Научная статья на тему 'Активизация учебной деятельности студентов посредством интерактивных методов'

Активизация учебной деятельности студентов посредством интерактивных методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СТУДЕНТЫ / ДИСКУССИЯ / ИГРА / КООПЕРАТИВНЫЙ МЕТОД / КЕЙС-МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутбиддинова Римма Анваровна

Разработка интерактивных технологий выступает в качестве одного из приоритетных направлений в образовании. В статье анализируются современные интерактивные методы обучения студентов. Описывается сущность дискуссионных, игровых, кооперативных методов обучения. В качестве примера рассматривается применение интерактивных методов обучения со студентами психолого-педагогического направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS BY MEANS OF INTERACTIVE METHODS

Development of interactive technology stands as one of the priorities in education. The article analyzes the modern interactive methods of teaching students. The essence of the discussion, games, cooperative learning methods. As an example, consider the use of interactive teaching methods with students of psycho-pedagogical training areas.

Текст научной работы на тему «Активизация учебной деятельности студентов посредством интерактивных методов»

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

Аннотация. Разработка интерактивных технологий выступает в качестве одного из приоритетных направлений в образовании. В статье анализируются современные интерактивные методы обучения студентов. Описывается сущность дискуссионных, игровых, кооперативных методов обучения. В качестве примера рассматривается применение интерактивных методов обучения со студентами психолого-педагогического направления подготовки.

Ключевые слова: интерактивные методы, студенты, дискуссия, игра, кооперативный метод, кейс-метод.

Rimma ^ttiddinova ACTIVIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

OF STUDENTS BY MEANS OF INTERACTIVE METHODS

Annotation. Development of interactive technology stands as one of the priorities in education. The article analyzes the modern interactive methods of teaching students. The essence of the discussion, games, cooperative learning methods. As an example, consider the use of interactive teaching methods with students of psycho-pedagogical training areas. Keywords: interactive methods, students, discussion, game, cooperative method, case method.

Во все времена проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и креативности обучающихся была актуальной и требовала решения (Белова С.В., Вербицкий А.А., Емельянов Ю.Н., Левин К., Петровская Л.А., Пидкасистый П.И., Шамова Т.И., Щукина Г.Я. и др.). Трансформации, реализуемые на сегодняшний день в системе высшего образования, придают особую значимость вопросу активизации будущих профессионалов (Валеева М.А., Дремина И.Е., Китаева И.В., Колесникова Е.И., Ломакина О.В., Матяш Н.В., Панина Т.С. и другие). Введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения требует обязательного применения активных и интерактивных методов обучения. Отметим, что они должны занимать не менее 20 % от аудиторных занятий.

С нашей точки зрения, профессиональная компетентность полноценно формируется лишь в практической деятельности за счет использования инновационных методов и техник обучения. По мнению М.А. Валеевой, отдаленность реальной практики в профессиональной подготовке обуславливает формализм в получении знаний, а также сложность их применения в жизни [1, с. 88].

В научной литературе существует множество определений понятия «интерактивное обучение». Рассмотрим некоторые из них подробнее. Т.С. Панина определяет интерактивное обучение как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [6, с. 13]. М.А. Валеева называет его совместным проблемным обучением «посредством действия, обучение в сотрудничестве студентов с преподавателями и друг с другом» [1, с. 98]. Интерактивное обучение, по Ханину С.В., представляет собой «технологию сотрудничества обучающихся и педагога, заключающегося в тесном взаимодействии всех участников дискуссии, обмене мнениями и идеями по обсуждаемой проблеме», что позволяет ученикам приобретать необходимые навыки (практические, комму-

УДК 159.9 Р.А. Кутбиддинова

© Кутбиддинова Р.А., 2015

никативные, социальные, аналитические, рефлексивные)» [8, с. 178]. Таким образом, под интерактивным методом можно понимать способ взаимодействия преподавателя и студентов друг с другом, при котором все участники вовлечены в процесс познания, рефлексию собственных знаний и умений.

Как указывает Колесникова Е.И., внедрение данных методов в процесс профессиональной подготовки специалистов предполагает повышение требований к профессорско-преподавательскому составу вуза. Если при традиционном обучении студент выступает в качестве объекта педагогического воздействия, то с применением интерактивных методов обучения, студент находится в диалоге со всеми участниками педагогического процесса, что характерно для субъект-субъектного взаимодействия. Он активно принимает участие в учебной деятельности, моделирует жизненные ситуации, выполняет творческие и поисковые задания, проекты, вступает в дискуссию с однокурсниками. Можно сказать, что «активность педагога уступает место активности» студентов [4].

Подготовка и реализация интерактивных методов с обучающимися требуют от преподавателя значительных временных затрат, подготовленного инструментария, специально организованной аудитории, а также всестороннего анализа и контроля происходящего в студенческой группе. Эффективность внедрения «диалоговых» методов тесным образом взаимосвязана с личностными и профессиональными качествами педагога: активностью, гибкостью в поведении, толерантностью, коммуникабельностью, прогностическими способностями, педагогическим тактом. Для стимулирования учебной деятельности студентов педагог должен создать атмосферу доверия и принятия; учитывать индивидуальные особенности студентов; поощрять свободный обмен мнениями; провоцировать интересы студентов, затрагивая актуальные темы; активизировать исследовательскую деятельность обучаемых; контролировать процесс обсуждения проблемы; анализировать и оценивать проводимые занятия. Кроме того, необходимо отмечать именно образовательные, а не соревновательные цели обучения студентов. Важным моментом эффективности интерактивных методов является конспектирование основных мыслей; наблюдение за собой и другими участниками; детальный анализ происходящего в группе с последующим обсуждением и исследованием.

Характерными чертами интерактивного обучения являются обязательное наличие обратной связи; большая самостоятельность и инициативность обучаемых; сотрудничество всех участников педагогического процесса; проблемность и рефлективность обучения. Как указывает Еромасова A.A., участие студентов в практических занятиях (круглые столы, сообщения в виде пресс-конференций, интеллектуальные игры и др.) «наряду с изучением обязательных дисциплин дает им возможность заниматься научным творчеством, что, бесспорно, способствует развитию и поддержке в них исследовательского потенциала» [2, с. 125].

Существует множество интерактивных методов обучения:

- дискуссионные методы (мозговая атака, круглый стол, панельная дискуссия, дебаты

и др.);

- игровые методы (деловая, ролевая, имитационная игра, организационно-деятельностная игра и др.);

- анализ конкретных ситуаций (кейс-метод);

- кооперативные методы обучения (СТАД, «Джигсо», обучение в командах достижений

и др.);

- проектные методы (практико-ориентированный, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, игровой или ролевой проект);

- социально-психологические тренинги (тренинг конкретных умений, общения, тренинги личностного роста, профессиональные тренинги и др.)

В ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» широко используются методы интерактивного обучения. Приведем примеры использования интерактивных методов на занятиях со

студентами, обучающимися по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования».

I. Групповая дискуссия на тему «Одиночество - зло?». Групповая дискуссия - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, с целью прояснения мнений и позиций, а также изменения установок участников, сопоставления противоположных точек зрения, уменьшения сопротивления к восприятию новой информации, снижения эгоцентризма. Цель дискуссии: обсудить понятие и виды одиночества; познакомить с различными подходами в психологии к определению и сущности одиночества (психодинамический, бихевиоральный, экзистенциально-гуманистический подходы). Продолжительность: 1,5 часа.

Вопросы к аудитории.

1. Опишите свои представления об одиночестве. Знакомо ли Вам данное чувство?

2. Каковы, на Ваш взгляд, причины одиночества?

3. Всегда ли одиночество - это добровольное избегание контактов?

4. Вы согласны с определением Л. Пепло, что состояние одиночества «вызывает страдания и воспринимается негативно»?

5. В чем различие понятий: «одиночество», «изоляция», «уединение»?

6. Существует ли взаимосвязь между переживанием одиночества и неадекватной самооценкой человека?

7. В юности и подростковом возрасте чувствовать одиночество - это нормально?

8. Как связаны интро- и экстроверсия с одиночеством?

9. Другого человека возможно знать «полностью»?

10. Каковы тендерные особенности переживания одиночества?

11. Личность, имеющая потребность в самоактуализации, нуждается в одиночестве, без него невозможно познать себя. Согласны ли Вы с мнением А.Х. Маслоу?

12. По мнению Д.И. Янг, одиночество и депрессия тесно связаны друг с другом. Согласны ли вы с этим утверждением?

Для эффективного проведения групповой дискуссии преподавателю следует заготовить раздаточный и презентационный материал, в котором будут отражены основные положения, цитаты и взгляды различных ученых на феномен одиночества: психоаналитиков, представителей социологического, когнитивного, экзистенциального и гуманистического направления. В раздаточном материале можно обозначить правила ведения спора-диалога и формулировки, используемые в дискуссии, а также внешние поведенческие признаки и внутренние состояния «одиноких людей».

II. Деловая игра на тему «Международный психологический конгресс». Деловая игра -это вид игры, при котором происходит осмысление и освоение профессиональных задач, связанных с реальной действительностью. Цель деловой игры: формирование профессиональных мотивов и интересов, моделирование будущей профессиональной деятельности, обучение коллективной мыслительной работе. Продолжительность: 2-2,5 часа.

За некоторое время до проведения деловой игры участники делятся на пять команд - представителей от направления в психологии («фрейдисты», «бихевиористы», «когнитивисты», «гуманисты», «гештальтисты»), которые приехали на Международный психологический конгресс, посвященный теме «Психологическая концепция здоровья и болезни». Также создается экспертная группа из трех человек, которая будет оценивать представителей команд.

Задания для выполнения.

1. Подготовить доклад на конгресс и ответы на возможные вопросы присутствующих.

2. Разработать четыре вопроса для каждой команды противников. Вопросы могут быть различными, направленными на выявление отношения представителей к какому-либо факту, экспери-

менту и т.д., вопросы на понимание концепции, вопрос-тест и вопрос-ловушка, имеющий провокационную информацию. Необходимо тщательно познакомиться с каждым направлением в психологии по вопросу психологического здоровья и болезни.

В ходе игры представители всех команд создают девиз своего подхода, выступают с пятиминутной речью, в которой они должны кратко изложить основные положения предлагаемой ими концепции психологического здоровья и болезни, отвечают на вопросы, аргументированно и убедительно доказывая правоту своей концепции.

III. Кооперативный метод обучения. Кооперативное обучение - это форма взаимного обучения студентов друг друга. Цель занятия: расширить представления студентов о типах клиентов, вызвать интерес к психологическому консультированию, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков. Продолжительность: 40-60 минут.

Ход занятия: участники получают по одной фигуре. Всего участников - 20 человек, фигур четыре (круг, треугольник, квадрат и звезда) и цветов четыре (красный, синий, зеленый и желтый). Группа разбивается на 4 подгруппы по форме. Каждая подгруппа получает свою часть материала, студенты читают его до полного понимания изучаемого вопроса. В микрогруппе анализируют полученный материал. Затем участники объединяются с другими по цвету фигуры и проговаривают свой материал, внимательно слушая и запоминая других. По сигналу ведущего участники объединяются в группы по форме фигуры. В течение некоторого времени (от 2 до 10 минут) в группах воссоздается полный текст в письменной форме. После этого каждая группа читает свой вариант получившегося текста, а ведущий оценивает правильность воспроизведения каждого фрагмента, структуры текста, адекватность передачи смысла текста и определяет победившую группу. Каждая подгруппа получает текст для запоминания.

1. Плачущий клиент - клиент, не способный на консультативной сессии сдерживать, контролировать переполняющие его глубокие чувства, вызванные сильным внутренним напряжением, обидой, нервной слабостью, катарсисом и т.д., и выражающий их слезами, ситуативным плачем, рыданиями. В процессе консультирования плачущих клиентов, психолог-консультант не должен относить слезы на свой счет и утешать плачущего клиента. Следует сделать паузу, помолчать, дать возможность клиенту самостоятельно справиться с собой. Также не стоит настаивать на обсуждении темы, вызвавшей слезы, можно обсудить ее позднее.

2. Враждебно настроенный клиент - человек, принесший извне в ситуацию консультирования враждебность и агрессивность, причины которых кроются в его предшествующих собственных жизненных обстоятельствах, вызвавших напряжение и внутреннюю неудовлетворенность. Консультант должен помнить, что на злость и агрессию клиента нельзя реагировать ответной враждебностью, насмешками, скрытым «подстрекательством». Нельзя вступать с клиентом в споры и пререкания. Консультант может открыто, с помощью нейтральных выражений сообщить клиенту, что его поведение воспринимается как враждебное и недопустимое. Надо помочь клиенту осознать причины враждебности и открыто вербализировать, отреагировать ее.

3. Немотивированный клиент - человек, приведенный или направленный на консультацию другими лицами или организациями, или руководствующийся целями, внешними по отношению к консультированию и решению его реальных проблем. В случаях немотивированных обращений консультант может отказаться от работы с клиентом, но, поскольку скрытые проблемы обычно все-таки есть, стоит, не принуждая клиента к сотрудничеству, попытаться побудить его начать хотя бы говорить о проблеме. Здесь подходит рассказ о сути психологического консультирования и возможностях психологической помощи или несложные диагностические процедуры, способные заинтересовать клиента.

4. Клиент, предъявляющий завышенные требования к консультированию - человек, претен-

дующий на большее внимание, заботу, проявление симпатии, дружбы и т.п. со стороны практикующего психолога. Такой клиент манипулирует психологом-консультантом, эксплуатирует в нем переживание своей незаменимости, особой значимости в его жизни и провоцирующий возникновение контртрансферных реакций. Основным элементом стратегии в общении с навязчивыми клиентами, является использование конфронтации, но в еще большей степени помогает избавление консультанта от иллюзий своей значимости и незаменимости в их жизни, анализ контртрансферных реакций, самооценки и притязаний [7, с. 322].

Стоит отметить, что на проведение интерактивных методов студенты реагируют с интересом, с готовностью дают обратную связь, говорят о том, что интерактивные методы «помогают раскрыть себя во время занятий», «дают возможность выразить собственную точку зрения », «услышать других участников, сплотить группу в целом », «развиваются коммуникативные навыки ». Таким образом, интерактивные методы обучения позволяют воздействовать не только на познавательную сферу, но и на эмоционально-чувственную, мотивационную сферу личности. Благодаря этим методам у студентов пробуждается интерес к изучению профессиональных дисциплин, повышается учебная мотивация, формируются коммуникативные умения и навыки, а такте умение работать в команде.

Библиографический список

1. Валеева М.А. Использование интерактивных методов обучения как условие становления социально-профессионального опыта студента // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 88-98.

2. Еромасова A.A. Фрагмент исследовательской деятельности студентов (на материале изучения образа героя) // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - 2014. - № 3(3). -С. 124-129.

3. Китаева И.В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 1(12). - С. 107-110.

4. Колесникова Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования компетентности студента интерактивными методами обучения // Фундаментальные исследования. Пенза: Академия Естествознания. -2012. - № 11-5. - С. 1135-1139.

5. Кутбидцинова P.A. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие / P.A. Кутбиддинова. - Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2014. - 136 с.

6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. - М.: Академия, 2007. - 176 с.

7. Сапогова Е.Е. Практикум по консультативной психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений направления и специальностей «Психология» / Е.Е. Сапогова. - СПб.: Речь, 2010.- 542 с.

8. Ханин C.B. Использование кейс-метода как метода интерактивного обучения в преподавании курса «История органов внутренних дел» // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - № 24. -С. 177-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.