Научная статья на тему 'Игровые технологии на занятиях по иностранному языку'

Игровые технологии на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4301
587
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии на занятиях по иностранному языку»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Ю. В. ФИЛИМОНОВА

Игровые технологии на занятиях по иностранному языку

Известно, что современные социальноисторические перемены, новые технологии, а также расширяющиеся международные связи неизбежно обусловливают необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования. В связи с этим в современной методике преподавания иностранных языков в качестве приоритетных направлений выступают вопросы повышения качества процесса обучения и уровня личностной образованности, усиления его гуманистического содержания и более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала иностранного языка как учебного курса применительно к индивидуальности каждого обучающегося.

При таком подходе к процессу обучения происходит становление нового стиля педагогического мышления, ориентированного на самостоятельную творческо-поисковую деятельность и обусловливающего переход от традиционных методов и форм обучения иностранным языкам (таким как чтение, заучивание, пересказ, ответы на вопросы) к нетрадиционным формам и методам, которые способствуют активному усвоению знаний. Другими словами, учебная деятельность строится таким образом, что обучаемые становятся субъектами процесса, способными самостоятельно ставить и решать учебные, исследовательские и познавательно-коммуникативные задачи.

В настоящее время вопросы качества преподавания иностранных языков в вузе получают особую значимость в связи с тем, что на различных факультетах и отделениях (как филологических, так и нефилологических) открывается дополнительная специальность «иностранный язык». Изучение данной специальность в высших учебных заведениях предполагает наличие определенной стартовой базы знаний по иностранному языку, способствующей дальнейшему успешному совершенствованию умений и навыков иноязычной речи. Однако большинство поступающих не имеет необходимой языковой подготовки, что, в свою очередь, создает определенную сложность как в организации процес-

са обучения иностранным языкам, так и в участии обучаемых в данном процессе.

Другим не менее важным фактором, влияющим на процесс обучения иностранным языкам в данных условиях, является специфика учебного предмета. Иностранный язык -это не только цель, но и средство обучения, что в известной степени осложняет и затрудняет учебную деятельность.

Представляется, что игровые технологии являются тем педагогическим инструментом, который способен, с одной стороны, снять языковой барьер, а с другой стороны, интенсифицировать процесс обучения, сделать его активным, плодотворным и приближенным к естественному процессу коммуникации на родном языке.

Особую значимость игровые технологии приобретают в рамках изучения иностранного языка как дополнительной специальности в педагогических вузах, где целью учебного процесса является не только получение знаний по иностранному языку, но и приобретение умений и навыков преподавать иностранный язык в школе на разных уровнях и этапах обучения.

В связи с этим игровые технологии на занятиях в высшей школе имеют двойную направленность. С одной стороны, они способствуют созданию непринужденной, приближенной к реальным условиям обстановки, стимулирующей применение знаний, умений и навыков по иностранному языку на практике. С другой стороны, собственный опыт участия в различного рода играх является наглядной демонстрацией данных педагогических технологий и может быть успешно использован в дальнейшей самостоятельной работе в школе.

В свете вышесказанного анализ игровых технологий для преподавателей иностранного языка представляет известный интерес, так как позволяет наиболее четко определить отличительные признаки педагогических игр и в существующих разнообразных классификациях игр выбрать такие их типы, которые способствуют оптимизации учебного процесса в наибольшей степени.

Следует отметить, что, несмотря на существующую неоднозначность трактовок термина «игра», общим для всех подходов является рассмотрение игры как вида деятельности, мотивом которой является получе-

ние положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими [11. С. 475; 6. С. 214; 1. С. 234; 7. С. 134; 13. С. 205]. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, следование которым обеспечивает познание действительности и личный рост участников. Игра, с ее возможностями моделирования жизни, предоставляет неограниченные перспективы полноценного следования принципу воспитания.

Игра как вид деятельности играет огромную роль в формировании человека и человеческого общества. Подчеркивая это обстоятельство, В. В. Давыдов отмечает, что «полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь на основе игровой и учебной, а учебную деятельность - только на основе игровой, поскольку учение направлено, в частности, на овладение абстракциями и обобщениями, которые предполагают наличие у ребенка воображения и символической функции, как раз и формирующихся в игре» [2. С. 78].

Отличительной особенностью обучающих игр от игр вообще является четкая структурированность, наличие явно прописанного алгоритма действий, наличие ролевого набора или общей для всех участников роли. Существенным признаком педагогической игры является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью. Такие игры проводятся в специально создаваемых группах, участники которых при содействии ведущего включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи в самосовершенствовании, в преодолении преград на этом пути.

Принято выделять несколько принципов разработки и ведения игр [5. С. 7].

1. Принцип развития - требует рассматривать обучающую игру как дидактическое средство развития адаптивного профессионального и социального мышления, позволяющего анализировать профессиональные и социальные ситуации, вырабатывать и реализовывать эффективные модели разрешения возникающих в процессе жизнедеятельности проблем. Принцип реализуется посредством создания и последующей проработки банка

проблемных ситуаций в пространстве ролевого взаимодействия.

2. Принцип моделирования - ориентирует на построение сюжетов игр на базе моделей реальных жизненных (профессиональных, коммуникативных и др.) ситуаций.

3. Принцип сочетания игровых и дидактических целей - нацеливает на постановку перед любой игрой целей двух планов: игровой (решением задачи, достижением победы и т. д.) и дидактической (личный рост).

4. Принцип деятельности - требует вводить участников в игру путем вовлечения их в конкретную деятельность, обусловленную той или иной игровой ролью. Именно принимая на себя роль, осуществляя ролевое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями, требованиями и правилами, человек научается взаимодействовать с другими людьми в ситуациях, моделирующих жизненные события.

5. Принцип общения - определяет ведущую роль межличностного общения в личностном развитии участников игры.

Указанные принципы вскрывают преимущества игровых методов на занятиях по иностранному языку, заключающихся в том, что ситуацию в игре можно разыгрывать сколько угодно раз до тех пор, пока участники не будут удовлетворены качеством выполнения той или иной роли. В игре также наличествуют две важнейшие составляющие обучения - необходимая мотивация и позитивный эмоциональный тонус. Именно в игре возможен переход от психологической работы над людьми к психологической работе с людьми.

Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого обучающегося личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую ситуацию. Это, в свою очередь, требует от обучающегося мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом коммуникативных умений.

Есть основание считать, что игровая деятельность способна развивать такие качества, как критическое, логическое и независимое мышление, позволяющее выявлять и решать проблемы, проявлять интеллектуальную энергию, творчество, фантазию, креативную любознательность, эффективную коммуникацию, а также связанные с этими качест-

вами умения определять, воспринимать и использовать информацию и такие ценности, как этическое поведение, последовательность и толерантность.

Важно, что обучающие игры - это корпоративная, совместная деятельность, в которой нет ни победивших, ни проигравших. Понятия «победитель» и «проигравший» исключены, что сближает с жизнью, так как важен не проигрыш или выигрыш, а процесс игровой деятельности, позволяющий игрокам сотрудничать друг с другом для решения поставленных проблем.

Такая учебная деятельность, с одной стороны, представляет известную трудность, так как игроки должны «войти» в роли, создать реалистичность образа для достижения наилучшего результата, с другой стороны, деятельность облегчается, так как игроки осознают, что это - игра и в случае неудачи можно что-то изменить, исправить, скорректировать.

Важно, что игровая активность не ограничивает языковую активность, а наоборот, стимулирует участников к речевому внедрению языковых единиц, создает условия для реального использования, применения иностранного языка в реальной ситуации при наименьшем участии преподавателя. Это можно сравнить с прибыльной производственной деятельностью, характеризующейся минимальными затратами и высокой производительностью (low input - high output).

Можно выделить два подхода к использованию иностранного языка в обучающих играх: в первом случае обучающиеся используют в игровой деятельности уже известные языковые образцы, во втором - происходит закрепление и тренировка введенных языковых моделей и структур. Интересно отметить, что в процессе игровой деятельности развиваются как языковые, так и неязыковые умения и навыки. К последним можно отнести умение выполнять указания и учитывать другие точки зрения, проводить самостоятельные исследования, направленные на развитие самостоятельного обучения и планирования. В ходе игровой деятельности обучающие учатся делать правильный выбор, принимают самостоятельные решения, следуют определенной логике действий, оценивают учебную, социальную и умственную деятельность и приоритетность задач игры, сотрудничают, проявляют творчество, направляя свою активность на

достижение лидерства, приобретают навыки проблемного решения и критического мышления.

Таким образом, мы видим, что помимо языковых умений и навыков игры с коммуникативной направленностью развивают навыки социального общения, что является немаловажным для студентов педагогических вузов, будущая профессия которых связана с работой в различных социумах.

Представленные характеристики игровой педагогической деятельности присущи различным видам игры. В настоящее время существует несколько классификаций педагогических игр, в основе которых лежат разные подходы к игровому процессу.

По виду деятельности игры подразделяют на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические [22. С. 53]. По характеру педагогического процесса на: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, 2) познавательные, воспитательные и развивающие, 3) репродуктивные, продуктивные, творческие, 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. По предметной области типы игр соответствуют академическим курсам. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации) [4, 5, 12]. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В. Г. Семенов выделил 1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды), 2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на обучающегося (сюжетно-ролевые игры), 3) неинтерактивные игры (индивидуальные игровые задания). Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации: 1) игры с ролями и сюжетом (импровизированные), 2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические), 3) бессюжетные игры (кроссворды) [10. С. 67].

Существует подход, согласно которому игры классифицируют по таким признакам, как число и состав участников (игра с партнером, игра с соперником, игра с тренажером,

игра с компьютером, игра с природой), характер отражения действительности и характер игрового процесса (игра-сотрудничество, игра-соперничество, игра-соревнование), состав элементов и структура (имитационные и операционные игры), динамика их течения (игры с ограниченным числом ходов, игры с неограниченным числом ходов, саморазвивающиеся игры с регламентированным масштабом времени и без него), целевое назначение (ролевые игры, деловые игры, организационнодеятельностные игры, организационнокоммуникативные игры и организационномыслительные игры), целевая ориентация (дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие) [3, 7, 9, 12].

Дидактические игры направлены на расширение кругозора и стимулирование познавательной деятельности, на применение знаний, умений и навыков в практической деятельности. Воспитывающие игры способствуют воспитанию самостоятельности и воли, формированию определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, развитию сотрудничества, общительности и коммуникативности. Развивающие игры определяют развитие внимания, памяти, речи, мышления и мотивации учебной деятельности. Социализирующие игры позволяют приобщиться к нормам и ценностям общества, адаптироваться к условиям среды, осуществлять стрессовый контроль и саморегуляцию.

Указанные педагогические классификации показывают различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанными на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферы обучающихся.

Наиболее интересной, на наш взгляд, представляется классификация игр, согласно которой в зависимости от целевого назначения можно выделить две группы игр: ролевые и операциональные. Такая структура позволяет наиболее четко организовать их применение в учебно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях на дополнительной специальности «иностранный язык»: первую группу игр - для активного изучения лек-

сико-грамматических моделей иностранного языка, а вторую - для обучения методам и приемам преподавания иностранных языков.

С помощью операциональных игр воспроизводится профессиональная обстановка, типичная ситуация (урок в школе, занятие в вузе, может быть разыгран фрагмент урока или разработан перспективный план учебного процесса). Другими словами, имитируется предметная обстановка, социальный контекст.

Операциональные игры по своим психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) аналогичны методам анализа проблемных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой преподавателя (или руководителя), операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, то есть обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

В операциональных играх подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности, и, в то же время, формализован и упрощен по сравнению с реальностью аспект межличностных отношений. Хотя игры по основному замыслу сталкивают обучаемого с задачами практики, игровая имитационная модель действительности неизбежно ее упрощает, главным образом в направлении придания статичности межличностным отношениям. Вместе с тем игры как имитационный метод открывают возможность исследования индивидуальных психологических особенностей с выработкой показателей и диагностических критериев. Игры также можно использовать для создания исследовательских моделей, способствующих пониманию организационных структур, обучающих моделей, создающих типовые ситуации делового общения. К операциональным относятся деловые игры, в том числе имитационные и инновационные, а также организационно-деятельностные и проблемно-деятельностные.

Наиболее важным видом операциональных игр при изучении иностранного языка в педагогических вузах является деловая игра. В. В. Дударев предлагает охарактеризовать деловую игру как форму моделирования

предметного и социального содержания профессиональной деятельности специалиста в целях овладения нормами социальнопроизводственной деятельности и поиска оптимального решения деловой ситуации [3. С. 10].

Деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической деятельности специалистов и рабочих. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения позволяют более полно воспроизводить деятельность, выявлять затруднения и причины их появления, разрабатывать и оценивать варианты решения затруднений, принимать решения и определять механизмы их реализации. Это дает возможность рассматривать затруднения не абстрактно, а как конкретную задачную ситуацию, вытекающую из деятельности конкретного учебного заведения.

В соответствии с целями использования деловые игры могут выполнять разные функции: производственные, учебные и исследовательские.

Одно из требований деловых игр - имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека (а именно педагогического процесса обучения иностранным языкам), их максимальное приближение к реальности, что обусловливает необходимость учета специфики и условий деятельности конкретного учебного заведения. В каждой деловой игре ее содержание определяют сами слушатели - участники игры. Как правило, ход рассмотрения деловой игры и ее результаты не повторяются. Каждая деловая игра -это своего рода эксперимент.

Ролевые игры, как и операциональные, обусловливают интеллектуальную, социальную и личную активность обучаемого в процессе учебной деятельности. Однако существенным компонентом ролевых игр является их направленность не только на социализацию обучаемого, но и на овладение им определенными языковыми умениями и навыками и на их применение в речи.

Ролевые игры - вид активного социально-психологического обучения, в котором главным элементом выступают роли, а связями - отношения между ними, определяемые ролевыми целями и предписаниями. Высокая эффективность ролевых игр отмечается в области объективации механизмов межличност-

ной и социальной перцепции, стилей общения и взаимодействия носителей различных социальных ролей в обычных и проблемных ситуациях, развития коммуникативной компетенции.

Ролевая игра как форма обучения имеет целью подготовку участников к тем ситуациям, которые возникают в их реальной жизни и деятельности, обучение их к принятию решений в ситуации неопределенности, в незнакомой или творческой обстановке, где воображение создает все основные условия реальной ситуации.

В ролевой игре участника сталкивают с ситуациями, которые по своим психологическим составляющим аналогичны ситуациям его реальной жизни и деятельности, побуждают к активности, дают обратную связь об адекватности его действий и ставят перед необходимостью изменить неэффективные установки и модели поведения.

Особенно ценна эмоциональная составляющая ролевой игры, так как интенсификация процесса обучения зависит не только от выполнения того или иного действия, но и в немалой степени от чувственной вовлеченности человека в игровую деятельность. В свою очередь, высокая эго-вовлеченность индивида в ролевую игру обеспечивается драматизацией ее ролевого набора и характера ролевых отношений. Чувственное переживание драматизма значимых жизненных ситуаций является одним из важнейших условий и психологических механизмов личностного развития.

Известно, что при использовании традиционных методов и форм обучения обучающийся часто затрудняется в том, как и где применять языковые модели, и не способен адекватно реализовать языковые навыки, так как весь процесс обучения, как правило, оторван от реальности и представляет вырванные языковые модели и штампы, не связанные ни с социальным, ни с языковым контекстом.

Операциональные и ролевые игры снимают трудности, так как являются активной практикой, сочетающейся с языковым обучением новому и применением изученного. Благодаря операциональным и ролевым играм воссоздаются реальные коммуникативные ситуации и обучаемый способен успешно осуществлять языковую практику.

Таким образом, использование игровых технологий в учебном процессе способствует более успешному изучению иностранных

языков, углублению знаний в области будущей профессиональной деятельности, обеспечивают практическую и теоретическую подготовку, сопровождаемую закреплением полученных знаний на практике, и создает условия для творческого применения иностранного языка в свободной форме. Анализ таких педагогических технологий, в свою очередь, позволяет систематизировать применение игр на занятиях по иностранному языку, осуществить качественный подбор игровых технологий в зависимости от текущих задач обучения.

Библиографический список

1. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН

РСФСР, 1961. 695 с.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающих обучений. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

3. Дударев В. В. Активные формы социально-психологического обучения. М., 2000. 30 с.

4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссий. Анализ зарубежного опыта. М.-Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

5. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 256 с.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: АСАББМ1А, 2005. 500 с.

7. Педагогика и психология высшей школы: Уч. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

8. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 1996. 111 с.

9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. 255 с.

10. Семенов В. Г. Динамическая классификационная модель игры. Киев, 1984. 240 с.

11. Современный энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Современная энциклопедия», 1990. С. 475.

12. Чернявская А. П. Педагогические технологии: Методические рекомендации. Яро-

славль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинско-го, 2002. 52 с.

13. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 234 с.

М.Н. АВЕРИНА

Оценка деятельности студента в период прохождения педагогической практики

Спектр противоречий и ряд проблем, существующих сегодня в инновационном образовательном пространстве, порождают необходимость новых подходов к организации и конструированию учебного процесса в вузе. Несомненно, определяющую роль в вузовской подготовке учителя играет его специальная предметная подготовка. Однако залогом успеха и уверенности учителя в послевузовской профессиональной деятельности является, на наш взгляд, методическое образование студента, его творческий потенциал, умение быстро адаптироваться в изменяющихся образовательных ситуациях и способность оперативно реагировать на эти изменения.

Для поднятия профессиональной подготовки студентов вузов педагогической направленности на качественно новый уровень необходим поиск действенных путей совершенствования их познавательной деятельности. Содержание образования в вузе должно строиться таким образом, чтобы для каждого студента была создана ситуация, при которой его переход к практической деятельности являлся бы продолжением приобретенных в вузе знаний, умений и навыков. Сегодня требуется учитель, в совершенстве владеющий психолого-педагогической диагностикой, методами научного познания, методами педагогического исследования, методикой профессионального анализа, современными компьютерными технологиями.

Методический цикл, изучаемый студентами в стенах вуза, должен обеспечить интеграцию и актуализацию знаний, которые были усвоены ими при изучении специализированных дисциплин. Одной из психологопедагогических задач изучения методических курсов является стимулирование у студентов самооценки не только своих специальных способностей, но и самооценки собственных качеств личности, повышение уровня психо-лого-педагогической готовности к педагогической деятельности в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.