УДК 159.922.7/.8
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗА КУКЛЫ
© Елена Сергеевна ИВАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры педагогическая и возрастная психология, e-mail: [email protected]
В статье анализируется изменение образа кукол за последние полтора столетия и называются причины, которые определяют необходимость такого анализа. Особое внимание автор обращает на современных кукол, созданных взрослыми для детей разного пола.
Ключевые слова: кукла; ребенок дошкольного возраста; воображение; идентификация; личность ребенка; картина мира современного ребенка.
Современная игровая индустрия представлена большим количеством разнообразных игрушек, среди которых особое место занимает кукла.
Понятие «кукла» не исчерпывается понятием «игрушка», а, наоборот, выходит далеко за его пределы. Оно напрямую соотно-
сится с культурой и цивилизацией, с реальностью и ирреальностью.
Анализ современной научной литературы показывает, что феномен кукла является наиболее изученным и, одновременно, постоянно изучаемым представителями целого спектра отраслей гуманитарного знания:
культурологии, философии, социологии, педагогики, психологии и этнографии.
Изучая куклу, исследователи В.В. Абраменкова, Е.Н. Васина, Д. Винникотт, Ю.О. Голубева, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, И.А. Морозов, В. С. Мухина, Е.О. Смирнова и другие выделяют три ее аспекта: культурологический, социальный и психологический.
Кратко охарактеризуем историю изменения образа куклы в нашей стране и за рубежом.
Впервые кукла как игрушка для игры у детей появилась в 1880 г. во Франции. До этого куклы в основном изображали взрослых людей и предназначались либо для демонстрирования одежды, либо для украшения интерьера. Первой куклой для детей стала кукла-ребенок с огромными глазами и толстенькими ножками, с которой можно было играть. Тогда же возникла идея параллельно с куклой выпускать специализированные журналы для девочек с выкройками и различными аксессуарами для куклы.
С 1910 г. немецкие мастера начали делать кукол, изображающих различные эмоции (радость, обиду и другие), часто даже с преувеличенной экспрессией. Некоторые куклы имели съемные головы с разным выражением лица. Другие наоборот, имели одну голову, но с несколькими лицами. Повернув кукле голову, ребенок мог изменить ей выражение лица, закрыв другое волосами или каким-либо головным убором.
В дореволюционной России наиболее популярными были фарфоровые куклы немецкого производства с густыми локонами из натуральных волос и закрывающимися глазами. Одетые в фирменные шелковые или батистовые платья, которые отчасти напоминали наряды своих маленьких хозяек, в соломенных шляпках или капорах, украшенных атласными лентами и кружевными оборками, куклы одновременно могли быть героинями игр и украшением комнаты. Однако такие куклы были доступны только детям из состоятельных дворянских семей. Дети же низших сословий играли в основном в кукол, сделанных кустарным способом из подручных материалов.
В истории развития кукол особое место занимают «советские куклы», которые специально создавались для реализации определенных воспитательных целей.
Основными видами кукол советского периода были достаточно динамичные (подвижные), эстетически просто оформленные куклы самого разнообразного типа и размера, одетые в матерчатые костюмы, и «голыши», которых можно было одевать. Привлекательность таких кукол для ребенка зависела от ее двух основных качеств: 1) подвижности (руки, ноги и голова могли двигаться, костюм - сниматься), что обусловливало широкие игровые возможности; 2) близости образа ребенку, т. к. такой кукле ребенок мог приписать все свои желания, мысленно заставляя ее действовать [1, с. 240-243].
Большое распространение получили также куклы в национальных костюмах, которые знакомили детей с культурой и традициями различных народов, способствовали укреплению межнациональных связей. Куклы-персонажи русских народных сказок и сказок народов мира знакомили детей с произведениями литературы. Основные виды этих игрушек сохранились на протяжении нескольких десятилетий, примерно до 70-80-х гг. XX в.
В эти же годы за рубежом создавались образы кукол, диаметрально противоположные отечественным. Рассмотрим некоторых из них, таких как куклы Блайзы, Барби, Братц и др. В их образе отражены основные тенденции и принципы современной западной кукольной индустрии: наряду с куклой производителями выпускается всевозможная кукольная атрибутика - одежда, украшения, дома, мебель, предназначенная для игры с ней.
Характерными особенностями кукол Блайзеров («Blazer») являются деформированные пропорции тела, непропорционально большая голова и увеличенные глаза, из-за чего их называли «Глазастиками». Такие куклы появились впервые в конце 1960-х -начале 1970-х гг. в Америке. Очень часто они были совершенно некрасивыми, что, по мнению производителей, должно было вызывать любовь, сочувствие и заботу ребенка [2].
Противоположностью этих кукол является кукла Барби, созданная в 1959 г. В первую очередь, Барби - это кукла-красавица, она имеет оптимальный размер, подвижные части тела. Важным отличием Барби от кукол, существовавших ранее, является наличие у нее сформировавшейся груди. Вместе с самой Барби производителями было выпу-
щено еще более 70 кукол - это ее сестры, братья, кузены и кузины, друзья. Позднее появились разные серии этой куклы - Барби-певица (1961), Барби-медсестра (1961), Бар-би-стюардесса (1966), Барби-космонавт (1965), Барби - кандидат в президенты (1991) и др. В 2000 г. в Китае появилась азиатская Барби - Юисай. У нее черные волосы, желтоватая кожа, раскосые глаза. В 2005 г. вышел в свет «адаптированный» вариант Барби для мусульманских стран - темноглазая кукла Фулла. На ней надета черная абайя (длинное до пят одеяние) и платок в тон. У нее есть собственный крохотный молитвенный коврик из розового войлока [2].
В последние годы появился новый вид кукол - куклы Братц («Bratz»). По своему внешнему виду они похожи и на Блайзеров (у них большая голова, увеличенные глаза, непропорциональное туловище), и на Барби (у них также имеется талия и грудь). Абсолютно противоестественные пропорции делают их героями комиксов. Куклы Братц -прямые конкуренты легендарных Барби. Они представляют собой олицетворение молодежной моды нового тысячелетия. Их отличает обилие ультрамодного макияжа и стильных дизайнерских нарядов. У Братц откровенно вызывающий макияж, пухлые, словно накачанные коллагеном губы. Характер кукол Братц задан их названием («brat» в переводе с английского - невоспитанный ребенок). Куклы Братц - это бунтующие девчонки-подростки из банды («The Brats Pack»). Если бы куклы Братц были людьми, это были бы классические школьные «плохие девчонки», живущие одним днем. Все, что их интересует - это шопинг и поп-культура [2].
Российские разработчики кукол, в частности Полина Волошина и Артем Лебедев, также начали создавать новые образы кукол, которых они назвали муклами. Основой для их создания послужили «японские ужастики», в частности мультфильм «Ghost in the Shell», героями которого являются киборги, созданные для того, чтобы доставлять как беспредельное удовольствие, так и беспредельную боль. Муклы очень похожи на героинь этого мультфильма. Их образ сами авторы характеризуют как анорексический: застывшие в полувопросительном взгляде и слегка замутненные постоянным слушанием
i-pod'a большие глаза, прямые волосы, практически отсутствующая грудь. Они похожи одновременно на девочек из японских мультфильмов и персонажей из клипов Gorillas. Для каждой муклы создатели придумали биографию, семейную историю и разместили их на фирменном сайте www.mooqla.ru. Все муклы живут в частной школе Миллвер-Оакс, каждая из них имеет свои индивидуальные особенности. Так, мукла Лиза замкнута и неразговорчива, мукла Таня коллекционирует оружие и, по легенде, даже перерезала горло птенцу, мукла Анна покупает одежду тоннами, мукла Майя беседует с цветами и птицами о Слове Божьем [2].
Помимо кукол для девочек появились куклы-игрушки, предназначенные, в первую очередь, для мальчиков - Бетман (Batman), Человек-паук (Spiderman), различные транс-формеры, Черепашки-нинзя. Все они являются героями современных мультфильмов, которые отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, великолепными физическими данными. Они в одиночку спасают мир, при этом своим поведением как бы доказывая всем окружающим истину: на чьей стороне сила, тот и прав.
Результаты исследования особенностей восприятия детьми вышеперечисленных мультипликационных героев, проведенного И.Н. Алешиной показали, что их образ большинство детей оценивают как «хороший», правильно объясняя причину своего ответа: «Человек-паук хороший, потому что спасает людей, защищает их»; «Бетман хороший, потому что защищает мир». Вместе с тем подавляющее большинство дошкольников не понимают, что защищая слабых, эти герои используют часто безнравственные методы. Ответы дошкольников на вопрос «Ты будешь поступать также?» позволили выявить большую группу детей (78 % из числа опрошенных), которые согласились поступать также, т. е. с помощью методов, представленных в мультфильмах: «драться», «убивать плохих» и др. [3, с. 240-245].
Еще одной популярной куклой для мальчиков являются трансформеры, которые, по мнению А.Ю. Гусевой, считаются игрушкой «характерной для перехода к новому типу культуры, свойственному постиндустриальной цивилизации, т. к. она имеет свою «по-
стиндустриальную - мультипликационную и печатную, - мифологию, и презентация телесности в ней во многом нечеловеческая» [4, с. 99]. Трансформеры привлекательны тем, что они предлагают совершенно особую реализацию индивидуальности. Трансформер -один из вариантов репрезентации идеи телесного бессмертия. Это модель изначально неживого, но способного к трансформации, метаморфозе, бессмертного существа. Трансформация неживого, превращение его в неживое противоестественна, можно сказать, в квадрате, т. к. противоестественен и сам «прогресс» неживого, и полученный результат - тоже неживой. Противоестественность вызывает ужас, но хозяин трансформирующейся игрушки владеет тайной этого превращения, т. е. «магически» властен над ужасом, а значит, и над самим собой. Вероятно, эта власть и делает трансформер «неотразимым» в глазах ребенка. Трансформер - детский вариант воплощения киборга, которое нереализуемо в мире взрослых технологий» [4, с. 100].
К сожалению, нам не встретилось описание исследований, в которых раскрывались бы особенности восприятия и отношение детей к трансформерам и игровая деятельность с ними. Сошлемся лишь на мнение С.В. Онощенко, которая указывает на возможное положительное влияние трансфор-меров на психическое развитие ребенком и его социализацию. Согласно ее точке зрения, подобные игровые средства позволяют заглянуть в будущее, оценивая варианты развития вооружения и его последствий. «Идея создания человека со сверхспособностями всегда была актуальна в обществе. В результате ребенок также начинает интересоваться свойствами супергероя и его оружия. В играх с такими игрушками важно научить ребенка видеть, насколько реальна фантастика, как она соотносится с повседневностью, чтобы избежать трагедий (физических повреждений, регрессивного конфликтного поведения)» [5, с. 101].
Подробное описание внешнего вида и характера образа современных кукол, предназначенных для детей разного пола, вызвано, по нашему мнению, тремя важными причинами.
Во-первых, необходимостью подчеркнуть, что «заданность образа» современных
кукол направляет игру детей с ними в строго определенное русло, определяет ограниченное количество сюжетов, что не способствует развитию воображения, которое является одним из центральных новообразований дошкольного возраста и, одновременно, компонентом творческих способностей ребенка. Именно такие игрушки в отечественной психологии были названы суррогатными. Суррогатная игрушка является «непосредственно только знаком, характеристика которого -однозначность и моночитаемость. Этот предмет позволяет ребенку одушевлять его, но только сбрасывать на него не свой единичный фантазийный образ, а уже жестко заданный конкретный образ в контексте социальных значений, определяемых массовой культурой» [6, с. 11]. Когда ребенок играет с суррогатной игрушкой, у него нет никакого права на придумывание собственной игры. А это таит в себе другую опасность: «Если креативные игры подавляются преобладанием имитационных и конкурентных, ребенок может вырасти хронически недоигравшим взрослым, невротизированным и не умеющим реализовывать индивидуальный творческий потенциал» [4, с. 109].
Во-вторых, образы кукол, созданные взрослыми, могут повлиять, благодаря действию механизма идентификации, на формирование не всегда положительных качеств личности (например, «мукла Таня коллекционирует оружие, и, по легенде, даже перерезала горло птенцу, а мукла Анна покупает одежду тоннами»). Мы считаем необходимым подчеркнуть, что механизм идентификации в отечественной психологии «рассматривается как фундаментальный для развития личности и социализации ребенка дошкольного возраста» [7, с. 72]. С точки зрения В. С. Мухиной, именно «развитие способно -сти к идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, таких как способность к сопереживанию (сочувствию и сорадости) и активному нравственному отношению к людям, человечеству, к самому себе» [8, с. 85].
В-третьих, по мнению В.В. Абраменковой, эти и другие игрушки способствуют трансформации картины мира современных детей [9, с. 544]. Так, «меркантилизации детского сознания», зависимости от материальных благ, нацеленности на будущее, связан-
ное с финансовым благополучием, способствуют игры с куклой Барби, ее подругами и друзьями, фотомоделями, манекенщицами, живущими в комфортабельных домах и имеющими роскошный гардероб и автомобили.
Второе направление в трансформации картины мира - «вестернизацию», как «ориентацию на западные ценности, культ силы, экспансию агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни» подкрепляют игры с Бетманом и Человеком-пауком.
Тенденция к «танатизации» - тяге к «мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы» связана с игрой детей в такие персонажи, как трансформеры: человек-робот, человек-машина, человек-чудовище.
Появление кукол с половыми органами, а также вызывающие, откровенно сексуальные наряды современных кукол Барби, Братц, Винкс являются одной из причин ранней «сексуализации детского сознания».
Проведенный нами анализ современных образов кукол имеет, в первую очередь, практическое значение, т. к. его результаты могут быть использованы в процессе консультирования родителей детей дошкольного возраста, а также в работе психолога с педагогами ДОУ.
1. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961.
2. Письменская М., Зиборова Е. Мир кукол: обзоры и цикл статей. иКЬ: http://www.
dollplanet.ru/fashion_dolls (дата обращения: 19.04.2010).
3. Алешина И.Н. О характере восприятия взрослыми и детьми дошкольного возраста игрушек - героев современных мультфильмов // Интеграция региональных систем образования: материалы 5 международной конференции. Саранск, 2006. 2-3 октября. Ч. 1.
4. Гусева А.Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2005.
5. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009.
6. Белобрыкина О.А., Шамшикова О.А. Ребенок и игрушка // Родительская академия. 2007. № 4 (3). Октябрь-декабрь.
7. Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. М., 1994.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
9. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. М., 2008.
Поступила в редакцию 20.10.2011 г.
UDC 159.922.7/.8
PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF CHANGING SPECIFICS OF IMAGE OF DOLL
Elena Sergeyevna IVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: [email protected]
This article analyzes the changing image of dolls for the last half century and refers the causes that determine the need for such analysis. Particular attention the author draws on contemporary dolls, created by adults for children of different sexes. Key words: doll; child of preschool age; imagination; identification; child's personality; world view of modern child.