Научная статья на тему 'Игровой метод в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте'

Игровой метод в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ИГРА / PLAY / ИГРОВОЙ МЕТОД / PLAYING METHOD / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL AGE / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даянова Марина Александровна, Коробейникова Елена Ивановна, Лахина Ольга Вячеславовна

В статье рассматривается использование игрового метода на занятиях физического воспитания в младшем школьном возрасте. Исследование педагогической и научно-методической литературы позволило определить место игрового метода в педагогическом процессе по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даянова Марина Александровна, Коробейникова Елена Ивановна, Лахина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLAYING METHOD IN THE PEDAGOGICAL PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION IN THE JUNIOR SCHOOL AGE

The article discusses the use of the game method in the classroom of physical education in primary school age. Research of pedagogical and scientific-methodical literature allowed to define a place of a game method in pedagogical process on physical education.

Текст научной работы на тему «Игровой метод в педагогическом процессе по физическому воспитанию в младшем школьном возрасте»

УДК 796.29

ИГРОВОЙ МЕТОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

THE PLAYING METHOD IN THE PEDAGOGICAL PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION IN THE JUNIOR SCHOOL AGE

Даянова Марина Александровна

кандидат биологических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Dayanova Marina Aleksandrovna candidate of biological sciences, associate professor department "Theories and methods of physical education culture and life safety»>

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department «Physical culture» Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Лахина Ольга Вячеславовна

cj^удент

тренер-преподаватель МУДЮСШ №17 Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lakhina Olga Vyacheslavovna

Student

the coach of sports school №17 Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается использование игрового метода на занятиях физического воспитания в младшем школьном возрасте. Исследование педагогической и научно-методической литературы позволило определить место игрового метода в педагогическом процессе по физическому воспитанию.

Abstract. The article discusses the use of the game method in the classroom of physical education in primary school age. Research of pedagogical and scientific-

methodical literature allowed to define a place of a game method in pedagogical process on physical education.

Ключевые слова: физическое воспитание, игра, игровой метод, физическая культура, развитие, младший школьный возраст.

Keywords: physical education, play, playing method, physical culture, development, primary school age.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Главная цель всех занятий, в том числе и физической культуры, заключается в разностороннем развитии личности детей. Физическое воспитание должно быть направленно на формирование у учащихся таких качеств, как сознательное отношение к своему здоровью, физическому развитию, требованиям общественной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. Развитие физических качеств с самого раннего возраста является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. В системе образования воспитание физических качеств заложено в основу государственного стандарта по физической культуре, в программное обеспечение школьных учебных заведений, спортивных секций, учреждений дополнительного образования.

Последние наблюдения показали, что наиболее эффективным методом при работе с учащимися младших классов является использование игрового метода при проведении уроков физической культуры. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другими педагогически существенными признаками) от других методов воспитания. Игровой метод на уроках физической культуры применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного урока, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем, изучаемым на уроках, учебным материалом. Особенность методики использования игрового метода на уроках физической культуры состоит в первую очередь в том, что между играми и другими упражнениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Направленное использование физической культуры в воспитании детей младшего школьного возраста предусматривает решение следующих задач:

1. Оздоровительные задачи:

- Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

- Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

- Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.

- Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания.

2. Образовательные задачи:

- Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.

- Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основные приемы самоконтроля во время занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д.

3. Воспитательные задачи:

- Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повышения физкультурной грамотности школьников; стимулирования положительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

- Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимости от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязательных курсов, программах секционных занятий коллективов физической культуры и ДЮСШ.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы [1, с. 52].

Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.

Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне развивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки [4, с. 83].

Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают буквально все мышечные группы и системы организма - функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений.

Плавание. Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде - воде, является плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы

тела человека, многие из которых, в обычных условиях, практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания [2, с. 105].

Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории, и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главнейших функций игры -педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания, в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе, он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода [3, с. 167].

Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности, с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты, трудовых, бытовых действий в элементарных подвижных играх), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно характерно для современных спортивных игр).

Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким - либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и т. д.

Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно

однородных действий. Например, «фартлек» («беговая игра») - своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками [11, с. 66].

В силу отмеченных особенностей игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

В большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

Таким образом, игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий - все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще отсутствует. Оно имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного упражнения. Здесь программируется общая линия действий (с помощью сюжета, правил и тактического плана игры), в определенной мере регулируется и нагрузка (по времени игры, с помощью игровых снарядов, ограничением размеров площадки и другими косвенными путями). Но точность дозировки воздействий в игровом методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Методика проведения уроков физической культуры в младших классах с преимущественным системным использованием подвижных игр и игровых упражнений различной интенсивности (до 80% от общего времени урока) является наиболее эффективной для комплексного совершенствования физической и функциональной подготовленности учащихся, способствует более успешному освоению программного материала по предмету «Физическая культура» и выполнению учащимися требований Федерального

Государственного образовательного стандарта, увеличению двигательной активности учащихся на уроке, повышению уровня здоровья детей. Закрепление и совершенствование двигательных действий, развитие физических качеств проходит в играх эмоционально и интересно для учащихся, способствует увеличению интенсивности нагрузки и моторной плотности урока.

Литература

1. Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. - Смоленск, 2012. - 19 с.

2. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие. -2-е изд., доп. - СПб. : СПб АППО, 2005. - 112 с.

3. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. - Ростов на/Д : Феникс, 2014. - 256 с.

4. Копылова В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар : Новация, 2016. - С. 156-158.

5. Шлаков С. А. Игры учащихся. - М. : Высшая школа, 2010. - 184 с.

References

1. Gаmidovа S. K. Soderzhanie i napravlennost' fizkul'turno-ozdorovitel'nyh zanyatij [The content and orientation of physical culture and health classes]. Smolensk, 2012, 19 p.

2. Ermolaeva M. G. Igra v obrazovatel'nom processe : metodicheskoe posobie [The Game in educational process]. 2nd ed. St.Petersburg, St.Petersburg APPE Publ., 2005, 112 p.

3. Kobyakov Yu. P. Fizicheskaya kul'tura. Osnovy zdorovogo obraza zhizni [Physical culture. The basics of a healthy lifestyle]. Rostov-on-Don, Phenix Publ., 2014, 256 p.

4. Kopylov V. B. [The Place and role of game technologies in educational process]. Problems and prospects of education development: materials of VIII International science conference (Krasnodar, February 2016) [Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, fevral' 2016 g.)]. Krasnodar, Novation Publ., 2016, pp. 156-158.

5. Slags S. A. Igry uchashchihsya [Games students]. Moscow, Higher school Publ., 2010, 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.