УДК37
Е.В. Колосова
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 42»
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ТЕКСТОМ
Аннотация
Современные дети сильно изменились, возникают определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
• взрослые ориентированы исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;
• у детей теряется интерес к учению;
• резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
• овременные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
Ключевые слова
Коммуникация, компетентность, формирование, умение, развитие, этапы
Данные методы и приемы по формированию коммуникативной компетентности в своей работе могут использовать учителя начальных классов общеобразовательных учреждений всех уровней при организации системы уроков литературного чтения по УМК .
I. Формирование умения адекватно воспринимать устную и письменную речь начинается, прежде всего, с аудирования.
На уроке литературного чтения я использую методический прием « Корзина понятий, имен»( На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом.)
-Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? ( Слова выписываются на доску.)
Приведем логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.
Эти слова позволяют младшим школьникам сосредоточить внимание на основном, эффективнее слушать и понимать небольшую лекцию учителя, подсказывают приемы работы при аудировании.
II. Умение раскрывать тему и основную мысль текста начинают формировать и развивать еще учителя начальной школы.
С понятием темы и основной мысли текста учащиеся знакомятся на уроках литературного чтения и на протяжении всех лет обучения в школе совершенствуют свои знания и умения.
Предлагаем учащимся следующее задание: «Определите тему текста. Понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени. Выделите микротемы, озаглавьте части текста, запишите план». [2,с.132]
А также на уроках по данному вопросу можно использовать еще и такие упражнения, как «Составление диафильма». Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и
используются для краткого пересказа. Еще один вид работы это подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста, а так же составление планов и викторин к прочитанным произведениям.
Знание терминов «тема» и «основная мысль» текста, умение их определять развивается и совершенствуется в процессе работы над заголовком текста.
III. Развитию умения собирать и систематизировать материалы к устному и письменному высказыванию на определенную тему способствуют уроки, посвященные собиранию и систематизации материалов к сочинению.
Наиболее эффективной представляется поэтапная подготовка к сочинению. О сочинении сообщают примерно за месяц до написания.
Этапы:
1. Подготовительный. Сообщаем большую тему сочинения, а ученик выбирает к ней свою малую тему и составляет к ней план.( Например, большая тема «Весна», малые «Весна в лесу», «Ранняя весна»..)
2. Сбор материала (экскурсии, работа с текстами, уроки ИЗО и музыки. Данный этап учит ребенка собирать информацию и работать с ней.
3. Самостоятельная работа (написание)
Возможно использование и следующих заданий: составление характеристики персонажа, письменные ответы на вопросы, подбор (или анализ) пословиц, поговорок, загадок к прочитанным произведениям.
IV. Развитие умения создавать тексты разных типов и стилей речи подразумевает знакомство с теорией вопроса
Прежде всего детей необходимо познакомить с понятием текста, т.к. важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала.
Уже в начальных классах дети знакомы с признаками текста:
• текст- это высказывание на определенную тему;
• в тексте реализуется замысел говорящего;
• текст - это законченное высказывание;
• к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;
• правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
На уроках чтения предлагаем детям следующие работы с текстом:
- «Восстановить текст». Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки и кладется в конверт. Бригада из 2-3 человек восстанавливают текст. [3. с. 25] Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из другого текста.
-На карточке напечатана часть текста, которую уже прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.
-Предлагается часть текста. Необходимо изменить время повествования и прочитать текст со своими изменениями.
-На доске размещена часть текста. Нужно найти лишнее предложение и проверить по книге.
В 4 классе, когда учащиеся уже знакомы с некоторыми типами и стилями речи, предлагаем им следующие задания:
- Можно ли по приведенным зачинам предположить, для какой ситуации общения создается текст, какому стилю и типу речи он будет принадлежать, каким будет его конкретное содержание? Выскажите свои предположения и обоснуйте их.
Список использованной литературы:
1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
2. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И.М. Михайлова. - Псков: ПГПУ, 2005. - 188 с.
3. Мудрик, А.В. Общение школьников / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1987. - 76-79 с.
4. Швалева, Н.В. Мотивы выбора партнера для межличностного общения в группах различного уровня развития / Н.В. Швалева. - М., 1974. - 280 с.
© Колосова Е.В., 2019
УДК 376
С.Н. Кулясова
социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
Анохина Л.В. социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
И.Н. Гончарова социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ РЕБЕНКА
Аннотация
Игровые упражнения, предложенные в этой статье, помогут раскрыть способности ребенка, сделать его мышление более гибким и активным. Цель данных советов - обучать, играя. Игры и упражнения, поданные в виде занимательных игр, привлекут внимание детей к занятиям по развитию речи.
Наши советы рассчитаны на родителей и специалистов, желающих сделать обучение детей более интересным.
Ключевые слова
Игра, речь, артикуляция, словарный запас, развитие, звуки.
Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Игровой материал построен, ориентируясь на традиционную систему подготовки ребенка в возрасте от 3 до 7 лет к школе, включающую в себя поэтапные программы развития речи, развития познавательного интереса и воображения. Сочетание классического подхода и игровой формы делает эту статью доступным для родителей руководством по дошкольной подготовке ребенка.
Родная речь входит в жизнь ребенка еще до рождения: он учится узнавать голос матери и различать его интонации. Повышенная восприимчивость к звучащей речи сохраняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. В возрасте до года ребенок уже умеет связывать звучание и значение слова. К двум различает все звуки родного языка и активно осваивает артикуляцию. В дальнейшем, на протяжении всего дошкольного периода, он развивает свои представления о слове и обогащает свой словарь. Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении с людьми. Огромную роль в развитии речи малыша играют родители и те люди, с которыми он проводит большое количество времени. Именно в семье ребенок приобретает базовый языковой опыт. Чем больше слов слышит, понимает и правильно употребляет ваш ребенок, тем активнее развивается его речь и мышление. Но ребенку мало только слышать [2, с. 27]. Ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие