Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / читательская грамотность / коммуникативная грамотность / языковая грамотность / естественнонаучная грамотность / общекультурная грамотность / глобальные компетенции / креативное мышление / финансовая грамотность / математическая грамотность / functional literacy / reading literacy / communicative literacy / language literacy / natural science literacy / general cultural literacy / global competencies / creative thinking / financial literacy / mathematical literacy

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ситдикова Е.В.

В данной статье раскрывается возможность формирования функциональной грамотности младшего школьника на уроках английского языка посредством игровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ситдикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMING TECHNOLOGYAS METHOD DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN ENGLISH LESSONS

This article reveals the possibility of developing functional literacy of a primary school student in English lessons through gaming technologies.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 37

Ситдикова Е.В.

учитель английского языка Средняя общеобразовательная школа № 8 им. генерал-лейтенанта В.Г. Асапова (г. Южно-Сахалинск, Россия)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в данной статье раскрывается возможность формирования функциональной грамотности младшего школьника на уроках английского языка посредством игровых технологий.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, коммуникативная грамотность, языковая грамотность, естественнонаучная грамотность, общекультурная грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность.

Стандарты ФГОС третьего поколения, которые вступили в силу с 1 сентября 2022 г., можно назвать "новыми глазами" образования, поскольку они не только конкретизируют требования к предметам всей школьной программы, но и делают упор на применение учащимися полученных знаний на практике. Именно поэтому в новой системе особая роль отводится функциональной грамотности, т.е. способности человека вступать в отношения с окружающим миром, быстро адаптироваться и функционировать в нем.

Изменения, происходящие в системе образования, приводят к переосмыслению методов и технологий обучения иностранному языку. В новых реалиях в процессе обучения английскому языку не ставится единых

комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики.

Главный акцент смещается в сторону:

• развития коммуникации, умения учащихся установить контакт для общения с другими людьми,

• овладения языком, умением анализировать свои действия и слова,

• развития кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя,

• развития логики для грамотного и последовательного изложения мысли.

Актуальность данной проблемы вызвана ориентацией современного образования на вхождение в мировое образовательное пространство, поэтому перед учителем остро стоят задачи развития функциональной грамотности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

читательская грамотность, коммуникативная грамотность, языковая грамотность, естественнонаучная грамотность, общекультурная грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность.

Читательская грамотность — это базовое направление финансовой грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это прочитать задание.

Выделяют три группы читательских умений:

• Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста, объяснять порядок частей, содержащихся в тексте, находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

• Преобразование и интерпретация текста (умение интерпретировать текст, включающий в свой состав формулы, графики, диаграммы, таблицы, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера).

• Оценка информации (откликаться на содержание текста, оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).

Базовыми заданиями на развитие читательской грамотности являются:

• Подберите заголовки к каждой части текста,

• Прочитайте текст и определите, верные или нет предложения,

• Поставьте предложения в правильном порядке в соответствии с текстом,

• Найдите в тексте следующие слова, запишите их.

Что касается игрового момента, то здесь прекрасно подойдет такая игры как Bingo (где учащиеся, прочитав определения/посмотрев на картинки, должны быстро записать в карточку необходимое слова, после чего выкрикнуть «Bingo»-сигнал, что они заполнили все поля карточки).

Коммуникативная грамотность - это способность человека вступать в отношения с другими людьми, с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование человека в системе социальных отношений.

Примером игры на формирование коммуникативной грамотности может стать «Сломанный телефон».

Описание игры:

Класс делится на 2 команды. Ребята встают в две колонны. На столах карточки с примерами (например: 12+13+25). Первый ученик смотрит на пример и по цепочке шепотом говорит его по-английски своему партнеру по команде, стоящему за его спиной. Тот говорит пример следующему ученику и так по цепочке, пока дело не дойдёт до последнего ученика в команде. Он должен решить пример и записать ответ на доске. Затем этот ученик бежит вперед колонны и смотрит на второй пример, называет его шепотом своему однокласснику, а дальше по известной вам схеме. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием, и чьи ответы будут совпадать с примерами.

Игра «Крокодил» так же является ярким примером формирования коммуникативной грамотности.

Описание игры: на ученика надевают маску (мы используем маску Анонимуса), на маску крепится любое слово, например, ice-cream и Маска начинает задавать группе вопросы (вопросы только общие, требующие ответа только Yes или No:

Am I an animal? - No.

Am I a fruit? - No.

Am I big? - No.

Am I tasty? - Yes.

И так пока Маска не отгадает кто он/она.

На роль Маски сначала выбираем более сильных, уверенных в себе учеников, но спустя несколько занятий стать Маской хочет каждый.

Поскольку в ФГОС НОО по предмету «Иностранный язык» в разделе планируемых результатов языковая грамотность пронизывает все виды функциональной грамотности, то видится необходимым организовать процесс формирования именно этого вида грамотности у младших школьников.

Для формирования языковой грамотности я предлагаю сыграть в «Акулу».

Цель игры: закрепление изученных лексических единиц, отработка орфографического навыка.

Класс делится на 2 команды. На доске зашифрованы слова-ответы. Эти слова надо не просто отгадать, но и правильно назвать по буквам. У каждой команды 2 вопроса. Если учащиеся ошибаются с ответом или неправильно называют букву, происходит переход хода — это лишает команду возможности победить.

Развитие естественно-научной грамотности - это показатель уровня развития общества. Естественно-научная грамотность - важнейшая составляющая эколого-гражданского развития личности учащегося школы. В связи с этим, идет речь о том, что популяризация науки необходима школьникам, для многих из которых она может стать мотивом к учебе и ориентиром при выборе профессии. Популяризация науки нужна учителям, поскольку позволяет им постоянно обогащать и насыщать уроки и внеурочные занятия новыми интересными фактами и данными.

Изучение иностранных языков является неотъемлемой составляющей образованного человека. Язык - это средство общения. Для успешной коммуникации необходимо знать не только как говорить, т.е. грамматические и фонетические правила чтения, но в первую очередь надо знать и понимать, что говорить, т.е. необходимо знать слова, но не на уровне «здравствуйте - до свидания» и «как пройти...?». Для полноценного овладения языком как средством коммуникации необходимо обладать знаниями разных областей: будь то литература или математика, география или биология, физика или химия. Какой бы УМК по английскому языку мы не взяли, за какой бы класс не открыли учебник, в каждом есть множество тем, целых разделов, в которых рассматриваются те или иные физические явления, химические процессы, географические особенности стран, растения, животные и человек.

Мне хотелось бы поподробнее остановиться на аспектах естественнонаучного цикла в рамках УМК «Spotlight», авторы Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс.

Экологическое образование осуществляется поэтапно, начиная с начальной школы.

Первый этап — начальная школа (2-4 классы). Именно в этот период дети особенно эмоциональны, чувствительны и открыты к общению с живой природой. Уже на этом этапе закладываются основы экологической культуры. Это также этап формирования познавательного и нравственного отношения к природе.

Возможность включения элементов экологического воспитания предоставляется авторами УМК уже на этом этапе через введение соответствующей лексики, т. е. формирование базового словаря (названия животных, времен года и т. д.).

Так, например, в учебнике 4 класса героями комиксов наряду с людьми являются и животные. Учащиеся получают первые советы по правильному уходу за домашними животными, учатся доброму, гуманному отношению к ним (Module 3), знакомятся с многообразием животного мира и правилами поведения в зоопарке (Module 4).

Формированию естественнонаучной грамотности способствуют игры типа «Read and Say».

Read the text and say if it is a good idea to keep animals in the zoo?

" ... Zoos help people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is.

But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind. etc".

После прочтения текста класс делится на команды, задача каждой из них не только дать ответ на вопрос, но и повторить версию команды-соперников. Побеждает команда, которая была не только более внимательной (смогла правильно повторить ответ другой команды), но и более изобретательной (дала больше ответов на поставленный вопрос).

Глобальные компетенции понимаются как "способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству". Одну из глобальных проблем - проблему экологии-начинают обсуждать на уроках английского языка в 3 классе.

При изучении темы «Городская и сельская жизнь» (УМК «Spotlight - III», авторы Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко и В. Эванс,текст «The City Mouse and the Country Mouse») ученикам предлагается игра, в которой один ученик изображает +/- жизни в городе/селе, а другие ученики должны отгадать, что он загадал.

Данная игра развивает и еще один аспект функциональной грамотности -креативное мышление, так как при разыгрывании жизненной ситуации, важно проявлять «креативность», «творческий подход».

Формирование математической и финансовой грамотности на уроках английского языка происходит за счёт присутствия математики в повседневной жизни любого человека ежедневно. Задача учителя — научить понимать роль математики не только в повседневной жизни, но и на уроках английского языка. Счёт вводится ужу на первых уроках английского языка во 2м классе, когда учитель просит открыть учебник на определённой странице и найти нужное упражнение (Open your Student's Book, page 6, exercise 9).

Примером формирования финансовой грамотности служит игра «Œoose the products», о которой мы поговорим чуть позже.

Исследование по формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках английского языка было реализовано на базе МАОУ СОШ № 8 имени генерал-лейтенанта В. Г. Асапова г. Южно-Сахалинска Сахалинской области. Использовался учебно-методический комплекс «Spotlight» (3 класс, часть I, 4 класс, часть I).

Рассмотрим некоторые игры, направленные на формирование языковой грамотности и глобальных компетенций.

Название игры: Choose the products».

Цель: «приобрести» в магазине продукты, чтобы «приготовить» блюда людей разных национальностей англоговорящих стран.

На столе лежат картинки флагов пяти стран (...). Ученики выбирают страну.

Ученикам дается Shopping-list, в котором написаны продукты на английском языке. В трех магазинах (например, Grocery, Greengrocery, Fishmonger) имеется разное их количество, поэтому ученикам нужно будет обойти магазины в поисках нужных продуктов, приобрести всё необходимое (деньги обычно используем из игры «Монополия»), а значит они смогут проиграть больше диалогов с продавцами на английском языке и погрузиться в язык живого повседневного общения.

Побеждает та команда, которая первой смогла собрать все нужные продукты для национального блюда выбранной страны, а также допустила меньше всего ошибок при общении с продавцом или не допустила ни одной.

В данной игре происходит формирование не только финансовой грамотности, но также коммуникативной, языковой, общекультурной и математической: дети учатся соблюдать этикетные нормы при общении с продавцом, нормы иностранного языка при построении речевых конструкций, учатся работать с лингвистической информацией. Предложенное содержание игры способствует и формированию глобальных компетенций: обучающиеся знакомятся с национальными особенностями кухни.

70 60 50 40 30 20 10 0

□ высокий

□ средний

□ недостат

конст этап

закл этап

Рисунок 1. Сравнительные показатели уровней сформированности языковой грамотности обучающихся (%

На контрольном этапе эксперимента количество обучающихся экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности языковой грамотности увеличилось с 5 детей до 18, а количество младших школьников, имеющих низкий уровень, уменьшилось с 53 школьников до 21. Средний уровень соответственно увеличился на 19 четвероклассников.

Выводы.

Именно поэтому я остановилась на игровых технологиях на уроках английского языка в начальной школе, которые уже не раз доказывали свою эффективность в формировании всех видов грамотности.

Данными примерами я постаралась доказать, что все вышеперечисленные виды грамотности можно успешно формировать с младшего школьного возраста, в том числе и на уроках английского языка в начальной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.], под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.: ил. — (Российский учебник: Успешный педагог XXI века);

2. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, №4 (61). С. 112-123;

3. Приказ Мин просвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)

Sitdikova E.V.

Secondary School No. 8 named after Lieutenant General V.G. Asapov (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)

GAMING TECHNOLOGY AS METHOD DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN ENGLISH LESSONS

Abstract: this article reveals the possibility of developing functional literacy of a primary school student in English lessons through gaming technologies.

Keywords: functional literacy, reading literacy, communicative literacy, language literacy, natural science literacy, general cultural literacy, global competencies, creative thinking, financial literacy, mathematical literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.