Научная статья на тему 'Игровые технологии как условие развития стратегического мышления'

Игровые технологии как условие развития стратегического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ИГРЫ / STRATEGIC THINKING / STRATEGIC POTENTIAL / GAME TECHNOLOGIES / GAME SIMULATION / THOUGHT-ACTIVITY GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лямина Людмила Васильевна, Моисеева Наталия Николаевна, Дубровина Виктория Александровна

В данной статье рассматривается понятие стратегического мышления через игровые технологии. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стратегического подхода к процессу решения задач в условиях игрового моделирования в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лямина Людмила Васильевна, Моисеева Наталия Николаевна, Дубровина Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME TECHNOLOGIES AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC THINKING

The article discusses the concept of strategic thinking through gaming technology and presents the results of a study of features of the manifestation of a strategic approach to the process of solving problems in the conditions of game simulation in adolescence.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии как условие развития стратегического мышления»

Психология

УДК: 159.9.075

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой Лямина Людмила Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент Моисеева Наталия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистр второго года обучения Дубровина Виктория Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие стратегического мышления через игровые технологии. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стратегического подхода к процессу решения задач в условиях игрового моделирования в юношеском возрасте.

Ключевые слова: стратегическое мышление, стратегический потенциал, игровые технологии, игровое моделирование, мыследеятельностные игры.

Annоtation: The article discusses the concept of stratégie thinking through gaming technology and presents the results of a study of features of the manifestation of a strategic approach to the process of solving problems in the conditions of game simulation in adolescence.

Keywords: strategic thinking, strategic potential, game technologies, game simulation, thought-activity games.

Введение. Современные социально-экономические тенденции затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Скачкообразное развитие современных технологий, увеличение объемов информационного потока, возрастание темпа жизни людей - всё это предъявляет новые требования к умениям современного человека, а именно к высокому уровню развития мыслительных способностей. В связи с происходящими переменами в мире стратегия мышления становится главным качеством успешности личности. Сензитивным периодом для этого является юношеский возраст, именно тогда ведущими видами мышления становятся теоретическое и абстрактное. Проанализировав особенности стратегического мышления юношеского возраста, мы пришли к выводу о том, что оно развивается преимущественно в игровых технологиях. Стоит отметить, что на протяжении всей жизни человек проявляет интерес к играм, но чаще всего в детском и юношеском возрасте. Не случайно, учебные занятия, построенные по принципу игрофикации, способствуют более успешному усвоению учебного материала. Данный принцип игрового моделирования был положен в основу теории организационно-деятельностных игр Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, которые доказали, что материал любой сложности, требующий детального освоения и дальнейшего проектирования на основе выработанных решений в контексте игровых технологий, способствует наиболее эффективному преобразованию проблемной ситуации. Посредством мыследеятельностных игр, с системнодеятельностной точки зрения, учёные выявили связь мышления с игровой деятельностью, подчеркнув важность рефлексии после пройденной ситуации [1, 6].

Следующее, наиболее важное для нашего исследования, упоминание об этом феномене встречается у американских ученых - А.К. Диксита и Б.Дж. Нейлбаффа, которые в рамках психологии управления рассматривали стратегическое мышление в теории игр применительно к бизнесу и повседневной жизни, иллюстрируя свои принципы множественными примерами [3].

Относительно понятия «стратегическое мышление» необходимо выделить исследование отечественного ученого Б.Г. Теплова, сделавшего ретроспективный анализ особенностей мыслительной деятельности великих полководцев, в частности, стиля принятия ими стратегических решений, а также выделившего важные личностные характеристики, без которых невозможно проявление этого подхода в достижении целей [5].

Таким образом, проведя теоретический анализ научной литературы, отметим, что первые осознанные попытки выделить стратегическое мышление в психологии относятся ко второй половине XX века. В своей работе по развитию мыслительных навыков англо-американский ученый Э. Де Боно определяет стратегическое мышление как выбор наиболее целесообразных шагов из множества возможных, а также как выработку плана успешного поведения в той или иной ситуации [2].

Изложение основного материала статьи. Исходя из краткого теоретического анализа научной литературы, а также обзора современных тенденций, необходимо выделить следующие противоречия:

- между запросами практики развития стратегического мышления и единым пониманием данного термина;

- между необходимостью в развитии стратегического мышления и недостаточностью учебно-тренировочного материала, способствующего развитию этого типа мышления.

Стремление найти пути решения данных противоречий определило проблему нашего исследования: в рамках существующих подходов к пониманию стратегического мышления не выявлено единого метода, способного отразить его структурные компоненты, проявляющиеся в процессе мыслительной деятельности человека и позволяющие развиваться с юношеского возраста.

В качестве объекта исследования мы определили стратегическое мышление. Таким образом, предметом выступают игровые технологии как условие развития стратегического мышления.

Целью нашего исследования является выявление особенностей проявления стратегического подхода к процессу решения задач в условиях игрового моделирования в юношеском возрасте.

Гипотетически мы предположили, что развитие стратегического мышления в юношеском возрасте возможно через использование игровых технологий.

Нами определены следующие задачи исследования: проанализировать общие подходы к изучению мышления в работах отечественных и зарубежных ученых, выявить основные виды мышления, проявляющиеся в юношеском возрасте, уточнить понятие «стратегическое мышление» в психологии,

рассмотреть основные виды игровых технологий, способствующие развитию этого мышления, разработать игровой кейс с элементами анкетирования на его исследование, выявить ресурсную, преддиспозиционную составляющую стратегического потенциала, составить учебное пособие, направленное на развитие стратегического мышления и создание индивидуальной траектории карьерного продвижения.

Методологическими и теоретическими основами исследования выступили подходы: философский к классификации игр Р. Кайуа; психодинамическая теория личности в контексте игровой деятельности Э. Берна, Я.Л. Морено; субъектная теория развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); концепции мыслительной деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский; П.Я. Гальперин; В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.Ф. Талызина, Б.Д. Эльконин); деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н, Леонтьев., С.Л. Рубинштейн); организационно-деятельностный (Н.Г. Алексеев, Г.П. Щедровицкий); методологический к изучению игровой деятельности (П.П. Блонский, А.А. Вербицкий, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).

Мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 52 студента старших курсов в возрасте от 19 до 23 лет.

На первом этапе нашего исследования был разработан игровой кейс с элементами анкетирования, который позволил оценить уровень развития стратегического мышления, подобран диагностический материал, направленный на выявление ресурсной, преддиспозиционной составляющей стратегического потенциала.

На втором этапе проведена диагностика совокупных характеристик стратегического потенциала.

Количественный и качественный анализ результатов исследования, проведение статистической обработки по критерию линейной корреляции Пирсона и интерпретация полученных результатов завершило третий этап.

На четвертом этапе было составлено учебное пособие с целью разработки индивидуальной траектории карьерного продвижения студентов старших курсов через развитие стратегического мышления с использованием игровых технологий для сопоставления аналитической информации о себе с современными требованиями работодателей.

Для проведения эмпирического исследования мы подобрали следующие методики: тест «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), опросник «Самоорганизация деятельности» (Е.Б. Мандрикова), опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева), тест «Установление закономерностей», методику исследования гибкости мышления, авторский игровой кейс с элементами анкетирования на изучение стратегического мышления.

В результате анализа данных эмпирического исследования были выявлены некоторые закономерности.

По методу описательной статистики полученных данных, в ходе решения авторского игрового кейса с элементами анкетирования на исследование стратегического мышления, мы получили следующие результаты: полностью решили игровой кейс 37 человек (71 % от всей выборки), 15 человек не справились с кейсом (29 % от всей выборки). Всего за решение игровой задачи с ответами на открытые вопросы, позволяющие выявить уровень развития стратегического мышления, можно было набрать максимально 30 баллов. Результаты по уровням развития стратегического мышления представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты эмпирического исследования студентов на уровень развития стратегического

мышления

Уровень развития стратегического мышления Количество студентов %

Высокий (от 20 до 30 баллов) 2 3,8

Средний (от 10 до 19 баллов) 13 25

Низкий (от 0 до 9 баллов) 37 71,2

Согласно представленным данным в табл. 1 низкие показатели по уровню развития стратегического мышления продемонстрировали 71,2 % студентов. Это свидетельствует об их неспособности предвидеть риски и возможности, грамотно распределять задачи, исходя из уровня сформированности навыка; 25 % студентов показали средний уровень развития стратегического мышления; 3,8 % студентов - высокие результаты по данному критерию, что говорит о высокой развитости у них способности к анализу, синтезу информации, предвидению рисковых событий, учету возможностей и распределению имеющихся ресурсов.

Следующий возможный компонент стратегического мышления исследовался по методике «Установление закономерностей», результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты эмпирического исследования студентов по методике «Установление закономерностей»

Уровень развития мыслительных операций (баллы) Количество студентов %

Отлично (более 100) 1 2

Хорошо (85 - 100) 18 34,6

Удовлетворительно (70 - 84) 14 26,9

Плохо (55 - 69) 9 17,3

Очень плохо (менее 54) 10 19,2

Из табл. 2 видно, всего 2 % студентов обладают высокой способностью к анализу и сравнению информации, установлению тождества и различия, развитым умением к логическим и ассоциативным построениям связей, устойчивым вниманием, объемной оперативной памятью, высокой скоростью переключения с одного способа умственного действия на другой. Почти 35 % студентов имеют средний

уровень развития вышеперечисленных качественных характеристик мышления; 27 % - ниже среднего и 17 % и 19 % обладают низким уровнем развития способности к построению логических и ассоциативных связей, анализу, синтезу, установлению тождества и различия воспринимаемой информации, а также устойчивости, переключаемости внимания.

Гибкость мышления как одна из составляющих стратегического потенциала изучалась по методике с использованием анаграмм. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты эмпирического исследования студентов по методике на гибкость мышления

Уровень развития гибкости мышления Количество студентов %

Высокий 12 23,1

Средний 12 23,1

Низкий 28 53,8

Из табл. 3 видно, что 53,8 % студентов обладают низкой способностью к поиску вариативных подходов, гипотез при использовании исходных данных и не способны к гибкому перестроению с разных точек зрения, медленно меняют операции, участвующие в процессе мыслительной деятельности. И только у 23,1 % студентов выявлен средний и высокий уровень развития гибкости мышления.

В ходе математической обработки данных по коэффициенту ранговой корреляции ге Спирмена, позволяющей выявить силу и направление корреляционной связи, с целью проверки гипотезы о том, что развитие стратегического мышления в юношеском возрасте возможно через игровые технологии, мы получили следующие результаты.

Связь между уровнем развития стратегического мышления среди студентов и игровой деятельностью достоверна, так как ге= 0, 484 при р < 0,01, что подтверждается данными анкетирования: студенты, играющие в шахматы, шашки, настольные, компьютерные стратегические игры, решающие головоломки, обладают развитым уровнем стратегического мышления, характеризуются способностью к анализу, синтезу, обобщению информации, умением просчитывать несколько вариантов решений ситуации, своих действий и действий оппонента на несколько шагов вперед, предвидением рисков, также умением гибко перестраивать свой план действий в зависимости от поступающей внешней и внутренней информации.

С целью выявления ресурсной, преддиспозиционной составляющей стратегического потенциала, в частности компонентов стратегического мышления, мы произвели расчет по коэффициенту ранговой корреляции ге Спирмена для того, чтобы выяснить, какие характерологические особенности личности влияют на развитие стратегического мышления. Результаты получились следующие: связь между развитием стратегического мышления и гибкостью мышления достоверна, так как ге=0, 471 при р < 0,01. Это означает: чем выше уровень развития стратегического мышления, тем выше способность у респондента к поиску вариативных подходов, гипотез при использовании исходных данных, к гибкому перестроению с разных точек зрения, выше подвижность в смене операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности.

Между другими шкалами эмпирических методик и уровнем стратегического мышления связь не достоверна, а именно по шкалам «вовлеченность», «контроль», «риск» (тест «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), «планомерность», «целеустремленность», «настойчивость», «фиксация», «самоорганизация», «ориентация на настоящее» (опросник «Самоорганизация деятельности» (Е.Б. Мандрикова), «инициативность», «предпочтение деятельности, требующей инновативности», «готовность к переменам» (опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева). Данные показатели говорят о развитии стратегического мышления, не зависящего от уровня вовлекаемости личности в различные жизненные процессы, от лидерской позиции, от уровня мотивации к поиску путей решения в стрессогенных ситуациях, от готовности личности предпринимать какие-либо действия без гарантии на успех. Также установлено, что уровень развития стратегического мышления не зависит от следующих личностных характеристик: способности к общему планированию, гибкости в построении планов, целеустремленности, целенаправленности, организованности, развитой воли, самоорганизации, уровня концентрации внимания, стремления к действиям в условиях неопределенности, к новому, неизведанному, к переменам.

Также не обнаружена корреляционная связь между стратегическим мышлением в юношеском возрасте и способностью к анализу и сравнению, умению делать логические построения, скоростью переключения внимания по методике «Установление закономерностей».

Выводы. Подводя итог исследованию преддиспозиционных составляющих стратегического потенциала, мы можем прийти к следующему выводу: стратегическое мышление - это многообразный и сложный процесс формирования ясного и точного плана действий, включающий в себя разнообразные личностные компоненты, но не сводящийся к простой совокупности данных компонентов. И, возможно, расчленение его на мыслительные действия, операции, а также на психологические характеристики личности будет подобно принципу структурализма, господствовавшего в начале XX века в психологии, и приведет к примитивному пониманию данного феномена. Несмотря на нецелесообразность расчленения стратегического мышления на компоненты, теоретический анализ литературы показал, что в современных условиях жизнедеятельности, человеку для достижения успеха достаточно обладать определенным набором личностных и мыслительных качеств, позволяющих выстраивать результативные стратегии поведения в определенных условиях. В связи с этим требуется выработка нового подхода к изучению типа стратегического мышления в психологии.

Литература:

1. Алексеев, Н.Г. Стратегия разработки [Текст] // Использование организационно-деятельностной игры в педагогическом образовании. Пермь, 1992. С. 14—51.

2. Де Боно, Э. Курсы развития мышления [Текст] / Э. де Боно. - Попурри, 2012. - 128 с.

3. Диксит, А.К. Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни [Текст] / А. К. Диксит, Б. Дж. Нейлбафф. - Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 494 с.

4. Лямина, Л.В. Психологические подходы к понятию мышления как феномену профессиональной

деятельности [Текст] / Л.В. Лямина, Н.Н. Моисеева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - 55 с.

5. Теплов, Б.М. Избранные труды в 2-х томах [Текст] / Б.М. Теплов. - Т. 1. - М: Педагогика, 1985. -С. 223 - 305.

6. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра: сборник текстов (2) [Текст] / Г.П. Щедровицкий. - М.: Наследие ММК, 2005. - 320 с.

Психология

УДК: 159.99

старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТАЙМ-

МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме специфики проявления прокрастинации в старшем школьном и студенческом возрасте. Автор приводит определение понятия «прокрастинация», раскрывает сущность этого феномена и причины его возникновения, описывает результаты экспериментального исследования особенностей проявления прокрастинации у старшеклассников и студентов. Тайм-менеджмент рассматривается как метод, который можно использовать для того, чтобы справиться с прокрастинацией.

Ключевые слова: прокрастинация, тайм-менеджмент, типы планирования времени, старший школьный возраст, студенческий возраст.

Annotation. The article is devoted to the problem of specific manifestations of procrastination in high school and College age. The author gives the definition of the concept of "procrastination", reveals the essence of this phenomenon and the causes of its occurrence, describes the results of an experimental study of the features of the manifestation of procrastination in high school students. Time management is seen as a method that can be used to cope with procrastination.

Keywords: procrastination, time management, time planning types, senior school age, student age.

Введение. В продолжение работы, посвященной проблеме прокрастинации в студенческом возрасте, мы решили сравнить особенности ее проявления у старшеклассников и студентов и познакомиться с тайм-менеджментом как методом, который используется для борьбы с прокрастинацией. Данный вопрос является актуальным, поскольку современные люди не всегда умеют распоряжаться своим временем и тратят много своих сил на совершенно ненужные дела. Быстрый темп жизни, особенно в крупных городах, и огромные массивы данных затрудняют достижение важных целей для каждого человека, не важно - карьерный рост, воспитание ребенка или создание собственного проекта.

Формулировка цели статьи и задач. Целью данной статьи выступает изучение в теоретическом и экспериментальном планах специфики проявления прокрастинации в старшем школьном и студенческом возрасте и возможностей ее преодоления с помощью тайм-менеджмента.

Изложение основного материала статьи. Термин «прокрастинация» происходит от латинского «crastinus» - «завтра, завтрашний», и означает склонность к постоянному откладыванию важных дел «на потом», «на завтра». На бытовом языке это называется отлыниванием [7].

Прокрастинация - это откладывание выполнения своевременных, уместных действий на более поздний срок, приводящее к ухудшению качества работы и к отрицательным эмоциональным реакциям. Она является одним из главных препятствий, мешающих людям жить полноценной жизнью. Сожаление об упущенных возможностях и связанные с ним самоупреки отнимают больше времени, чем ушло бы на решение задачи. Поэтому из-за прокрастинации люди теряют время, которое могли бы потратить с пользой. Победа над нею позволит людям переделать больше дел и эффективнее реализовать свой потенциал [5].

В конце XX - начале XXI века эта проблема привлекла внимание российских психологов, а именно Н. Шуховой, Е.Л. Михайловой, Я.И. Варваричевой. В зарубежной психологии ее изучением занимались такие авторы как К. Лэй, С. Милграм, П. Стил, Б. Такмен и др.

С. Милграм с соавторами выделяют пять видов прокрастинации:

• ежедневная (бытовая), т.е. откладывание домашних дел, которые должны выполняться регулярно;

• прокрастинация в принятии решений (в том числе незначительных);

• невротическая, т.е. откладывание жизненно важных решений, таких как выбор профессии или создание семьи;

• компульсивная, при которой у человека сочетаются два вида прокрастинации - поведенческая и в принятии решений;

• академическая, т.е. откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам и т.д.

Позже С. Милграм объединил эти виды в два: откладывание выполнения заданий и откладывание

принятия решений [7].

Также прокрастинация заключается в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных обязанностей), игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на бытовые мелочи или развлечения.

К причинам возникновения прокрастинации относят следующие: отсутствие личной мотивации; беспокойство и страх перед будущим; внутренний протест, бунт, т.е. нежелание выполнять ту или иную работу, то или иное задание; обычная усталость; нелюбимая работа, скучное и неприятное дело, которым надо заниматься; неумение человека расставлять приоритеты, неумение организовать себя и свое время [2].

Наиболее подвержены прокрастинации молодые люди, склонные к мотивационной недостаточности и низкой волевой саморегуляции. В учебном процессе обычно отмечаются условия, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящая к негативным последствиям [5].

Нами было проведено исследование, направленное на изучение прокрастинации в студенческом и старшем школьном возрасте. В нем приняли участие 20 студентов и 20 старшеклассников. Для его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.