СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Специальное образование. 2024. № 1 (73). Special Education. 2024. No 1 (73).
УДК 3 7.03 7+3 76.37+3 76.42-053.465 "00/.07" ББК Ч457.091+Ч456.091 ГРНТИ 14.29.01
Алексей Алексеевич Баряевш Татьяна Ивановна Юрченко2'ш
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург, Россия, abaryaev@spbшifk. ги, 8РМ-код: 7456-8485
2 детский сад № 83 Фрунзенского района, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
3 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье представлен анализ результатов изучения особенностей использования игровых технологий в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников с разными стартовыми возможностями (нормотипичные дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического раз© Баряев А. А., Юрченко Т. И., 2024
Код ВАК 5.8.3; 5.3.8
Aleksey A. Baryaev1H Tat'yana I. Yurchenko2'3H
GAME-BASED METHODS OF ENHANCING PHYSICAL FITNESS ACTIVITY OF 5-7 YEAR OLD PRESCHOOLERS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE GROUPS
1 Saint Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, Saint Petersburg, Russia, [email protected], SPIN: 74568485
2 Kindergarten #83 of Frunze District, Saint Petersburg, Russia, [email protected]
3 Saint Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, Saint Petersburg, Russia
Abstract. The article presents an analysis of the results of studying the specific features of the use of game-based methods of enhancing physical fitness activity of preschoolers with different capabilities (typical children, children with severe speech disorders, children with disorders of psychological development) in inclusive groups. The
вития) в группах комбинированной направленности. Описаны направления физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нацеленные на активизацию потенциала детей, обучение их навыкам социального взаимодействия в системе социального окружения, построение отношений с социальной средой, формирование социальной позиции и личностного статуса в социуме, включение в деятельность, ориентированную на достижение социальной адаптации и интеграции в общество. Авторами рассмотрены условия использования и применение социально-педагогических средств с учетом индивидуальных и возрастных характеристик ребенка, с опорой на сохранные психические функции и поведенческие стороны личности.
Характеризуется программно-аппаратный комплекс ПАКПФ-02, тестовые задания с его использованием. Кратко представлено новое направление для совместной деятельности детей с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья — «Утренние круги с элементами утренней гимнастики», описан разработанный авторами набор кубиков «Движение» с приведением занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ на основе технологий игр с элементами спорта (игра «Бро-сайка», «Фролбол»).
Обосновывается, что значимым потенциалом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обладает физкультурно-оздоровительная деятельность, способствующая стимулированию процесса социализации, социальной адаптации и самореализации личности, что дости-
study describes the directions for organizing physical fitness activities of children with disabilities aimed at activating the children's potential, teaching them skills of social interaction in the social environment, building relationships with the social environment, forming their social position and personal status in society, and including them in activities oriented at achieving social adaptation and integration into society. The authors consider the conditions of use and application of socio-pedagogical tools, taking into account individual and age characteristics of the child, based on the safe psychological functions and behavioral aspects of the personality.
The article characterizes the software and hardware complex PAKPF-02 and describes tests that could be conducted with its help. The auithors briefely present a new area of joint activities for typical children and children with disabilities "Morning rounds with elements of morning gymnastics", and describe a set of blocks "Movement" developed in the course of the study for classes with older preschool children with disabilities based on children's games with elements of sports (the games "Throw It!" and "Frolball").
It is convincingly demonstrated that physical fitness activities have a significant potential for the socialization of children with disabilities, contributing to the stimulation of the process of socialization, social adaptation and self-realization of the individual, which is achieved through the realization of adaptive potential of physical culture, optimal organization of education activities with children in an inclusive environment using game-based methods.
гается за счет реализации адаптивного потенциала физической культуры, оптимальной организации образовательной деятельности с детьми в инклюзивной среде с использованием игровых технологий.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, физическая культура, физическое воспитание, здоровье детей, старшие дошкольники, игровые технологии, дошкольная логопедия, тяжелые нарушения речи, дети с нарушениями речи, ЗПР, задержкой психического развития, дети с задержкой психического развития, спортивные игры, группы комбинированной направленности.
Информация об авторах: Баряев Алексей Алексеевич, доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по развитию и сотрудничеству, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; адрес: 191014, Россия, Санкт-Петербург, ул. Чехова, 4А; email: [email protected].
Юрченко Татьяна Ивановна, заведующий, государственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга»; аспирант, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры; адрес: 191014, Россия, Санкт-Петербург, ул. Чехова, 4А; email: [email protected]. Для цитирования: Баряев, А. А. Игровые технологии в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности / А. А. Баряев, Т. И. Юрченко. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2024. — № 1 (73). — С. 144-156.
Keywords: physical fitness activity, physical culture, physical education, children's health, senior preschoolers, game-based methods, preschool logo-pedics, severe speech disorders, children with speech disorders, disorders of psychological development, children with disorders of psychological development, sports games, inclusive groups.
Author's information: Baryaev Ale-ksey Alekseevich, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Deputy Director for Development and Cooperation, Saint Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, Saint Petersburg, Russia.
Yurchenko Tat'yana Ivanovna, Director of Kindergarten #83 of Frunze District, Saint Petersburg, Russia; PostGraduate Student, Saint Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, Saint Petersburg, Russia.
For citation: Baryaev, A. A., Yurchenko, T. I. (2024). Game-based methods of enhancing physical fitness activity of 5-7 year old preschoolers with disabilities in inclusive groups. Special Education, 1(73), pp. 144156. (In Russ.)
Важную роль в целостном развитии детей с разными стартовыми возможностями играет организация их жизнедеятельности в дошкольном возрасте. Поэтому столь значима для современной системы инклюзивного дошкольного образования разработка средств психолого-педагогического сопровождения развития каждого ребенка в образовательной среде, обеспечение ее безопасности для детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Физкультурно-оздоровительную деятельность детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде определяет необходимость учета при ее проектировании разнообразных интересных ситуаций, которые будут стимулировать взаимодействие с другими детьми, формировать у дошкольников систему отношений ребенка к миру, к другим людям, в том числе с отклонениями в развитии.
Исследовательские позиции базируются на том, что качество физкультурно-оздоровительной деятельности определяется сфор-мированностью у воспитанников с нормативным развитием и у детей с ограниченными возможностями здоровья следующих компонентов: интереса, в котором проявляются избирательные отношения к различным физическим упражнениям и формам органи-
зации физкультурно-оздоровительной работы; инициативности и желания заниматься совместными физическими упражнениями и играми; самостоятельности в выборе и осуществлении физической активности; творчества и интерпретации различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности [5; 6; 7; 11; 12; 14; 18].
В исследованиях отмечается значимость физкультурно-оздоровительной деятельности для снижения риска развития заболеваний, которую можно успешно осуществлять средствами физической культуры и оздоровления. Представлены модели и уровни технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью [5; 6; 7; 9; 14]. Анализ исследований дает представление об эффективности педагогической технологии многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения [6].
В условиях групп комбинированной направленности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в подвижные игры совместно играют дети с разными интеллектуальными, речевыми и физическими возможностями, роль этих игр важна не только для физического развития детей, но и для формирования у всех участников умения взаимодействовать в коллективе сверстников и всем
вместе достигать желаемых целей, обозначенных в правилах игры. Подвижные игры с правилами традиционно включаются в разные формы деятельности детей: на занятия по физкультуре, во время прогулок. Необходимо отметить, что вектором их использования становится уточнение и закрепление двигательных навыков и получение детьми радости от двигательной активности [8; 10; 15; 16; 17; 19; 20].
Проблема исследования обусловлена необходимостью организации для дошкольников с разными образовательными потребностями таких ситуаций игрового взаимодействия в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, которые оптимально способствовали бы развитию двигательной сферы детей и их взаимодействию в группе комбинированной направленности ДОУ. В настоящее время обозначенная проблема остается недостаточно изученной. Цель исследования заключается в разработке и оценке эффективности игровых технологий для использования в физкультурно-оздоровительной деятельности детей с разными стартовыми возможностями в группах комбинированной направленности.
Исследование проводилось с детьми дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, с детьми с тяжелыми нарушениями
речи (ТНР) и детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в ГБДОУ № 83 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга и ГБДОУ № 29 г. Грозного. Были сформированы контрольная группа (КГ): 24 ребенка в возрасте с 5,5 до 6 лет (10 девочек и 14 мальчиков) с ТНР; 32 ребенка этого же возраста (21 мальчик и 11 девочек) с ЗПР — и экспериментальная группа (ЭГ): 30 детей в возрасте 5,5—6 лет (12 девочек и 18 мальчиков) с ТНР; 38 детей этого же возраста (24 мальчика и 14 девочек) с ЗПР. Проведено тестирование психомоторной и двигательной подготовленности, а также физического развития дошкольников.
Для оценивания уровня сфор-мированности психомоторных реакций и перцептивно-сенсорных способностей был использован программно-аппаратный комплекс ПАКПФ-02 [1]. В программу тестирования были включены тесты на изучение пропускной способности зрительного анализатора, на подвижность нервных процессов, на простую сенсомоторную реакцию на звук и др. Анализ показателей тестов «Реакция на движущийся объект», «Простая сенсомотор-ная реакция на свет» и «Пропускная способность зрительного анализатора» не выявил достоверных различий по полу и возрасту дошкольников, что подтверждается данными по возрастным диапазонам, наиболее восприимчивым к
развитию координационных способностей. В разных возрастных группах отмечено повышение результатов с возрастом обследуемых. Так, общее время простой сенсомоторной реакции на свет снижается с 908 мс до 768 мс соответственно. Анализ показателей тестов «Подвижность нервных процессов», «Сложная сенсомо-торная реакция на свет» не выявил достоверных различий по полу и возрасту дошкольников, что подтверждается данными по возрастным диапазонам, наиболее восприимчивым к развитию координационных способностей. Так, латентное время сложной сенсомоторной реакции на свет снижается с 617 мс до 583 мс соответственно.
В результате исследования с использованием программно-аппаратного комплекса ПАКПФ-02 были выявлены особенности развития психомоторных реакций и перцептивно-сенсорных способностей детей с ОВЗ, что позволило определить соедержание методики экспериментального изучения физического развития у детей 57 лет с ОВЗ в группах комбинированной направленности.
Методика исследования состояла из серии тестовых заданий, направленных на изучение двигательного развития детей (по Н. А. Бернштейну) [4]. Всего было предложено 8 контрольных тестов [3].
Обратим внимание на то, что результативность теста, поясняющего показатели координации, коррелирует с показателями развития скоростных способностей у дошкольников 5-7 лет с ОВЗ. Коэффициент корреляции составил 0,43.
В ходе анализа результатов исследования были получены данные, позволяющие выявить общие, характерные для всех детей с ОВЗ, проявления двигательной недостаточности. В то же время были получены и результаты, характеризующие специфические проявления двигательной недостаточности у детей с ТНР и с ЗПР. Для чистоты экспериментального исследования в нем принимали участие только дошкольники без выявленных ограничений физического развития.
В ходе сравнительного анализа уровня физического развития дошкольников с ТНР и ЗПР установлено, что результативность выполнения заданий выше у детей с тяжелыми нарушениями речи, чем у детей с задержкой психического развития, по всем тестам. Дети с ТНР были включены в экспериментальную группу ЭГ-1 (п = 30), дети с ЗПР сформировали экспериментальную группу ЭГ-2 (п = 30). В ходе экспериментального исследования установлены достоверно значимые различия у дошкольников с ТНР и с ЗПР по ряду тестов,
характеризующих координационные способности (приводятся значения в баллах): метание (ЭГ-1 — 2,87 ± 0,24, ЭГ2 — 2,29 ± 0,16); прыжок через веревку (ЭГ1 — 3,25 ± 0,28; ЭГ-2 — 2,69 ± 0,24); «карандаш» — (ЭГ-1 — 3,65 ± 0,24; ЭГ-2 — 2,96 ±_0,32); двигательная память (ЭГ-1 — 3,11 ± 0,23; ЭГ-2.1 — 2,42 ± 0,36).
По всем тестам, характеризующим развитие координационных способностей, в группе ЭГ-1 результаты были выше, чем в группе ЭГ-2: прыжок через веревку — на 17,2 %, двигательная память — на 22,1 %, «Карандаш» — на 18,9 %. Было выдвинуто предположение о том, что состояние координационных способностей, включающих дифференцировку временно-пространственных параметров двигательных функций, статико-динамического равновесия, у детей с ТНР 5-7 лет выше, чем у дошкольников с ЗПР. Показатели по другим тестам в группе ЭГ-1 также выше, чем в группе ЭГ-2.
В целом уровень физического развития дошкольников с ТНР превышает показатели сверстников с ЗПР. Особенно это проявляется в развитии координационных способностей. Уровень развития по тестам «скорость движения» и «двигательная память» у детей с ТНР был выше уровня, представленного у детей с ЗПР.
В исследовании проводилась также оценка уровня влияния
психоэмоционального состояния дошкольников на показанные результаты при помощи программно-аппаратного комплекса психофизиологических исследований (ПАКПФ). Важно отметить для определения направлений последующей физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми, что у детей с ЗПР наблюдается значительная зависимость от эмоционального состояния, а у детей с ТНР она менее выражена. Это было отмечено по ходу наблюдения за выполнением тестовых заданий.
В ходе анализа полученных данных по результатам тестовых заданий установлено, что точность согласования движений разных частей тела, координиро-ванность движений в реальном пространстве и во временных параметрах, величинность мышечных усилий и такой параметр, как поддержание статического равновесия, у детей с ЗПР не зависят друг от друга, что соотносится с данными результатами у нормативно развивающихся дошкольников.
Проведенное исследование психомоторных нарушений у детей с ТНР показало, что они менее выражены у детей с нарушениями речи по сравнению с этими же показателями у детей с задержкой психического развития. Важно отметить, что результаты обследования свидетельствуют об
автономности скоростно-силовых и координационных способностей у обеих групп детей. Это позволяет сделать оптимистический прогноз о том, что дошкольный возраст наиболее перспективен для развития координационных способностей детей с ОВЗ при использовании для этого игровых технологий в формировании физкультурно-оздоровительной деятельности.
Физкультурно-оздоровительная работа в проводимом исследовании понимается как важная составляющая педагогического процесса в ДОУ, направленная на многоаспектную деятельность с детьми по здоровьесбережению и воспитанию у них определенных физических качеств.
В целях организации работы с учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями, инструкторами по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре предлагалось:
- достаточно подробно изучать игровые технологии, представленные в коррекционной педагогике и в адаптивной физической культуре, для организации индивидуальных и групповых занятий с детьми;
- вводить игровые технологии с использованием хороводных, подвижных игр и игр с элементами спорта в различные режимные периоды, в занятия по образовательным областям, в досуговые мероприятия и прогулки.
В ходе консультирования педагогов обращалось их внимание на развитие эмоционально-волевой и личностной сферы каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а с педагогами-психологами рассматривались варианты психокоррекцион-ной работы, значимой для физкультурно-оздоровительной деятельности детей.
В ходе экспериментальной работы педагогам было предложено объединить технологии «Утренний круг» и «Утренняя гимнастика». Таким образом, интересным и значимым вариантом совместных занятий с детьми стали «Утренние круги с элементами утренней гимнастики». Для эффективности и создания интереса у детей предлагается организовывать их в различных формах, с включением в них игровых и здоровьесберегающих технологий, таких как хороводные игры, игры оздоровительной направленности с использованием природного материала, игры на сенсорно-перцептивное развитие. Совместные с нормативно развивающимися детьми «Утренние круги с элементами утренней гимнастики» в таком формате вносят позитивные результаты в активизацию двигательного и познавательно-речевого развития детей с ОВЗ. Более подробно игровую технологию «Утренние круги с элементами утренней
гимнастики» авторы предполагают представить в последующих публикациях.
Для организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с разным уровнем речевого и интеллектуального развития в группах комбинированной направленности наряду с традиционным игровым оборудованием используются наборы для игр из адаптивной физической культуры: игра «Бросайка», «Флор-бол», а также набор кубиков «Движение». Далее в статье представим их краткое описание.
Для экспериментального обучения был изготовлен на основе кубиков для альтернативной коммуникации набор кубиков «Движение». Это набор из кубиков с мягкой набивкой, на которых изображены пиктограммы. К набору прилагаются карточки с пиктограммами. Изображения на пиктограммах отражают основные движения, которые выполняет человек во время физкультурных занятий. Эти пиктограммы становятся действенным подкреплением для детей с ОВЗ для зрительного контроля при определении необходимого движения. На одном из кубиков представлены виды спортивных игр, в том числе и те, в которые играют люди с ограниченными возможностями здоровья — «Бочче», «Флорбол» [13].
В ходе проводимого исследования опора была сделана на то,
что в группах комбинированной направленности дети с разным уровнем развития могут и должны играть в игры с элементами спорта вместе, т. е. они могут осваивать одни и те же совместные командные игры, а значит, и играя соревноваться друг с другом.
В содержание физкультурно-оздоровительной деятельности на занятиях, на прогулках, в досуго-вых и других видах деятельности с детьми были введены следующие игры, которые не описаны в традиционной дошкольной образовательной практике.
В содержание занятий по физической культуре, в досуговые мероприятия для детей комбинированных групп старшего дошкольного возраста включались игры «Бросайка» (вариант «Бочче») и «Флорбол».
Игра «Бросайка» (вариант «Бочче») разработана для занятий с детьми дошкольного возраста. Игра проводится с использованием соревновательно-игрового метода обучения. Эта игра позволяет развивать перцептивно-сенсорные способности детей с разными стартовыми возможностями. В ходе систематических игр у детей формируются достаточно четкие движения. Они начинают активно управлять ими, словесно регулируя свои действия. Наряду с этим у детей развивается воображение, формируется навык взаимодействия с участниками игры «Бросай-
ка». Игра проводится в разных вариантах мячами-мякишами, сенсорными мешочками, мешочками с песком, утяжеленными малыми мячами [2]. Дополнительно на занятиях по ручному труду воспитатели совместно с детьми из подручного материала изготавливают различные мячи-самоделки, затем дети с большим интересом используют их в игре «Бросай-ка». Это явилось определенным новшеством — создание самодеятельного игрового оборудования, а также расширение представлений детей о вариативности любимой игрушки.
Игра «Флорбол» использовалась как часть физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ. В условиях игрового взаимодействия нормативно развивающихся детей и детей с ОВЗ учет этих правил становится важным воспитательным компонентом. Для обучения навыкам и элементам флорбола в ДОУ в содержание занятий по физической культуре были внесены следующие изменения и дополнения:
- общеразвивающие упражнения (ОРУ) с малыми мячами, кубиками, массажными мячами частично заменялись и дополнялись обще-развивающими упражнениями с малыми мячами из флорбола;
- ОРУ с косичкой и гимнастической палкой частично заменялись и дополнялись занятиями с клюшкой для флорбола;
- добавлялись также упражнения на развитие скоростно-силовой выносливости, координации движений, кинетических ощущений;
- использовался цикл подводящих упражнений с клюшкой и мячом;
- проводились подвижные игры и эстафеты с использованием клюшек, мячей и, в дальнейшем, ворот.
Педагогам предлагалось для детей комбинированных групп старшего дошкольного возраста в содержание занятий, в досуговые мероприятия вводить коммуникативные игры, где игровая деятельность включает:
- упражнения в паре;
- игровое задание в паре;
- игру-эстафету;
- подвижную игру;
- парные эстафеты;
- игры с речевым сопровождением.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о факторной нагрузке исследуемых показателей (79,7 % дисперсии) у дошкольников с ЗПР и ТНР в зависимости от возраста.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что цель физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми с нормативным развитием, с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития в условиях групп комбинированной направ-
ленности — оздоровление детей и формирование у детей, родителей, педагогов позитивного отношения к собственному здоровью, а внедрение игровых технологий способствует двигательному развитию и социальной вовлеченности детей с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительную деятельность в инклюзивной образовательной среде.
Литература
1. Арсеньева, М. В. Программно-аппаратный комплексный модуль «СИГВЕТ» (Версия ПАКПФ-02). Методика проведения исследований : учеб.-метод. пособие для педагогов, психологов и родителей / М. В. Арсеньева, А. А. Баряев, Я. В. Голуб, Н. В. Миккоева ; В. Л. Жевнеров, предисл.; Л. В. Лопатина, введение. — Санкт-Петербург : Изд-во ЦДК проф. Л. Б. Ба-ряевой, 2016. — 32 с. — Текст : непосредственный.
2. Баряев, А. А. Игра «БРОСАЙКА» : учеб.-метод. пособие / А. А. Баряев, Т. И. Юр-ченко. — Москва : Изд-во УМЦ «Добрый мир», 2023. — 22 с. — Текст : непосредственный.
3. Баряева, Л. Б. Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией : коллективная моногр. / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина, И. А. Филатова. — Москва : Изд-во УМЦ «Добрый мир», 2021. — 118 с. — Текст : непосредственный.
4. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн ; под ред. О. Г. Газенко. — Москва : Наука, 1990. — С. 373-392. — Текст : непосредственный.
5. Волосникова, Т. В. Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении: управленческий аспект / Т. В. Волоснико-ва. — Текст : непосредственный // Ученые
записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. — 2011. —№ 2 (72). — С. 43-48.
6. Волошина, Л. Н. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения : моногр. / Л. Н. Волошина, М. М. Мусанова. — Москва : Издательский дом Академии естествознания, 2012. — 234 с. — Текст : непосредственный.
7. Воротилкина, И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении : метод. пособие / И. М. Воротилкина. — Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 144 с. — Текст : непосредственный.
8. Дворкина, Н. И. Подвижные игры для детей 5-6 лет / Н. И. Дворкина. — Текст : непосредственный // Спорт в школе. — 2007. — № 20. — С. 38-41.
9. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : учеб. пособие / В. А. Деркунская. — Москва : Педагогическое общество России, 2005. — 96 с. — Текст : непосредственный.
10. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина. — Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 4. — С. 10-14.
11. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учеб. / С. П. Евсеев. — Москва : Спорт, 2016. — 616 с. — Текст : непосредственный.
12. Евсеева, О. Э. Технологии физкуль-турно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре / О. Э. Евсеева ; под ред. С. П. Евсеева. — Москва : Спорт, 2016. — 460 с. — Текст : непосредственный.
13. Жукова, А. Е. Кубики «Движение» для физкультурно-игровой среды детского сада : учеб.-метод. пособие / А. Е. Жукова, Н. Б. Островская, Т. И. Юрченко ; под общ. ред. Т. И. Юрченко. — Москва : Изд-во УМЦ «Добрый мир», 2023. — 96 с. — Текст : непосредственный.
14. Мусанова, М. М. Проблемы становления субъектности дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности / М. М. Мусанова, Л. Н. Волошина, М. В. Чер-
нухина. — Текст : непосредственный // Детский сад от A до Я : науч.-метод. журнал. — Москва, 2011. — № 2. — С. 85-92.
15. Страковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В. Л. Страковская. — Москва : Новая школа, 1994. — 286 с. — Текст : непосредственный.
16. Сушкова, И. В. Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре / И. В. Сушкова. — Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 3. — С. 10-14.
17. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет : учеб. пособие / Л. И. Пензулаева. — Москва : ВЛАДОС, 2001. — 112 с. — Текст : непосредственный.
18. Пономарев, Г. Н. Двигательная де-привация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема / Г. Н. Пономарев, Н. Л. Умнякова. — Текст : непосредственный // Адаптивная физическая культура. — 2012. — № 2 (50). — С. 43-45.
19. Тоцкая, E. H. Подвижные игры и общение со сверстниками в развитии социальных навыков дошкольников / E. H. Тоц-кая. — Текст : непосредственный // Теоретические и прикладные аспекты личност-но-профессионального развития : материалы IV Всерос. науч.-прикладной конф. с междунар. участием. — Омск, 2011. — С.111-112.
20. Филиппова, С. О. Культура здоровья дошкольников / С. О. Филиппова. — Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2001. — № 1. — С. 4-6.
References 1. Arsen'eva, M.V., Baryaev, A.A., & Go-lub, Ya.V. (2016). Programmno-apparatnyy kompleksnyy modul' «SIGVET» (Versiya PAKPF-02). Metodika provedeniya issledo-vaniy [Hardware-software integrated module "SIGVET" (Version PAKPF-02). Research methodology] [method. and teaching manual for teachers, psychologists and parents] (V. L. Zhevnerov, preface; L. V. Lopatina, introduction). St. Petersburg: TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 32 p. (In Russ.)
2. Baryaev, A.A., & Yurchenko, T.I. (2023). Igra «BROSAYKA» [Game "THROW"] [educational and method. manual]. Moscow: UMTs «Dobryy mir», 22 p. (In Russ.)
3. Baryaeva, L.B., Lopatina, L.V., & Filato-va, I.A. (2021). Diagnostika i korrektsiya narusheniy dvigatel'noy sfery u doshkol'nikov so stertoy dizartriey [Diagnosis and correction of motor disorders in preschool children with erased dysarthria] [Monograph]. Moscow: UMTs «Dobryy mir», 118 p. (In Russ.)
4. Bernshteyn, N.A. (1990). Fiziologiya dvizheniy i aktivnost' [Physiology of movements and activity] (Ed. O.G. Gazenko, pp. 373-392). Moscow: Nauka. (In Russ.)
5. Volosnikova, T.V. (2011). Povyshenie effektivnosti fizkul'turno-ozdorovitel'noy ra-boty v doshkol'nom uchrezhdenii: upravlen-cheskiy aspekt [Increasing the effectiveness of physical education and health work in a preschool institution: management aspect]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Les-gafta, 2(72), 43-48. (In Russ.)
6. Voloshina, L.N., & Musanova, M.M. (2012). Upravlenie fizkul'turno-ozdorovitel1-noy deyatel'nost'yu sub"ektov obrazovatel'-nogo protsessa doshkol'nogo uchrezhdeniya [Management of physical culture and health activities of subjects of the educational process of a preschool institution] [Monograph]. Moscow: Izdatel'skiy dom Akademii estes-tvoznaniya, 234 p. (In Russ.)
7. Vorotilkina, I.M. (2004). Fizkul'turno-ozdorovitel'naya rabota v doshkol'nom obra-zovatel'nom uchrezhdenii [Physical education and health work in a preschool educational institution] [Method. manual]. Moscow: NTs ENAS, 144 p. (In Russ.)
8. Dvorkina, N.I. (2007). Podvizhnye igry dlya detey 5-6 let [Outdoor games for children 5-6 years old]. Sport v shkole, 20, 3841. (In Russ.)
9. Derkunskaya, V.A. (2005). Diagnostika kul'tury zdorov'ya doshkol'nikov [Diagnosis of the health culture of preschool children] [Teaching manual]. Moscow: Pedagogiche-skoe obshchestvo Rossii, 96 p. (In Russ.)
10. Doronina, M.A. (2007). Rol' podvizh-nykh igr v razvitii detey doshkol'nogo voz-rasta [The role of outdoor games in the de-
velopment of preschool children]. Doshkol'-nayapedagogika, 4, 10-14. (In Russ.)
11. Evseev, S.P. (2016). Teoriya i organiza-tsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture]. Moscow: Sport, 616 p. (In Russ.)
12. Evseeva, O.E. (2016). Tekhnologii fiz-kul'turno-sportivnoy deyatel'nosti v adaptivnoy fizicheskoy kul'ture [Technologies of physical culture and sports activities in adaptive physical culture] (Ed. S. P. Evseev). Moscow: Sport, 460 p. (In Russ.)
13. Zhukova, A.E., Ostrovskaya, N.B., & Yurchenko, T.I. (2023). Kubiki «Dvizhenie» dlya fizkul'turno-igrovoy sredy detskogo sa-da ["Movement" cubes for the physical education and play environment of kindergarten] [Teaching and method. manual] (Ed. T.I. Yurchenko). Moscow: UMTs «Dobryy mir», 96 p. (In Russ.)
14. Musanova, M.M., Voloshina, L.N., & Cher-nukhina, M.V. (2011). Problemy stanovleniya sub"ektnosti doshkol'nika v fizkul'turno-ozdoro-vitel'noy deyatel'nosti [Problems of developing the subjectivity of a preschooler in physical education and health activities]. Detskiy sad ot A do Ya, 2, 85-92. Moscow. (In Russ.)
15. Strakovskaya, V.L. (1994). 300 podvizh-nykh igr dlya ozdorovleniya detey ot 1 goda do 14 let [300 outdoor games for the health of children from 1 to 14 years old]. Moscow: Novaya shkola, 286 p. (In Russ.)
16. Sushkova, I.V. (1994). Formirovanie vzaimopomoshchi u detey v podvizhnoy igre [Formation of mutual assistance among children in outdoor play]. Doshkol'noe vospi-tanie, 3, 10-14. (In Russ.)
17. Penzulaeva, L.I. (2001). Podvizhnye igry i igrovye uprazhneniya dlya detey 5—7 let [Outdoor games and play exercises for children 5-7 years old] [Teaching manual]. Moscow: VLADOS, 112 p. (In Russ.)
18. Ponomarev, G.N., & Umnyakova, N.L. (2012). Dvigatel'naya deprivatsiya detey doshkol'nogo vozrasta kak sotsial'no-pedago-gicheskaya problema [Motor deprivation of preschool children as a social and pedagogical problem]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'-tura, 2(50), 43-45. (In Russ.)
19. Totskaya, E.H. (2011). Podvizhnye igry i obshchenie so sverstnikami v razvitii so-tsial'nykh navykov doshkol'nikov [Outdoor games and communication with peers in the development of social skills of preschoolers]. In Teoreticheskie i prikladnye aspekty lich-nostno-professional'nogo razvitiya (Materials of the IV All-Russian scientific-applied conf. with international participation, pp. 111-112). Omsk. (In Russ.)
20. Filippova, S.O. (2001). Kul'tura zdo-rov'ya doshkol'nikov [Health culture of preschool children]. Doshkol'naya pedagogika, 1, 4-6.
156
СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2024. № 1