Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через работу с текстом'

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через работу с текстом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / УМЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЭТАПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Е.В.

Современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. • взрослые ориентированы исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовнонравственному воспитанию и личностному развитию; • у детей теряется интерес к учению; • резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; • овременные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через работу с текстом»

УДК37

Е.В. Колосова

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42»

г. Белгород, РФ E-mail: kat39911994@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ТЕКСТОМ

Аннотация

Современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

• взрослые ориентированы исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;

• у детей теряется интерес к учению;

• резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

• овременные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

Ключевые слова

Коммуникация, компетентность, формирование, умение, развитие, этапы

Данные методы и приемы по формированию коммуникативной компетентности в своей работе могут использовать учителя начальных классов общеобразовательных учреждений всех уровней при организации системы уроков литературного чтения по УМК .

I. Формирование умения адекватно воспринимать устную и письменную речь начинается, прежде всего, с аудирования.

На уроке литературного чтения я использую методический прием « Корзина понятий, имен»( На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом.)

-Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? ( Слова выписываются на доску.)

Приведем логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.

Эти слова позволяют младшим школьникам сосредоточить внимание на основном, эффективнее слушать и понимать небольшую лекцию учителя, подсказывают приемы работы при аудировании.

II. Умение раскрывать тему и основную мысль текста начинают формировать и развивать еще учителя начальной школы.

С понятием темы и основной мысли текста учащиеся знакомятся на уроках литературного чтения и на протяжении всех лет обучения в школе совершенствуют свои знания и умения.

Предлагаем учащимся следующее задание: «Определите тему текста. Понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени. Выделите микротемы, озаглавьте части текста, запишите план». [2,с.132]

А также на уроках по данному вопросу можно использовать еще и такие упражнения, как «Составление диафильма». Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и

используются для краткого пересказа. Еще один вид работы это подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста, а так же составление планов и викторин к прочитанным произведениям.

Знание терминов «тема» и «основная мысль» текста, умение их определять развивается и совершенствуется в процессе работы над заголовком текста.

III. Развитию умения собирать и систематизировать материалы к устному и письменному высказыванию на определенную тему способствуют уроки, посвященные собиранию и систематизации материалов к сочинению.

Наиболее эффективной представляется поэтапная подготовка к сочинению. О сочинении сообщают примерно за месяц до написания.

Этапы:

1. Подготовительный. Сообщаем большую тему сочинения, а ученик выбирает к ней свою малую тему и составляет к ней план.( Например, большая тема «Весна», малые «Весна в лесу», «Ранняя весна»..)

2. Сбор материала (экскурсии, работа с текстами, уроки ИЗО и музыки. Данный этап учит ребенка собирать информацию и работать с ней.

3. Самостоятельная работа (написание)

Возможно использование и следующих заданий: составление характеристики персонажа, письменные ответы на вопросы, подбор (или анализ) пословиц, поговорок, загадок к прочитанным произведениям.

IV. Развитие умения создавать тексты разных типов и стилей речи подразумевает знакомство с теорией вопроса

Прежде всего детей необходимо познакомить с понятием текста, т.к. важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала.

Уже в начальных классах дети знакомы с признаками текста:

• текст- это высказывание на определенную тему;

• в тексте реализуется замысел говорящего;

• текст - это законченное высказывание;

• к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;

• правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

На уроках чтения предлагаем детям следующие работы с текстом:

- «Восстановить текст». Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки и кладется в конверт. Бригада из 2-3 человек восстанавливают текст. [3. с. 25] Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из другого текста.

-На карточке напечатана часть текста, которую уже прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

-Предлагается часть текста. Необходимо изменить время повествования и прочитать текст со своими изменениями.

-На доске размещена часть текста. Нужно найти лишнее предложение и проверить по книге.

В 4 классе, когда учащиеся уже знакомы с некоторыми типами и стилями речи, предлагаем им следующие задания:

- Можно ли по приведенным зачинам предположить, для какой ситуации общения создается текст, какому стилю и типу речи он будет принадлежать, каким будет его конкретное содержание? Выскажите свои предположения и обоснуйте их.

Список использованной литературы:

1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

2. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова. - Псков: ПГПУ, 2005. - 188 с.

3. Мудрик, А.В. Общение школьников / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1987. - 76-79 с.

4. Швалева, Н.В. Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития / Н.В. Швалева. - М., 1974. - 280 с.

© Колосова Е.В., 2019

УДК 376

С.Н. Кулясова

социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

Анохина Л.В. социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

И.Н. Гончарова социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА

Аннотация

Игровые упражнения, предложенные в этой статье, помогут раскрыть способности ребенка, сделать его мышление более гибким и активным. Цель данных советов - обучать, играя. Игры и упражнения, поданные в виде занимательных игр, привлекут внимание детей к занятиям по развитию речи.

Наши советы рассчитаны на родителей и специалистов, желающих сделать обучение детей более интересным.

Ключевые слова

Игра, речь, артикуляция, словарный запас, развитие, звуки.

Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Игровой материал построен, ориентируясь на традиционную систему подготовки ребенка в возрасте от 3 до 7 лет к школе, включающую в себя поэтапные программы развития речи, развития познавательного интереса и воображения. Сочетание классического подхода и игровой формы делает эту статью доступным для родителей руководством по дошкольной подготовке ребенка.

Родная речь входит в жизнь ребенка еще до рождения: он учится узнавать голос матери и различать его интонации. Повышенная восприимчивость к звучащей речи сохраняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. В возрасте до года ребенок уже умеет связывать звучание и значение слова. К двум различает все звуки родного языка и активно осваивает артикуляцию. В дальнейшем, на протяжении всего дошкольного периода, он развивает свои представления о слове и обогащает свой словарь. Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении с людьми. Огромную роль в развитии речи малыша играют родители и те люди, с которыми он проводит большое количество времени. Именно в семье ребенок приобретает базовый языковой опыт. Чем больше слов слышит, понимает и правильно употребляет ваш ребенок, тем активнее развивается его речь и мышление. Но ребенку мало только слышать [2, с. 27]. Ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.