Игры и игрушки дошкольников в современной детской субкультуре
Горбунова О. Ф.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования
ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия
Аннотация: Целью статьи является отражение результатов эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей игровой деятельности дошкольников в современной детской субкультуре. Исследование показало наметившуюся тенденцию в изменении сюжетов игр современных детей, предпочтение в них новых героев и ролей из зарубежных мультфильмов и фильмов, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации.
В условиях развития демократического общества проблемы детства приобретают все большее значение, которые требует создания и обеспечения специальных условий для его существования, приоритетности внимания к нему со стороны общества и государства. Детство - это социальный феномен и неотъемлемая часть образа жизни и культуры человечества. «Детство - это своеобразный этап в развитии человека, вековой период, который характеризуется качественными особенностями психических процессов и характерным типом ведущей деятельности. Рядом с этим детство - это самоценный, уникальный и фундаментальный период в развитии человека, так называемое «золотое время» его жизни». (Кудрявцев В.Т., 2009, 64-65).
Изменения, происходящие в российском обществе в начале XXI в., вторжение в повседневную жизнь информационных технологий, агрессивное воздействие информационной среды на сознание человека, смена ценностных приоритетов, ускорение и интенсивность жизнедеятельности, оказывают значительное воздействие на существующие формы культурной коммуникации в социуме, в том числе и на бытие детей.
Сферой детского самобытия является мир субкультуры, вовлекающий практически каждого ребенка в детское сообщество. В.В. Абраменкова считает, что «детская субкультура - в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (Абраменкова В.В., 2000, с.27). Детская субкультура оказывает существенное воздействие на формирование мировидения ребенка и становление его духовно-нравственных начал.
Одним из проявления детской субкультуры, наряду с детской картиной мира (детское философствование, сказочный мир, совокупность ценностей и представлений о мире), детской модой, детской речью, детским фольклором, является игра. Для детей дошкольного возраста игра - это ведущий вид деятельности, в которой происходит всестороннее развитие ребенка, складывается и совершенствуется управление поведением, в том числе и социальным (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.). Игра - это самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому, состояние детской субкультуры игры, мы, вслед за российским психологом Б.Д. Элькониным, считаем важными индикаторами положения детства в России.
Проведенный теоретический анализ детской субкультуры свидетельствует о тенденциях трансформаций данного элемента детства. Это проявляется, прежде всего, в сужении игрового пространства детства, увеличения различий в сюжетах игр современных детей, культурой игры девочек и мальчиков. Сегодня в обществе наблюдается противоречивая ситуация по отношению к детству и детским играм. С одной стороны, - выпускается широкий спектр дорогостоящей продукции для игр современных детей, с другой стороны, - очень много предлагаемых товаров для детей не учитывают возрастную, психологическую адресованность для развития ребенка, а отражают конъюнктурный спрос на «модные» игрушки из мультфильмов. Взрослые все меньше уделяют внимание игре и общению со своими детьми.
Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, мы провели эмпирическое исследование в дошкольных образовательных учреждениях г. Абакана Республики Хакасия, целью которого являлось изучение особенностей сюжетно-ролевых игр в современной детской субкультуре. Для реализации поставленных целей и задач использовался комплекс методов исследования: опрос воспитателей, анкета для родителей, наблюдение за играми детей, опрос детей, проективная рисуночная методика «Моя любимая игрушка». Нас интересовала широкая и обобщенная картина того, во что и как играют современные дошкольники.
Интересный эмпирический материал был получен при опросе детей. Анализируя ответы детей, мы обращали внимание: на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; на любимые сюжеты и роли; на любимые игрушки. Анализ ответов показал характер игровых предпочтений детей. В качестве своей любимой игрушки многие мальчики называли героев иностранных мультфильмов: «Человека- паука», «Черепашки ниндзя» «Бетмена»; роботов - трансформеров. У девочек - это Винкс»; "Барби и Кен", «Русалочка», «Маша и медведь», «Лунтик». На вопрос о том, почему им нравятся эти герои?, дети показали следующее. Девочки говорили, что: «...они красивые» (42%), «.очень добрые» (31%); «...помогают другим героям» - 26%. Мальчики отметили смелость героев (31%) , храбрость - 26%; силу и ловкость назвали 25 % мальчиков; «... они хорошие, потому, что спасают других», - показали 15% детей.
Таким образом, анализ ответов мальчиков свидетельствует о том, что больше всего они любят играть в героев иностранных мультфильмов. Опрос детей показал, что все они любят играть в коллективные игры. Большинство детей говорили о том, что, им нравится играть в детском саду, «. потому что здесь много друзей и игрушек». Дома дети чаще всего играют в одиночные игры, «сам с собой», так как родители часто заняты своими делами, а старшие братья и сестры предпочитают играть за компьютером.
Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Это архетипические игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки. Герои сюжетных игр девочек олицетворяют в себе красавицу, царевну, принцессу. Это и понятно, ведь становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны с ее стремлением стать красивой женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх. Мы выяснили, что предпочитаемыми сюжетами игр современных девочек являются игры в «семью», "Барби и Кен", «Дочки- матери»; «больничка», «парикмахерская», "Семья в кафе" и др. У мальчиков преобладают военизированные сюжеты, однако на смену рыцарям и солдатикам приходят новые игровые роли: Бэтмен, Человек - паук, Халк, Черепашки ниндзя, тачки, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказывались вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что "так нельзя" или "не хочется". Кроме того, дети также любят играть в строительные игры, с конструктором «лего» или с отдельными предметами
(например, катать машину), играть в подвижные игры. Девочки больше любят играть в куклы.
Наблюдение за свободной игровой деятельностью показало, что многие дети старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевые игры не играли. Они демонстрировали отдельные предметные действия с персонажами мультфильмов: «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Бетмен», «Тачки» и др., либо занимались с другими играми и игрушками. Остальные дошкольники (в основном девочки) демонстрировали те или иные варианты ролевой игры. Герои и сюжеты, в которые играли дети, были связаны больше всего с телепередачами и мультфильмами (чаще всего иностранного происхождения). Остальные сюжеты встречались в единичных случаях и имели самый разнообразный характер («дочки-матери», «семья» «полиция», «больница», «салон красоты», и т. п.). Обращает на себя внимание тот факт, что среди сюжетов детских игр фактически отсутствовали сюжеты, связанные с профессиями близких взрослых. Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят роли телевизионных героев. Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем разнообразной жизнью близких взрослых. Поэтому социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, а их место все больше занимают виртуальные персонажи.
Анкетирование педагогов показало сходные результаты, которые мы получили при опросе детей, и наблюдением за играми детей в группе. На вопрос: «В какие игры играют мальчики?» большинство педагогов указали на игры в «войнушку» (45%), причем с использованием героев иностранных мультфильмов; в машинки (41%); конструктор «лего» (35%). Самыми распространенными сюжетами игр девочек оказались следующие: «Барби» - (70%), «Парикмахерская» - (65%), «Дочки матери» -(64%), «Больница» - (17%), «Повара» - (17%). Причем, педагоги единодушно отмечают, что часто игра девочек сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой Барби, которая... «красиво одевается, постоянно меняет наряды, прическу, ходит в кафе, на работу, на прогулку... »
На вопрос о том: «Какие игрушки находятся в группе и достаточен ли их ассортимент для игры детей?», - большинство педагогов указали на бедность и стереотипность игрового материала: машинки, пазлы, куклы, настольно-печатные игры, мозаику и другие. Воспитатели отмечали, что дети часто приносят с собой игрушки в детский сад. Девочки, в основном, «Барби» и атрибуты к этой игре, куклы-пупсы, атрибуты к играм «парикмахерская», «больница» и пр. Мальчики - машинки, любимые персонажи героев мультфильмов: «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Бетмен», «Тачки», «Халк», которые демонстрируют друг другу.
В завершении нашего исследования мы использовали проективную рисуночную методику «Моя любимая игрушка». Анализ детских рисунков показал, что чаще всего дети рисовали любимых героев мультфильмов: «Винкс», «Брби», «Бетмен», «Тачки», «Халк», «Жлезный человек», «Бакуганы», «пакемоны», супермены, роботы и др. Эти рисунки отличались яркостью, красочностью, своеобразием, чаще всего они носили реалистичный характер. Герои на них были такими, какими дети их видят на экранах телевизора. Яркость и красочность рисунков детей свидетельствовала о том, что эти герои им очень близки и любимы. Нередко, в рисунках дети рисовали не только самого героя, но и передавали знакомый сюжет. Мальчики чаще всего рисовали супергероев, и это естественно, ведь эти герои в их представлении являются сильными мужественными.
Таким образом, можно заключить, что игры современных детей в современной субкультуре детства отличаются неповторимостью и своеобразием. Игры мальчиков отражают отдельные предметные действия с персонажами иностранных мультфильмов: «Человек-паук», «Черепашки-ниндзя», «Бетман и нередко имеют агрессивную
направленность. Игры девочек отличаются ролевой направленностью: «дом», «семья», «дочки-матери», «больница», «парикмахерская». Особое место в детских играх занимают игрушки из мультфильмов. Яркие и многообразные, они не всегда понятны взрослым, часто бесполезные и неразвивающие.
Кроме того, проведенное исследование показало, что игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше барби, тачек, халков, бакуганов», пакемонов, суперменов, роботов-трансформеров в детской субкультуре сегодня является престижным. Не смотря на обилие игрушек и атрибутов к ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации с игрушками нового поколения, как девочки, так и мальчики действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору, и не допускают изменения характера и имени героя. Это является характерной приметой нашего времени и явлением субкультуры игры современных детей.
Литература
1. Абраменкова, В.В. 2000. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж.
2. Кудрявцев, В.Т. 2009. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 64-68.