Педагогика
правой рукой, то необходимо научится выполнять действия левой. Вскоре вы заметите, как легко и быстро вы можете переключиться с одного дела на другое.
3. «Глаза закрывай и задания выполняй!».
Делать что-либо с закрытыми глазами можно не
только в переносном, но и в буквальном смысле.
Детям можно предложить выполнить с завязанными глазами:
- нужно убрать игрушки или собрать вещи на занятия;
- шнуровка предметов;
- одеть или раздеть куклу;
- действия с конструктором;
- передача мяча по кругу и т. д.
4. «Немой телевизор». Включите фильм или передачу без звука. Задача ребенка «озвучить» то, что происходит на экране, «читая» по губам. Трудно по губам? Можно следить за мимикой актеров, пытаться угадать сказанное по жестам. Получается два в одном: и развитие мозга, и занятия актерским мастерством.
Нейробика (кинезиологические упражнения).
Кинезиология (от греческих «кинезис» - движение и «логос» - знание) - это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее можно смело включать в режим дня. Упражнение «Жаба», «Кольцо», «Ухо-нос», «Зеркальное отражение».
Нейропсихологическая игра «Повтори» данные упражнения помогают увеличить скорость мышления
и реакции, улучшают память, тренируют умение анализировать. Это жизненно необходимые навыки для адаптации к стремительно меняющемуся миру.
Многие родители часто забывают о тесной связи мозга с телом ребенка. Однако умение владеть своим телом напрямую влияет на когнитивные процессы, в этом отлично помогут тренажеры для майнд-фитнеса: «гимнастика для ума» и «карта тела» Ш.Т. Ахмадул-лина. Простые движения, выполнить которые на первый взгляд очень легко, тренируют межполушарные взаимодействия, улучшают координацию и ориентацию в пространстве, тренируют внимание, память, благоприятно влияют на мышление и речь и развивают у ребенка восприятие схемы тела. Одной тренировки недостаточно, чтобы достичь желаемого результата необходимо такие упражнения выполнять от 20 до 30 дней по 15-20 минут в день. Освоение данной технологии необходимо не только современным детям, но и педагогам. Майнд-фитнес - технология, которая направлена на развитие навыков, являющихся универсальными для специалистов разных отраслей. Необходимость развития памяти, концентрация внимания, логического мышления и других когнитивных навыков обусловлена самой жизнью с ее стремительным темпом и быстро меняющимися условиями. Обводя собственное подсознание вокруг пальца, и даря ему возможность расслабиться, вы прокачиваете ключевые когнитивные функции и навыки, владение которых незаменимо в нашем стремительном и потрясающе-интересном мире.
Литература
1. Зиновьева А.Ф. «Майнд-фитнес» — технология развития когнитивных способностей в дошкольном возрасте» / А.Ф. Зиновьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doshkolnik.ru/psihologiya/34793-maiyndfitnes-tehnologiya-razvitiya-kognitivnyh-sposobnosteiy-v-doshkolnom-vozraste.html (дата обращения: 24.04.2023).
УДК 37
РС! 10.21661/Г-559768
Куликова О.В.
Игра на детских музыкальных инструментах по системе Карла Орфа
Аннотация
В статье описывается опыт работы по использованию орфовских музыкальных инструментов в работе с дошкольниками.
■ Ключевые слова: элементарное музицирование, шумовой оркестр, музыкальные инструменты, Карл Орф.
Музыкальная образовательная деятельность в детском саду регулируется ФГОС, основной программой дошкольного образования, программой музыкального воспитания, парциальными программами. Для успешной музыкальной деятельности необходимо идти в ногу с современными образователь-
ными процессами и ориентироваться в многообразии ин-тегративных подходов к развитию детей.
Цель: создание условий для музыкального, творческого развития, эмоционального комфорта воспитанников средствами музыки через использование инновационных подходов.
Педагогика
Задачи:
- развивать познавательный интерес, коммуникативность, музыкально - творческие способности;
- воспитывать интерес и любовь к музыке;
- содействовать оптимизации отношений партнёрства между детьми и взрослыми через разнообразные формы взаимодействия.
Наверняка, многие из слышали о Карле Орфе, австрийском композиторе, педагоге, разработавшему систему музыкального воспитания детей, которая широко использовалась в европейских странах, а в нашу страну пришла в начале 60-х годов. Система основана на развитии детского творчества, в которую включены синтетические формы музицирования, сочетание пения и движения, пения и игры на музыкальных инструментах, ритмизованного чтения стихов и игры на детских музыкальных инструментах. Карл Орфом был создан «Шульверк» - сборник в 5 томах, что в переводе означает «обучение в действии», который состоял из небольших партитур для пения, игры и танца с музыкальными инструментами. Карл Орф уже на склоне лет мечтал создать «Шульверк» на основе российского фольклора. К сожалению, в России нет этого учебника, но последователи теории Орфа в нашей стране, создали на основе его концепции свои разработки. Например, Тютюнникова Т.Э. разработала программу «Элементарное музицирование», Трубникова «Играем в оркестре по слуху». Музыкальные инструменты Карл Орф собирал по всему миру во время путешествий по разным странам и на их основе создал свой, базовый комплект музыкальных инструментов, названный «орфов-ским». Он состоял из ударных мелодических инструментов: глокеншпилей - колокольчиков различной высоты на подставке, ксилофонов, металлофонов, со съемными пластинками, изготовленными из различных сплавов, дерева высокого качества, натуральных природных материалов, которые издавали «чистый звук». В дальнейшем, основной комплект пополняется флейтой, ставшей важнейшим мелодическим инструментом в орфовском наборе. Разнообразие шумовых колористических инструментов трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, пальчиковые тарелочки, различных размеров, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, коробочки, барабаны, цимбалы, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Также, применялись очень
простые духовые инструменты (различные свистульки). Музыкальная культура различных стран очень помогла Карлу Орфу в создании комплекта как ударных звуковы-сотных, так и шумовых музыкальных инструментов.
Система музыкального воспитания Карла Орфа полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка («Учимся, делая и творя») и включает в себя следующие элементы:
- речевые упражнения;
- поэтическое музицирование;
- музыкально-двигательные упражнения;
- игра в ансамбле;
- элементарный музыкальный театр.
Особый интерес у детей вызывают инструменты, изготовленные из бросового материала или природного -скорлупки, орешки, предметы из пакетиков различных цветов и формы, маракасы, стаканчики с ленточками, коробочки с крупой, игра на которых приводит детей в восторг. Я считаю немаловажным развивать творчество детей, побуждая их к активным самостоятельным действиям - подбору инструментов, анализу, импровизации знакомой мелодии. Например, подумать и выбрать, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них музыку природного явления или персонажа. Или, прослушав муз произведения, выбрать инструменты, подходящие по характеру для украшения данной пьесы. Инструменты из орфовского набора, а также, самодельные, применяются не только для создания оркестра, но и для очень интересного вида работы - озвучивание сказок с помощью музыкальных инструментов. Такая форма деятельности интересна детям, эффективна, способствует развитию творчества.
Подводя итог, следует сказать, что сама возможность музыкально-творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит обучение. Для успешного творческого процесса необходимо обеспечить открытость пространства взаимодействию, случаю и свободному поиску. Насыщенная, гибкая материальная среда содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создает условия творчеству. Музыкальные инструменты должны быть простыми в освоении, обеспечивая легкость и свободу игровых манипуляций с ними. Этим условиям отвечают орфовские инструменты в сочетании с многообразием шумовых.
Литература
1. Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно - методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. -ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. - 656 с.
2. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа «Тутти» / А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова. - СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: из опыта работы / Н.Г Кононова. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
4. Сычёва М.А. «Первые уроки музыки»: методическое пособие с элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей / М.А. Сычёва. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
5. Тарасова К.В. Играем в оркестре по слуху / К.В. Тарасова, М.А. Трубникова. - М.: Центр «Гармония», 2003.
6. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Вып.1. Игры звуками: учебно - методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 100 с.
7. Бэр Ф. Музыкальные инструменты / Ф. Бэр; пер. с нем. А.Е. Ванюшина. - М.: Мир книги, 2007. - 48 с.