Научная статья на тему 'Игры и игровые упражнения, развивающие речь ребенка'

Игры и игровые упражнения, развивающие речь ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / РЕЧЬ / АРТИКУЛЯЦИЯ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / РАЗВИТИЕ / ЗВУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулясова С. Н., Анохина Л. В., Гончарова И. Н.

Игровые упражнения, предложенные в этой статье, помогут раскрыть способности ребенка, сделать его мышление более гибким и активным. Цель данных советов обучать, играя. Игры и упражнения, поданные в виде занимательных игр, привлекут внимание детей к занятиям по развитию речи. Наши советы рассчитаны на родителей и специалистов, желающих сделать обучение детей более интересным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игры и игровые упражнения, развивающие речь ребенка»

4. Швалева, Н.В. Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития / Н.В. Швалева. - М., 1974. - 280 с.

© Колосова Е.В., 2019

УДК 376

С.Н. Кулясова

социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Анохина Л.В. социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

И.Н. Гончарова социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА

Аннотация

Игровые упражнения, предложенные в этой статье, помогут раскрыть способности ребенка, сделать его мышление более гибким и активным. Цель данных советов - обучать, играя. Игры и упражнения, поданные в виде занимательных игр, привлекут внимание детей к занятиям по развитию речи.

Наши советы рассчитаны на родителей и специалистов, желающих сделать обучение детей более интересным.

Ключевые слова

Игра, речь, артикуляция, словарный запас, развитие, звуки.

Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Игровой материал построен, ориентируясь на традиционную систему подготовки ребенка в возрасте от 3 до 7 лет к школе, включающую в себя поэтапные программы развития речи, развития познавательного интереса и воображения. Сочетание классического подхода и игровой формы делает эту статью доступным для родителей руководством по дошкольной подготовке ребенка.

Родная речь входит в жизнь ребенка еще до рождения: он учится узнавать голос матери и различать его интонации. Повышенная восприимчивость к звучащей речи сохраняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. В возрасте до года ребенок уже умеет связывать звучание и значение слова. К двум различает все звуки родного языка и активно осваивает артикуляцию. В дальнейшем, на протяжении всего дошкольного периода, он развивает свои представления о слове и обогащает свой словарь. Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении с людьми. Огромную роль в развитии речи малыша играют родители и те люди, с которыми он проводит большое количество времени. Именно в семье ребенок приобретает базовый языковой опыт. Чем больше слов слышит, понимает и правильно употребляет ваш ребенок, тем активнее развивается его речь и мышление. Но ребенку мало только слышать [2, с. 27]. Ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие

его ответа, не затрагивают волю ребенка и не способствуют развитию его речевых навыков. Поэтому важно много разговаривать с малышом, поощряя его и наиболее точно выражать свои мысли, задавать наводящие вопросы, читать ему интересные сказки. Разговаривать с ребенком необходимо связно и ясно, правильно строить предложения, чтобы у него была возможность моделировать свою речь по предложенному образцу. Вы можете, например, поддержать разговор с малышом, превращая его фразы и реплики в развернутые предложения.

Важно направлять диалог, не перехватывая у ребенка инициативу и оставляя ему время подумать и сформулировать свои мысли. В этом вам помогут наводящие вопросы: «Почему ты так думаешь?», «И что произошло?», «А дальше?», «И что ты сказал?», «Зачем он это сделал?», «С чем это можно сравнить?», «Для чего это было нужно?», «Что это значит?», «Откуда ты это знаешь?» [1, с.47].

Кроме того, необходимо развивать у ребенка умение слушать и правильно воспринимать всю услышанную информацию, а также внимание. В этом вам помогут следующие игры.

Игры, расширяющие словарный запас

Необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка. Для этого подбирайте вместе с ним названия и эпитеты ко всему, что вас окружает. Вы можете делать это дома, рассматривая предметы окружающей обстановки, игрушки или предметные картинки, или на прогулке, обращая внимание ребенка на деревья, цветочные клумбы, дома и т. д.

Цветы

Задержитесь с ребенком возле клумбы в сквере, рассмотрите высаженные на ней цветы и попросите его описать их: какие цветы - разные, красивые, белые, желтые, красные, душистые. Пусть он опишет окружающие деревья, если это осень, листья на деревьях, окрашенные в разные цвета. В дальнейшем пусть ваш малыш сам выбирает предмет для описания и подбирает характерные для него слова.

Подберем слова к котенку

Выберите вместе с ребенком тему, по которой будете подбирать слова. Например, «домашние животные - котенок». Сначала подберите слова о том, какой ваш котенок. Лохматый, лопоухий, непоседливый, пятнистый, дружелюбный. Вы можете называть слова по очереди, перебрасываясь мячом. Затем вы даете сигнал «Стоп!». Теперь подберите слова о том, что котенок делает: играет, бегает, мяукает. Подберите кличку вашему котенку. Подбирать слова можно на любую тему, расширяя кругозор ребенка и пополняя его словарь

Игры на определение звукового состава слова

Слово - основной инструмент человеческого мышления, имеющий смысловое содержание - каждое слово обозначает некий предмет, и звуковое выражение - слово состоит из звуков. Развитие речи детей дошкольного возраста строится на обогащении детского словаря и формировании звукового восприятия. Это первый этап в подготовке ребенка к чтению и в дальнейшем, письму. Когда ребенок учится читать, его интересует, что обозначает слово. Но поскольку слово состоит из звуков, а печатное из букв, чтобы научится читать, ребенок должен усвоить, какая буква какой звук обозначает. По сути, чтение это перевод букв-знаков в звуки-речь. Игры в буквы, звуки и слова - первый шаг на пути к быстрому и свободному чтению. Для начала стоит освоить игры, привлекающие внимание к звуковому составу слова.

Волшебник

Дайте ребенку в руки красочную указку. Пусть это будет волшебная палочка. Ваш ребенок-волшебник, которого окружает множество заколдованных предметов, забывших свое название. Расколдовать их можно прикоснувшись к каждому волшебной палочкой и четко произнеся называющее их слово. Сначала называйте предметы вместе с ребенком, четко произнося слова и вслушиваясь в их звучание. Дальше пусть сам малыш называет разные предметы обстановки, четко проговаривая звуки.

Магазин

Разложите на прилавке разнообразные предметы: мелкие игрушки, канцелярские принадлежности,

печенье, пуговицы. Продавцом будет взрослый, а покупатель - ребенок. Продавец: «Что ты хочешь купить?» Покупатель: «Шоколадку». Продавец: «За нее надо заплатить первой буквой этого слова. Назови ее». Ребенок должен отдать карточку азбуки с нужной буквой и четко ее назвать. Затем можно поменяться ролями.

Расшалившиеся буквы

Выложите перед ребенком предметные картинки с изображением следующих предметов: книга, груша, жираф, ежик, чашка, ложка. А под ними разложите неправильные варианты этих слов, собранные из букв рассыпной азбуки: кинаг, шугра, иарфж, киже, шачак, жолак. Скажите малышу что буквы в словах расшалились и перепутались, пусть он расставит их на место и прочитает правильные слова[5, с. 32].

Путаница

Произнесите вперемешку слова известного стихотворения или песенки и предложите ребенку распределить их в правильном порядке. Например: Ехали - велосипеде - на - медведе. Произнесите эти слова медленно, в нужной последовательности, обозначая каждое слово чертой на листе бумаги: «Еха-ли(черта) медведи (черта) на(черта) велосипеде», чтобы наглядно показать ребенку линейную последовательность слов в предложении. Попросите его также нарисовать на бумаге графически любую другую известную фразу (строчку песни или пословицу), проговаривая каждое слово[4, с. 87].

Что необходимо помнить взрослому, который хочет научить ребенка читать

Проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.

Учитывать состояние ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.

Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Ребенок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь, что вы его друг и партнер.

Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до

конца.

Старайтесь выполнять эти несложные правила, и тогда ребенок будет ждать встречи с вами, у него возникнет желание научиться читать. Игровые упражнения, предложенные в этой брошюре, помогут раскрыть способности вашего ребенка, сделать его мышление более гибким и активным. Цель данных советов- обучать, играя.

В заключение подчеркнем очень важную для всех родителей мысль. Каждый ребенок, страдающий недостатками речи, в той или иной степени переживает свой недостаток. Это накладывает отпечаток на его речевое поведение, манеру выражаться и уровень общительности, который обычно снижен. Немалую роль в этих вторичных психологических проблемах играет поведение взрослого и, прежде всего родителей. Необходимо проявлять достаточную снисходительность и терпимость, чтобы, указывая ребенку на его речевые ошибки, не травмировать его. Необходимо помнить, что потребность в общении - главный стимул для совершенствования речи у ребенка. Чем чаще происходит общение ребенка с родителями, чем оно богаче, насыщеннее, ближе к интересам ребенка, тем быстрее будет обогащаться и совершенствоваться речь[3, с. 109].

Ключ к благополучию детей - в ваших руках, родители!

Список использованной литературы:

1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 с.

2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 с.

3. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. - 256 с.

4. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.:

ЦПО, 2013. - 144 с.

5. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 с.

© Кулясова С.Н., Анохина Л.В., Гончарова И.Н., 2019

УДК37

Лазарева Е.А.,

учитель английского языка МБОУ «СОШ № 6» Белгородская область, город Старый Оскол

ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Особенность федерального государственного образовательного стандарта - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели: формирование универсальных учебных действий; формирование мотивации к обучению.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

А чем интересуется современный ребенок? Чем он живет? В чем происходит реализация его личности? Конечно в игре. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.

Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением. Игра - это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, творчества, активности.

Определения игры:

1. Игра - самостоятельный вид развивающей деятельности детей.

2. Игра - свободная форма деятельности детей, которая создает широкий простор для личного творчества, самовыражения, самопознания.

3. Игра - равноправная деятельность младших школьников.

4. Игра - практика развития.

5. Игра - свобода самораскрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.