Научная статья на тему 'ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1101
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголева Г. Н., Токаева Т. Э.

Формирование коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Использование игр с правилами влияет на развитие коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе и успешной адаптации к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гоголева Г. Н., Токаева Т. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

УДК 37.015.324.2

Гоголева Г.Н., Токаева Т.Э.

Игры с правилами как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Формирование коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Использование игр с правилами влияет на развитие коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе и успешной адаптации к школьному обучению.

Ключевые слова: игры с правилами, коммуникативные навыки, адаптация к школьному обучению.

Один из главных приоритетов государственной образовательной политики в условиях перехода к открытому инновационному обществу - достижение современного качества образования, в том числе дошкольного. Дошкольное образование как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Но главная трудность, с которой ребенок сталкивается в стенах школы, заключается не в содержании учебных знаний, к усвоению которых он восприимчив, а в особенностях новой «социальной ситуации развития ребенка». Ребенок, поступая в школу, часто не способен сориентироваться в новой школьной ситуации, найти себя в ней, построить свое общение со сверстниками, взрослыми, включиться в учебную ситуацию, отличив ее от массы знакомых и незнакомых ему ситуаций неучебного характера, просить у одноклассников и учителя специфическую учебную помощь. Ребенок приходит в школу уже с небольшим объемом знаний, его интерес очень велик, хотя он многого не знает и не понимает. И не только в учебе. Он стремится утвердить себя в среде сверстников, показать свое отношение к нравственным нормам [1; 3; 6].

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Формирование коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Важность вопроса готовности детей к обучению в школе определе-

на законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г., федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [7; 8], а также поиском эффективных средств и способов развития общения и становления взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с социальным окружением при подготовке к школьному обучению и готовностью ребенка к принятию новой социальной позиции - школьника.

В новой для школьника жизни ребенок испытывает на себе разнообразные ситуации, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли, что требует от ребенка определенного уровня развития коммуникативной компетентности. Ограничение подготовки к школе только специальной подготовкой (обучение грамоте, математике и т.д.) - не решает проблему перехода ребенка в новую для него социальную жизнь полностью, как доказано многочисленными исследованиями и практикой. Низкий уровень развития коммуникативности накладывает определенный отпечаток на весь процесс обучения в целом. Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе влияет на успешность адаптации к школьному обучению, определяет коммуникативную активность в его познавательной деятельности, способность к учебному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает успешность обучения, продуктивные социальные взаимоотношения и позитивный образ школьника.

Современные исследования в области дошкольной педагогики, раскрывающие

особенности формирования и развития общения дошкольников, представлены: исследованиями И.И. Иванец, посвященными речевой коммуникации детей; И.А. Кумовой, проводившей исследования, связанные с воспитанием основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни; работами Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, О.С. Степиной, О.А. Черенковой и других, непосредственно изучавшими процесс формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста [6].

В данных исследованиях отсутствуют элементарные коммуникативные умения информационно-коммуникативного (умения вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, соотносить средства невербального и вербального общения), аффективно-коммуникативного (умения делиться своими чувствами, интересами, настроениями с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению, оценить эмоциональное поведение друг друга) и регуляционно-коммуникативного (умения согласовывать действия, мнения, установки с потребностями своих партнеров по общению; оценивать результат совместного общения, применять индивидуальные умения при решении совместных задач;) характера, что затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, затрудняет развитие ребенка в социальном и личностном аспекте [5].

Педагог помогает ребенку овладеть приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослым и сверстником: устанавливать дружеские отношения, оказывать позитивное внимание партнеру по общению, разрешает конфликты мирным путем.

Огромная роль в общении и взаимодействии детей старшего дошкольного возраста принадлежит игре - важнейшему и приоритетному виду детской деятельности в дошкольном возрасте. В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от разнообразных игр. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности, творческие проявления и его развитие.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками, это главная и единственная цель, которая объединяет совместные усилия, общие интересы и переживания [2].

В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход к новой возрастной ступени [4] и формируются качества, такие как самостоятельность, организованность, инициативность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Для этой цели педагоги используют разные виды игр, в том числе игры с правилами (дидактические, подвижные).

Дидактические и подвижные игры дают ребенку все необходимые способности, ребенок в игре познает окружающий мир. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Данный возрастной период можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением. Во-первых, образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное в игровой деятельности. Во-вторых, очень важно, чтобы соблюдались правила в игре. Игра с правилами -это большинство коллективных игр, которые учат общаться. Правила игры определяют способ игровых действий, характер, организуют и направляют поведение детей и их взаимоотношения.

С помощью правил ребенок в игре учится ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах. Сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого у дошкольника развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих [4].

Формированию информационно-коммуникативных умений способствуют такие игры с правилами, как «Волшебные водоросли», «Расскажи по кругу», «Пресс-конференция», «Вежливое слово». Задача взрослых - помочь ребенку разобраться

в сложной ситуации, во взаимоотношениях и научиться вступать в контакт, вести разговор со сверстниками, внимательно слушать и понимать окружающих.

Описанные игры формируют умения вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, приглашение, вежливое обращение); соблюдать правила культуры общения в отношениях с друзьями, ориентироваться в ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком); педагогом, взрослым. Соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику; получать информацию и снабжать таковой).

Формированию регуляционно-комму-никативных умений способствуют такие игры с правилами, как «Магазин игрушек», «Близнецы», «Скульпторы» и другие. Данные игры формируют у детей умения согласовывать свои действия, установки с потребностями сверстников по общению, свое мнение, стимулируют помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, например: помогать нуждающимся в помощи, быть честным, уступать, не уклоняться от ответов, давать советы самим и слушать советы других, говорить о своих намерениях, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, воспитателю. Применять индивидуальные умения при решении совместных задач - использовать символы, речь, музыку, движение. Оценивать результаты совместного общения - себя и других - критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие).

Формированию аффективно-коммуникативных умений способствуют такие игры с правилами, как «Что случилось?», «Тренируем эмоции», «Поссорились и помирились» и другие. Представленные игры предназначены для преодоления успешной адаптации в образовательном учреждении и формируют у детей умения делиться своими чувствами, интересами, настроением

с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является актуальной в современном образовании, ориентированном на обеспечение необходимой и достаточной готовности ребенка к школе. Овладение коммуникативными умениями детьми 6-7 лет обеспечивают успешность в школьной жизни. Ребенок, приходя в школу, окунается в среду, изобилующую постоянными контактами в учебном и внеучебном взаимодействии как со взрослыми - учителями, родителями одноклассников, социальными партнерами школы, так и со сверстниками-одноклассниками, другими детьми. Учебная деятельность как коллективная может быть успешна, если ребенок овладел основами коммуникации и применяет коммуникативные умения разного плана (информационно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные и регуляционно-коммуника-тивные) в условиях учебного сотрудничества.

Освоение представлений и знаний об общении, овладение умениями устанавливать и поддерживать общение на различные темы (личного, познавательно, учебного характера) и умениями развивать позитивные взаимоотношения со сверстниками, сотрудничать в учебном процессе -это главные задачи, решаемые воспитателем в образовательном процессе дошкольного воспитания в условиях организации совместной деятельности детей, свободном общении, играх со сверстниками, специально организованном общении и т.д. При целенаправленной работе педагогов коммуникативные умения детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу формируются, речь ребенка превращается в умственную интеллектуальную деятельность и средство эффективного общения с социальным окружением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. - М: Академия, 2009. - 208 с.

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983. -192 с.

3. Евдокшина О.В. Педагогическое проектирование формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: автореф. дис....канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. - 26 с.

4. Крылова Н.М. Детский сад - дом радости: метод. комментарии к примерной основной образовательной программе дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.

5. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 17 с.

6. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. -2013. - №2. - С.50-57.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.

8. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3. - М.: тЦ Сфера, 2013. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.