Научная статья на тему 'Игровые и некоторые другие учебные задания как приемы интенсификации обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе в рамках программы подготовительного факультета РУДН'

Игровые и некоторые другие учебные задания как приемы интенсификации обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе в рамках программы подготовительного факультета РУДН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1116
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРИЕМЫ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ИГРОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / КЛАССНАЯ ДОСКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / INTENSIFICATION OF LEARNING / WAYS / GRAMMAR GAMES / CREATIVE GAMES / BLACKBOARD / EFFECTIVENESS OF LEARNING / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асонова Г.А.

В настоящей статье рассматриваются приемы интенсификации обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения в условиях работы на подготовительном факультете РУДН. Дается краткая характеристика программы обучения РКИ, объясняется роль грамматики, которая предшествует развитию коммуникативных умений на русском языке иностранных студентов. Рассматривается особенность применения игровых заданий и некоторых других способов интенсификации обучения РКИ. Преподаватели, которые эффективно используют дополнительные материалы грамматического или лексического плана на уроках, а также игровые творческие задания, помогают студентам быстрее развить навыки и умения коммуникации на русском языке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMES AND SOME OTHER WAYS TO INTENSE LEARNING PROCESS OF THE RUSSIAN GRAMMAR AT THE INITIAL STAGE AT THE RUDN’S PREPATORY FACULTY

The present article regards the ways of intensification of the Russian grammar learning at the initial stage at the preparatory faculty of RUDN. A brief characteristic of the learning program of Russian is given; a role of grammar which goes before the communicative practice is explained. The specialty of learning games acquisition and of some other ways to intense the learning is regarded. Teachers, who effectively use additional grammar and vocabulary materials, help students to develop their skills of speaking in Russian.

Текст научной работы на тему «Игровые и некоторые другие учебные задания как приемы интенсификации обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе в рамках программы подготовительного факультета РУДН»

УДК 372.881.116.11

Российский университет дружбы народов преп. кафедры русского языка № 2 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Асонова Г.А.

Россия, г. Москва, тел. +7-916-301-53-53 e-mail: asonova.galina@yandex.ru

Russian University of people's friendship, the department of the Russian language № 2 of the faculty of Russian and common educational subjects, lecturer Asonova G.A.

Russia, Moscow, +7-916-301-53-53 e-mail: asonova.galina@yandex.ru

Г.А. Асонова

ИГРОВЫЕ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ПРИЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА РУДН

В настоящей статье рассматриваются приемы интенсификации обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения в условиях работы на подготовительном факультете РУДН. Дается краткая характеристика программы обучения РКИ, объясняется роль грамматики, которая предшествует развитию коммуникативных умений на русском языке иностранных студентов. Рассматривается особенность применения игровых заданий и некоторых других способов интенсификации обучения РКИ. Преподаватели, которые эффективно используют дополнительные материалы грамматического или лексического плана на уроках, а также игровые творческие задания, помогают студентам быстрее развить навыки и умения коммуникации на русском языке.

Ключевые слова: интенсификация обучения, приемы, грамматические игры, игровые творческие задания, классная доска, эффективность обучения, креативное мышление учащихся.

G.A. Asonova

GAMES AND SOME OTHER WAYS TO INTENSE LEARNING PROCESS OF THE RUSSIAN GRAMMAR AT THE INITIAL STAGE AT THE RUDN'S PREPATORY FACULTY

The present article regards the ways of intensification of the Russian grammar learning at the initial stage at the preparatory faculty of RUDN. A brief characteristic of the learning program of Russian is given; a role of grammar which goes before the communicative practice is explained. The specialty of learning games acquisition and of some other ways to intense the learning is regarded. Teachers, who effectively use additional grammar and vocabulary materials, help students to develop their skills of speaking in Russian.

Key words: intensification of learning, ways, grammar games, creative games, the blackboard, effectiveness of learning, creative thinking.

Иностранные студенты, приезжающие изучать русский язык в Россию, могут проходить обучение на подготовительных факультетах вузов страны, в условиях которых они поставлены в определенные рамки довольно интенсивного обучения. Так, согласно программе подготовительного факультета РУДН, русский язык является главным предметом изучения, по которому в течение учебного года студенты дважды сдают экзамены и зачеты. На начальном этапе обучения студенты знакомятся с

© Асонова Г. А., 2016

фонетикой, лексикой, грамматикой русского языка как иностранного, словообразованием, некоторыми особенностями синтаксиса. Конечной целью такого обучения является достижение умения учащихся вести коммуникативные диалоги, общаться с носителями русского языка, читать несложные тексты, но большого объема. Количество изучаемых глаголов в рамках первого семестра обучения, который длится 3-4 месяца, составляет порядка 200-250. Следует отметить, что интенсивность занятий обеспечивается за счет двух факторов:

а) количества учебных пар по русскому языку (около 36 часов в течение первых двух месяцев обучения с убыванием до 18 часов в первом семестре, так как дополнительно включаются в программу обучения такие предметы, как химия, физика, научный стиль речи);

б) большого объема изучаемого грамматико-лексического материала.

Получается так, что иностранные учащиеся обязаны за небольшой промежуток

времени пройти фонетико-лексический курс с последующим за ним изучением грамматического содержания русского языка. Грамматика дается в большом объеме и должна быть отработана в речи на языковой практике. В рамках программы подготовительного факультета РУДН изучаются базовые грамматические категории русского языка, а именно: категория рода и числа (единственное и множественное), предложно-падежная система, спряжение глаголов, настоящее, прошедшее, будущее время, несовершенный и совершенный виды русских глаголов. Учащиеся также учатся писать изложения на русском языке, диктанты, участвуют в беседах на основные темы («Моя семья», «Моя комната в общежитии», «Мои соседи», «Мое увлечение», «Национальное блюда», «Мои друзья», «Как я провожу свободное время» и так далее), учатся пересказывать тексты. Все это требует огромных интеллектуальных усилий и труда учащихся.

Не всегда иностранные студенты оказываются готовыми к данной программе обучения и могут освоить ее в таком быстром темпе. Необходимо учитывать и тот факт, что не все студенты оказываются способными к изучению иностранных языков, в частности русского как иностранного. Для осуществления коммуникативной практики и создания речевых структур и предложений, студенты должны научиться в достаточной степени понимать грамматическую систему русского языка, как работает и функционирует язык, как взаимосвязаны в нем части речи, какова роль грамматики. Следует отметить, что обучение грамматике вводится после прохождения двухнедельного курса обучения фонетике, во время которого студенты начинают изучать не только звуко-буквенную систему русского языка, но и знакомятся с лексикой и получают начальное представление о категориях рода (женский, мужской, средний), числа (единственное, множественное), некоторых грамматических конструкций (например, «У меня есть семья», в которой представлен родительный падеж). Тренировка форм падежных окончаний и слов происходит уже на фоне постепенного изучения фонетической системы. По истечении двухнедельного обучения фонетике и лексике студенты приступают к основательному изучению грамматической системы РКИ.

При такой серьезной нагрузке на начальном этапе обучения студенты могут сильно уставать, поэтому задачей преподавателя по РКИ является не только обеспечение учебной информацией студентов, но и оказание им поддержки. Преподавателю важно соблюдать баланс между критикой и похвалой студента, не забывать о повышении мотивации учащихся к обучению, что приведет к повышению

интереса к практике говорения на русском языке. В данной связи рассмотрим некоторые приемы интенсификации обучения РКИ.

Под приемами обучения понимаются «конкретные действия и операции преподавателя, цель которых - сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения». Такое определение дается в «Новом словаре методических терминов и понятий» замечательных российских исследователей-методистов Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина [1; с. 211]. Каждому методу обучения свойственны его приемы обучения, которые реализуют содержание данного метода на уроках. Например, приемами объяснения нового материала являются описание, сравнение, анализ, синтез, классификация, систематизация изучаемых категорий предмета, а также сопоставление и др. Само понятие «интенсификации обучения РКИ» может характеризовать способ ускоренного обучения, позволяющего студентам освоить русский язык за небольшой промежуток времени в таком объеме, который дает возможность совершать речевые действия, продумывать речевые интенции на различные элементарные темы общения. Следует привести в качестве примеров такие приемы, как пересказ текста, ответы на вопросы, описание картинки, составление рассказа по картинке и многие другие. Данные приемы обучения реализуются при помощи выполнения следующих заданий творческого характера и учебных игр, ведущих к интенсификации учебного процесса:

1) проведение на уроках грамматических, лексических, фонетических игр, а также игровых заданий, направленных на развитие креативного мышления на русском языке;

2) разгадывание кроссвордов, в том числе и грамматических;

3) организация работы в парах с проговариванием определенных диалогов;

4) использование картин и картинок с изображениями различных предметов или объектов для их описания учащимися, а также составление собственных рассказов по предложенным картинкам;

5) использование доски в качестве инструмента для проведения некоторых грамматических игр;

6) проведение викторины, конкурсов на победу, соревнований;

7) проведение экскурсий для ознакомления учащихся с культурой России и практики русского языка;

8) пение русских песен на уроках по РКИ;

9) сочинение собственных стихотворений на русском языке иностранными учащимися;

10) коллективное обсуждение студентами и преподавателем определенных тем повестки дня, предложенной преподавателем.

Рассмотрим некоторые особенности игровых приемов и на начальном этапе обучения. Если целью обучения является развитие фонетических умений учащихся, соответственно, игры будут фонетическими, с применением картинок, на которых будут указаны или нарисованы необходимые звуки, буквы, звуковые сочетания, транскрипция. Следует помнить, что игрой может являться обычное традиционное упражнение, представленное в игровой форме. Если целью обучения является развитие грамматических навыков студентов, то это могут быть грамматические игры. Например, во время проведения игровых учебных заданий можно использовать доску как вспомогательный инструмент проведения грамматической игры. Доску следует разделить на две или несколько частей, в зависимости от проводимой игры. Учащиеся делятся на команды и подходят к доске. В каждой команде отбирается один студент, который будет записывать ответы на задания преподавателя на доске. Другие

участники команды будут всегда находиться рядом и следить за написанием слов или грамматических форм. При проведении такой игры можно наблюдать, как совместно работают студенты, как они взаимодействуют друг с другом, как проверяют знания друг друга и контролируют правильность ответов. Например, преподаватель просит студентов написать видовые пары на доске. Он произносит определенные глаголы в форме инфинитива несовершенного вида, а студенты должны написать эти глаголы в форме совершенного вида. Задание можно заменить проверкой категории числа или временных форм глаголов.

Применение грамматических игр недостаточно для развития и интенсификации коммуникативных навыков и умений учащихся. Чтобы активизировать мышление студентов, необходимо давать им творческие задания, которые основаны на применении полученных знаний грамматики и лексики. Это означает, что студент должен строить речевые конструкции, основываясь на знаниях грамматической стороны русского языка. Приведем следующие возможные игровые учебные упражнения на развитие речи, отраженные в статье Г.А. Асоновой [3; с. 79-85]. Во время их проведения преподаватель также корректирует ошибки студентов.

1. Игровое задание «Твое имя».

Данная игра является коммуникативной, потому что известно только начало фразы. Задача учащихся - закончить фразу своими словами. Участники садятся в круг. Студентам по цепочке предлагается сделать комплимент соседу, начиная фразу: «Мне нравится твое имя, потому что...». Форму задания можно изменить по желанию преподавателя. Например, можно придумать любое другое начало фразы: «Мне нравится твоя сумка, потому что...», а также продолжением фразы может быть: «Где ты купил ее?». Данная игра формирует навыки догадки и развивает творческое мышление студентов. При ответе студенты обращаются к своей собственной фантазии.

2. Игровое задание «Экспромт».

Данную игру можно приобрести в магазине «Игровед» в Москве. Она представляет собой набор карточек с различными картинками, изображениями людей, животных, предметов, сердец, полей и так далее. Количество «игроков» неограниченно. Студенты могут отвечать на вопросы по цепочке. Преподаватель или сами учащиеся придумывают вслух любой вопрос, который требует распространенного ответа. Например, можно начать с вопроса «Почему вчера студент Калунда опоздал на урок?» После этого достается из колоды любая карта, и ответ должен быть дан исходя из того, что изображено на данной карте. Например, если на картинке нарисован снег, вопрос был «Почему вчера студент Калунда опоздал на урок?», то ответы могут быть следующие: «Потому что шел сильный снег, и Калунда не мог видеть хорошо дорогу». Разумеется, задание данного типа предполагает, что ответы будут некоторого фантазийного характера. Но самое главное - это то, что студенты учатся думать на русском языке и выражать свои мысли.

3. Творческое задание «Рассказ по картинке».

Данное задание направлено на развитие творческого воображения. Студентам раздаются картинки с различными изображениями (например, Деда Мороза, людей, танцующего человека, разговаривающих мужчин и женщин, природы и так далее). Например, по завершении обучения определенных глаголов русского языка преподаватель раздает данные картинки с целью закрепить изученные глаголы. Студенты по картинкам составляют свой рассказ, используя глаголы, которые они изучали, записывают данный рассказ в форме текста и представляют его в классе.

Работа идет в парах. Когда один студент рассказывает историю, другой показывает изображения, соответствующие рассказу.

Приемы и способы могут быть дополнены, но мы выделили некоторые основные из них. Если студенты своевременно и постоянно посещают занятия, даже при выполнении большого количества грамматических заданий, но с применением вышеуказанных способов интенсификации обучения, они смогут быстрее адаптировать мышление к русской речи.

Библиографический список

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Русский язык. Курсы, 2002. 256 с.

3. Асонова Г.А. Грамматико-коммуникативные упражнения с элементами игры как способ активизации владения русским языком как иностранным. Ростов-на-Дону: Известия ЮФУ. Филологические науки. 2013. № 3. 79-85 с.

4. Казнышкина И.В. Коммуникативные игры на уроках русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 2012. 48 с.

5. Леонтьев А.А., Китайгородская Г.А. Содержание и границы понятия «интенсивное обучение» // Краткосрочное обучение русскому языку иностранцев. Формы и методы. М.: Русский язык, 1983. 501 с.

6. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 479 с.

References

1. Azimov E.G., Schukin A.N. A new dictionary of methodology terms and meanings (theory and practice of languages' learning). M., 2009. 448 p.

2. Akishina A.A., Kagan O.E. Learn to teach: For Russian teachers. 2-nd edition. M., 2002. 256 p.

3. Asonova A.G. Grammar-communicative exercises based on the game as the way of activation of the Russian language acquision. Rostov-na-Donu. 2013. № 3. 79-85 p.

4. Kaznyshkina I.V. Communicative games at the lessons of Russian. M., 2012. 48 p.

5. Leontiev A.A., Kitaygorodskaya G.A. Content and boarders of the meaning «intensive learning» // Shorten leaning to Russian. Forms and methods. M., 1983. 501 p.

6. Schukin A.N. Teaching speech conversation in Russian: scholar-methodological book for Russian teachers. M., 2012. 479 p.

УДК372.881.111.1 : 371.321 ББК Ч426.819 = 432.1 -270

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» г. Новоуральска Учитель английского языка Щербакова И. В.

Россия, г. Новоуральск, тел. +7(912)25-64-160 e-mail: anglichanka59@mail.ru

Comprehensive school № 45 ofNovouralsk, Teacher of English Shcherbakova I.V.

Russia, Novouralsk, +7(912)25-64-160 e-mail: anglichanka59@mail.ru

И.В. Щербакова

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается понятие проблемного обучения, а также тенденции и направления использования проблемного обучения в современном образовании. Особое внимание уделено введению федерального государственного образовательного стандарта и формированию трех групп результатов. Автор останавливается на метапредметных результатах обучения английскому языку. В статье также рассматривается достижение возможных метапредметных результатов в зависимости от типа и стадии урока проблемного обучения. Основным способом применения проблемного обучения является введение нового грамматического и страноведческого материала. На каждом из этих уроков у учащихся формируются различные метапредметные умения.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемные методы, стадии проблемного обучения, ме-тапредметные результаты, федеральный государственный образовательный стандарт.

I.V. Shcherbakova

THE ACHIEVEMENT OF TRANSDISCIPLINARY RESULTS AT THE LESSONS OF ENGLISH WITH THE HELP OF THE PROBLEM-DIALOGUE TECHNOLOGY

The article is devoted to the notion of the problem - solving education as well as its tendencies and directions in the modern educational process. Special attention is paid to the introduction of the Federal state educational standard and the formation of the three groups of the results indicated in the Standard. The author dwells on transdisciplinary results of English teaching. The article also considers the possible transdisciplinary outcomes depending on the type and stage of the problem-based learning lesson. The main way to use problem-based learning is the introduction of the new grammar and cultural material. Each of these lessons is devoted to the formation of transdisciplinary skills of pupils.

Key words: problem-based learning, problem methods, stages of problem-based learning, transdisciplinary outcomes, Federal State Educational Standard.

В современном обществе изменились приоритеты и направления образования. Ученик должен не только владеть знаниями, умениями и навыками, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.

© Щербакова И.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.