Научная статья на тему 'Игровые технологии в тренинге как фактор развития коммуникативных компетенций студентов'

Игровые технологии в тренинге как фактор развития коммуникативных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATIVE COMPETENCES / ROLE PLAYING TECHNOLOGIES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING PROGRAM / INTERPERSONAL INTERACTION / TRAINING GROUP / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева А. В.

В статье автор рассматривает эффективность игровых технологий при проведении социально-психологических и психолингвистических тренингов в Высшей школе, направленных на развитие коммуникативных компетенций студентов. Именно игровая направленность в тренинге способствует раскрепощению участников и раскрытию их личностных ресурсов, направленных на самоопределение и профориентацию студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в тренинге как фактор развития коммуникативных компетенций студентов»

Лазарева А.В. ©

Кандидат филологических наук, Московский государственный институт международных

отношений (Университет) МИД России

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРЕНИНГЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье автор рассматривает эффективность игровых технологий при проведении социально-психологических и психолингвистических тренингов в Высшей школе, направленных на развитие коммуникативных компетенций студентов. Именно игровая направленность в тренинге способствует раскрепощению участников и раскрытию их личностных ресурсов, направленных на самоопределение и профориентацию студентов.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, игровые технологии, социально-психологический тренинг, межличностное взаимодействие, тренинговая группа, общение.

Keywords: communicative competences, role playing technologies, socio-psychological training program, interpersonal interaction, training group, communication.

Как показывает опыт, одной из современных актуальных задач высшей школы является усовершенствование коммуникативных компетенций учащихся, уже на этапе профориентации помогающих им сформировать представление о способах оптимизации и повышения продуктивности взаимодействия в коллективе, о возможностях личностного развития, а также развития лидерских качеств, навыков сотрудничества, поведения в стрессовых бизнес-ситуациях, основанного на эмпатии и взаимопомощи. Необходимость соответствия высоким требованиям, которые современное общество и работодатели предъявляют к подготовке специалистов и готовности личности «к продуктивному самостоятельному решению личностных и профессиональных задач» [3, 180], заставляет преподавателей адаптироваться к происходящим социальным изменениям и создавать более креативные и личностно-направленные программы обучения.

Следует отметить, что проблема развития коммуникативных навыков приобрела в последнее время большое значение. Она интенсивно разрабатывается в трудах многих известных отечественных и зарубежных психологов (А.А. Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А. Реан, К. Фоппель, Е.И. Фадеев, И. Кидрон, Ф. Брунард, Т.Зинкевич-Евстигнеева и др.), постепенно специализируясь и разделяясь на различные направления.

Так, различные виды групповой работы, как-то, например: социально-психологические и психолингвистические тренинги в игровой форме и являются теми методами активного психолого-педагогического воздействия, направленными на решение поставленных задач. Тренинги в игровой форме могут проводиться как на родном для участников языке, так и на языке будущей специальности - например, английском. Это, безусловно, способствует повышению мотивации в изучении иностранного языка, а также снятию языкового барьера. «Разнонаправленные интересы, желание попробовать «все» и найти «свое», часто проявляется в молодых людях как краткосрочные всплески неустойчивого интереса к новому и неизведанному, например, новым видам деятельности» [7, 208], а в игре интерес может поддерживаться на высоком уровне достаточно долгое время.

Как правило, на таком тренинге, во время групповой работы, участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, они становятся более компетентными в сфере общения, повышается их уровень доверия к окружающим людям,

© Лазарева А.В., 2013 г.

формируются навыки поведения в конфликтных ситуациях [10, 187].

Игровая форма тренинга весьма показательна. Поскольку игра является одним из основных видов деятельности человека, именно подобно тому, как по уровню участия ребенка в игровой деятельности мы судим о его развитии в целом и о степени соответствия его развития возрастным нормам, так и в тренинговых играх мы судим о готовности его участников-студентов к осуществлению профессиональной коммуникации и общей готовности к работе.

В современном мире компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня [9, 139]. Поэтому именно групповая работа имеет большое количество преимуществ. Группа оказывается обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям. В группе мы имеем возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов. В процессе происходящих в группе взаимодействий осознается ценность других людей и потребность в них. Мы учимся слушать, эмпатировать, доверять другим, оцениваем через рефлексию собственные эмоции и поступки [8]. Таким образом, группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Во время проведения любого социально-психологического тренинга группа проходит через определенные стадии процесса фасилитации. И здесь необходимо принять во внимание следующее: как и в игровой деятельности, где игра должна полностью заинтересовать ребенка, так и в игровом тренинге, тренер, с учетом принятия во внимание особенностей группы и поставленных перед ней задач, должен творчески и динамично построить свою тренинговую работу. При этом, весьма желательным является, как минимум, введение именно авторских элементов в тренинг, побуждающих участников к творчеству. Игра с раннего возраста влияет на развитие креативности ребенка, и игровые тренинги не должны быть исключением.

Первой стадией групповой работы является знакомство и командообразование, при котором основной задачей на данном этапе выступает создание благоприятной атмосферы, в которой участники чувствовали бы себя комфортно. Этому и способствует игровая форма тренинга. Первые, вводные занятия должны быть максимально понятными и интересными. Они выполняют мотивирующую и диагностическую функцию.

На этапе командообразования, за счет ряда интенсивных упражнений на запуск групповой динамики и эмоциональной составляющей, возможно достичь достаточно высокой сплоченности группы, способствующей свободному и открытому взаимодействию.

Следующая стадия групповой динамики - рабочая или стадия самореализации, обычно самая трудоемкая и динамичная. Необходимо отметить, что практически все участники полностью вовлечены и эмоционально раскрепощены именно на этой стадии, поэтому сюжетно-ролевые и деловые игры и групповые дискуссии воспринимаются ими с энтузиазмом. На этой стадии, несмотря на игровую основу, участники в полной мере осознают свою ответственность за результат.

Отдельно следует подчеркнуть, что именно эмоциональная вовлеченность благоприятнейшим образом сказывается на взаимодействии. Особенно это заметно при проведении тренинга на иностранном языке - а именно: снимаются языковые барьеры в общении.

На завершающей стадии групповой динамики, во избежание кризиса, участникам предоставляются для выполнения наиболее динамичные и положительно-окрашенные в эмоциональном плане игровые упражнения, обеспечивающие высокую вовлеченность участников. На этом этапе закрепляются все полученные навыки, и создается положительное последействие от группы [2].

В ходе решения поставленных задач ведущий и группа соблюдают все принципы, необходимые для формирования группы высокого уровня развития. Здесь группа опирается на ряд принципов в организации занятий:

1) принцип активности участников;

2) принцип исследовательской позиции;

3) принцип объективации поведения;

4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений и интересов [4].

Участники игрового тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения.

Завершающий этап групповой работы должен быть направлен на стимулирование самостоятельной активности участников в применении и пополнении полученного на тренинге опыта межличностного взаимодействия и дальнейшее повышение компетентности в сфере общения [1].

Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

При организации групповой работы широко используется групповая дискуссия, деловая игра, модификация социального поведения, а также методы арт-терапии и сказкотерапии.

Необходимо отметить, что игра может быть как базовым, то есть основным, так и сопровождающим элементом при создании тренинговых программ.

Игра как метод развития коммуникативных умений применяется как в индивидуальной, так и в групповой работе. Но только специально-организованные игры, проводимые в рамках социально-психологических тренингов, являются наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений [11]. Игровые технологии являются теми правилами и нормами, теми моделями реального мира, без освоения и усвоения которых представляется невозможным успешное осуществление практической деятельности, реальное взаимодействие. Дошкольникам освоение сюжетно-ролевых игр помогает ориентироваться в предложенных и меняющихся обстоятельствах, равно как и студентам, готовящимся к профессиональной деятельности, игра в тренинге помогает ориентироваться в правилах и культуре профессиональной коммуникации.

Игры способствуют созданию близких отношений между участниками группы, снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, позволяют поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [6].

Коммуникативные умения учащихся могут быть развиты также при помощи большого количества игр, которые направлены на формирование различных умений и навыков, таких как, например, умение сотрудничать, умение работать в команде, умение творчески мыслить и действовать.

Коммуникативные умения формируются в процессе комплекса различных игр, упражнений и дискуссий, каждый раз в новом сочетании и последовательности, результатом чего служит социально-пихологический тренинг.

Исходя из нашего опыта преподавательской деятельности, установлено, что большинство студентов чувствуют себя на занятиях, а также при общении в профессиональном кругу достаточно скованно, зачастую возникают проблемы в коммуникации на разных уровнях, как-то: сложность в формировании и передачи мыслей, сложность приема и обработки информации, адекватное (ожидаемое) реагирование и эмоциональная составляющая общения (невербальная коммуникация), как один из основных критериев эффективности взаимодействия.

В связи с этим основными целями разработки и проведения игровых тренингов является реальная необходимость регуляции психоэмоционального состояния участников, снятие агрессии и напряжения, а также снятие барьеров в общении через различные игры на взаимодействие, сотрудничество и доверие.

Проведение подобного рода социально-психологических тренингов на базе игровых технологий, безусловно, имеет практическую значимость. Это способствует:

- раскрытию личностных ресурсов, направленных на самоопределение и

профориентацию студентов

- выявлению лидерских и творческих качеств личности

- формированию умений взаимодействия, анализа и групповой рефлексии

- развитию навыков сотрудничества в рамках делового и межличностного общения.

Иными словами, игровые тренинги способствуют высококачественной подготовке

специалистов различной профессиональной ориентации.

Литература

1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М.: Ось-89, 1999. - 144 с.

3. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2. - С. 178-182.

4. Зинкевич-Евстегнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды - СПб.: Речь, 2002. - 216 с.

5. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского// В 4 книгах. 3 книга. Коммуникативно-лингвистические игры. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.

6. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А. и др. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. - СПб.2011. - 368 с.

7. Раицкая Л.К. Мотивация познавательной деятельности в Интернете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. № 7. - С. 207-212.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер, 1998. - 384 с.

9. Сохранов В.В., Мирясова Н.В. Эффективность использования игр в процессе формирования коммуникативных умений на социально-психологическом тренинге в юношеском возрасте \\ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т 2. - Тула-Пенза, 2003. -С. 137-144.

10. Хавайсис Р. Факторы развития коммуникативной сферы личности//Сборник статей зарубежной литературы - М.: 2008. - С. 187.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: 1978. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.