Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
игра / геймификация / обучение / game / gamification / learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ненашева Т.А.

В статье рассматриваются игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMING TECHNOLOGIES IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN PRESCHOOL AGE

The article discusses game technologies in the environmental education of preschool children.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

Ненашева Т.А.

дошкольный педагог, воспитатель. МБДОУ «Детский сад Антошка» (г. Абакан, Россия)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматриваются игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра, геймификация, обучение.

Понятие «игровые технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью:

- в качестве самостоятельных технологий с целью освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета,

- как элементы (иногда очень существенные) более обширной технологии,

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля),

- как метода внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД

и др.).

В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенные признаки - четко поставленную цель обучения и отвечающие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий осуществляется по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется строго установленным правилам игры, учебный материал применяется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом определяется пониманием воспитателем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь необходимо разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса можно выделить такие группы

игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,

б) познавательные, воспитательные, развивающие,

в) репродуктивные, продуктивные, творческие,

г) коммуникативные, диагностические, профориента-ционные, психотехнические и др. Представим только важнейшие из используемых типов: предметные, деловые, сюжетные, ролевые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области можно выделить игры по всем школьным дисциплинам [2].

По классификации педагогических игр (по Г.К. Се-левко) можно выделить игры с предметами и без предметов, настольные, на местности, комнатные, уличные, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых главных содержанием является предметная деятельность, к играм, которые отражают отношения между людьми, и наконец, к играм, где содержанием является подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

В дошкольной педагогике игра всегда играла большую роль при ознакомлении с природой.

Игровое направление активно развивается в экологическом воспитании дошкольников. Можно выделить три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр.

В последние годы разработан ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом воспитания. По особенностям содержания и правил среди игр экологического содержания можно выделить следующие:

Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания. Исследование И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (информационно-образовательной средой), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа информационно-образовательной средой. [1]

Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и

реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль неизвестных игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия.

Третий тип ИОС - это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, включенная в занятия, наблюдения, труд. [1]

Дидактические игры экологического содержания в настоящее время весьма разнообразны. Много таких игр разработано самими педагогами. Среди них можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: шишек, камешков, раковин и т.п. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Интеллектуальные игры так же пользуются большой популярностью у воспитателей - «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, однако при условии их адаптации на дошкольный уровень (в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов)[3].

В последнее время многие педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Создание условий

для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны воспитателя. Положительным результатом работы педагога является тот момент, когда у детей развернутые самостоятельные игры экологической направленности[4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Градобоев Т.Н. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание, 1993, № 7;

2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7;

3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005. -91 с.;

4. Рогачев С. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, 1989, № 5. - С. 10

Nenasheva T.A.

Kindergarten Antoshka (Abakan, Russia)

GAMING TECHNOLOGIES IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN PRESCHOOL AGE

Abstract: the article discusses game technologies in the environmental education of preschool children.

Keywords: game, gamification, learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.