Научная статья на тему 'Игровое взаимодействие, способствующее эффективному восприятию изучаемого предмета'

Игровое взаимодействие, способствующее эффективному восприятию изучаемого предмета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAME TECHNOLOGY / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ROLE-PLAYING GAME / ИГРОВОЕ ПОЛЕ / GAME FIELD / УЧЕБНАЯ ИГРА / EDUCATIONAL GAME / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERPERSONAL INTERACTION / ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ / LEARNING GAMES / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вараксин Владимир Николаевич

В статье рассматриваются варианты основных учебных игр, способствующих эффективному восприятию изучаемого предмета. В качестве основной учебной игры приводится авторская модель «Позиционно-ролевого изучения нового учебного материала». Данная модель относится к групповым активным формам учебной деятельности, что позволяет причислить такую деятельность к учебной игре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main options for learning games, conducive to effective perception of the studied subject. As the main educational game, the author's model «Position-the role of learning new teaching material». This model belongs to the group the active forms of learning activity that allows you to classify such activities to learning the game.

Текст научной работы на тему «Игровое взаимодействие, способствующее эффективному восприятию изучаемого предмета»

воспитание детей); психологические характеристики (потребности, интересы, преобладающие эмоции, ожидания, отношение и представление о будущем) со временем изменят гендерную идентичность опрошенных. На данном этапе исследования можно сказать, что у девушек, в отличие от парней, гендерные роли сформированы не устойчиво.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зуйкова, Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. - М.: «Дашков и К», 2012. - 308 с.

2. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. - М.: АСТ: Вече, 2001. - Т. 1. - 592 с.

3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2001. - 320 с.

4. Вулф, Н. Миф о красоте. Как представления о красоте используются против женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М.: Московский Центр гендерных исследований, 2001. С. 281-287.

5. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.

6. Келли, Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. - СПб.: Питер, 2000. - 896 с.

7. Кон, И. С. Введение в сексологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С.Кон. - М.: Олимп: ИНФРА-М, 1999. - 288 с.

8. Lin Lilly F. and Kulik James A. Social Comparison and Women's Body Satisfaction // Basic and Applied Social Psychology. - 2002. - Vol. 24. - № 3. - Р. 115-123.

УДК 378 ББК 74.480.25

В. Н. Вараксин

ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются варианты основных учебных игр, способствующих эффективному восприятию изучаемого предмета. В качестве основной учебной игры приводится авторская модель «Позиционно-ролевого изучения нового учебного материала». Данная модель относится к групповым активным формам учебной деятельности, что позволяет причислить такую деятельность к учебной игре.

Ключевые слова: игровые технологии, сюжетно-ролевая игра, игровое поле, учебная игра, межличностное взаимодействие, обучающие игры, манипуляция.

V. N. Varaksin

GAME INTERACTION, CONTRIBUTING TO EFFECTIVE PERCEPTION OF THE TARGET OBJECT

Abstract. The article considers the main options for learning games, conducive to effective perception of the studied subject. As the main educational game, the author's model «Position-the role of learning new teaching material». This model belongs to the group the active forms of learning activity that allows you to classify such activities to learning the game.

Key words: game technology, role-playing game, a game field, educational game, interpersonal interaction, learning games, manipulation.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в активном использовании игровых технологий в современном образовательном процессе высшей школы. Нельзя сказать, что игровые технологии стали внедряться в учебно-воспитательный процесс именно в современном образовании, поскольку в ведущих европейских университетах, таких как Кембридж и Оксфорд, ещё в XVII веке использовали в качестве обучающей технологии игру «Парламентские дебаты». «Дебаты» - это дискуссия, спор между двумя командами, организованные по определённым правилам, с целью убедить слушателей и судей в правоте одной из команд.

Сейчас игровое поле в высшей школе расширилось, и учёные российских вузов разрабатывают, внедряют и эффективно используют целый набор разнообразных обучающих игр, а также игр, имеющих в своей основе групповые методы и способствующих активизации межличностных отношений (Вачков И. В., Веракса Н. Е., Мясищев В. Н., Либих С. С., Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д., Свядощ А. М., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. и др.).

Например, Вачков И. В. использует в обучении студентов имитационное моделирование поведения, которое является, по его мнению, основой всяких ролевых игр в обучении. Ролевые игры он рекомендует проводить и в процессе профессионально-ориентационной работы, и при выборе конкретного направления в будущей трудовой деятельности. Веракса Н. Е., профессор

Раздел III

Педагогика

Московского городского психолого-педагогического университета, в 1998 году создал модель позиционного обучения студентов. Его обучающая игра «Позиционное обучение студентов» способствует развитию лидерских качеств у молодёжи. Используя эту модель как основу, мы создали в 2008 году на кафедре педагогики и психологии личности факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института Модель позиционно-ролевого изучения нового учебного материала. Позиционно-ролевое изучение нового учебного материала относится к групповым активным формам учебной деятельности, что позволяет причислить такую деятельность к учебной игре.

Известно, что каждый человек, имея свой собственный внутренний мир, чаще старается его не афишировать. Однако, имея определённую информацию, хочется ею поделиться с другими и получить соответствующую ей оценку, чтобы потом, в сравнении определить, насколько она важна для других. Таким образом, человек пытается вовлечь других в свой внутренний мир с целью доверительных бесед и обмена информацией. Возникшее в результате таких бесед взаимное доверие способствует взаимопроникновению в противоположные смыслы взаимодействующих людей.

Бахтин М. М. по этому поводу говорит, что такое взаимопроникновение «творчески продуктивно» [2].

Необходимо учитывать, что доверительные беседы характерны лишь для дружеских отношений, когда мысли единообразны и имеют общую основу. В других случаях неизбежно противостояние, и межличностное общение не может быть эффективным. В качестве единения межличностных взаимодействий служит игра, поскольку на игровом поле возникают ситуации, а порой эти ситуации моделируются специально, чтобы произошло единение участников игры, ибо в единении заложены победа, выигрыш или положительное решение созданной ситуации. Конечно, это можно расценить как манипуляцию, но ситуации создаются целенаправленно, чтобы успех был общим. Этим учебная игра и отличается от манипуляции.

Доценко Е. Л., раскрывая смысл манипуляции, поясняет: игра от манипуляции отличается тем, что при игровой форме взаимоотношений играют оба участника, а при манипулятивной - только один. Следовательно, налицо злоупотребление одного человека доверием другого человека [3].

Работа в команде вызывает у участников чувство социальной значимости, а также чувство безопасности в межличностном взаимодействии. Такой эффект возможен при условии понимания сущности межличностного взаимодействия, при поддержке друг друга в достижении поставленной цели, и конечно же, при взаимном доверии, способствующем эффективному межличностному взаимодействию.

Анцупов А. Я. и Шипилов А. И., раскрывая понятие межличностного взаимодействия, акцентируют внимание на типах взаимодействия между людьми: кооперация или конкуренция, или особый случай взаимодействия конфликтов. Они считают, в частности, что типичной причиной возникновения конфликтов, прежде всего межличностных, являются естественные при общении потери и искажения передаваемой информации. По их мнению, основными, наиболее частыми потерями и искажениями информации в процессе общения, являются:

а) потери из-за того, что много информации содержится у оппонентов на уровне бессознательного в виде образов, ощущений, и словами, в принципе, не выражается;

б) потери из-за недостатка словарного запаса;

в) потери из-за недостатка времени на высказывание всего, что можно сказать;

г) потери из-за того, что говорящий человек, не всё из того, что знает, считает возможным и нужным говорить;

д) потери из-за того, что часть информации слушающий человек не воспринимает, отвлекаясь на посторонние вещи;

е) искажения из-за непонимания полученной информации;

ж) искажения из-за разного знания проблемы общения, недоверия к говорящему человеку и т.п.

Часть конфликтов возникает не столько по причине серьезных разногласий, сколько потому, что оппоненты просто не поняли друг друга [1].

Игра же, используемая в качестве педагогической технологии, формирует игровое взаимодействие участников, которое способствует эффективному восприятию информации, созданию доверительных отношений, результатом чего будет полное принятие и усвоение изучаемого предмета. Предметность межличностного взаимодействия в созданных условиях предполагает наличие конкретной информации, из-за которой происходит реализация межличностного контакта.

Кондратьев М. Ю. и Ильин В. А. считают, что существует два основных вида межличностного взаимодействия. Первый вид взаимодействия это - кооперация, которая происходит в форме подлинного партнерства, или сотрудничества оппонентов, когда активность всех участников взаимодействия является необходимым условием достижения целей, личностно значимых для каждого. Вторым видом взаимодействия является конкуренция, когда межличностное взаимодействие происходит в виде скрытого или прямого соперничества, в результате которого каждый из участников взаимодействия пытается прийти к своей цели, сам факт достижения которой, как необходимое условие успеха, предполагает неудачу других участников взаимодействия [4].

В других случаях межличностного взаимодействия, таких как опосредованное взаимодействие, косвенное взаимодействие или интимное взаимодействие, контакт может быть осознанным или неосознанным результатом совместной деятельности. Роли могут распределяться между участниками межличностного взаимодействия спонтанно или организованно в зависимости от созданной игровой ситуации.

Мы считаем, что в настоящее время в высшем учебном заведении необходимо особенно активно использовать разнообразные обучающие игры, поскольку играми заполнен интернет. Чтобы организовать и поддерживать именно студенческое взаимодействие необходимо шире применять в учебной и практической деятельности активные формы обучения в виде деловых и сюжетно-ролевых игр, использовать совместно-распределительную деятельность в триадах, творческих группах и тренинг-классах. Такой вид межличностного взаимодействия невозможен без сотрудничества всех участников обучения. Для студентов создаётся своеобразная ситуация выбора различных форм межличностного взаимодействия, в которых может наиболее эффективно проявиться индивидуальность каждого.

Например, Михеева Г. А. говорит, что сфера учебного сотрудничества - поисковые, нерепродуктивные, собственно учебные задачи. Коммуникативные задачи, возникающие в процессе учебного взаимодействия, представляют собой многоярусное образование, прочность которого основывается на установлении психологического контакта между участниками [5].

Рассматривая коммуникативные задачи как средство учебного взаимодействия нельзя оставлять без внимания восприятие человека, которое является важным процессом взаимодействия и организационного окружения человека. От того, как расценивается поведение человека, какие черты характера ему приписываются, как человек видится в глазах оппонентов, зависит взаимодействие и выстраивание межличностных отношений. Одним словом, восприятие человека оказывает достаточно важное влияние на многие организационные вопросы как, например, проведение переговоров или интервьюирование при приёме на работу или назначении на должность, формирование рабочих групп для решения производственных задач и т.д.

Действительно, используя коммуникативные технологии в обучении, мы приходим к искомому результату, т.е. студенты обучаются с азартом, учатся задавать вопросы, публично выступать, говорить доказательно и логично, убеждать в своей правоте аудиторию, приводя необходимые аргументы и факты, которые ранее нашли в специальной литературе. Одной из таких коммуникативных игр являются «Студенческие парламентские дебаты», по которым проводятся межвузовские, общероссийские и международные чемпионаты. Именно в таких играх происходит эффективное межличностное взаимодействие, студенты знакомятся, показывают свои знания и ораторское искусство, которые так необходимы для современного человека и его будущей карьеры. Другой, не менее важной, обучающей игрой является «Позиционно-ролевое изучение учебного материала», где студенты учатся взаимодействию в малых группах, выполняющих определённую роль. Они объединяются вокруг той позиции, которую им предопределила игра, и добиваются успеха, при всём том, что доказательной базой для всех групп служит единый учебный материал, который все группы используют в своей информационной базе, а запоминание и усвоение идёт за счёт различных подходов дискуссионных групп к этому материалу.

Таким образом, используя игры в образовательном процессе высшей школы, мы добиваемся более эффективного восприятия и усвоения изучаемого предмета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб., 2009. - 304 с.

2. Бахтин, М. М. Собр. соч. Теория романа / М. М. Бахтин. - М., 2012. - Т. 3. - 880 с.

3. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции / Е. Л. Доценко. - М., 1997. - 344 с.

4. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев. - М., 2007. - 464 с.

5. Михеева, Г. А. Формирование системы межличностных отношений студентов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2008. - № 67.

УДК 378.189 ББК 74.4

В. Н. Вараксин, А. В. Болдырева-Вараксина

РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В РАЗВИТИИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются методы взаимодействия куратора студенческой группы, ориентированные на развитие «Я-концепции». Приводится примерная модель основной деятельности куратора студенческой группы ориентированная на современные требования развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.