Научная статья на тему 'Формирование гендерной идентичности студентов'

Формирование гендерной идентичности студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1773
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / GENDER SOCIALIZATION / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляева Оксана Александровна

В данной статье рассматривается влияние на определение пола с биологической и социальной точек зрения. Также обращено внимание на степень осознания собственной половой принадлежности у студентов-первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Беляева Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the impact on sex determination from the biological and social points of view. Also drawn attention to the degree of awareness of her own sex among first-year students.

Текст научной работы на тему «Формирование гендерной идентичности студентов»

Раздел III. Педагогика

УДК 378 ББК 74.480.4

О. А. Беляева

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние на определение пола с биологической и социальной точек зрения. Также обращено внимание на степень осознания собственной половой принадлежности у студентов-первокурсников.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерная социализация, дискриминация.

O. A. Belyaeva

THE FORMATION OF GENDER IDENTITY OF THE STUDENTS

Abstract. This article examines the impact on sex determination from the biological and social points of view. Also drawn attention to the degree of awareness of her own sex among first-year students.

Key words: gender identity, gender socialization, discrimination.

Общество состоит из лиц женского и мужского пола, занимающих в нем разное место. Это место зависит от уровня цивилизованности и образованности общества. Современное общество требует изучения проблем пола вызванных рядом объективных и субъективных причин, без учета которых не возможно решение проблемы демографических процессов, так актуальных в современной России.

Много веков люди полагали, что мы являемся женщинами либо мужчинами по факту рождения и делаем то, что свойственно делать женщинам либо мужчинам. Однако оказывается, что процесс формирования нашей «мужественности» или «женственности» является более сложным. Во многих отношениях наше поведение определяется нашей индивидуальностью.

В процессе обучения является важным ознакомление студентов с биологическими аспектами половых различий, с основными данными о физиологических особенностях мужского и женского организма, а также о степени их влияния на личностные особенности и поведение мужчин и женщин.

Современная наука рассматривает определение пола с биологической и социальной точек зрения. Биологический пол человека имеет многоуровневую организацию:

- генетический пол (определенный набор генов);

- гонадный пол (наружные и внутренние половые органы, железы внутренней секреции);

- морфологический пол (телесные характеристики - степень оволосения тела, мышечная масса и распределение жировой ткани);

- церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона) [6].

Формирование социального статуса находится под воздействием разнообразных социокультурных факторов. Таким образом, пол - это единство биологического и социального.

Наличие двух полов предполагает различие в строении и функционировании организмов, относящихся к каждому из них. Совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол называется половой дифференциацией. После рождения человека биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. На этом этапе важную роль играют социальные влияния, которые перерабатываются мозгом и соотносятся с биологическими особенностями организма.

Пол формируют система воспитания (семья, школа), система образования, включая и средние специальные образовательные школы, вузы. Оказывают влияние образ жизни семьи, окружение, культура, религия, средства массовой информации, политика государства и многое другое [1]. Половая принадлежность - это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. Под влиянием окружающей среды, формируется половое самосознание и связанная с этим система интересов, предпочтений и потребностей. Формируется гендерная идентичность - аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола [2]. Но нет никакой гарантии в том, что гендерная идентичность человека будет совпадать с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину.

Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже к 2 годам, двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить причины своего выбора. В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними признаками. Конкретная половая принадлежность осознается детьми примерно к 6-7 годам. Следующий этап формирования гендерной идентичности - это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложно структурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [7].

В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты:

- когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности/женственности;

- аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого поведения на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности/фемининности;

- конативный (поведенческий) - самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями [5].

Целью исследовательской работы было: изучить проблему формирования гендерной идентичности у студентов, то есть осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию и отношение к лицам нетрадиционной половой ориентации. Для этого применили не экспериментальный метод исследования - письменный опрос.

В исследовании приняли участие 76 студентов первого курса (38 девушек и 38 парней) «ТГПИ имени А. П. Чехова». Ребятам был предложен анонимный вопросник, в котором они должны были ответить на два вопроса.

Первый вопрос показал результат исследования гендерной идентичности первокурсников, а именно осознание собственной половой принадлежности (рисунок 1).

Из рисунка 1 видно, что на вопрос «Довольны ли вы своим полом?», отрицательных ответов не было. Это говорит о том, что гендерная идентичность пола сформирована у всех студентов, но сомнения по поводу своего пола возникли у 12 человек. Из 12 сомневающихся - 3 парня и 9 девушек.

40 35 30 25 20 15 10

5 0

Рис. 1. Осознание собственной половой принадлежности

Возможно, это связанно с тем, что в общественном сознании такие понятия, как «красота», «физическое совершенство», «сексуальность», «телесность», ассоциируются в основном с женщиной, а не с мужчиной [4]. Как следствие, специалисты зафиксировали распространение в современном обществе проблемы неудовлетворенности людей (преимущественно женщин) своей внешностью [8], связанной со стремлением соответствовать современным представлениям о физической привлекательности и невозможностью достижения желаемых параметров. В настоящее время у современных людей зафиксирована «озабоченность» собственными физическими данными (фигурой, ростом, состоянием кожи и т. д.), что выражается в стремлении женщин похудеть и ликвидировать всяческие морщины, а мужчин - нарастить мышечную массу. Несомненно, недовольство собой и своим телом влечет за собой неудовлетворенность своим полом.

29

1 да

I иногда нет I нет

парни

девушки

9

Также присутствие дискриминации по отношению к женщинам в обществе отражается на степени удовлетворения собой. Дискриминация - исключение или ограничение по признаку пола, которое направленно или сводит на нет признание, использование или осуществление лицами обоего пола прав и свобод человека и гражданина [1]. Отсюда следует, что если выразить опрошенное количество девушек за 100 % - то недовольство своим полом выразили 23,7 %.

В основе становления «мужской идентичности» лежит «идеология мужественности». Центральной характеристикой мужской идентичности является потребность доминирования, неразрывно связанная с мужской гендерной ролью. Мужское доминирование - центральный показатель мужской гендерной роли, характеризующий мужские ролевые нормы (норму статуса, норму твердости и норму антиженственности) как в контексте доминирования над женщинами, так и в контексте конкурентных отношений в мужской группе. Норма статуса или успешности в свете мужского доминирования обязывает мальчика постоянно стремиться к более высокому и успешному положению в социальной иерархии; норма твердости (физической, умственной и эмоциональной) обязывает демонстрировать силу, компетентность и агрессивность; норма антиженственности - не только игнорировать все, что традиционно связывается с «женским», но и использовать женщин для подчинения [3]. Поэтому, если выразить количество опрошенных парней за 100 %, то не удовлетворенных своим полом было 2,6 %.

Таким образом, можно сказать, что парни-первокурсники осознают свою собственную половую принадлежность более уверенно, чем девушки-первокурсницы.

Второй вопрос звучал: «Как вы относитесь к лицам не традиционной половой ориентации?». Результат вопросника наглядно изображен на рисунке 2.

35

30

25

20

15

10

положительно отрицательно I никак

девушка парень

Рис. 2. Отношение к лицам не традиционной половой ориентации

5

0

Из рисунка 2 видно, что парни и девушки относятся к лицам не традиционной половой ориентации по-разному. Парни в своем большинстве проявляют отрицание в отличие от девушек. Это говорит о разных биосоциальных характеристиках мужчин и женщин. Мужская половина человечества по своей природе завоеватели они более изобретательны, властолюбивы, жестоки - все это качества маскулинности. Маскулинность (от латин. paritos - "мужской") - отождествляется с силой, агрессией; представление о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [1]. Другими словами парни относятся негативно к лицам с не традиционной половой ориентацией, так из 38 опрошенных 31 выразили свое отрицательное отношение.

Для женщины характерны доброта, отзывчивость, гуманность. Ее феминные качества помогают быть более сдержанными в оценке пола. Феминность (от латин. femina - "женский") - представление о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для женщин; отождествляется с покорностью, мягкостью, исключением насилия [1]. Из 38 опрошенных девушек - 10 дали положительный ответ, - 13 отрицательный и 15 высказали свое равнодушие. Таким образом, феминные качества девушек определяют их отношения к лицам с нетрадиционной половой ориентацией. Мягкость и доброта женщин позволяет им более лояльно относиться к лицам, изменившим гендерный пол.

Как показывают результаты исследований, конструктивное разрешение кризиса гендерной идентичности является важнейшим фактором сохранения психологического благополучия личности. Возможно такие жизненные вопросы, как природные условия и явления (атмосфера, климат, пригодные для жизни места, комфорт); социальные отношения (уровень развития цивилизации, структура общества и законы, основные занятия); материальные характеристики жителей (статус, уровень жизни, обустроенность быта, обеспеченность); межличностные отношения (наличие близких и интимных отношений, общепринятые формы взаимодействия между близкими людьми,

воспитание детей); психологические характеристики (потребности, интересы, преобладающие эмоции, ожидания, отношение и представление о будущем) со временем изменят тендерную идентичность опрошенных. На данном этапе исследования можно сказать, что у девушек, в отличие от парней, гендерные роли сформированы не устойчиво.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зуйкова, Е. М. Феминология и гендерная политика: учебник / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. - М.: «Дашков и К», 2012. - 308 с.

2. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. - М.: АСТ: Вече, 2001. - Т. 1. - 592 с.

3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2001. - 320 с.

4. Вулф, Н. Миф о красоте. Как представления о красоте используются против женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М.: Московский Центр гендерных исследований, 2001. С. 281-287.

5. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений. Теория и практика / И. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.

6. Келли, Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. - СПб.: Питер, 2000. - 896 с.

7. Кон, И. С. Введение в сексологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С.Кон. - М.: Олимп: ИНФРА-М, 1999. - 288 с.

8. Lin Lilly F. and Kulik James A. Social Comparison and Women's Body Satisfaction // Basic and Applied Social Psychology. - 2002. - Vol. 24. - № 3. - Р. 115-123.

УДК 378 ББК 74.480.25

В. Н. Вараксин

ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются варианты основных учебных игр, способствующих эффективному восприятию изучаемого предмета. В качестве основной учебной игры приводится авторская модель «Позиционно-ролевого изучения нового учебного материала». Данная модель относится к групповым активным формам учебной деятельности, что позволяет причислить такую деятельность к учебной игре.

Ключевые слова: игровые технологии, сюжетно-ролевая игра, игровое поле, учебная игра, межличностное взаимодействие, обучающие игры, манипуляция.

V. N. Varaksin

GAME INTERACTION, CONTRIBUTING TO EFFECTIVE PERCEPTION OF THE TARGET OBJECT

Abstract. The article considers the main options for learning games, conducive to effective perception of the studied subject. As the main educational game, the author's model «Position-the role of learning new teaching material». This model belongs to the group the active forms of learning activity that allows you to classify such activities to learning the game.

Key words: game technology, role-playing game, a game field, educational game, interpersonal interaction, learning games, manipulation.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в активном использовании игровых технологий в современном образовательном процессе высшей школы. Нельзя сказать, что игровые технологии стали внедряться в учебно-воспитательный процесс именно в современном образовании, поскольку в ведущих европейских университетах, таких как Кембридж и Оксфорд, ещё в XVII веке использовали в качестве обучающей технологии игру «Парламентские дебаты». «Дебаты» - это дискуссия, спор между двумя командами, организованные по определённым правилам, с целью убедить слушателей и судей в правоте одной из команд.

Сейчас игровое поле в высшей школе расширилось, и учёные российских вузов разрабатывают, внедряют и эффективно используют целый набор разнообразных обучающих игр, а также игр, имеющих в своей основе групповые методы и способствующих активизации межличностных отношений (Вачков И. В., Веракса Н. Е., Мясищев В. Н., Либих С. С., Исурина Г. Л., Карвасарский Б. Д., Свядощ А. М., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. и др.).

Например, Вачков И. В. использует в обучении студентов имитационное моделирование поведения, которое является, по его мнению, основой всяких ролевых игр в обучении. Ролевые игры он рекомендует проводить и в процессе профессионально-ориентационной работы, и при выборе конкретного направления в будущей трудовой деятельности. Веракса Н. Е., профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.