Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИИ TAG'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИИ TAG Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская грамотность / стратегиальный подход / стратегия TAG / виды чтения / reading literacy / strategy-based approach / TAG strategy / types of reading

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Анастасия Владимировна, Пономарева Александра Алексеевна

в данной статье поднимается вопрос о способе формирования и развития читательской грамотности обучающихся основной школы посредством использования стратегии TAG на примере УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 6 класса общеобразовательных учреждений. Рассматриваются преимущества применения данной стратегии. Также акцентируется важность повышения читательской грамотности в соотношении с обновленным ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Анастасия Владимировна, Пономарева Александра Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF READING LITERACY AMONG SECONDARY SCHOOL STUDENTS BY THE USE OF THE TAG STRATEGY

this article brings up the question of the method of formation and development of reading literacy of secondary school students by the use of the TAG strategy as an example of the educational and methodological kit "English in focus" ("Spotlight") for the 6th grade of general education institutions. The advantages of using this strategy are considered. The significance of improving reader literacy is also emphasized in relation to the updated federal state educational standard.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИИ TAG»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИИ TAG

Назарова Анастасия Владимировна

канд. пед. наук, доцент кафедры романо-германских языков

и межкультурной коммуникации Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: nasarowa.aw@gmail.com

Пономарева Александра Алексеевна

магистрант факультета иностранных языков, группа zm 721, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: sasha.artekovka. 1996@gmail.com

FORMATION AND DEVELOPMENT OF READING LITERACY AMONG SECONDARY SCHOOL STUDENTS BY THE USE OF THE TAG

STRATEGY

Anastasiia Nasarova

Ph.D., Associate Professor, Romance and Germanic Languages and Intercultural

Communication Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: nasarowa.aw@gmail.com

Alexandra Ponomareva,

Student of the Faculty of Foreign Languages,

Group zm 721,

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: sasha.artekovka. 1996@gmail.com

Аннотация: в данной статье поднимается вопрос о способе формирования и развития читательской грамотности обучающихся основной школы посредством использования стратегии TAG на примере УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 6 класса общеобразовательных учреждений. Рассматриваются преимущества применения данной стратегии. Также акцентируется важность повышения читательской грамотности в соотношении с обновленным ФГОС.

Ключевые слова: читательская грамотность, стратегиальный подход, стратегия TAG, виды чтения.

Abstract: this article brings up the question of the method of formation and development of reading literacy of secondary school students by the use of the TAG strategy as an example of the educational and methodological kit "English in focus" ("Spotlight") for the 6th grade of general education institutions. The advantages of using this strategy are considered. The significance of improving reader literacy is also emphasized in relation to the updated federal state educational standard.

Key words: reading literacy, strategy-based approach, TAG strategy, types of reading.

Методика преподавания иностранного языка с каждым годом продолжает совершенствоваться. Но все еще остается популярной стратегия TAG Б. Деви. Также вопрос о формировании читательской грамотности стоит остро, так как чтение является важным базовым языковым навыком. Таким образом, в данной статье мы хотим найти взаимосвязь формирования и развития читательской грамотности у обучающихся основной школы посредством использования стратегии TAG.

Согласно Н.В. Киселевой, под читательской грамотностью подразумевается способность понимания и использования человеком письменных текстов, а также их анализ и критическое осмысление [2]. Грамотность в чтении необходима для различных целей, таких как получение личного удовольствия, познание мира и участие в жизни общества.

Также можно сказать, что читательская грамотность - это способность понимать и использовать те формы письменного языка, которые требуются обществу и/или ценятся отдельным человеком. Читатели могут извлекать смысл из текстов в самых разных формах. Они читают, чтобы учиться, участвовать в сообществах читателей в школе и повседневной жизни, а также для удовольствия.

Такой взгляд на чтение отражает многочисленные теории грамотности чтения как конструктивного и интерактивного процесса. Значение строится посредством взаимодействия между читателем и текстом в контексте конкретного опыта чтения. Считается, что читатели активно конструируют смысл, а также владеют эффективными стратегиями чтения и тем, как размышлять о прочитанном.

До, во время и после чтения читатели используют набор лингвистических навыков, когнитивных и метакогнитивных стратегий, а также фоновые знания для конструирования смысла. Кроме того, контекст ситуации чтения может способствовать формированию смысла, способствуя вовлечению и мотивации к чтению.

Чтобы приобрести знания о мире и самих себе, читатели могут извлекать уроки из множества типов текстов. Любой заданный тип текста может принимать множество форм и сочетаний форм. К ним относятся традиционные письменные формы, такие как книги, журналы, документы и газеты, а также цифровые формы, такие как электронная почта, текстовые сообщения и интернет-сайты, где текст часто интегрирован с различными мультимедийными форматами.

Обсуждение прочитанного в группах позволяет юным учащимся осмысливать текст в различных контекстах. Социальные взаимодействия по поводу чтения в одном или нескольких сообществах читателей могут сыграть важную роль в оказании помощи ученикам в понимании и оценке текстов. Социально-сконструированная среда в классе или школьной библиотеке может обеспечить учащимся формальную и неформальную обстановку возможности

расширить свои представления о текстах и рассматривать чтение как совместный опыт со своими одноклассниками и учителями. Также это может быть распространено на сообщества за пределами школы, поскольку школьники обсуждают со своими семьями и друзьями идеи и информацию, почерпнутые из чтения.

В обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) особое внимание уделяется важности метапредметных результатов, которые включают в себя умения, связанные с навыками работы с информацией, т.е. формирование и развитие читательской грамотности обучающихся.

Чтение можно считать восприимчивым навыком, потому что оно открывает то, что закодировано в книгах и других формах письменных материалов. Чтение важно для приобретения и использования знаний с самых ранних времен. В нынешнюю информационную эпоху это становится еще более важным. Из четырех языковых навыков чтение и письмо являются базовыми для грамотности; чтение имеет решающее значение для успеха любого образовательного процесса и необходимо для успешной учебы в школе и за ее пределами.

Текущие исследования, посвященные чтению, привели к «новому определению» чтения. Согласно новому определению, чтение - это конструирование, а не поиск смысла. Процесс конструирования смысла - это взаимодействие читателя, текста и контекста, в ходе которого читатель связывает информацию в тексте со своими предыдущими знаниями. Процесс начинается до того, как читатель действительно приступает к продолжительному чтению, и продолжается после того, как продолжительное чтение прекращается.

Новое определение рассматривает читателя как обучающегося стратегии, который планомерно использует репертуар о стратегиях конструирования смысла. Стратегии являются базовыми когнитивными компонентами процесса понимания, а не простыми пошаговыми процедурами [5].

Также стоит упомянуть, что чтение различается по нескольким видам в зависимости от целевой направленности:

1. Поисковое чтение - это метод чтения, который охватывает большой объем материала с целью поиска конкретного факта или фрагмента информации. Данный метод полезен при поиске конкретного имени, даты, или факта без прочтения всей статьи.

2. Просмотровое чтение используется при отсутствии четкого намерения найти конкретную информацию. При этом необходима та же скорость чтения и тот же относительно поверхностный подход, что при поисковом. Данный способ используется для получения смутного представления об основных концепциях книги и для получения определенного представления о ее содержании.

3. Согласно Д. Бэмфорду и Р. Дэю, ознакомительное чтение - это инструмент обучения языку, при котором ожидается, что учащиеся прочитают значительный объем текста для общего понимания. Цель состоит в том, чтобы получать удовольствие от текстов в образовательных целях; всестороннее чтение по-разному описывается педагогами, учеными и специалистами по чтению. Ознакомительное чтение используется для получения широкой интерпретации языка. Данный вид необходим для понимания основного содержания текста [4].

4. Изучающее чтение используется для полного понимания содержания текста. Смысл данного вида чтения заключается в том, чтобы читать с полной сосредоточенностью. Изучающее чтение предполагает, что учащиеся читают подробно с конкретными целями и задачами обучения.

В основе нашего исследования находится учебно-методический комплект (УМК) «Английский в фокусе» («Spotlight») для 6 класса общеобразовательных учреждений. Основная цель данного УМК - это развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. В основе находится коммуникативно-когнитивный подход.

В данном УМК задействуются различные виды чтения. В моделях введения нового лексико-грамматического материала (a, b, c) даны задания, которые предполагают поисковое или просмотровое чтение. Предлагаются задания по типу характеристики представленного текста: его тип, определение участника монолога или диалога и т.д. В данном случае развивается способность находить и извлекать информацию, а также осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

Раздел для развития социокультурной компетенции (Culture Corner) и раздел дополнительного чтения (Extensive Reading. Across the Curriculum) предполагают ознакомительное и изучающее чтение. В задании необходимо внимательно прочесть текст и ответить на заданные по содержанию вопросы. Данные задание необходимы для развития умения интеграции и интерпретации информации, использования информации из текста.

При этом анализ УМК позволяет увидеть, что набор упражнений и заданий как правило предназначен для работы всего класса одновременно (социальная форма взаимодействия - пленум). С учетом современных требований к уроку и психолого-педагогических особенностей обучающихся 6 классов, очевидным становится построение урока по принципу интеракции, т.е. обращения к таким формам взаимодействия, как парная, групповая формы работы.

Во время работы над текстом обучающимся должна быть представлена возможность использовать различные техники чтения: прогнозирование, предугадывание, дедукция, обобщение, тщательное изучение и оценка. Выбор

правильного подхода может повлиять на то, насколько хорошо ученики понимают то, что они читают.

Стратегия - это действие, которое учитель использует для достижения одной или нескольких своих целей преподавания-обучения. Эффективная тактика обучения пониманию прочитанного способствует как процессу обучения, так и пониманию прочитанного учащимися. Стратегии обучения могут облегчить освоение целого ряда подходов к обучению и техник обучения чтению. Таким образом, эффективные учителя, которые фокусируются на обучении пониманию прочитанного, знают, что существует несколько способов обучения чтению.

В данной статье мы хотим упомянуть стратегиальный подход. Согласно Н.Н. Сметанниковой, сущность стратегиального подхода - это осознание и сохранение путей установления связей между текстом, который написан, и его прочтением [3].

Применяя стратегиальный подход к обучению, мы даем ученикам возможность узнать, как эффективно учиться и развивать навыки понимания и анализа текста. Стратегии, которые применяются, будут способствовать обеспечению положительного результата, а именно понимания текстов различных видов.

Стратегиальный подход при сочетании с другими подходами показывает возможность раскрытия не только иерархии информационных уровней текста (факты, мнения и суждения), но и иерархию смыслов (основная мысль, тема, подтема, микротема). Также раскрывается процедура обучения пониманию при чтении разных типов текстов.

Данный подход обучения чтению является новаторским в методике преподавания. Инновации проявляются в преобразовании преподавания чтения на иностранном языке с помощью различных стратегий, в использовании уже зарекомендовавших себя методик обучению чтению в новых условиях обучения.

Отличительными особенностями стратегиального подхода можно выделить этапность, стадиальность и развернутость во времени, т.е. системное проектирование от первого до последнего шага. Стратегиальный подход учит анализировать, синтезировать, фокусировать, отбирать и организовывать читаемый материал, а результат обучения - смысловое чтение, которое, в свою очередь, формирует и воспитывает мыслящего читателя [1].

Нами была выбрана стратегия TAG (Textbook Activity Guide), или руководство по работе с учебником, Б. Деви. Данная метакогнитивная стратегия была создана в результате психологических исследований, характеризуется самомониторингом и самоуправлением.

Используя стратегию TAG, учащиеся начинают лучше понимать запутанную структуру учебника. Часто студенты оказываются перегружены чтением учебников. Они могут воспринимать все в учебнике как одинаково

важное (или неважное). Учебники могут загнать ученика в тупик еще до того, как он/она начнет читать. Итак, TAG помогает им разбить чтение на более понятные фрагменты и направляет их по тексту с акцентом на стратегические процессы и самоконтроль.

Отличие от традиционного учебного пособия заключается в том, что перечисленные задания заставляют учащихся взглянуть на процессы усвоения новой информации. Результаты использования этих процессов затем требуют от учащихся использования эффективных стратегий чтения и обучения для усвоения информации, а затем установления связей с их предыдущими знаниями о содержании.

Стратегия TAG подразумевает как индивидуальную, так парную или групповую работу. Данный способ обучения включает в себя постановку целей и задач для каждой части текста, т.е. используется принцип порционности. Например, предлагается высказать гипотезы по первой части текста, обсудить с партнером вторую часть, пересказать устно третью, ответить письменно на вопросы по четвертой, нарисовать диаграмму по пятой. Обучающиеся же пользуются определенной системой знаков самоуправления с тем, чтобы вести наблюдение за тем, какой фрагмент текста требует дальнейшей проработки. Исследование Деви показало, что чтение, организованное и управляемое с помощью такого руководства, улучшает обучение в целом.

Приведем пример обозначения действий при использовании стратегии TAG:

1111 - Прочитайте и перескажите своими словами.

ПО - Прочитайте и обсудите.

СП - Сделайте совместный прогноз.

ПЗ - Письменное задание.

БЧ - Прочитайте текст быстро, в соответствии с поставленной задачей, и обсудите с партнером.

ГП - Представьте информацию графическим образом или в виде плана.

Также для отслеживания своего успеха учащиеся используют следующие знаки:

V - Я понимаю информацию.

? - Не уверен, что понял(а).

X - Не понял(а). Надо прочитать еще раз.

В качестве примера использования данной стратегии рассмотрим текст из УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 6 класса. Возьмем задание из модуля 1a.

READING

3. a) Look at the text. What is it? Who is it from? Read the first paragraph. Does Bill know Miguel?

Dear Miguel,

Hi! I'm Bill Phelps and I'm thirteen years old. I'm from Sydney, Australia. Here is a photo of my family and our relatives.

My parents' names are Sue and Sam. My dad is short with dark hair. My mum is tall with short, fair hair. I haven't got a brother but I've got two sisters. They're twins. Their names are Kim and Kate and they're eight years old. Mike is my father's brother. He's a doctor and he's married to Janet. They've got two children, Johnny and Gill. Tom and Beth are my grandparents. They are in their late sixties.

Well, that's all about me and my family. Please write soon and tell me about your family. Send a picture, too.

Bye for now,

Bill

В данном задании уже предлагается определить тип текста при помощи просмотрового чтения, а также кто написал письмо с помощью поискового чтения. Применить стратегию TAG можно следующим образом.

1 задание. СП - сделать совместный прогноз с соседом по парте, т.е. выдвинуть гипотезу по первой части письма.

2 задание. ПЗ - во время чтения письма, найти новые термины и выписать их с переводом.

3 задание. ПО - прочитать и обсудить с партнером вторую часть письма.

4 задание. ГП - полученную информацию представить графически.

5 задание. ПЗ - написать ответное письмо по шаблону.

Использовав данную стратегию, учащиеся задействуют различные способы усвоения информация, что облегчает им процесс обучения, а также вызывает больше интереса, сравнивая с однообразной монотонной работой.

Рассмотрим еще один текст из того же УМК из модуля 1c.

READING

3. Read the title of the text. What do you expect the text to be about? Listen, read and check. Then answer the questions (1-3). Explain the words in bold.

1. Where's Maria from?

2. What's the capital city of Chile?

3. What can a tourist see in Chile?

I love Chile

Hello. My name is Maria. I am from Chile in South America. I live in the capital city, Santiago. Chile is a beautiful country with lots to see. In the south, there is ice and snow but in the north there are deserts. Tourists come to Chile to visit the Atacama Desert, Patagonia, and the Andes Mountains. The Central Valley has a lot of rivers. Chile is a wonderful place to live but also to visit.

Итак, стратегию TAG в данном тексте мы можем использовать при помощи следующих заданий.

1-е задание. СП - по названию текста, по изображению попытаться определить тему текста. О чем, скорее всего, пойдет речь?

2-е задание. ПЗ - во время чтения письма, найти новые термины и выписать их с переводом.

3-е задание. БЧ - Прочитать текст быстро, в соответствии с поставленной задачей, и обсудить с партнером (цель: понять тему и основную мысль текста).

4-е задание. ГП - Представить прочитанную информацию в виде плана.

5-е задание. 1111 - Прочитать и пересказать своими словами (можно использовать план, который был составлен в предыдущем задании).

Выполняя задания по чтению на уроках английского языка таким образом, ученики улучшат свои навыки взаимодействия с текстом, научатся размышлять о прочитанном, а также излагать свои мысли об этом во время обсуждений.

Таким образом, мы задействуем в одном задании несколько различных видов деятельности, что способствует лучшему усвоению информации. Данный стратегиальный подход обучения чтению позволяет задействовать различные сферы сознания личности: логико-понятийную, ценностно-смысловую, стимулировать интеллектуальную активность учеников. В ходе применения стратегии TAG учащиеся овладеют читательской грамотностью, что поспособствует умению работы с текстами, их преобразованию и интерпретации полученной информации.

Список литературы

1. Ейгер Г.В., Раппорт И.А. Язык и личность : учеб. пособие. -Харьков : ХГУ, 1991. - 302 с.

2. Киселева Н.В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности : метод. пособие. - Электрон. текстовые дан. (1,23 Mb). - Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. - (Федеральные государственные образовательные стандарты). - 60 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению профессионально-специализированному чтению [Электронный ресурс] // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategialnyy-podhod-k-obucheniyu-professionalno-spetsializirovannomu-chteniyu (дата обращения: 30.07.2023).

4. Bamford J., Day R.R. Extensive Reading Activities for Teaching Language // Cambridge University Press. - 2004. - P. 1-3.

5. Noblitt J.E. Strategic Reading Project // North Central Regional Educational Laboratory. - 1991. - P. 16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.