Научная статья на тему 'ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ: ОЖИДАНИЯ ЭКСПЕРТОВ'

ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ: ОЖИДАНИЯ ЭКСПЕРТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / игровое взаимодействие / профессиональная деятельность / самореализация / речевые навыки / социологическое исследование / социальные ожидания / preschoolers / play interaction / professional activity / self-realization / speech skills / sociological research / social expectations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стоянов Александр Сергеевич

В данной статье анализируется проблема влияния игрового взаимодействия на развитие речевых навыков у дошкольников. Новые формы игрового взаимодействия положительно влияют на результативность формирования речевых навыков. Социологическое исследование выполнялось с помощью экспертного опроса с использованием случайной гнездовой выборки экспертов. Данный опрос по своим характеристикам ближе к формализованному интервью, преследующему цели качественного исследования развития речевых навыков с дальнейшим социологическим анализом полученных данных. Социологическое исследование носило пилотный характер и может быть в дальнейшем использовано как основа для более глубоких и репрезентативных исследований. В статье сделаны выводы о том, что активное игровое взаимодействие способствует формированию речи у дошкольников; речевые навыки, в свою очередь, помогают развитию коммуникативных способностей ребёнка; развитие речевых навыков происходит более эффективно при включении в игру. Лучше развитие осуществляется в сюжетно-ролевой и театрализованной играх, когда в них принимают участие 2-3 ребёнка в возрасте 3-5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стоянов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME INTERACTION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN’S SPEECH SKILLS: EXPERTS’ EXPECTATIONS

This article analyzes the problem of the influence of game interaction on the development of preschoolersspeech skills. New forms of game interaction have a positive effect on the effectiveness of the formation of speech skills. The sociological research was carried out using an expert survey using a random nested sample of experts. This survey is closer in its characteristics to a formalized interview, pursuing the goals of a qualitative study of the development of speech skills with further sociological analysis of the data obtained. The sociological study was of a pilot nature and can be further used as a basis for more in-depth and representative research. The article concludes that active game interaction contributes to the formation of preschoolers’ speech; speech skills, in turn, contribute to the development of the child's communicative abilities; the development of speech skills is more effective when included in the game. The most effective development is carried out in story-roleplaying and theatrical games, when 2-3 children aged 3-5 years take part in them.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ: ОЖИДАНИЯ ЭКСПЕРТОВ»

СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-87-99 УДК 373.2

ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ: ОЖИДАНИЯ ЭКСПЕРТОВ

А.С. Стоянов

Статья поступила в редакцию 15 апреля 2024 г.

В данной статье анализируется проблема влияния игрового взаимодействия на развитие речевых навыков у дошкольников. Новые формы игрового взаимодействия положительно влияют на результативность формирования речевых навыков. Социологическое исследование выполнялось с помощью экспертного опроса с использованием случайной гнездовой выборки экспертов. Данный опрос по своим характеристикам ближе к формализованному интервью, преследующему цели качественного исследования развития речевых навыков с дальнейшим социологическим анализом полученных данных. Социологическое исследование носило пилотный характер и может быть в дальнейшем использовано как основа для более глубоких и репрезентативных исследований. В статье сделаны выводы о том, что активное игровое взаимодействие способствует формированию речи у дошкольников; речевые навыки, в свою очередь, помогают развитию коммуникативных способностей ребёнка; развитие речевых навыков происходит более эффективно при включении в игру. Лучше развитие осуществляется в сюжетно-ролевой и театрализованной играх, когда в них принимают участие 2-3 ребёнка в возрасте 3-5 лет.

Ключевые слова: дошкольники, игровое взаимодействие, профессиональная деятельность, самореализация, речевые навыки, социологическое исследование, социальные ожидания.

GAME INTERACTION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S SPEECH SKILLS: EXPERTS' EXPECTATIONS

A.S. Stoyanov

This article analyzes the problem of the influence of game interaction on the development of preschoolers' speech skills. New forms of game interaction have a positive effect on the effectiveness of the formation of speech skills. The sociological research was carried out using an expert survey using a random nested sample of experts. This survey is closer in its characteristics to a formalized interview, pursuing the goals of a qualitative study of the development of speech skills with further sociological analysis of the data obtained. The sociological study was of a pilot nature and can be further used as a basis for more in-depth and representative research. The article concludes that active game interaction contributes to the formation of preschoolers' speech; speech skills, in turn, contribute to the development of the child's communicative abilities; the development of speech skills is more effective when included in the game. The most effective development is carried out in story-role-playing and theatrical games, when 2-3 children aged 3-5 years take part in them.

Key words: preschoolers, play interaction, professional activity, self-realization, speech skills, sociological research, social expectations.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что во многих играх требуется активная коммуникация, которая провоцирует развитие речевых навыков, необходимых в

дальнейшей социализации детей. Роль игры, по мнению исследователей, здесь сопоставима с базовой составляющей социального взаимодействия на основе формирования ожи-

даний, определяющих последующее развитие дошкольников. В свою очередь, ожидания будущих педагогов должны быть синхронизированы с социальными ожиданиями [3, с. 257] в области формирования речевых навыков через игру у дошкольников. Это даст дополнительный импульс к осознанному формированию речевых навыков через игровое взаимодействие. Таким образом, изыскание новых форм игрового взаимодействия положительно скажется как на его результативности, так и на его привлекательности у дошкольников.

Объект исследования - речевые навыки дошкольников. Предмет исследования - игровое взаимодействие как фактор развития речевых навыков дошкольников. Цель исследования - изучить влияние игрового взаимодействия на формирование и развитие речевых навыков у дошкольников.

Гипотезы исследования:

- Активное игровое взаимодействие способствует формированию грамотной речи у дошкольников;

- Речевые навыки помогают развитию коммуникативных способностей ребёнка;

- Развитие речевых навыков более эффективно при активном включении в игру.

Развитие речевых навыков - одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст - этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет, в котором происходит активное усвоение ребёнком разговорного языка и развитие речи. Если ребёнок не получил достаточно речевых навыков в этот период, то ему будет гораздо сложнее в дальнейшем, нежели его сверстникам, так как речь выступает неотъемлемой составляющей всей жизни человека.

Сформировать речевой навык - это значит обеспечить необходимые условия для того, чтобы дошкольник мог правильно построить и реализовать высказывание для самостоятельного выражения своих мыслей, чувств, намерений, переживаний [5, с. 256-257].

Речевые навыки - это речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с автоматизмом при соответствующей языко-

вой норме и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Ребёнок владеет ими спонтанно, в определённых ситуациях, когда они (подобные ситуации) побуждают его к проявлению этих навыков [2, с. 154].

Проблема развития речи детей посредством игровой деятельности, которая в этом возрасте является ведущей, представляется актуальной, т.к. игра - основной вид деятельности детей, через который они познают мир, что способствует успешной социализации ребёнка в окружающем мире. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели, взаимодополняющие друг друга в развитии ребёнка, ориентации его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, даёт хороший эмоциональный заряд бодрости.

Данный вопрос рассматривали многие исследователи как отечественные, так и зарубежные [10-18]. В дошкольном возрасте дети активно усваивают разговорную речь, примеряя роль игрового героя и проговаривая слова, характерные для данного героя. Сюжетные игры служат прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала и тем самым повышают познавательную активность детей и способствуют развитию речи, т.к. в игровой обстановке возникает необходимость говорить [11, с. 20].

Игра является ведущей деятельностью ребёнка и обладает серьёзным потенциалом в речевом развитии дошкольников [7, с. 21]. Сопоставление этапов формирования умственных действий с периодами развития игровых действий даёт основание полагать, что развитие мышления у ребёнка непосредственно связано с игрой [12, с. 35]. Играя, ребёнок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми [8, с. 8082].

В наше время существует много разных игр, упражнений, которые способствуют развитию речевых навыков. Каждый воспитатель вправе сам подбирать более подходящий вид задания для детей, но все они должны соот-

ветствовать требованиям, причём здесь необходимо учитывать и выраженную сезонность процесса обучения. Игровые средства, которые используют специалисты детских садов для развития коммуникативных навыков дошкольников, должны содействовать развитию умений и навыков дошкольников в сфере правильного понимания способов выражения мыслей, чувств, эмоций других людей [9, с. 3].

В игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируются умения в области общения, когда деятельность создаёт условия для объединения детей, возникающих в ходе коллективной игры, и для самооценки и самоутверждения, переживания «ситуации успеха», получения признания сверстников [4, с. 51].

В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребёнком социального опыта, что требует от каждого включённого в неё ребёнка определённого уровня развития речи. Это обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой - личностными отношениями детей [6, с. 140].

Другими словами, основная задача в детском саду - развить речевые навыки и научить основам коммуникации детей, т.к. в данном возрасте игра является основным видом деятельности, через который они развиваются. Более того, игра является жизненно важным времяпрепровождением у детей, поэтому они достаточно много играют в течение дня.

В рамках исследования был создан авторский опросник для экспертов. Опрос был проведён через Google-формы, при ответах был сохранен принцип анонимности [1]. В данном исследовании принимали участие эксперты -воспитатели детских садов, поскольку именно им лучше всего известно, как эффективно игра влияет на развитие речевых навыков. В исследовании использовалась случайная гнездовая выборка экспертов.

Представляются необходимыми

дальнейшие исследования, выполненные на

вариативных в социально-демографическом плане выборках. В то же время экспертный опрос вследствие субъективности мнения экспертов ближе к качественной социологии, что значительно смягчает требования к выборке. Данный опрос по своим характеристикам ближе к формализованному интервью, преследующему цели

качественного исследования развития речевых навыков с дальнейшим социологическим анализом полученных данных, который может послужить основой для дальнейших более детальных исследований. Социологическое

исследование носило пилотный характер и может в дальнейшем использоваться как основа для более глубоких и репрезентативных исследований.

Всего в экспертном опросе приняли участие 38 человек (все женского пола). 17 человек в возрасте от 36 до 45 лет; 12 человек - от 46 до 55 лет; 6 человек - от 26 до 35 лет; 2 человека - от 18 до 20; 1 человек - от 56 до 65 лет. Мы можем сделать вывод, что в основном среди работающих встречаются женщины среднего возраста.

18 человек отметили, что имеют высшее образование (бакалавриат), 9 человек окончили магистратуру и 11 человек имеют среднее профессиональное образование (училище, колледж). Раньше, для того чтобы пойти работать воспитателем, было достаточно окончить колледж, сейчас же в приоритете находятся выпускники ВУЗов.

29 опрошенных состоят в браке, 9 - не замужем. У 33 опрошенных есть собственные дети. 1 человек работает в частном и 37 в государственном дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми - от 2 до 5 лет у 2 человек; от 6 до 10 лет - у 10 человек; от 11 до 15 лет - у 11 человек; от 16 до 20 лет - у 10 человек. 5 человек работают с молодежью от 21 до 30 лет. Так как почти все эксперты работают боле 5 лет, то их мнение весьма значимо с точки зрения экспертного опроса.

Результаты исследования

Рисунок 1 - По Вашему мнению, какой вид дошкольного учреждения лучше развивает ребёнка?

На вопрос: «По Вашему мнению, какой вид дошкольного учреждения лучше развивает ребенка» 26 опрошенных экспертов ответили, что государственный, 3 ответили, что частный, также 5 человек - одинаково развивают; 4 человека сказали, что всё зависит от самих педагогов (см.: рисунок 1). Из чего можно

сделать вывод, что когда родители выбирают дорогой частный детский сад для своего ребенка, то это не означает, что его будут там хорошо развивать и уделять ему много времени. Главное - найти хорошего воспитателя, который будет заинтересован в развитии своих подопечных.

Рисунок 2 - Как Вы считаете, сильно ли игровое взаимодействие влияет на развитие речевых навыков у дошкольников?

На вопрос: «Как Вы считаете, сильно ли игровое взаимодействие влияет на развитие речевых навыков у дошкольников?» все 38 экспертов ответили, что игровое взаимодействие сильно влияет на развитие

речевых навыков у дошкольников (см.: рисунок 2), что говорит нам о том, что данная тема, по мнению экспертов, действительно очень актуальна.

Рисунок 3 - Как Вы считаете, какие виды игр лучше всего развивают речевые навыки?

На вопрос: «Как Вы считаете, какие виды игр лучше всего развивают речевые навыки?» ответы распределились следующим образом.

По мнению экспертов, лучше всего развивает речевые навыки сюжетно-ролевая игра. Ее выбрали 36 человек (см.: рисунок 3). Ведь именно сюжетно-ролевая игра является основным видом игры у дошкольников, поскольку в ней им приходится больше всего общаться друг с другом. Также 33 человека

отметили театрализованные игры. Именно в театрализованной игре детям обычно приходится запоминать какой-то текст, тем самым они тоже развивают речевые навыки. 23 человека посчитали, что дидактические игры хорошо развивают речевые навыки. Лишь 10 человек выбрали подвижные игры, т.к. не каждая подвижная игра требует интенсивного общения, детям приходится больше двигаться.

Рисунок 4 - Как Вы считаете, в каком возрасте в большинстве случаев игра максимально влияет на развитие речевых навыков?

На вопрос: «Как Вы считаете, в каком возрасте в большинстве случаев игра максимально влияет на развитие речевых навыков» 2 эксперта ответили, что в возрасте 1-2 года (см.: рисунок 4), 9 - в возрасте 2-3 лет; 3 - в возрасте 5-7 лет. 24 - в возрасте 3-5 лет - большая часть экспертов, так как в этом

возрасте у ребёнка происходит самый пик познания и использования новых слов, тем самым развиваются речевые навыки. До 3 лет дети ещё достаточно плохо говорят, поэтому они просто узнают новые слова, а после 5 у них уже есть более-менее сформированный словарный запас.

Рисунок 5 - Как Вы считаете, сколько часов в день ребёнку необходимо играть в паре или группе с кем-то для развития речевых навыков?

На вопрос: «Как Вы считаете, сколько часов в день ребенку необходимо играть в паре или группе с кем-то для развития речевых навыков?» 8 человек ответили, что достаточно от 30 минут до часа (см.: рисунок 5), 9 - от 1 до 2 часов в день, 10 - от 2 до 4 часов, и 11 -

более 4 часов. Такой разброс ответов вызван тем, что кто-то проводит с детьми разнообразные занятия (рисование, лепка и т.п.), а кто-то даёт больше времени детям на самостоятельную игру.

Рисунок 6 - С точки зрения эффективности формирования речевых навыков, сколько детей должно взаимодействовать в игре?

На вопрос: «С точки зрения эффективности формирования речевых навыков, сколько детей должно взаимодействовать в игре» 24 эксперта отметили, что достаточно 2-3 детей (см.: рисунок 6). 14 - 4-5 детей. Большинство

выбрали ответ 2-3, потому что это оптимальное количество в группе для того, чтобы дети играли вместе. Если в группе по 4-5 человек, то есть вероятность того, что они разобьются ещё на подгруппы.

Рисунок 7 - Принимаете ли Вы активное участие в играх своих подопечных и как часто?

На вопрос: «Принимаете ли Вы активное участие в играх своих подопечных и как часто?» 7 человек ответили, что проводят с детьми в игре не более 1 часа (см.: рисунок 7). 13 - 1-2 часа, 5 - от 2 до 4 часов, 13 - всегда играют с ними. Разброс связан опять же с тем, что кто-то из воспитателей даёт больше времени детям играть самим, кто-то изготавли-

вает с ними различные поделки. Также педагог имеет свои текущие задания в виде отчётности, и на них он тоже тратит своё время. К тому же одни воспитатели проводят с детьми целый день, другие - полдня, и от этого зависит, сколько они могут времени взаимодействовать с детьми.

Рисунок 8 - Как часто Вы организовываете детские праздники с участием детей?

На вопрос: «Как часто Вы организовываете детские праздники с участием детей?» 32 эксперта отметили, что праздники проводят от 4 до 6 раз в год (см.: рисунок 8). 4 воспитателя - более 7 раз в год и 2 - менее 3 раз в

год. Видимо, по мнению экспертов, оптимальнее проводить 5-6 праздников в год, чтобы дети смогли показать родителям прогресс в своих речевых навыках.

Рисунок 9 - Стараетесь ли Вы привлекать всех детей к участию в праздниках или кто-то не принимает участия?

На вопрос: «Стараетесь ли Вы привлекать всех детей к участию в праздниках или кто-то не принимает участия?» 28 человек отметили, что все дети принимают участие в праздниках (см.: рисунок 9). 9 - около 80%; 1 - около 60%. Можно сделать вывод, что в большей степени воспитатели стараются привлечь к участию

всех детей. Однако могут быть дети, которые просто болеют или по каким-то семейным причинам отсутствуют в саду в определённый день. Но также это могут быть дети, которые плохо разговаривают, поэтому необходимо улучшать им свои речевые навыки.

Рисунок 10 - Как Вы считаете, произошли ли какие-то изменения в совместных играх дошкольников сейчас по сравнению с временем, когда вы пришли работать?

На вопрос: «Как Вы считаете, произошли нем, когда вы пришли работать?» 28 опро-ли какие-то изменения в совместных играх шенных экспертов ответили, что произошли, а дошкольников сейчас по сравнению с време- 10 - нет.

Рисунок 11 - Если в прошлом вопросе «Да», то какие? Гуманитарные исследования Центральной России № 2 (31), 2024

На вопрос: «Если в прошлом вопросе «Да», то какие?» 11 человек отметили, что дети стали более подвижными (см.: рисунок 11). 8 посчитали, что дети стали менее подвижными; 15 - дети стали больше общаться в больших группах; 6 - дети стали играть по одному и 1 - всё зависит от возраста. Это связано с

развитием медиапотребления и коммуникационных гаджетов настолько, что некоторым детям становится удобнее сидеть одним и играть в телефоне, чем со сверстниками заниматься совместными играми. 9 - воздержались от ответа, так как это был необязательный вопрос.

r

Используете традиционные формы и методы работы

Совмещаете новые и традиционные формы работы

Внедряете современные формы и методы работы

Рисунок 12 - В своей работе с детьми Вы:

На вопрос: «В своей работе с детьми Вы:» 29 экспертов отметили, что совмещают новые формы и методы работы с традиционными

(см.: рисунок 12). 8 человек используют традиционные формы и 1 человек внедряет новые формы и методы.

Рисунок 13 - Если в предыдущем вопросе Вы выбрали 1 или 2 варианта ответа, укажите причину, по которой Вы не используете/мало используете современные методы

На вопрос: «Если в предыдущем вопросе Вы выбрали 1 или 2 варианта ответа, укажите причину, по которой Вы не используете/мало используете современные методы» 21 эксперт отметил, что традиционные формы больше отвечают их требованиям (см.: рисунок 13). 4 - имеют мало представлений о современных методах; 3 - совмещают, а 2 - считают, что современные формы ещё не прове-

рены опытом, чтобы использовать их. 8 - не ответили, так как это был необязательный вопрос, что говорит нам о том, что некоторым воспитателям проще работать так, как было 20 лет назад, чем изучать современные методики и внедрять их в образовательный процесс. А также некоторые воспитатели просто не доверяют новым технологиям, поэтому и не хотят с ними работать.

Рисунок 14 - Сильно ли, по Вашему мнению, влияет посещение дошкольниками дополнительных занятий на уровень развития речевых навыков?

На вопрос: «Сильно ли, по Вашему мнению, влияет посещение дошкольниками дополнительных занятий на уровень развития речевых навыков» 31 эксперт отметил, что сильно (см.: рисунок 14). 7 - не влияет. Вероятнее всего, имеет значение, о каких дополнительных занятиях идёт речь. Если это заня-

тия по подготовке к школе или театральный кружок, то на них ребёнок много общается, тем самым улучшает свои речевые навыки. Однако если это футбол, то в таком случае уже меньше общается, а развивает, в основном, свою физическую форму.

Рисунок 15 - Как Вы думаете, имеют ли значение компьютерные игры в развитии речевых навыков детей?

На вопрос: «Как Вы думаете, имеют ли значение компьютерные игры в развитии речевых навыков детей?» 17 экспертов считают, что сильно влияет (см.: рисунок 15). 18 -считают, что мало и 3 затруднились с ответом. Ответы разделились примерно поровну, потому что более возрастным педагогам тяжело

понять, что не все компьютерные игры несут вред. Сейчас существует много игр, где дети учат новые слова, выполняют разные задания не только на русском языке, но и на иностранных. Более молодые педагоги понимают, что даже при помощи компьютерной игры у ребёнка можно развить речевые навыки.

Рисунок 16 - По Вашему мнению, как скоро компьютер заменит живое взаимодействие?

На вопрос: «По Вашему мнению, как скоро компьютер заменит живое взаимодействие?» 21 эксперт отметил, что никогда не заменит (см.: рисунок 16). 5 человек - в течение 5 лет, 8 - в течение 5-10 лет и 4 - пройдёт 10-20 лет. Из чего можно сделать вывод, что, скорее всего, это произойдёт, вопрос только в том, насколько быстро. Будет ли в плане финансовой эффективности работа живого педагога посильна для госучреждений или останется прерогативой живого общения лишь для закрытых частных учреждений...?

Таким образом, нам удалось доказать все три гипотезы, поставленные в начале исследования: а) активное игровое взаимодействие способствует формированию речи у дошкольников; б) речевые навыки помогают развитию коммуникативных способностей ребёнка; в) развитие речевых навыков более эффективно при включении в игру.

Мы выяснили, что, по мнению экспертов, игровое взаимодействие действительно развива-

Список литературы

1. Анкета по теме: «Игровое взаимодействие как фактор развития речевых навыков у дошкольников: ожидания экспертов» [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.google.com/forms/d/e/ 1FAIpQLSdpG13tUQD_ UG5tKjMYKIokI9M_wfpWhPHlkIigmhEgZ6k3sA/ viewform?usp=sf_link (дата обращения: 04. 01.2024).

2. Балакина К.С. Особенности формирования у старших дошкольников навыков речевого взаимодействия // Первый шаг в науку: материалы Международной студенческой конференции / под ред: О.А. Ди-бас: в 3 т. - Луганск: Пресс-Экспресс, 2019. - Т.П. - С. 8-11.

3. Григорьева Е.А. Осознанность и ожидания при выборе ВУЗа и профессии // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2020. - № 2(32). - С. 256-267.

4. Зотова И.В., Дурицкая В.С. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. - 2018. - №. 4 (26). -С. 49-52.

ет речевые навыки в большой степени, причём лучше всего это происходит в сюжетно-ролевой и театрализованной игре, так как в них ребёнку приходится очень много общаться.

Наиболее эффективно развитие осуществляется, когда в игре принимает участие 2-3 ребёнка в возрасте 3-5 лет. Хотя и в другом возрасте игра является важным фактором в речевом развитии, но в меньшей степени. Помимо этого, воспитатели стараются проводить больше времени с детьми, совмещая использование современных методов работы с традиционными и привлекать их к разным праздникам. Посещение дошкольниками дополнительных занятий влияет на уровень развития речевых навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятнее всего, компьютер заменит детям живое общение, и они будут взаимодействовать только с гаджетами, а не со своими сверстниками.

5. Карбовская О.О. Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников: обобщение опыта педагогов ДОУ // Научные исследования, открытия и развитие технологий в современной науке: Сборник материалов XX Международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 25 июня 2019 года. - Москва: Научно-издательский центр "Империя", 2019. - Том 1. - С. 211-216.

6. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2018. - №. 3 (20). - С. 139-143.

7. Лысова А.С. Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 29 мая 2020 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. - С. 20-25.

8. Меринова Е.Н., Косницкая Т.О., Терентьева Т.Г. Роль игры в процессе речевого развития дошкольников // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2017. - №. 1. - С. 80-82.

9. Никитина Н.И., Абдурахманова Ш.С., Фасхутдинова К.И. Пути совершенствования игровых методик для развития коммуникативных навыков дошкольников // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - №. 4. - С. 125-129.

10. Пуйлова М.А. Роль театрализованных игр в речевом развитии дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7. - С. 49-54.

11. Сунгатуллина А.Ф. Театрализованная игра как средство развития речевых навыков у детей дошкольного возраста // Педагогический форум: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 12 марта 2020 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 18-20.

12. Элимсултанова Э.У., Анафиева Э.Р. Влияние игровых технологий на формирование речевых навыков детей младшего школьного возраста // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2018. - №. 3. - С. 35-37.

13. Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Оценка гражданами уровня защищенности охраняемых законом ценностей: динамика 2018-2023 годов // Государственное управление. Электронный вестник. - 2023. - №100. - С. 100-122.

14. Kudinov S.I., Kudinov V. S., Kudinov S.S., Mikhailova O., Imomberdieva N. Different self-attitude indicators in students and their self-realization in a university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2020. - Т. 8. - № 3. - P. 47-59.

15. Macbeth A. Involving parents // Teaching and Learning in the Primary School. - 1994. - P. 304-313.

16. Odinokaya M., Krepkaia T., Sheredekina O., Bernavskaya M. The culture of professional self-realization as a fundamental factor of students' internet communication in the modern educational environment of higher education // Education Sciences. - 2019. - Т. 9. - № 3. - P. 187.

17. Sihem B. Social responsibility of educators // International Journal of Educational Research and Technology. - 2013. - Vol. 4. - No 1. - P. 46-51.

18. Strogilos V., Tragoulia E. Inclusive and collaborative practices in co-taught classrooms: Roles and responsibilities for teachers and parents // Teaching and teacher education. -2013. - Vol. 35. - P. 81-91.

References

1. Anketa po teme: «Igrovoe vzaimodejstvie kak faktor razvitiya rechevyh navykov u doshkol'nikov: ozhidaniya ekspertov» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdpG13tUQD_UG5tKjMYKIokI9M_wfpWhPHlkIigmhEgZ6k3sA/vie wform?usp=sf_link (data obrashcheniya: 04. 01.2024).

2. Balakina K.S. Osobennosti formirovaniya u starshih doshkol'nikov navykov rechevogo vzaimodejstviya // Pervyj shag v nauku: materialy Mezhdunarodnoj studencheskoj konferencii / pod red: O.A. Dibas: v 3 t. - L u-gansk: Press-Ekspress, 2019. - T.II. - S. 8-11.

3. Grigor'eva E.A. Osoznannost' i ozhidaniya pri vybore VUZa i professii // GosReg: gosudarstvennoe reguliro-vanie obshchestvennyh otnoshenij. - 2020. - № 2(32). - S. 256-267.

4. Zotova I.V., Durickaya V.S. Syuzhetno-rolevaya igra kak effektivnyj metod razvitiya kommunikativnyh sposobnostej detej doshkol'nogo vozrasta // Dostizheniya nauki i obrazovaniya. - 2018. - №. 4 (26). - S. 49-52.

5. Karbovskaya O.O. Osobennosti razvitiya kommunikativnyh navykov u starshih doshkol'nikov: obobshchenie opyta pedagogov DOU // Nauchnye issledovaniya, otkrytiya i razvitie tekhnologij v sovremennoj nauke: Sbornik

materialov XX Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 25 iyunya 2019 goda. - Moskva: Nauchno-izdatel'skij centr "Imperiya", 2019. - Tom 1. - S. 211-216.

6. Knyazeva N.N. Rechevoe i social'no-kommunikativnoe razvitie starshih doshkol'nikov v igre v ramkah realiza-cii FGOS // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. -2018. - №. 3 (20). - S. 139-143.

7. Lysova A.S. Rol' teatralizovannyh igr v rechevom razvitii doshkol'nikov // Fundamental'naya i prikladnaya nauka: sostoyanie i tendencii razvitiya: Sbornik statej V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Petrozavodsk, 29 maya 2020 goda. - Petrozavodsk: Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva «Novaya nauka» (IP Ivanovskaya Irina Igorevna), 2020. - S. 20-25.

8. Merinova E.N., Kosnickaya T.O., Terent'eva T.G. Rol' igry v processe rechevogo razvitiya doshkol'nikov // Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya. - 2017. - №. 1. - S. 80-82.

9. Nikitina N.I., Abdurahmanova SH.S., Faskhutdinova K.I. Puti sovershenstvovaniya igrovyh metodik dlya razvitiya kommunikativnyh navykov doshkol'nikov // Innovacionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. - 2016. -№. 4. - S. 125-129.

10. Pujlova M.A. Rol' teatralizovannyh igr v rechevom razvitii doshkol'nikov // Nauchno-metodicheskij el-ektronnyj zhurnal «Koncept». - 2017. - № 7. - S. 49-54.

11. Sungatullina A.F. Teatralizovannaya igra kak sredstvo razvitiya rechevyh navykov u detej doshkol'nogo voz-rasta // Pedagogicheskij forum: Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 12 marta 2020 goda. - Penza: Nauka i Prosveshchenie (IP Gulyaev G.YU.), 2020. - S. 18-20.

12. Elimsultanova E.U., Anafieva E.R. Vliyanie igrovyh tekhnologij na formirovanie rechevyh navykov detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Duhovnaya situaciya vremeni. Rossiya XXI vek. - 2018. - №. 3. - S. 35-37.

13. Yuzhakov V.N., Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Ocenka grazhdanami urovnya zashchishchennosti ohranyaemyh zakonom cennostej: dinamika 2018-2023 godov // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. - 2023. - №100. - S. 100-122.

14. Kudinov S.I., Kudinov V. S., Kudinov S.S., Mikhailova O., Imomberdieva N. Different self-attitude indicators in students and their self-realization in a university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2020. - T. 8. - № 3. - P. 47-59.

15. Macbeth A. Involving parents // Teaching and Learning in the Primary School. - 1994. - P. 304-313.

16. Odinokaya M., Krepkaia T., Sheredekina O., Bernavskaya M. The culture of professional self-realization as a fundamental factor of students' internet communication in the modern educational environment of higher education // Education Sciences. - 2019. - T. 9. - № 3. - P. 187.

17. Sihem B. Social responsibility of educators // International Journal of Educational Research and Technology. - 2013. - Vol. 4. - No 1. - P. 46-51.

18. Strogilos V., Tragoulia E. Inclusive and collaborative practices in co-taught classrooms: Roles and responsibilities for teachers and parents // Teaching and teacher education. -2013. - Vol. 35. - P. 81-91.

Автор выражает глубокую благодарность Чичеровой Виктории Михайловне за помощь в сборе и первичной обработке материала.

Для ссылки: Стоянов А.С. Игровое взаимодействие как фактор развития речевых навыков у дошкольников: ожидания экспертов // Гуманитарные исследования Центральной России. -2024. - №2 (31). - С. 87-99.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-87-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.