Научная статья на тему 'Игры на грязном воздухе'

Игры на грязном воздухе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игры на грязном воздухе»

После того как в 1990-х годах в России почти встали промышленные предприятия, страна без особых усилий выполняет экологические требования Киотского протокола. Однако рост экономики и загрязнения атмосферы требуют от нас специальных мер по защите окружающей среды. Некоторые из них предусмотрены в рамках того же Киота. Правда, законы для их реализации в России все еще разрабатывают.

Игры на грязном воздухе

У

Ирина ВОРОБЬЕВА, Марина СИТНИКОВА

Климат Киота

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата вступил в силу в начале 2005 года, после его ратификации Россией, когда суммарный объем эмиссии парниковых газов в атмосферу крупнейших развитых стран-участниц на 55% превысил уровень выбросов 1990 года. Сейчас этот документ ратифицировали 173 страны. К 2008-2012 годам участники соглашения должны как минимум не превысить показатели выбросов 1990 года.

Многие ученые говорят о том, что никогда еще человечество не было так близко к экологической катастрофе и глобальной смене климата, как сейчас. По их мнению, разным государствам стоит озаботиться и приложить совместные усилия, чтобы отвести угрозу, стоящую перед планетой. Однако внимают этим предостережениям далеко не все. Правительство Джорджа Буша, связанное с нефтяным лобби, выступило против Киота, заявив, что влияние человека на климат не доказано. Павел Варгин, эксперт Управления научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов «Росгидромета»: «Администрация США, страны-лидера по выбросам парниковых газов, выступила против ратификации Киотского соглашения, заявив, что он существенно замедлит развитие экономики. Но справедливости ради стоит заметить, что за океаном действует собственная программа сокращения вредных выбросов примерно на 2% ежегодно. В последнее время в Штатах позицию республиканцев во главе с Бушем по Киотскому протоколу активно критикуют не только экологи, ученые, но и бизнесмены, а некоторые штаты (в том числе Калифорния) разрабатывают собственные программы и рыночные механизмы по сокращению вредных выбросов, во многом аналогичные

С помощью бирж, торгующих квотами на вредные выбросы, можно зарабатывать миллионы евро, а заодно модернизировать отечественное производство

механизмам Киото». Да и среди стран, ратифицировавших протокол одни перевыполняют взятые обязательства, другие напротив. Так, в апреле 2007 года правительство Канады призналось, что не сможет добиться показателей, которые требуются от государства в рамках Киотского протокола. Сейчас уровень выброса парниковых газов в Канаде на 26% превышает показатели 1990 года. Серьезно отстают от требуемого протоколом уровня выбросов Испания и Ирландия, ратифицировавшие этот документ. Не лучше себя ведут Австралия и Новая Зеландия, которые, правда, от Киота отказались.

«Некоторым развитым странам ЕС, — продолжает Павел Варгин, — таким, например, как Германия, в рамках выполнения обязательств по Киотскому протоколу удалось сократить выбросы с 1990-го по 2006 год на 17%, Великобритании — на 14%, при этом за тот же период в Испании выбросы увеличились на 49%, а в Греции на 26%.

Китай, Индия, Бразилия, Мексика и ЮАР ратифицировали Киотский протокол, но, как и другие развивающиеся страны, не имеют количественных обязательств по сокращению выбросов.

Одна из главных задач сегодня для Евросоюза и других активных сторонников Киотского протокола (в частности, Японии) - стимулировать Китай, Индию и другие крупнейшие развивающиеся страны с интенсивно развивающейся экономикой принять количественные обязательства. Этот вопрос активно обсуждается на межправительственных встречах». Как заставить их пойти на это — вопрос политики. Но добавим, что возможности для давления у стран Евросоюза, безусловно, есть.

Павел Варгин: «Например, в последнем докладе международной группы экспертов об изменении климата подчеркивается, что наименее развитые страны пострадают в результате климатических изменений значительно серьезнее, чем богатые индустриально развитые. Голландии с ее экономическим и научным потенциалом, развитой инфраструктурой и новейшими технологиями будет значительно легче справиться с одним из предполагаемых последствий изменения климата — повышением уровня моря, чем, например, Индии».

Со следующего года страны, ратифицировавшие Киотский протокол, смогут применять так называемые дополнительные механизмы гибкости, способствующие соблюдению взятых обязательств.

Виктор Блинов, начальник Управле-

ния научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов «Росгидромета»: «Киотский протокол — первый международный договор, содержащий количественные обязательства стран-участниц по сокращению антропогенной нагрузки на климатическую систему. При этом КП является лишь дополнением к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Сейчас, кстати, при участии России идут международные переговоры о новых пост-киотских договоренностях, которые вступят в силу после 2012 года. Чтобы облегчить выполнение обязательств по Киотскому протоколу, предусмотрены три варианта дополнительных механизмов гибкости. Первый — проекты совместного осуществления, в рамках которых экономически развитые страны могут привлекать иностранные инвестиции для реализации проектов технологического развития, ресурсо-и энергосбережения с целью сокращения выбросов парниковых газов.

Второй — торговля квотами, когда предприятия за счет улучшения производственных технологий сокращают вредные выбросы и могут эти сокращения продавать на

За счет энергии сжигаемого попутного газа на севере Тюменской области можно было бы отапливать такую страну, как Польша

свободном рынке. Сейчас эта схема международной торговли интенсивно разрабатывается Европейским союзом.

Согласно третьему варианту (механизм чистого развития) развитые страны смогут передавать свои инновационные разработки развивающимся государствам, также подписавшим Рамочную конвенцию и Киотский протокол, но не имеющим количественных обязательств. Достигнутые сокращения будут «зачислятся» на счет развитых стран, инвестирующих в развивающиеся страны свои технологии».

Павел Варгин: «Китай и Индия ведут себя очень прагматично. По Киотскому протоколу количественных обязательств по сокращению выбросов у них нет, но именно они выбиваются в лидеры по привлечению иностранных инвестиций на внедрение новых производственных технологий, скажем, на мусоросжигающих заводах, новых технологий посадки леса и так далее.

В одном только Китае сотни намеченных

для реализации проектов. Вся необходимая законодательная база у них подготовлена. Конкретные европейские инвесторы уже договорились с китайцами о продаже им с 2008 года квот в обмен, в частности, на внедрение новых технологий на тепловых станциях. Запад интенсивно готовится к этому сотрудничеству в целях заботы об окружающей среде, а Китай и Индия — в целях развития собственной экономики путем привлечения новейших технологий. Во многих развивающихся странах, в том числе в Китае, все больше внимания уделается возобновляемой энергетике». Например, в Китае в 2005 году вступил в силу закон о развитии возобновляемой энергетики. С тех пор в Поднебесной командно-административными методами на государственном и региональном уровне развивают ветряную, солнечную, гидроэнергетику и энергетику с

беседники в «Росгидромете», как выполняла, так и будет в полном объеме выполнять все необходимые требования Киотского протокола. По большому счету дополнительные механизмы гибкости для достижения поставленных целей нам не требуются — дело было сделано в начале 1990-х годов, когда почти встала российская промышленность. Нет худа без добра — предприятия закрылись, и экология заметно улучшилась.

Виктор Блинов: «По данным национального кадастра, сейчас в России объем выбросов почти на 30% ниже, чем в 1990 году, когда экономика была на достаточно высоком уровне. Годовой прирост промышленного производства на 10-12%, естественно, приводит к увеличению выбросов, но в пределах, позволяющих России к 2012 году без ущерба для запланированного социально-экономического развития обеспечить вы-

использованием биотоплива. Запад, кстати, тоже отрабатывает технологии ветряной энергетики, в том числе и с целью последующей продажи Китаю и Индии.

Дым отечества

Интересно, что Россия, говорят наши со-

Кто сократил и кто увеличил

антропогенные выбросы

СО2в 1990 -2004 гг.

Евросоюз в целом -0,6 Турция +72,6

Франция -0,8 Испания +49

Швеция -3,5 Португалия +41

Великобритания -14,3 Канада +26,6

Германия -17,2 оо Австралия +25,1 | 00 л

Россия Румыния -32 -41 Ирландия США +23,1 +15,8

Беларусь -41,6 Австрия +15,7

Болгария -49 Финляндия + 14,5

Эстония -51 Италия +12,1

Украина -55,3 Норвегия + 10,3

Латвия -58,5 Япония +6,5

полнение принятых обязательств. По прогнозу, мы не превысим уровень 1990 года без дополнительных механизмов».

Тем не менее Россия в их применении тоже заинтересована. По данным Минэкономразвития, в рамках Киотского протокола зарубежные инвесторы готовы рассматривать программы, предусматривающие модернизацию промышленных установок в нефтеперегонном и целлюлозно-бумажном производстве, черной металлургии, производстве цемента, кирпича, фарфора и стекла. Совместные проекты могут позволить россиянам экономично и своевременно заменить оборудование на предприятиях. В результате такой сделки выигрывают обе стороны: предприниматель улучшает экологичность и энергоэффективность своего производства, а инвестор помогает своей стране выполнять обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Таким образом, небо становит-

ся чище над российским заводом, а галочку за снижение выбросов получает европейская или другая заинтересованная страна.

Сильнее всего заинтересованы в таких проектах наиболее загрязненные регионы. Например, Свердловская область, дающая 49% от общероссийского объема парниковых газов. За ней по убывающей идут Москва, Кемеровская, Тюменская, Челябинская области, Красноярский край и Башкортостан. СУАЛ-холдинг одним из первых воспользовался ситуацией и подготовил проект переоснащения ТЭЦ на Богословском алюминиевом заводе. Датские инвесторы даже выезжали на место, оценивая будущее проекта. «В течение пяти лет после установки нового оборудования ТЭЦ должна была снизить выбросы углерода на 2,1 млн. тонн. Датская сторона готова вложить в совместный проект 70 млн. евро. В результате они получат для своей страны квоту в 2,1 млн. тонн СО2», — говорит Валерий Ануфриев, гендиректор Уральского центра энергосбережения и экологии.

«Для реализации проекта по утилизации газов в кислородно-конвертерном цехе (объем утилизации — до 1,8 млн. тонн СО2 в год) найдены зарубежные партнеры в Швейцарии и Японии. Определено восемь проектов на 800 млн. руб., реализацию части из них мы планировали начать в 2007 году, но до сих пор ждем комплекта правовых документов, — рассказывает Сергей Сидельников, заместитель рабочей группы Магнитогорского металлургического комбината по утилизации газов через механизмы Киотского протокола. — Нужны как минимум, постановление Правительства РФ, внесение изменений в существующие законы и методические материалы, прописывающие механизм реализации, а также законодательный акт, четко определяющий полномочия Минэкономразвития и Минприроды в рамках этих проектов».

«Отсутствие рабочей нормативной базы делает невозможным киотское финансирование наших проектов со стороны покупателей квот», — говорит Эдуард Гаврилов, руководитель Энергетического углеродного фонда ОАО «РАО ЕЭС».

Решения, направленные на создание необходимой законодательной базы, приняты еще в прошлом году. За ее подготовку отвечает Минэкономразвития. Олег Плужников, начальник отдела экономики окружающей среды этого министерства, сообщил нашему журналу, что все соответствующие документы переданы на рассмотрение правительству. После их одобрения представители министерства готовы поведать о том, как будут действовать в нашей стране дополнительные механизмы гибкости.

реальный сектор | прямые инвестиции / №07 (63) £007|

Гори все синим пламенем

Виктор Блинов: «Дополнительные механизмы начнут действовать с 2008 года прежде всего в странах Евросоюза, где уже подготовлена необходимая для их реализации нормативная база и запущены пилотные проекты».

В частности, в рамках Евросоюза действует несколько бирж (в Лейпциге, Амстердаме, Париже), где квотируются основные парниковые газы: метан, азот и углекислый газ (СО2).

В Индии и Китае уже разработаны законы, позволяющие внедрять новые технологии и привлекать иностранные инвестиции

Доля последнего в общем мировом объеме — 90%, поэтому такие биржи часто называют углеродными. Механизм биржевой торговли примерно следующий. Предприятие, скажем, добилось снижения выбросов сверх законодательно установленных экологических норм на 1 млн. тонн СО2. Если ведется мониторинг и предварительно проведена инвентаризация

Киотский протокол — часть Конвенции ООН об изменении климата

Киотский протокол является по сути дела приложением к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Он лишь определяет количественные обязательства стран по снижению антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу к 2008-2012 годам. Цель же рамочной конвенции — глобальное снижение антропогенной нагрузки на климатическую систему.

Конвенция ООН принята в 1992 году. Документ предусматривает постоянный процесс обмена информацией, принятия обязательств с учетом эволюции научных знаний и политической воли. В частности, подписанты обязаны разрабатывать, периодически обновлять, публиковать и представлять национальные кадастры антропогенных выбросов, источников и поглотителей всех парниковых газов; формировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные и региональные программы мер по смягчению последствий изменения климата; оказывать содействие сотрудничеству, разработке, применению и распространению (включая передачу) технологий, методов и процессов, приводящих к ограничению, снижению или прекращению выбросов парниковых газов во всех соответствующих секторах. Стороны договорились оказывать содействие рациональному использованию поглотителей и накопителей всех парниковых газов, включая биомассу, леса, океаны, и другие прибрежные и морские экосистемы. Подписанты обязаны сотрудничать в принятии подготовительных мер с целью адаптации к последствиям изменения климата, разрабатывать и развивать соответствующие комплексные планы по ведению хозяйства в прибрежной зоне, водным ресурсам и сельскому хозяйству. Далее по списку—по мере возможности учитывать связанные с изменением климата соображения при проведении соответствующей социальной, экономической и экологической политики. Рамочную конвенцию ратифицировали 170 стран, в то время как Киотский протокол подписали далеко не все из них. Китай, в частности, ратифицировал Киотский протокол, но что касается Рамочной конвенции, то это государство относится к списку развивающихся стран, не соблюдающих количественные обязательства по ограничению выбросов. Что до США, то они должны были бы соблюдать эти обязательства как одна из стран Приложения №1 Рамочной конвенции. Но Штаты не ратифицировали Киотский протокол, решив, что внешние обязательства не должны ограничивать экономический рост страны.

выбрасываемых газов, то квоту в 1 млн. тонн можно продать на бирже представителям заинтересованных стран и предприятий.

В течение последнего года цена за тонну СО2 выросла в среднем с 5 до 30 евро. В Европе уже сейчас предприятие, превысившее квоту выбросов, штрафуют в размере 40 евро за каждую сверхлимитно выброшенную в атмосферу тонну СО2. А к январю 2008 года их размер подрастет до 100 евро.

Внутрикорпоративное перераспределение квот на объемы выбросов — необычный инструмент финансового менеджмента и еще один способ получения прибыли. Первопроходцем в мире стала британская British Petroleum (ВР). В ВР поставили цель сократить выбросы углекислого газа и метана на 10% к 2010 году. В 2000 году компания сделала ставку на энергоменеджмент и создала свою пилотную систему торговли квотами на выбросы, распространив ее на все свои подразделения.

Каждая бизнес-единица компании получила квоты на объем выбросов парниковых газов. Предприятиям было разрешено переуступать квоты друг другу. Предварительно была проведена инвентаризация выбросов и внедрена регулярная система мониторинга. Президент ВР Джордж Браун лично оценивал результативность компаний за каждый отчетный период и сформировал внутренний рынок квот, суммарный оборот которого в 2001 году составил более 4,55 млн. тонн С02-эквивалента. В 2001 году на внутрикорпоративном рынке цена квот колебалась от $7 до $99 за тонну СО2, достигая максимума в мае-июле и октябре-декабре. За прошедшее время компания не только получила ценный опыт управления выбросами, но и осуществила все возможные малозатратные мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению.

В результате ВР достигла намеченной цели не к 2010, а уже в 2001 году. Сейчас компания имеет наименьший показатель сжигания попутного газа в мире, а реализация мер по сокращению выбросов принесла корпорации $650 млн. дополнительной прибыли.

В России же нефтяники сопротивляются контролю—газовые факелы горят круглосуточно, потому что завести в трубу попутный газ дорого — дешевле сжечь. «В результате только Ханты-Мансийский автономный округ выбрасывает в воздух 6 млрд. куб. м углекислого газа в год. Полученной энергии за счет сжигаемого попусту топлива хватит, чтобы целый год отапливать такую страну, как Польша, с населением 40 млн. человек», — утверждает Валерий Ануфриев, гендиректор Уральского центра энергосбережения и экологии.

Неужели закрытие предприятия является единственным способом решения экологической проблемы в России? Ш

¡прямые инвестиции /№07 (63) £007 | реальный сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.