с явлениями, сопровождающимися шумом - карточка шумового явления антропогенного или природного характера - количество децибел.

• Проверка выполнения задания школьниками (пример правильно выполненного задания приведен в табл. 1).

Табл. 1. Пример правильно выполненного задания «Явление шумового загрязнения»

Картина Алексея Петровича Боголюбова «Лоцманы Бискайской бухты» (1857-1859) Карточка с изображением: оркестр Около 140 дБ

Илья Ефимович Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889-1896) Смех Около 75 дБ

В разработанной и апробированной игре применяется междисциплинарный подход, привлекаются знания по физике, биологии и основам безопасности жизнедеятельности. В процессе игры мы не только визуализируем с помощью комплекта карточек разные звуковые явления для лучшего понимания и запоминания информации, но и знакомим детей с произведениями мирового художественного наследия.

2. Станция «Отходы». Одна из современных проблем - проблема отходов и их утилизация. Основная масса бытовых отходов в России отправляется на полигоны твёрдых бытовых отходов или несанкционированные свалки мусора. Часто мы используем купленную вещь очень недолго, а на свалке она пролежит многие годы. Один из способов решения этой проблемы - переработка отходов. Цель игры - познакомить детей с понятием «переработка и сортировка отходов», объяснить, что можно переработать, как правильно сортировать вторичное сырье, а также, что можно изготовить из твёрдых бытовых отходов.

Необходимые материалы: туристические коврики; костёр из картона; вторсырье (бумага, фольга, пластиковые стаканчики и пр.); образцы материалов из вторсырья (пластиковые гранулы, бумажные хлопья, волокна или изделия из полиэстера, образцы вторичной бумаги и т. д.); 3 контейнера (для бумаги, пластика, металла; в качестве контейнеров можно использовать картонные коробки, сделав на них соответствующие надписи). Ход игры:

• Дети приходят на точку, которая оформлена, как место небольшого пикника. Можно вырезать из картона костёр, вокруг положить туристические коврики. Используется выставка с упаковкой Тетра-Пак. Ребята рассаживаются возле костра. Вокруг туристических ковриков расположен мусор (чистый!): скомканная бумага, фольга, пластиковые стаканчики и т. д. Ведущий рассказывает о том, что такое переработка вторсырья и как его правильно сортировать, об опасности свалок. Показывает образцы вторичных материалов. Потом просит детей убрать место, где они находятся, но не просто все сложить в мусорное

ведро, а рассортировать по нужным контейнерам. Чтобы задача была интереснее, можно попросить детей попасть в контейнер с небольшого расстояния (2-3 метра).

Таким образом, группа во время игры не только узнаёт о проблеме мусора, но и о путях её решения, о сортировке отходов, а главное, они вместе делают одно дело и учатся его делать правильно, понимая - зачем, как и почему.

3. Станция «Вторая жизнь вещей - изготовление карандашниц из баночек».

Творческий мастер-класс по изготовлению карандашниц из вторичных материалов помогает задуматься над проблемой отходов. Дети учатся бережно относиться к тому, что даёт нам природа: потенциальный «мусор» они самостоятельно превращают в ценный вторичный ресурс, используя его как материал для творчества, создают из него нужные и красивые вещи ручной работы. Цель - научить детей видеть в отходах не мусор, а полезные вторичные ресурсы.

Необходимые материалы и инструменты: небольшие алюминиевые или стеклянные банки; нитки для вязания (хорошо подойдут нитки секционного крашения, букле); клей ПВА; открывалка для жестяных банок с винтом; ножницы. Ход работы (рисунок):

• На алюминиевой банке с помощью открывалки осторожно отрезаем верхнюю «крышечку» для безопасного использования в дальнейшем; можно взять стеклянную ровную баночку.

• Наносим клей на верхнюю часть банки (а).

Рисунок. Некоторые этапы работы по изготовлению карандашницы. Фото Алексея Попова.

• Приклеиваем нитку, наматывая её на банку. Не нужно намазывать клеем всю баночку сразу, он помешает - может испачкать руки, высохнуть раньше времени или, наоборот, будет капать (б).

• Постепенно наносим клей ниже, наматываем нитку, пододвигая её плотно к предыдущему нитяному кольцу. Обматываем всю баночку. Можно сделать вставку из нитей другого цвета, отрезав нитку и начав наматывать новую. Концы ниток важно закрепить клеем и новой ниткой, намотанной сверху.

• По окончании работы тщательно закрепляем кончик нити клеем.

• Готовое изделие можно украсить приклеенными сверху фигурками из фетра. Изделием можно пользоваться, когда клей полностью высохнет.

В результате получились уникальные карандашницы ручной работы из вторичного материала (в).

а

б

в

4. Станция «Знаешь ли ты растения?»

Игра знакомит с интересными фактами о растениях и дает возможность больше узнать о типичных и краснокнижных видах, произрастающих на территории заказника «Воробьёвы горы».

Необходимые материалы: комплект карточек или фотографий с изображениями растений (можно использовать гербарий), карточки с информацией о растениях.

Ход игры: участникам раздаются карточки двух видов - разных растений и с частичной характеристикой этих растений, включающей некоторые их интересные особенности. Необходимо к каждому растению подобрать соответствующее описание (табл. 2).

Табл. 2. Пример правильно выполненного задания «Знаешь ли ты растения?»

У какого дерева есть наросты на листе («чернильные орешки»), благодаря которым появились первые чернила на Руси? Дуб черешчатый, или обыкновенный (Quercus юЬШ)

Один из самых эффектных многолетних видов папоротников. Это растение никогда не цветет. Страусник обыкновенный, или страусовое перо (Matteucia struthiopteris)

5. Станция «Узнай деревья!»

Часто мы сталкиваемся с тем, что знания школьников о природе отрывочны (практика показывает, что некоторые старшеклассники путают листья берёзы, липы, дуба и др.). Именно на этой станции можно проследить, помнят ли ребята из уроков по окружающему миру или биологии, как называются деревья. Игра составлена на примере деревьев, произрастающих в заказнике «Воробьёвы горы».

Необходимые материалы: гербарий (листья берёзы повислой, клёна остролистного, дуба черешчатого, дуба красного, клёна американского, ореха маньчжурского и др.); карточки с названиями деревьев; плоды деревьев (рябина, жёлуди и др.); проверочные определительные листы. Ход игры:

• Участникам выдается гербарий, плоды деревьев и карточки с их названиями. Ребята должны сопоставить название с листовой пластинкой и плодом.

• Далее им выдаются проверочные определительные листы с изображением и названием дерева. Группа самостоятельно проверяет себя и исправляет свои ошибки, если они были.

В ходе игрового процесса экскурсанты достаточно быстро справляются с заданием, вспоминая школьный курс, используя личный опыт. Игра становится проверкой знаний и помогает закреплению материала.

Заключение. Опыт Экоцентра «Воробьёвы горы» может быть полезен в различных ситуациях, в т. ч. при проведении экологических праздников и олимпиад. Представленные игры и игровые моменты достаточно быстро погружают экскурсантов в образовательную среду, и они могут показать свои знания и навыки в различных междисциплинарных областях. Комплекты карточек, из которых состоят игры, легко могут быть адаптированы: в зависимости от возраста и способности группы, материал можно упрощать или усложнять. К тому же все игры по станциям могут быть преобразованы в отдельные тематические занятия. С их помощью посещение Экоцентра

становится незабываемым, интересным, познавательным и является эффективной формой работы в образовательной и эколого-просветительской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012. 447 с.

2. Егоров А.А. Игры в экологическом воспитании детей // Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках: Сб. методических материалов. М.: Наука, 1998. С. 53.

3. КавтарадзеД.Н. Комплект учебных игр и образовательных материалов «Зеленый рюкзак». М.: АНО «Экополиспресс», 2003.

4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. 176 с.

5. Кавтарадзе Д.Н. Мастерская игр: ремесло и искусство. М.: Акрополь, 2013. 448 с.

6. Попова Л.В., Таранец И.П., Пикуленко М.М. Игра как необходимая составляющая экологического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4 (http://www. science-education.ru/127-20723)

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Optics of enlightening: sociocultural perspectives. M.: Prosvesheniye, 2012. 447 p. (in Russian).

2. Egorov А.А. Games in the environmental education of children. Environmental education work with schoolchildren in nature reserves and national parks: Collection of teaching materials. 53 p. (Moscow: Nauka, 1998) (in Russian).

3. Kavtaradze D.N. Kit of educational games and educational materials «Green bag» (Moscow: ANO «Ekopolispress», 2003) (in Russian).

4. Kavtaradze D.N. The education and the game: in the management of interactive teaching methods. 2nd ed. 176 p. (Moscow: Prosvesheniye, 2009) (in Russian).

5. Kavtaradze D.N. The games studio: craft and art. 448 p. (Moscow: Acropol', 2013) (in Russian).

6. Popova L.V., Taranets I.P., Pikulenko M.M. Game as a necessary component ofenvironmental education. Modern problems of science and education. 4 (2015) (http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=20723) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.