коррекция нарушения психомоторного развития старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами элементов спортивных игр
УДК/UDC 796.034.2
Поступила в редакцию 05.11.2019 г.
Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Плетенева1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Д. Емельянова1 О.А. Подольская1
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
SPORTS GAMES TO CORRECT PSYCHOMOTOR DISORDERS IN SENIOR PRESCHOOLERS
Dr. Hab., Professor I.F. Pleteneva1
PhD, Associate Professor I.D. Emelyanova1
O.A. Podolskaya1
1 Bunin Yelets State University, YelSU, Yelets
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать и доказать эффективность использования элементов спортивных игр в коррекции нарушений психомоторного развития и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. Контингент исследования составило 40 детей 7-го года жизни с нарушениями психомоторного развития. Базой исследования явились МБДОУ № 31, МБДОУ № 36 г. Ельца Липецкой области. Эксперимент проводился с октября 2018 г. по май 2019 г. Методы коррекции психомоторных расстройств у воспитанников дошкольных образовательных организаций старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья включали: изучение документации (личных дел детей, справки о состоянии здоровья), диагностику психомоторного развития: уровня двигательной активности, психических функций (памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы; коррекционные методы работы - практические: выполнение детьми элементов спортивных игр. Результаты исследования и выводы. В статье раскрываются содержание коррекционных мероприятий и направления деятельности по устранению нарушений психомоторного развития у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Авторы отдают предпочтение элементам спортивных игр, так как именно их природа позволяет благоприятно воздействовать на координационные возможности двигательной сферы детей с проблемами развития, активизирует их память, мышление, речь, нормализует эмоционально-волевую сферу. Включение в процесс игры детей комплексов естественных движений (бег, прыжки, метание) обеспечивает у них стремление к победе. В ходе экспериментальной части исследования было выявлено, что предложенные комплексы элементов спортивных игр обеспечили развитие координационных движений, психических функций (память, мышление, речь), эмоционально-волевой сферы. Выполняемые детьми комплексы в виде бега, прыжков, метаний естественным образом включались в организуемые педагогом игры в разные образовательные области.
Ключевые слова: психомоторное развитие, старший дошкольник, ограниченные возможности здоровья, спортивные игры, задержка психического развития, умственная отсталость.
Annotation
Objective of the study was to scientifically substantiate and prove the effectiveness of the use of sports game elements in correcting psychomotor and emotional-volitional disorders in senior preschoolers with health impairments. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 6-7-year-old schoolchildren diagnosed with psychomotor disorders (n=40). The study was conducted at the premises of the Municipal Budgetary Pre-School Educational Institutions No. 31 and 36, Yelets, Lipetsk region, from October 2018 through May 2019.
The methods applied to correct the psychomotor disorders in the senior preschoolers were as follows: study of documents (personal files of the children, health certificates), diagnostics of psychomotor development rates: motor activity level, mental functions (memory, thinking, speech), emotional-volitional sphere; corrective methods (practical): execution of sports games elements. Results of the study and conclusions. The article concerns the content of the corrective measures and activities aimed to eliminate psychomotor disorders in senior preschool children with health impairments. The authors give preference to the elements of sports games, as they positively affect the development of coordination abilities of such children, enhance their memory, thinking, speech, normalize their emotional-volitional sphere. The inclusion of natural movement complexes (running, jumping, throwing) in the play activity of children with health impairments ensures their desire to win. During the pilot part of the study, we found that the proposed complexes of sports game elements contributed to the development of coordination movements, mental functions (memory, thinking, speech), and emotional-volitional sphere. The complexes performed by the children in the form of running, jumping and throwing were naturally included in the games organized by the teachers in different educational areas. This approach had a positive impact on the process of training of senior preschoolers with psychomotor disorders and helped mitigate their fatigue.
Keywords: psychomotor development, senior preschool children, health impairments, sports games, mental retardation, intellectual disability.
Введение. На современном этапе в дошкольном образовании особую актуальность приобрела проблема содействия лицам с ограниченными возможностями здоровья. Решение
данной проблемы видится в гармоничном развитии детей с психофизическими нарушениями. Приоритетными направлениями психомоторного развития ребенка с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ) выступает активизация двигательной деятельности, способствующая коррекции психических и моторных функций, эмоционально-волевой сферы, что в целом повышает качество жизни ребенка с ОВЗ.
Цель исследования - научно обосновать и доказать эффективность использования элементов спортивных игр в коррекции нарушений психомоторного развития и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и организация исследования. Контингент исследования составило 40 детей 7-го года жизни с нарушениями психомоторного развития (задержка психического развития и легкая степень умственной отсталости), которые в процессе образовательной деятельности и досуговых мероприятий выполняли элементы спортивных игр. По окончании констатирующего эксперимента дети были поделены на две (по 20 человек) равные по результатам исследования группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Базой исследования явились МБДОУ № 31, МБДОУ № 36 г Ельца Липецкой области. Эксперимент проводился с октября 2018 г по май 2019 г
В основу диагностики психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ были положены методики М. А. Руновой [4], Е. А. Стребелевой [5].
С целью изучения индивидуальных проявлений исследуемого контингента детей в двигательной деятельности и получения объективных характеристик двигательной активности (далее ДА) была проведена комплексная оценка основных ее показателей (объема, продолжительности, интенсивности). Критериями оценки двигательной активности исследуемого контингента детей явились: время, объем, продолжительность, интенсивность.
Для исследования психических процессов (памяти, мышления, речи) у старших дошкольников с ОВЗ в качестве заданий предлагались следующие: «Сложи» (разрезная картинка «Клоун»), представления об окружающем (беседа), найди время года, количественные представления и счет, «Расскажи» (серия сюжетных картинок «Зимой»), найди место фигуре, группировка картинок по количественному признаку, «Дорисуй», анализ слова. Критериями оценки психического состояния детей с ОВЗ явились: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
В качестве диагностики эмоционально-волевой сферы использовался метод наблюдения (Й. Швацнара), целью которого было выявление признаков психического напряжения и невротических тенденций у старших дошкольников с ОВЗ [3]. Критериями оценки эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ явились: адаптация, фон настроения, контактность, реакция на поощрение и порицание, представления об эмоциональных состояниях.
Методы коррекции психомоторных расстройств у воспитанников дошкольных образовательных организаций старшего возраста с ограниченными возможностями здоровья включали: изучение документации (личных дел детей, справки о состоянии здоровья), диагностику психомоторного развития: уровня двигательной активности, психических функций (памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы; коррекционные методы работы - практические: выполнение детьми элементов спортивных игр.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у 14 % детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ отмечается средний уровень, у 10 % детей - уровень ниже среднего, у 76 % - низкий уровень психомоторного развития.
В настоящем исследовании психомоторное развитие понимается как комплексный процесс развития психических и мотор-
ных функций, эмоционально-волевой сферы в физкультурной деятельности. Исходя из данного определения в работе экспериментально доказано: развитию психических (памяти, мышления, речи) и моторных (физических) функций, эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ способствует использование в работе элементов спортивных игр. Положительный эффект достигается в процессе включения ребенка в разнообразные формы сотрудничества, взаимопомощи, благодаря осознанию собственной востребованности в ходе самостоятельного выполнения физических упражнений и отдельных элементов спортивных игр, удовлетворению биологической потребности в движениях.
Опираясь на исследования А. А. Баряева, О. П. Бауэр и др., авторами статьи предлагается следующее определение понятия «спортивные игры» - это виды игровых состязаний, в основе которых лежат различные технические и тактические приемы со спортивными снарядами, содержание игр и их организация регламентируются официальными документами. Большинство спортивных игр представляет собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т. п.). Они используются в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и организовываются в форме игровых ситуаций, обеспечивающих возможность ощущения каждым ребенком счастья победы [1, 2].
Исходя из предпринятого теоретического анализа и результатов констатирующего эксперимента, было определено, что психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в играх происходит значительно быстрее, чем при использовании обычных упражнений. На основании этого был разработан комплекс элементов спортивных игр для старших дошкольников ЭГ, направленных на развитие не только координационных движений, но и психических функций и эмоционально-волевой сферы. Комплекс предлагаемых игр («Ловишки», «Уголки», «Третий лишний», «Догоняйка», «Гуси-лебеди» и др.) включал элементы спортивных игр и представлял собой дополнение к выполняемым детьми заданиям в образовательных областях и досуговой деятельности. Целью предлагаемых элементов спортивных игр являлось развитие силы, ловкости, быстроты, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто такие игры снимали утомление у испытуемых.
Для старших дошкольников КГ элементы спортивных игр включались только в содержание образовательной области «Физическая культура» (они не дополняли выполняемые детьми задания в других образовательных областях и досуговой деятельности). Использование элементов спортивных игр осуществлялось наряду с общеразвивающими и музыкально-ритмическими упражнениями, подвижными играми. Всё это способствовало развитию скоростно-силовых качеств, координации движений и др.
В образовательной деятельности и досуговых мероприятиях, включающих элементы спортивных игр, у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ЭГ заметно повысилась двигательная активность: они приобрели навыки точного управления движениями в пространстве, способность к реагированию на происходящее, умение сохранять равновесие, поддерживать максимально возможный темп движений. У дошкольников с ОВЗ активизировались психические процессы: улучшилась память, повысилась мыслительная способность, обогатился словарный запас. В случае успеха при выполнении заданий проявлялось положительное эмоциональное состояние. Одновременно у испытуемых появилась потребность в сотрудничестве, в оказании помощи партнерам, усидчивость при объяснении педагогом правил игры.
Контрольный срез продемонстрировал положительную динамику результатов в ЭГ и КГ (по сравнению со своими перво-
№ 8 • 2020 Август | August
http://www.teoriya.ru
начальными данными). Отмечено, что у детей ЭГ показатель развития психических функций возрос на 20 %, у испытуемых КГ - на 7 %; моторной активности в ЭГ и КГ соответственно повысился на 30 % и 20 %; результаты по состоянию эмоционально-волевой сферы улучшились в ЭГ на 10 %, а в КГ остались без изменения. Таким образом, процентное соотношение показателей обеих групп свидетельствует о более высокой динамике ЭГ.
Выводы. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, дают основание утверждать, что при использовании элементов спортивных игр не только в рамках образовательной области «Физическая культура», но и в содержании других образовательных областей и досуговой деятельности у старших дошкольников с ОВЗ наблюдается развитие тех функций, которые на начальном этапе были слабо выражены.
Литература
1. Баряев А.А. Коррекция психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений учащихся с задержкой психического развития элементами спортивных игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Баряев. - СПб., 2006. - 21 с.
2. Бауэр О.П. Подвижные и спортивные игры в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.П. Бауэр. - СПб., 2005. - 18 с.
3. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Велиева. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.
References
1. Baryaev A.A. Korrektsiya psikhomotornykh i sensorno-pertseptivnykh narusheniy uchashchikhsya s zaderzhkoy psihicheskogo razvitiya elementami sportivnykh igr [Correction of psychomotor and sensory-perceptual disorders of students with mental retardation by elements of sports games]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2006. 21 p.
2. Bauer O.P. Podvzhnye i sportivnye igry v professionalnoy podgotovke spetsialistov po fizicheskoy kulture doshkolnikov [Mobile and sports games in preschool physical education specialist training]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2005. 18 p.
3. Velieva S.V. Diagnostika psikhicheskikh sostoyaniy detey doshkolnogo vozrasta [Diagnosis of mental conditions of preschoolers]. St. Petersburg: Rech publ., 2005. 240 p.
4. Strebeleva E.A. [ed.] Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detey rannego i doshkolnogo vozrasta [Psychological and pedagogical diagnostics of development of children of early and preschool age]. M.: Prosveshchenie publ., 2004. 164 p.
5. Runova M.A. Dvigatelnaya aktivnost rebenka v detskkom sadu [Child motor activity in kindergarten]. M.: Mozaika-Sintez publ., 2004. 256 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
развитие прыжковой ловкости как фактора эффективности выполнения технических приемов у юных волейболистов
Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Коноплева1 З.А. Хатуев1, М.Х. Гилясова1
1Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик
УДК/UDC 796.012
Ключевые слова: волейболисты, прыжковая ловкость, специализированные устройства, тренировочные упражнения, технические приемы.
Введение. Большую роль в специальной подготовленности волейболистов играет уровень развития прыжковой ловкости, которая необходима при выполнении двигательных действий в нападении, при подаче, при блокировании, а также при вторых передачах в прыжке. Прыжковая ловкость - это умение владеть своим телом в безопорном положении [1].
Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование эффективности методики развития прыжковой ловкости у волейболистов 12-13 лет на основе преимущественного использования специальноподготовительных, акробатических упражнений с применением специального оборудования.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе спортивной школы № 1 по волейболу, г. Нальчик. В исследовании приняли участие 4 группы волейболистов 13-14 лет (две женские и две мужские). Каждая группа была представлена 15 спортсменами (общее количество участников составило п=60: ЭГ-1, ЭГ-2, КГ-1, КГ-2). Экспериментальная программа состояла из двух блоков, направленных на развитие прыжковой ловкости и улучшение качества выполнения технических приемов игры в прыжке. Первый блок включал комплекс специальноподготовительных упражнений (СПУ), а также акробатических упражнений (АУ) с использованием специального оборудования (гимнастического мостика и спортивного батута) без мяча; второй блок содержал средства сопряженного развития прыжковой ловкости (СПУ, АУ с использованием специального оборудования) и технической подготовки, т. е. содержал упражнения с мячом.
development of jumping agility in junior volleyballers as technical performance efficiency factor
PhD, Associate Professor A.N. Konopleva1 Z.A. Khatuev1 M.Kh. Gilyasova1
1Kabardino-Balkarian State University n.a. H.M. Berbekov, Nalchik
Поступила в редакцию 26.05.2020 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что в исходных показателях 4 исследуемых групп статистически значимых различий обнаружено не было (при р<0,05). Изначально у всех спортсменов отмечался невысокий («удовлетворительный») уровень развития прыжковой ловкости. По окончании педагогического эксперимента количество ошибок и общая оценка при выполнении контрольных упражнений, характеризующих уровень развития прыжковой ловкости у юных волейболистов и волейболисток ЭГ, составили - 7,9; 8,4; 8,7 и 9,1 балла; у спортсменов КГ - 6,7; 7,1; 6,9 и 7,8 балла. В течение годичного тренировочного цикла количество ошибок достоверно уменьшилось (уровень развития прыжковой ловкости повысился) и качество выполнения технических приемов игры улучшилось только у спортсменов ЭГ (на 14,3 %, 35,1 %, 19,5 % и 23,4 %). У юных спортсменов КГ показатели были существенно ниже и составили 3,2 %, 4,8 %, 3,9 % и 4,3 %.
Выводы. Анализ полученных результатов позволяет прийти к заключению, что прыжковая ловкость является одним из важных структурных компонентов таких технических приемов в волейболе, как блокирование, нападающий удар и подача, обеспечивающаяся деятельностью вестибулярного аппарата спортсмена. Исследование показало эффективность апробированной методики. Работа по данной методике позволяет волейболистам улучшить не только показатели специальной физической подготовленности, но и показатели технической подготовленности.
Литература
1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки: учебник для инст. физкультуры / А.В. Беляев, Л.В. Булыкин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - С. 31.
Информация для связи с автором: [email protected]