деятельности [Текст] / Л.В. Лямина, Н.Н. Моисеева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - 55 с.
5. Теплов, Б.М. Избранные труды в 2-х томах [Текст] / Б.М. Теплов. - Т. 1. - М: Педагогика, 1985. -С. 223 - 305.
6. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра: сборник текстов (2) [Текст] / Г.П. Щедровицкий. - М.: Наследие ММК, 2005. - 320 с.
Психология
УДК: 159.99
старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТАЙМ-
МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. Статья посвящена проблеме специфики проявления прокрастинации в старшем школьном и студенческом возрасте. Автор приводит определение понятия «прокрастинация», раскрывает сущность этого феномена и причины его возникновения, описывает результаты экспериментального исследования особенностей проявления прокрастинации у старшеклассников и студентов. Тайм-менеджмент рассматривается как метод, который можно использовать для того, чтобы справиться с прокрастинацией.
Ключевые слова: прокрастинация, тайм-менеджмент, типы планирования времени, старший школьный возраст, студенческий возраст.
Annotation. The article is devoted to the problem of specific manifestations of procrastination in high school and College age. The author gives the definition of the concept of "procrastination", reveals the essence of this phenomenon and the causes of its occurrence, describes the results of an experimental study of the features of the manifestation of procrastination in high school students. Time management is seen as a method that can be used to cope with procrastination.
Keywords: procrastination, time management, time planning types, senior school age, student age.
Введение. В продолжение работы, посвященной проблеме прокрастинации в студенческом возрасте, мы решили сравнить особенности ее проявления у старшеклассников и студентов и познакомиться с тайм-менеджментом как методом, который используется для борьбы с прокрастинацией. Данный вопрос является актуальным, поскольку современные люди не всегда умеют распоряжаться своим временем и тратят много своих сил на совершенно ненужные дела. Быстрый темп жизни, особенно в крупных городах, и огромные массивы данных затрудняют достижение важных целей для каждого человека, не важно - карьерный рост, воспитание ребенка или создание собственного проекта.
Формулировка цели статьи и задач. Целью данной статьи выступает изучение в теоретическом и экспериментальном планах специфики проявления прокрастинации в старшем школьном и студенческом возрасте и возможностей ее преодоления с помощью тайм-менеджмента.
Изложение основного материала статьи. Термин «прокрастинация» происходит от латинского «crastinus» - «завтра, завтрашний», и означает склонность к постоянному откладыванию важных дел «на потом», «на завтра». На бытовом языке это называется отлыниванием [7].
Прокрастинация - это откладывание выполнения своевременных, уместных действий на более поздний срок, приводящее к ухудшению качества работы и к отрицательным эмоциональным реакциям. Она является одним из главных препятствий, мешающих людям жить полноценной жизнью. Сожаление об упущенных возможностях и связанные с ним самоупреки отнимают больше времени, чем ушло бы на решение задачи. Поэтому из-за прокрастинации люди теряют время, которое могли бы потратить с пользой. Победа над нею позволит людям переделать больше дел и эффективнее реализовать свой потенциал [5].
В конце XX - начале XXI века эта проблема привлекла внимание российских психологов, а именно Н. Шуховой, Е.Л. Михайловой, Я.И. Варваричевой. В зарубежной психологии ее изучением занимались такие авторы как К. Лэй, С. Милграм, П. Стил, Б. Такмен и др.
С. Милграм с соавторами выделяют пять видов прокрастинации:
• ежедневная (бытовая), т.е. откладывание домашних дел, которые должны выполняться регулярно;
• прокрастинация в принятии решений (в том числе незначительных);
• невротическая, т.е. откладывание жизненно важных решений, таких как выбор профессии или создание семьи;
• компульсивная, при которой у человека сочетаются два вида прокрастинации - поведенческая и в принятии решений;
• академическая, т.е. откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам и т.д.
Позже С. Милграм объединил эти виды в два: откладывание выполнения заданий и откладывание
принятия решений [7].
Также прокрастинация заключается в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных обязанностей), игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на бытовые мелочи или развлечения.
К причинам возникновения прокрастинации относят следующие: отсутствие личной мотивации; беспокойство и страх перед будущим; внутренний протест, бунт, т.е. нежелание выполнять ту или иную работу, то или иное задание; обычная усталость; нелюбимая работа, скучное и неприятное дело, которым надо заниматься; неумение человека расставлять приоритеты, неумение организовать себя и свое время [2].
Наиболее подвержены прокрастинации молодые люди, склонные к мотивационной недостаточности и низкой волевой саморегуляции. В учебном процессе обычно отмечаются условия, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящая к негативным последствиям [5].
Нами было проведено исследование, направленное на изучение прокрастинации в студенческом и старшем школьном возрасте. В нем приняли участие 20 студентов и 20 старшеклассников. Для его
проведения были использованы опросник общей прокрастинации (авт. - К. Лэй) и опросник «Степень выраженности прокрастинации».
В ходе исследования на основе данных по опроснику общей прокрастинации (авт. - К. Лэй) и по шкале «Общая прокрастинация» опросника «Степень выраженности прокрастинации» нами были выделены две подгруппы студентов и две подгруппы старшеклассников с разными уровнями прокрастинации. У 35% студентов (7 человек) и 45% старшеклассников (9 человек) обнаружен средний уровень прокрастинации. Такие студенты и старшеклассники могут временами испытывать сложности с планированием времени для того, чтобы успеть выполнить все задания в срок, они теряются при определении того, что является важным и срочным, а что нет. В отношении 65% студентов (13 человек) и 55% старшеклассников (11 человек) выявлен высокий уровень прокрастинации. Следовательно, у них отсутствуют желание, сила воли, интерес и присутствует лень при выполнении разных заданий.
Рассмотрим особенности каждой из выделенных подгрупп. Старшеклассники с высоким уровнем прокрастинации в большей степени, чем студенты обладают слабо выраженной мотивацией для завершения тех или иных дел. Они время от времени могут испытывать трудности с завершением важной работы в силу того, что не до конца понимают, для чего им это необходимо. У студентов с высоким уровнем прокрастинации в большей мере, чем у старшеклассников выражено желание сделать ту или иную работу очень качественно, поэтому они могут откладывать ее выполнение для того, чтобы завершить ее на максимально возможном уровне. В связи с этим, для них характерно быстрое возникновение и частое переживание стресса, эмоциональное выгорание личности. Кроме того, студенты чаще, чем старшеклассники испытывают стресс, связанный с переживаем возможной неудачи, они более тревожны.
Студенты со средним уровнем прокрастинации не испытывают трудностей с определением того, для чего им нужно выполнить ту или иную работу, то или иное задание, они способны заставить себя сделать необходимое. Старшеклассники со средним уровнем прокрастинации чаще, чем студенты могут испытывать трудности с завершением важной работы. Следовательно, у них в большей степени, чем у студентов проявляется желание сделать работу максимально качественно, но только в отношении некоторых дел и заданий. Поэтому в их поведении реже встречается такая особенность как откладывание дел «на потом», обусловленное желанием хорошо выполнить их. Студенты со средним уровнем прокрастинации не испытывают потребности в том, чтобы сделать то или иное дело очень качественно, их может устраивать положение «как получилось, так получилось». В связи с этим, они могут не откладывать многие дела, а выполнить их так, как могут.
Таким образом, целью экспериментального исследования стало изучение прокрастинации у студентов и старшеклассников. Полученные результаты свидетельствуют о том, что прокрастинация приводит к снижению успеваемости, обычно она сопровождается повышением уровня тревожности, отсутствием мотивации и желанием выполнить работу как можно лучше.
Термин «тайм-менеджмент» происходит от английского языка «time-management» и означает технологию организации своего времени и увеличения эффективности его использования. В некотором роде это не столько набор техник, сколько стиль жизни и философия ценности времени в быстром потоке информации в постоянно меняющемся мире. В управлении временем при рациональном подходе можно выделить следующие процессы:
1) Постановка цели. Определение и формулирование целей.
2) Планирование и расстановка приоритетов. Разработка плана достижения поставленных целей и выделение приоритетных задач для выполнения.
3) Реализация - конкретные шаги и действия в соответствии с намеченным планом и порядком достижения цели.
4) Контроль достижения цели и выполнение планов.
Важным пунктом в системе планирования является контроль за рациональным использованием рабочего времени. Это дает человеку возможность выявлять резервы для дальнейшего совершенствования своей работы и рационального использования рабочего времени. В процессе индивидуального планирования и управления своей деятельностью человек лучше узнает свою работу, ресурсы и возможности сотрудничества; получает обоснованные данные о своих правах, ограничениях и об использовании рабочего времени. В результате люди познают сами себя, что позволяет им не просто работать, а достичь высоких результатов [31.
Тайм-менеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина, разрабатываемая в большей степени консультантами по управлению, нежели учеными. Ряд отечественных и западных специалистов по управлению разрабатывали практические технологии планирования, предлагая их менеджерам-практикам в форме книг и учебных курсов. Среди отечественных работ в этой области стоит отметить как получившие наиболее широкое распространение исследования и подходы Г.Х. Попова, среди западных - технологии Ст. Кови (США), Л. Зайверта (Германия), К. Меллера (Дания). Усилиями этих и других исследователей тайм-менеджмент к 70-м гг. XX века оформился как самостоятельная дисциплина, предлагающая менеджеру-практику широкий выбор систем планирования и самоорганизации.
Чаще всего к тайм-менеджменту обращаются руководители огромных корпораций, а также рабочие, которым руководители поручают много различных видов работ, с которыми они не могут вовремя разобраться, и все сделать в срок [1].
Рациональное использование времени снижает напряженный жизненный темп, позволяет заниматься каждым отдельным рабочим вопросом и при этом предоставляет возможность личности проводить больше времени с родными людьми. Для рационального использования времени рекомендуется соблюдать приведенные ниже принципы.
Первый принцип: научиться выбирать наиболее важный вопрос в определенный период времени. Концентрироваться на его решении, не отвлекаясь на другие дела. Не давать себя увести от намеченной цели.
Второй принцип: устанавливать конкретные сроки, в период которых нужно решить поставленный вопрос. Этот метод позволяет превратить достижение результатов из стадии «желание» в стадию «конкретная цель».
Третий принцип: завести дневник, записывать свои задачи «на каждый день», «на неделю» и т.д. Пересматривать их по окончанию запланированного периода и составлять новый список вопросов.
Четвертый принцип: серьезно подойти к вопросу: «С кем проводить свое свободное время?» Стараться проводить время в компании людей успешных, целеустремленных, позитивно настроенных на решение
жизненных вопросов.
Пятый принцип: тратить свое свободное время с умом, давать своему телу и голове отдохнуть. Как правило, хороший отдых получается, когда человек занимаемся тем, что приносит ему удовольствие [4].
Время - самый важный, дефицитный и невосполнимый ресурс. Оно необратимо, его нельзя накопить или передать, время проходит безвозвратно, это нечто такое же, как и сама жизнь. В практике управленческой деятельности считается, что десятиминутная подготовка рабочего дня позволяет сэкономить до двух часов рабочего времени, вернее и лучше справляться с важными делами. Принципиально важно в данном случае составить план рабочего дня в письменном виде. При планировании дня следует учитывать «правило 60:40»:
• планом должно быть охвачено не более 60% вашего времени;
• около 40% рабочего времени должно быть оставлено в качестве резервного времени для неожиданных дел.
Специалисты по управлению временем открыли такую закономерность: на работу, как правило, тратится столько времени, сколько его имеется в распоряжении. Классическая формулировка этого явления принадлежит С. Паркинсону и носит его имя. Согласно данному закону, объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на ее выполнение.
Существуют следующие типы планирования времени:
1) Зрительно-осязательный тип - к данному типу относятся настольные и настенные календари; специализированные планировщики в форме записной книжки.
2) Линейно-цифровой тип - это применение компьютерных программ для планирования времени; портативных электронных устройств: электронные планировщики, органайзеры и записные книжки [3].
На борьбу с прокрастинацией нацелено множество пособий по тайм-менеджменту и планированию, предлагающих методики по упорядочиванию рабочего процесса, распределению усилий, категоризации дел по степени приоритетности. К ним относится:
1) «Метод помидоров» - установка 25-минутных отрезков времени, в течение которых запрещено отвлекаться и нужно заниматься только одним делом.
2) «Правило трех минут» - все дела, выполнение которых занимает менее трех минут, должны выполняться немедленно (например, за это время можно позвонить и записаться к врачу или сделать запрос необходимых данных, отнести грязную посуду в раковину, загрузить белье в стиральную машинку).
3) «Съедание слона по кусочкам» - этот способ борьбы с прокрастинацией предполагает разбиение большой задачи на более мелкие. Если трудно начать работу, необходимо начать с середины! Работать над теми фрагментами, которые кажутся наиболее простыми и понятными, чтобы постепенно перейти к более сложным участкам.
4) «Колесо прокрастинации» основывается на эмоциональном отношении к задачам. Нужно составить список всех дел на день. Пометить из них те, что кажутся наиболее неприятным. Начать делать те дела, которые остались не затронутыми. Когда с ними будет покончено и останутся только помеченные пункты списка, необходимо найти задачу, которая вызывает еще больше неприятия. Внести ее в список и приступить к делам, которые автоматически перешли в разряд наиболее приятных задач [6].
Выводы. Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что в условиях ускорения темпа жизни и постоянного повышения требований к эффективности работы человека в современном мире исследование методов борьбы с прокрастинацией представляет значительный интерес. В основе преодоления прокрастинации лежит всесторонний анализ ее причин и предпосылок, формирование навыков эффективного планирования времени, постановки целей и путей их достижения. На это и направлен такой метод как тайм-менеджмент. Он учит, как правильно распоряжаться своим временем, и успеть выполнить все задания в срок. Информационные потоки постоянно увеличиваются, количество проблем и задач, требующих решения, постоянно растет, поэтому без знания основ тайм-менеджмента невозможно организовать ни эффективный менеджмент предприятия, ни повысить личную эффективность, какой бы деятельностью человек не занимался.
Литература:
1. Архангельский, Г. А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы / Г. А. Архангельский. - Москва: АиСТ-М, 2003. - 190 с.
2. Блог о саморазвитии (прократинация). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://4brain.ш/Ыog/прокрастинация/
3. Калинин, С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/89375/kalinin-s-tajm-menedzhment.praktikum-po-upravleniyu-vremenem
4. Кузтецов, И. Н. Властелин времени: рациональное использование рабочего дня. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/vlastelin_vremeni/
5. Людвиг, П. Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/pobedi-prokrastinaciyu-kak-perestat-otkladyvat-dela-na-zavtra-read-377280-3.html
6. Нётеберг, Ш. Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kniga.biz.ua/pdf/3756-Taym-menedzhment-%20po-%20pomidoш.pdf
7. Прокрастинация или феномен «откладывание на потом». - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://psyfactor.org/personal/personal15-16.html/
Психология
УДК 159.9
аспирант кафедры психологии развития и образования Матюшичева Мария Ильинична
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ
УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена результатам эмпирического исследования особенностей социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте в учреждениях начального общего образования, с различными условиями обучения: с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, с углубленным изучением математики. В разработанной модели социально-психологической адаптации представлены структурные компоненты школьной тревожности, самоотношения, положения в социуме. Подтвердилось предположение о том, что специфическая образовательная среда оказывает влияние на возможности адаптационных ресурсов, связанных с индивидуальными особенностями личности, так и с позицией в обществе.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, младший школьный возраст, условия обучения.
An^tatton. The article presents results of empirical research of social-psychological adaptation of primary schoolchildren at elementary schools with various orientations: art end esthetic activity, profound studying of mathematics. The structure of the model of socio-psychological adaptation includes components such as school anxiety, self-evaluation, social position. Our suggest was confirmed, that the specific educational environment can bring influence to bear on possibilities of the adaptation resources interrelated with individual features and social position.
Keywords: socio-psychological adaptation, primary school age, conditions of education.
Введение. Тенденции развития современного общества, существующие глобальные проблемы, связанные с вопросами воспитания и обучения детей, и необходимость гармонизации личностного потенциала ребенка в социуме, с целью успешной адаптации учащихся уже на этапе начального образования, обуславливают актуальность теоретического и эмпирического исследования социально-психологической адаптации младших школьников в различных условиях обучения.
На современном этапе развития психологической науки, проблема изучения детей младшего школьного возраста в контексте определения системообразующих факторов адаптации, и влияющих не только на формирование и развитие личностных особенностей, но и позицию в обществе, остается недостаточно разработанной. В исследовании социально-психологической адаптации (СПА) учащихся младшего школьного возраста предпринята попытка на эмпирическом уровне выявить специфику развития отдельных параметров СПА, связанных непосредственно с различными условиями обучения.
В разных аспектах исследованиями социально-психологической адаптации занимались ряд зарубежных и отечественных ученых (А.А. Реан, А.А. Налчаджян, С.Т. Посохова, Ю.И. Пушкарев, К. Роджерс, Ф. Б. Скиннер и др.). Так, А.В. Махнач (Институт психологии РАН), формулирует понятие СПА как «процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала ...».
Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью, в частности, к обучению. На личностном уровне, преобладает неравномерность развития отдельных свойств, что проявляется в социальном контексте. И.В. Шаповаленко, рассуждая о позитивных изменениях и преобразованиях в данном возрасте, обобщает, что «это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции» [4].
Под различными условиями обучения в образовательных организациях (школы с разной направленностью) понимаются теоретические положения, отраженные в образовательных программах начального общего образования (1 - 4 классы), реализующиеся на данном этапе.
Изложение основного материала статьи. Эксперимент проводился в 2017 - 2018 гг., на базе средней общеобразовательной школы № 235 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д. Д. Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, средней общеобразовательной школы № 18 с углубленным изучением математики Василеостровского района Санкт-Петербурга. Общая численность детей составила 114 человек.
Сравнительный анализ образовательной среды каждой из выбранных для исследования школ позволил выявить те значимые условия обучения, принципиальные различия которых могут, по нашему мнению, повлиять на уровень отдельных параметров социально-психологической адаптации.
В школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, одной из основных целей изучения предметов эстетического цикла является развитие у детей способностей к эмоционально-ценностному восприятию (на примере произведений изобразительного, музыкального искусства). Приоритетными образовательными ориентациями выделены: самоопределение, общение, развитие мотивации и смыслов учебной деятельности. «Культурная среда школы» рассматривается как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся (Основная образовательная программа). Мероприятия, реализующиеся в рамках учебного процесса, имеют художественно-эстетическую и патриотическую направленность, поддерживаются и развиваются идеи здорового образа жизни. Программа внеурочной деятельность начальных классов предусматривает театральные игры, рисование, плавание и пр. Форма же проведения занятий может быть игрой, уроком -экскурсией или путешествием, уроком взаимообучения и др. Направления внеурочной деятельности, как составной части Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), содержат духовно-нравственные, социальные, общеинтеллектуальные, общекультурные, спортивно-оздоровительные компоненты.
В школе с углубленным изучением математики, в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, отвечающий требованиям современного информационного общества, инновационной экономики. Планируемым результатом освоения программы