УДК 37
Ненашева Т.А.
дошкольный педагог, воспитатель. МБДОУ «Детский сад Антошка» (г. Абакан, Россия)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматриваются игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: игра, геймификация, обучение.
Понятие «игровые технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью:
- в качестве самостоятельных технологий с целью освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета,
- как элементы (иногда очень существенные) более обширной технологии,
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля),
- как метода внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД
и др.).
В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенные признаки - четко поставленную цель обучения и отвечающие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий осуществляется по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется строго установленным правилам игры, учебный материал применяется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом определяется пониманием воспитателем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь необходимо разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса можно выделить такие группы
игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
б) познавательные, воспитательные, развивающие,
в) репродуктивные, продуктивные, творческие,
г) коммуникативные, диагностические, профориента-ционные, психотехнические и др. Представим только важнейшие из используемых типов: предметные, деловые, сюжетные, ролевые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области можно выделить игры по всем школьным дисциплинам [2].
По классификации педагогических игр (по Г.К. Се-левко) можно выделить игры с предметами и без предметов, настольные, на местности, комнатные, уличные, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых главных содержанием является предметная деятельность, к играм, которые отражают отношения между людьми, и наконец, к играм, где содержанием является подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В дошкольной педагогике игра всегда играла большую роль при ознакомлении с природой.
Игровое направление активно развивается в экологическом воспитании дошкольников. Можно выделить три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр.
В последние годы разработан ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом воспитания. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие:
Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания. Исследование И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (информационно-образовательной средой), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа информационно-образовательной средой. [1]
Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и
реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль неизвестных игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия.
Третий тип ИОС - это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, включенная в занятия, наблюдения, труд. [1]
Дидактические игры экологического содержания в настоящее время весьма разнообразны. Много таких игр разработано самими педагогами. Среди них можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешков, раковин и т.п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
Интеллектуальные игры так же пользуются большой популярностью у воспитателей - «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, однако при условии их адаптации на дошкольный уровень (в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов)[3].
В последнее время многие педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Создание условий
для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны воспитателя. Положительным результатом работы педагога является тот момент, когда у детей развернутые самостоятельные игры экологической направленности[4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Градобоев Т.Н. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание, 1993, № 7;
2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7;
3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005. -91 с.;
4. Рогачев С. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, 1989, № 5. - С. 10
Nenasheva T.A.
Kindergarten Antoshka (Abakan, Russia)
GAMING TECHNOLOGIES IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN PRESCHOOL AGE
Abstract: the article discusses game technologies in the environmental education of preschool children.
Keywords: game, gamification, learning.