Научная статья на тему 'Игровое моделирование как одна из форм интерактивных технологий формирования компетенций в системе вузовской подготовки'

Игровое моделирование как одна из форм интерактивных технологий формирования компетенций в системе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багомаева Индира Омаровна, Алиева Бика Шапиевна

В статье аргументируется актуальность использования игрового моделирования как одной из эффективных форм формирования профессиональных компетенций. Авторы статьи раскрывают сущность понятия «игровое моделирование», обосновывают целесообразность педагогических условий реализации компетентностного подхода на основе взаимосвязи преподаватель содержание образования студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMING SIMULATION AS A FORM OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES TO DEVELOP COMPETENCIES IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY TRAINING

Urgency of the use of playing modeling is argued In article as one of the efficient forms of the shaping professional competency. The Authors of the article reveal essence of the notion «playing modeling», motivate practicability of the pedagogical conditions to realization компетентностного approach on base intercoupling teacher contents of the formation a student.

Текст научной работы на тему «Игровое моделирование как одна из форм интерактивных технологий формирования компетенций в системе вузовской подготовки»

ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ

УДК 378

ИО. Багомаева ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОДНА

Б.Ш. Алиева ИЗ ФОРМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье аргументируется актуальность использования игрового моделирования как одной из эффективных форм формирования профессиональных компетенций. Авторы статьи раскрывают сущность понятия «игровое моделирование», обосновывают целесообразность педагогических условий реализации компетентно-стного подхода на основе взаимосвязи преподаватель - содержание образования -студент.

Ключевые слова: игровое моделирование, вуз, студенты, интерактивные технологии.

Mra Bagomaeva GAMING SIMULATION AS A FORM

Bika Aliyevа OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

TO DEVELOP COMPETENCIES IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY TRAINING

Annotation. Urgency of the use of playing modeling is argued In article as one of the efficient forms of the shaping professional competency. The Authors of the article reveal essence of the notion «playing modeling», motivate practicability of the pedagogical conditions to realization компетентностного approach on base intercoupling teacher -contents of the formation -a student.

Keywords: game modelling, university, students, interactive technologies.

В Дагестанском государственном университете идет активный процесс реформирования всей образовательной системы, характеризующийся разработкой и применением обновленных дидактических подходов, современных информационных средств. Дагестанский государственный университет сегодня является одним из образовательных учреждений повышенного уровня инновационного вида и характеризуется как многофункциональное, ориентированное на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности и общества.

В основных образовательных документах - «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», «Законе РФ «Об образовании», «Концепции Федеральной целевой программы на 2010-2020 гг.», материалах национального проекта «Образование» - в качестве ведущей приоритетной цели называется совершенствование педагогических технологий, внедрение которых в образовательный процесс ведет к повышению качества подготовки специалиста, отвечающего требованиям образовательной практики. Обучение в условиях вуза имеет свою специфику, которая заключается в особом внимании к способам формирования у обучаемых навыков познавательной деятельности, в воспитании потребности к самообразованию и самосовершенствованию.

Сегодня становится настоятельной необходимость развития творческой инициативы, а коммуникативные умения характеризуются как важная составляющая профессиональной компетентности [1; 2; 3]. В связи с таким подходом увеличивается значимость социально-педагогической подготовки выпускников социального факультета, где занятия по профилю «Социальная работа в системе

© Багомаева И.О., Алиева Б.Ш., 2015

образования» приобретают ярко выраженную профессиональную направленность, определяющую и отбор социально-педагогической информации, и содержание дидактического материала, неукоснительно связанного с профессиональной компетентностью специальности. Ориентир на социально-педагогическую подготовку предполагает, что учащиеся группы «Социальная работа в системе образования» должны:

- научиться понимать роль и место социально-педагогических дисциплин в системе гуманитарных и социальных наук;

- осознать значение социально-педагогических дисциплин для раскрытия достижений культуры, науки и техники, для осознания поступательного характера развития общества, его единства и противоречивости;

- развить умение находить взаимосвязь педагогики с другими общественными науками;

- научиться анализировать, с учетом исторического опыта, изменения, произошедшие в последние десятилетия.

Кроме того, изучение курса социально-педагогических дисциплин должно оказывать благотворное влияние на формирование гражданской позиции студента. Среди важнейших компетенций можно отметить следующие: необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач; нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс; следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.

На занятиях у студентов профиля формируется умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения, изыскивать убедительные аргументы. В предлагаемой статье собран и систематизирован материал, определяющий возможности занятий по социально-педагогическому блоку для профессионально ориентированной подготовки выпускников социального факультета. Нами взято одно из направлений работы - игровое моделирование, что обусловлено актуальностью проблемы формирования активной жизненной позиции, умения грамотно формулировать и отстаивать собственную точку зрения.

Многолетний опыт преподавания социально-педагогических дисциплин в условиях вуза обеспечивает обоснованными доказательствами наш вывод о необходимости использования на занятиях таких методических приемов, которые оказывают позитивное влияние на развитие познавательной активности обучаемых. Мы провели занятие в форме игрового моделирования «От дерева проблем - к дереву решений» со студентами третьего курса социального факультета профиля «Социальная работа в системе образования» теме «Социальное сиротство: истоки проблемы и пути его решения».

Основой образования в высшей школе должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной образовательной вузовской среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции социального работника. Игровые технологии обучения предполагают отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Когда задача излагается образно, в виде метафоры, рисунка, иероглифа, сознание воспринимает ее легче и легче справляется с решением. А самым понятным для сознания образом будет нечто

архетипическое, глубинное, понятное всем культурам во все времена. Один из таких вечных и древних архетипов - архетип Древа. Мировое Древо - это самый старый и универсальный символ, которым можно охватить, описать практически все, что есть во Вселенной. Поэтому неудивительно, что многие креативные техники работают с образом Древа, используя его по-всякому. Это звучит неправдоподобно, но такая техника очень быстро приводит людей, ей овладевших, к решению проблемы. И дело тут не в архетипе дерева, просто когда кто-либо начинает думать, особенно подключая образное мышление, его задачи решаются быстрее и легче, чем у других. Назначение этой техники заключается в формулировании, в конечном итоге, совокупности задач, решение которых позволяет устранить проблему или смягчить ее остроту. Совокупность таких задач представляет собой план или программу действий по решению проблемы. Метод дерева решений имеет большое значение для разработки эффективных социально-управленческих решений и является одним из наиболее популярных методов, используемых на этапе выбора альтернатив, является техникой использования архетипа дерева. Метод дерева решений применяется в ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. То есть дерево решений - удобный метод для принятия последовательных решений

И здесь большую значимость приобретает использование возможностей игрового моделирования. Правильная организация интерактивной технологии позволяет соединить усилия каждого обучающегося, связать его индивидуальную учебную деятельность с межличностным познавательным общением. Активизации учебной деятельности группы способствует целый ряд методических условий, подходов, средств обучения. Цель технологии: научить студентов логике развития научной мысли, содействовать развитию качества знаний и умений: оперативности и гибкости, системности и интегративности, мотивированности, эмоциональности и действенности, способствовать формированию у студентов настрою на поиск новых фактов, развитию качеств ума, опыта общения и сотрудничества между студентами и преподавателем в учебном процессе, приведение в состояние «боевой готовности» наличных знаний у студентов, интеллектуальному настрою на творческую мыслительную работу, динамичное и системное решение учебных задач, оперативному контролю уровня подготовленности студентов к данному занятию. Новая идея технологии: раскрытие новой актуальной проблемы методом «От дерева проблем к дереву решений» способствует развитию аналитических способностей у студентов и формированию у студента стиля работы «мыслителя», навыков индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления.

Рассмотрим подробнее основные процедуры технологии. При подготовке к организации занятия технологией метода «От дерева проблем к дереву решений» преподаватель ориентируется на коллективную выработку социально - педагогических и управленческих решений по целенаправленному анализу причин социального сиротства, а также по альтернативному выбору и реализации путей, методов и средств полного разрешения проблемы в соответствии с общей стратегией. Организация и проведение занятия в интерактивной форме требует от преподавателя основательной теоретической и методической подготовки. Преподаватель, проводя семинар, стремится к тому, чтобы превратить его в творческую дискуссию. Метод деревьев решений является одним из наиболее популярных методов, используемых на этапе выбора альтернатив. Приобщаясь к изучению учебных проблем, обучаемые учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения, учит обучаемых думать. Метод «От дерева проблем к дереву решений» рассматривается как процесс выбора альтернативного решения, выявления скрытых закономерностей в виде деревьев решений, поиск истоков проблем к принятию путей решений в ситуациях трудных и неоднозначных. Каждая из проблем раскрывается в логической последовательности с описанием их социально-политической,

социально-педагогической, социально-экономической, социально-медицинской потребности, задач государства, которые их решали, подробным описанием их последовательных процедур.

В начале занятия обозначается проблема, что объектом системного анализа становится, прежде всего, актуальная проблема детей «нуждающиеся в помощи», «ищущие помощь». Процедура проведения семинара с использованием метода анализа и проблемы решения социального сиротства включала следующие этапы:

- I этап: введение в изучаемую проблему;

- II этап: определение условий проведения семинара и постановка вопросов;

- III этап: групповая работа над ситуацией. Каждая подгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникшие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы по всем блокам вопросов задания;

- IV этап: представление групповых презентаций в виде дерева проблем и дерева решений.

Вся группа была разделена на три команды, каждая из которых имела свое название, девиз,

проблему и способы его решения. Преподаватель дала установку, что структура коллективной выработки социально-управленческих решений должна проводиться в определенной последовательности: формирование проблемы; анализ объекта моделирования (исходные данные и дополнительная информация); анализ (обсуждение) согласованного решения; поиск ее решения; доказательство правильности решения; анализ (обсуждение) достижения поставленных целей; оценка работы участников игры в данной последовательной работе указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях. Студентам предложили решение проблемы представить в виде дерева решений, совокупности целей, задач и показателей. Эти рассуждения были положены в основу построения схемы связей между элементами дерева проблем (проблема, причины, последствия) и дерева решений (цели, задачи, показатели). Получается, что дерево решений - это «перевернутое» дерево проблем. Скажем, основная проблема «Социальное сиротство: истоки проблемы и пути его решения» превращается в цель «Снижение уровня социального сиротства, на основе решения его проблем». Наконец, следствие а) «Проблемы социального сиротства» преобразуется в показатель а) «Снижение количества социального сиротства, за счет решения ее социально-экономических и педагогических проблем». Далее определяются группы обучающихся, студенты выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем анализируют все возможные варианты решений и приходят к совместному решению.

Причем эта проблема рассматривается в контексте взаимоотношений и взаимосвязей детей, как с внутренней средой их обитания - семьей, - так и с внешними средами и начинается с изучения, исследования социальных и педагогических явлений с информационных позиций. Для решения социальных проблем характерен междисциплинарный подход и межведомственный подход, который предполагает совместную работу разно профильных специалистов в оказании комплексной социально-педагогической помощи социальным сиротам. На практическом уровне этот подход выливается в конкретные технологии социального партнерства, взаимодействия и сотрудничества различных ведомств в решении проблемы воспитательного или социального плана, связанным с социальным сиротством. Назначение технологии заключается в формулировании, в конечном итоге, совокупности задач, решение которых позволяет устранить проблему или смягчить ее остроту. Совокупность таких задач представляет собой план или программу действий по решению проблемы.

В конце занятия команды презентовали проблемы и пути их решений в виде двух больших деревьев (см. табл.).

Таблица 1

Содержание презентаций команд

Первая команда Вторая команда Третья команда

Название - «Светлое будущее» Девиз - Завтра будет лучше, чем вчера. Проблема - социальное сиротство, приводящая к безнадзорности детей. Решение - стабилизация соц.экономическиих процессов в обществе, возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи, создание системы экономической .законодательной, социальной поддержки семьи, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на любви, гуманизме. Команда презентовала проблему в виде большого дерева проблемы, а решение в виде дровосека, срубающего это дерево. Название - «Дети наше будущее» Девиз - На нас смотрит наше будущее - сделаем ее лучше. Проблема - Девиантное поведение ребенка как результат социального сиротства. Решение - контроль родителями досуга ребенка; посещение учебных заведений родителями; патронаж социального педагога; общение с ребенком. Название - «Любители социальных перемен» Девиз - Совершайте благие дела и они к вам вернутся. Проблема - отказ матери от новорожденного ребенка, отказ от ребенка в связи с болезнью, лишение родительских прав является основной причиной социального сиротства, социальное сиротство приводит к безнадзорности и беспризорности, большинство будущих отказниц воспитывались в неполных семьях. Пути решения - совершенствование системы образования и воспитания в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, участие консолидация различных институтов и сил общества, государства, органов местного самоуправления церкви, семьи, формирование адекватной ситуации, прозрачной и однозначной правовой базы по установлению опеки и попечительства. Команда презентовала свою работу в виде двух деревьев с проблемами сиротства и путями их решения.

Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения. По ходу выступлений представителей подгрупп осуществляется дискуссия; каждая последующая подгруппа должна иметь возможность обсудить точки зрения предыдущих подгрупп, сопоставить их со своими вариантами решения ситуации. Преподаватель также после обсуждения каждого блока вопросов делает вывод по итогам дискуссий, выделяет лучшие ответы, оценивает работу подгрупп. Подводится итог коллективной работы над ситуацией. Выделяются наиболее оптимальные решении проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Дается окончательная оценка работы всех.

В целом следует отметить то, что использование игрового моделирования способствует:

- закреплению и углублению знаний по изучаемой дисциплине;

- обучению правильному подбору литературы (нормативной правовой, учебной, научной);

- приобретению навыков работы в органах по рассмотрению трудовых споров;

- выработке навыков в подготовке необходимых документов по заданиям, обозначенным в

игре;

- получению опыта публичного выступления, ораторского мастерства;

- лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и решения;

- активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода;

- стимулированию побудительных мотивов к освоению предмета и будущей специальности;

- формированию активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии;

- раскрытию личностного потенциала;

- развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе;

- развитию находчивости и активности;

- расширению кругозора, познавательных интересов и творческой смекалки.

Эффективность разработанной технологии продемонстрирована на примере решения задачи

профилактики социального сиротства. Как показывает опыт проведенного занятия, можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что преподаватель, обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у преподавателя выработан четкий план его проведения. Преподаватель выполнил основное правило: поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что :

- дерево решений позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Этот метод можно использовать в применении к сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие;

- метод «От дерева проблем к дереву решений» целесообразно использовать при метод науки управления построении экспертных систем на основе правил вывода. популярный, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов;

- использование метода дерева решений требует от преподавателя наличия широкой эрудиции. Качество работы рассмотренного метода деревьев решений зависит как от выбора алгоритма, так и от набора исследуемых данных, глубокого понимания сущности раскрываемых знаний;

- дерево решений позволяет захватывать внимание студентов, вызвать у них познавательный интерес и формировать динамику мыслительных процессов;

- люди способны интерпретировать результаты модели дерева принятия решений после краткого объяснения;

- прочие техники требуют нормализации данных, добавления фиктивных переменных, а также удаления пропущенных данных;

- модель можно оценить при помощи статистических тестов. Это дает возможность оценить надежность модели;

- метод хорошо работает даже в том случае, если были нарушены первоначальные предположения, включенные в модель;

- метод позволяет работать с большим объемом информации без специальных подготовительных процедур. Данный метод не требует специального оборудования для работы с большими базами данных;

- акцентирование внимания студентов на разнообразных способах восприятия информации на слух и визуально показывает высокий уровень восприятия и понимания материала.

- дерево решений - способ отображения информации, имеющих много различных уровней и связей. Обычно представляет построенную по иерархическому принципу: главная цель или вершина дерева целей > подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней (ветви дерева);

- дерево решений позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Этот метод можно использовать в применении к сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие.

Применение элементов игрового моделирования в процессе изучения социально-педагогических проблем позволяет повысить эффективность усвоения программного материала, при-

близить процесс обучения к практике, вызвать интерес к данному предмету. Таким образом, умелое применение активных методов и форм обучения в учебном процессе выводит на новый качественный уровень методическую систему профессиональной подготовки специалистов.

Библиографический список

1. Рабаданов, М. Х. Компетентностный подход как основа формирования у бакалавров профессиональных компетенций / М. Х. Рабаданов, Б. Ш. Алиева // Вестник Дагестанского государственного университета. -2013. - № 4. - С. 167-175.

2. Сорокопуд, Ю. В. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы / Ю.В. Сорокопуд // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 42-49.

3. Хадикова, Е. Н. Роль гуманитарных технологий в подготовке магистров направления «Педагогическое образование» / Е. Н. Хадикова, Ю. В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6. -С. 143-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.