Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео). Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин - «компьютерная технология обучения». Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты вязанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.
Итак, учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что современные условия жизни диктуют инновационные подходы в образовании и воспитании дошкольников. Данные технологии целенаправленно развивают способности ребенка, выпускают во взрослую жизнь мыслящих, неравнодушных маленьких граждан, способных делать самостоятельный выбор и принимать условия современного общества.
Список литературы:
1. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов, 2005. - 70 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
3. Белая К.Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГТ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. -№ 11.
4. ФГТ: «Познание», «Коммуникация», «Чтение» // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 2.
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
ИГРА В ОРКЕСТРЕ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ
© Шемарина А.О.*
Центр развития ребенка - детский сад № 550 «Академия Успеха», г. Екатеринбург
Игра на музыкальных инструментах - один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. Звуки, извлекаемые из них,
* Музыкальный руководитель.
привлекают внимание детей, пробуждают интерес и желание играть на этих инструментах. Но система, при которой бы мы просто разучивали с детьми партии в какой-либо аранжированной пьесе, и исполняли перед родителями на утренниках, была бы непродуктивной. Мотивации у детей в такой ситуации не достаточно, ситуация развития способностей детей практически отсутствует.
Другая форма, которая позволила детям ИГРАТЬ (а ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников) со звуками, на музыкальных инструментах, получать радость от такой игры - это элементарное музицирование. Причем играть можно со всеми элементами и средствами музыкальной выразительности - ритмом, тембром, темпом, динамикой. Целью этого музицирования является развитие музыкальности у дошкольников в творческой активной деятельности. Помимо этого при музицировании постоянно решаются задачи общего психического развития (прежде всего развитие воображения, творческого мышления, памяти, коммуникативных способностей), общекультурного воспитания детей. В своей профессиональной деятельности я решаю эти задачи посредствам реализации программы «Играем в оркестре», через органичную взаимосвязь музыки, движения и речи.
Карл Орф писал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов - воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление. ... Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
Одна из важнейших идей, лежащих в основе Шульверка К. Орфа: собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная -вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. Но это же детское творчество, как ничто другое, способствует развитию музыкальности. Таким образом, идея заложить фундамент музыкальности неразрывно связана с первой идеей - развития детского творчества. Программа «Играем в оркестре» в нашем детском саду реализуется в форме музицирования.
Хочется сказать об основных принципах подбора музыкального материала, форме и стиле ведения факультатива «Играем в оркестре».
1. Особая атмосфера, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность, радость от взаимодействия испытывают почти все. Важнейшим фактором успешного обучения детей является эмоциональная атмосфера занятия. Тяга к положительным эмоциям является жизненной необходимостью любой нормальной психики. Реакция удовлетворения, которая возникает у детей, нашедших правильные ответы («Я могу», «Я умею», «Я знаю») создает не только творческую атмосферу, но атмосферу радости. Рациональная и эмоциональная атмосфера ребенка должны развиваться как
единое целое. Обращение только к рациональному губит, иссушает эмоциональное богатство натуры ребенка. Тогда как исследования современной психологии убедительно доказывают, что именно состояние эмоционального подъема увеличивает запоминание во много раз по сравнению с чистой логикой. Вот почему важнейшее значение для успешной работы имеют такие «мелочи», как интонация педагога при разговоре с детьми, его взгляд, манера общения.
2. Активная творческая деятельность детей. Цель - развитие творческих способностей детей и их обучение в действии. Именно поэтому оно (обучение) по форме и содержанию наиболее естественно соответствует природе детей дошкольного возраста. Фантазию и способность к переживанию следует развивать уже в раннем возрасте. Все, ребенок переживает, все, что в нем разбужено и воспитано, скажется на протяжении всей его жизни [4].
Творческие задания связаны с импровизациями звукоподражательного характера и сочинениями разных по жанру и настроению мелодий. Непременным условием творческих проявлений детей является накопление и обогащение музыкальных впечатлений, владение навыками игры на инструментах, осознанное отношение к средствам музыкальной выразительности [4].
3. Связь музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью. Опора на высокохудожественную народную, классическую и современную музыку, детский фольклор.
4. Индивидуализации и самовыражения. Отношение к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие его индивидуально-творческих проявлений. «Сыграй, спой, пробеги, как ты хочешь», - эти слова раскрывают перед ребенком двери в мир фантазии, находчивости, где он не скован почти никакими ограничениями. Здесь он не боится ошибиться, потому что все многовариантно. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность. «Развитие ребенка в том и состоит, что он становится тем, кем является: становится сам собой» (А. Мелик-Пашаев). Глубокое уважение личности ребенка является той психологической базой, на которой только и возможна организация любого вида творческой деятельности детей, формирование у детей желания и потребности активно общаться с музыкой - музицировать.
5. Постепенность, последовательность. Если ребенок перескакивает ступени развития, «не музицирует, а только интерпретирует, не познает на опыте, как музыка создается, как она формируется... - не удастся заложить у широкой массы детей фундамент музыкальности» [4].
Основным условием развития музицирования детей-дошкольников является предварительное накопление детьми необходимых музыкально-слуховых представлений.
Звуковысотный музыкальный слух рождается из тембрового, поэтому первые задания важно направлять на поиск нужных тембров, регистров [5].
Ориентировочно-тембровая ступень предполагает такую форму занятий, в котором бы сочетались бы пение, художественное слово, рассматривание иллюстраций, музыкально-дидактическую игру, подбор мелодических звукоподражаний на музыкальном инструменте. Это активизирует детей, естественно и легко вводит их в деятельность подбора по слуху. В работе над тембровым слухом позже вводятся задания на самостоятельный выбор детьми музыкальных инструментов в зависимости от тембровых особенностей пьесы.
Ритмическая ступень характеризуется воспроизведением темпа, метра, ритмического рисунка мелодии, переносом освоенных способов действий на различные ударные и звуковысотные детские музыкальные инструменты, являющиеся показателям обобщенности сформированных действий.
Мелодическая ступень Делаются первые шаги в подборе мелодии: дети подбирают яркие мелодические ходы (начиная с терции - зов кукушки). Шаг за шагом диапазон мелодии расширяется до пятиступенного звукоряда без полутонов.
6. Принцип импровизационности. Он касается и детей, и взрослых. Из всех многообразных творческих действий ребенку ближе всего импровизация. Орф К. писал о том, что импровизация педагога должна быть тщательно подготовлена. Особенно важно, что импровизация позволяет не только творить, но и уже в процессе обучения пользоваться полученными навыками и знаниями, тем самым закрепляя их.
Главной задачей в процессе музицирования является импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих игру на музыкальных инструментах, речь и движение. Дети на самом деле, а не пассивно слушают педагога, действуют творчески, поскольку их ставят в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, придумывать, проявлять свою индивидуальность. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, направляемые педагогом, решают практически сложнейший вопрос музыкальной педагогики - воспитания и обучения через творчество.
7. Связь музыкальных инструментов с голосом и телом человека. Игра на инструментах сочетается с игрой со «звучащими жестами», т.е. игрой звуками своего тела: хлопками, шлепками, щелчками, притопами, вокально-речевым интонированием. Более подробно следует сказать о звучащих жестах. Это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящем в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары по груди и бедрам.
Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов.
Звучащие жесты являются не только носителями определенных тембров - их использование вносит движение в освоение детьми ритма.
Этот подход является важным методическим моментом, так как ритм осознается и осваивается только в движении.
8. Использование качественных инструментов. Орф К. считал, что инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при том быть очень простыми, удобными для игры. И, в первую очередь, это должны быть инструменты, которые обязаны своим происхождением «элементарному» - хлопкам, ударам, притопам, с одной стороны, и пению - с другой стороны, т.е. ударные и духовые инструменты. Сегодня во многих детских садах, и в нашем, в том числе, есть орф-инструменты, на которых дети играют с огромным удовольствием. Они дополняются другими ударными инструментами, а также предметами, привлекшими внимание детей своими звуковыми или шумовыми эффектами (игрушечная шарманка, самодельные маракасы из бутылочек, кастаньеты из скорлупы грецких орехов). Это связано с тем, что инструменты предназначены не столько для исполнительской деятельности, сколько для игр детей с музыкальными тембрами, звукотворчества. Ему в занятии уделяется много места. Любой придуманный и извлеченный ребенком звук, обладающий индивидуальным тембром, принимается и используется в звуковых композициях.
Особо следует сказать об особой направленности музыкальной деятельности на самих музицирующих. Присутствие постороннего слушателя на таком занятии - неестественный момент. Главное здесь заключается во внутреннем общении участников, в котором всегда есть момент сокровенного, не предназначенного для стороннего слушателя. Дети музицируют для себя и не всегда хотят, чтобы кто-то смотрел со стороны, как они это делают. Всем присутствующим предлагается изменить статус слушателя и стать участником музицирования. Слушатели, включающиеся в процесс, отмечают, что «внутри интереснее, чем снаружи», так как наблюдающие со стороны видят и слышат только поверхностный слой происходящего, «второй же план для них закрыт». А именно он и содержит самую важную - духовную часть информации. «Истинный духовный смысл музицирования выявляется лишь в процессе активного участия в нем».
Список литературы:
1. Андреева М. Игровое сольфеджио для детей 4-5 лет. Донотный период. - М., 1994.
2. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. - СПб.: «Композитор», 2005.
3. Куприна Н.Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста: учебное пособие. - Екатеринбург, 2003.
4. Система детского музыкального воспитания Карла Орфат / Под ред. Л.А. Баренбойма. - Л.: Издательство «Музыка», 1970.
5. Трубникова М.А. Играем в оркестре. Программа и методические рекомендации по обучению дошкольников игре по слуху. - М., 1994.
6. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. - М., 2001.