References
1. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya: slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Librokom, 2013.
2. Novaya filosofskaya 'enciklopediya: v 4 t. Institut filosofii RAN, Nac. obsch.-nauchn. fond; Nauchno-redakcionnyj sovet: V.S. Stepin, A.A. Gusejnov, G.Yu. Semigin. Moskva: Mysl', 2010.
3. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva; Leningrad: Nauka, 1966.
4. Yakovlev E.V, Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie ipredstavlenie rezul'tatov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo RBIU, 2010.
5. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. Moskva: SINTEG. 2007.
6. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya. Moskva: Librokom, 2010.
7. Medvedeva M.S., Formirovanie gotovnosti buduschih uchitelej k rabote v usloviyah smeshannogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2015.
8. Filosofskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Sov. 'Enciklopediya, 1983.
9. Faizova 'E.F. Sredstva smeshannogo obucheniya studentov tehnicheskogo kolledzha. Sbornik statej pobeditelej IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 10 dekabrya, Penza: Nauka i Prosveschenie, 2016: 257 - 259.
Статья поступила в редакцию 15.02.17
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Dolgopolsky L.L., postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIAL ASPECTS OF ADAPTATION OF CARL ORFF'S PEDAGOGICAL SYSTEM FOR MODERN RUSSIAN SCHOOL.
The researchers have a task to highlight the importance and the timeliness of integration of Carl Orff's "School Work" pedagogical system into Russian school. The Russian pedagogy is currently focused on metadisciplinary and metasubject results of learning. The researchers also stress the importance of adaptation of "School Work" and hold out an opportunity of such adaptation based on elements of Russian folklore, folk music and Russian folk instruments. At the same time, the proposed adaptation is partially based on the estimation of musical intelligence skills (by Gardner's Multiple Intelligences Theory). There is the conjectural inference that such adaptation must provide an opportunity to realize the metadisciplinary conception efficiently.
Key words: metadisciplinarity, metasubject result of learning, Carl Orff's pedagogical system, School Work, Multiple Intelligences Theory.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected] Л.Л. Долгопольский, аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ КАРЛА ОРФА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОМ ШКОЛЫ
В данной статье освещается важность и актуальность использования методики Карла Орфа на уроках музыки в современной российской школе. Это обосновано взятым отечественной педагогикой курсом на формирование метапредметных компетенций у учащихся. Также в статье подчёркивается необходимость адаптации методики Орфа «Музыка для детей» для отечественных школьных реалий и предлагаются некоторые возможные направления такой адаптации, предположительно позволяющие наиболее эффективно реализовать все принципы метапредметного подхода, отраженные в образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). В качестве возможной основы адаптации исследователи рассматривают использование в рамках методики Орфа русского фольклорного материала и диагностики сформированности музыкального интеллекта, основанной на принципах теории множественного интеллекта Г. Гарднера.
Ключевые слова: метапредметность, формирование метапредметных компетенций, методика Карла Орфа, Шульверк, теория множественного интеллекта.
Современная российская школьная педагогика на сегодняшний день целиком и полностью ориентирована на метапредметность. Основной предпосылкой для закрепления за метапредметным подходом главенствующей роли в школьном образовании явилась катастрофическая оторванность содержания школьных предметов друг от друга. Учащиеся не имели на момент окончания школы целостной и общей картины знания, у них не были сформированы универсальные (метапредметные) умения; притом именно такие умения являются сегодня абсолютно необходимыми для соответствия тем многочисленным и сложным требованиям, которые предъявляет к гражданину современный социум.
Сегодня необходимы уже далеко не узкопрофилированные специалисты (как это было несколькими десятилетиями ранее), но универсальные, обладающие как специальными, так и общими познаниями, умениями и компетенциями широкого профиля. Именно и только такие специалисты способны решать возникающие непростые задачи, находящиеся на стыке нескольких различных научных дисциплин и областей человеческой деятельности. Несформированность надпредметного, метапредметного знания - понимания особенностей взаимосвязи ранее полученных в школе различных предметных знаний, умений и навыков - существенно снижает эффективность практического
применения таких знаний, как во время учёбы, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Сегодня лишь метапредметный подход способен решить данную проблему отечественного школьного образования. Формирование метапредметных компетенций является, фактически, залогом овладения учащимися «умением учиться», развития их мышления, способности анализировать, творческого начала, логического мышления, воображения. Метапредметный подход является одним из главных приоритетов ФГОС.
На сегодняшний день, среди существующих исследований формирования метапредметных компетенций на уроках музыки в школе можно выделить ряд важнейших трудов, характеризующих степень научной разработанности общей проблемы мета-предметности в отечественном школьном образовании. Само содержание метапредметного подхода, представленное во ФГОС, основывается на трудах таких выдающихся исследователей, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Хуторский, Ю.В. Громыко и Г.П. Щедровицкий. Также весьма существенный вклад в исследование проблемы формирования метапредметных компетенций в отечественной школе на уроках музыки внесли работы следующих авторов: Т. Тютюнникова, Т. Боровик и Е. Забурдя-ева, посвятивших свои работы применению методики «Музыка для детей» К. Орфа и использованию оркестра орф-инструмен-
тов в отечественной педагогике. В этой связи нельзя также не упомянуть имена таких исследователей, как Е.В. Назайкинский, Н. Ветлугина, С. Мальцев, Г. Ригина, Г. Шатковский, В. Жилин и Л.В. Виноградов.
Однако, при общем хорошем уровне научной разработанности проблемы формирования метапредметных компетенций в российской школе на уроках музыки, можно, тем не менее, констатировать факт разработанности все же не вполне достаточной. Не в полной мере сформирован понятийный аппарат, само количество исследований данной проблемы сравнительно невелико. И на сегодняшний день все еще весьма острой остается проблема адаптации «Музыки для детей» к некоторым отечественным школьным реалиям.
По итогам анализа практики адаптаций системы Орфа в отечественной педагогике, можно утверждать, что проделана огромная работа, принесшая, несомненно, свои плоды. Сюда можно включить и сеть различных тематических семинаров для педагогов, посвященных применению «Шульверка», и периодическое издание «Вестник Общества К. Орфа», и множество уже разработанных и эффективных методических пособий.
Тем не менее, сегодня в отечественной школьной педагогике все еще не разработана однозначно эффективная и гармоничная методика, в первую очередь, творческого обучения музыке; такая методика, где продуктивные формы музицирования доминировали бы над репродуктивными; методика, имеющая при этом неразрывную связь с отечественной педагогической и культурной традицией. Использование такой методики способствовало бы всестороннему, метапредметному развитию творческой личности и формированию соответствующих метапредметных компетенций.
Так чем же так хороша в этом смысле именно методика К. Орфа? И почему настолько важен сделанный выше акцент именно на продуктивное, творческое музицирование? «Музыку для детей» можно назвать одной из самых эффективных метапредметных методик для учащихся раннего и младшего школьного возраста [1]. Цель ее состоит в раскрытии креативных музыкальных способностей у учащихся и формировании определенных метапредметных компетенций посредством продуктивных музыкальных, а также танцевальных импровизаций. Ведущая концепция «Шульверка» (системы Орфа) состоит в самостоятельном развитии музыкальных способностей у учащихся посредством игры на самых простых перкуссионных и мелодических инструментах: цимбалы, маракасы, ксилофоны, металлофоны, колокольчики, глокеншпили, треугольники и др. (составляющих оркестр орф-инструментов). Само понятие «Шульверк» (Schulwerk), введенное Орфом, предполагает «обучение в действии». Базовую концепцию своей системы Орф формулировал как «учимся, делая и творя» [2]. Такой подход позволяет учащимся, создающим и исполняющим совместно созданную музыку, познавать законы музыки в реальном действии, с помощью живого музицирования и импровизаций, а не путем традиционной монотонной тренировки и заучивания нотной грамоты.
На таких уроках музыки любой учащийся может в продуктивном творчестве раскрыть свою индивидуальность, развить умения общения и взаимодействия в равноправном сотрудничестве с другими учащимися и педагогом, развить навыки в эмоциональной сфере.
Использование именно такой педагогической системы на уроках музыки в отечественной школе весьма эффективно способствует формированию у учащихся множества метапредмет-ных компетенций. Таким образом, к несомненным преимуществам «Шульверка» можно отнести:
- хорошая сочетаемость и взаимодополняемость с множеством иных, более традиционных методик; в большинстве адаптаций «Музыки для детей» представлены заимствование определенных элементов данной методики и их интеграция в действующую образовательную систему;
- бережное отношение к индивидуальным особенностям каждого учащегося, что обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие во время урока;
- всестороннее развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста и формирование метапредмет-ных компетенций, необходимых для их дальнейшей всесторонней творческой деятельности [3].
При адаптации «Музыки для детей» одними из наиболее часто возникающих проблем являются проблемы оторванности данной методики отечественных педагогических и культурных
традиций, что усложняет усвоение материала учащимися, а также проблема оценки сформированности в процессе продуктивного музицирования предметных и метапредметных навыков. Даже согласно изначальной концепции Орфа, музыкальное воспитание по «Шульверку» (как им неоднократно подчеркивалось) должно основываться на национальных, возможно - фольклорных традициях, на наиболее глубинных интонационных пластах сознания, которые содержит фольклор различных культур - такие пласты могут быть весьма различными и вариативными для разных фольклорных традиций [4].
Адаптируемые для педагогики любой страны, учебные материалы «Шульверка» и используемые инструменты непременно должны основываться на национальном фольклоре, в особенности же - на детском фольклоре. Орф полагал, что эффективность продуктивной творческой учебной деятельности напрямую зависит от материала, который должен быть элементарным, чем-то изначальным, и далее постепенно усложняться по ходу учебного процесса. В качестве такого изначального материала «Шульверк» предлагает национальный фольклор, как музыкальный, так и речевой - то есть, предположительно, как при использовании классического, так и фольклорного, но чуждого данной национальной культуре материала, система Орфа будет работать не в полную силу, либо не будет эффективна вообще.
Таким образом, адаптируя орфовскую «Музыку для детей» для отечественной школы, наиболее эффективным будет использование русского народного фольклорного материала и соответствующих традиций фольклорного музицирования. Такой подход предполагает упражнения на основе разучивания детских народных песенок, попевок, считалок, закличек и т.п. Что касается традиций русского народного музицирования, при адаптации системы Орфа, предположительно, эффективно будет использовать русские народные музыкальные инструменты, соответствующие по функционалу основным орф-инструментам. При выборе инструментов необходимо учитывать такие факторы, как:
- соответствие подбираемых инструментов основным орф-инструментам;
- простота и легкость в использовании подбираемых инструментов;
- учитель и учащиеся отечественной школы должны иметь возможность с легкостью приобрести либо изготовить самостоятельно подбираемые народные инструменты.
При адаптации «Шульверка» к современной российской школе, можно предварительно предложить для замещения ряда орф-инструментов следующие русские народные инструменты (в некоторых исключительных случаях представляется более целесообразным продолжать все же использовать орф-инструмен-ты, как наиболее подходящие для выполнения учебных задач «Шульверка»):
- перкуссионные и ударные инструменты: трещотки, ложки, детские тамбурины, калюки и различные барабаны;
- ударно-мелодические инструменты: ксилофоны и металлофоны;
- элементарные духовые инструменты: простейшие четы-рехкамерные окарины, свистульки, свирели, рожки и жалейки (по возможности), кугиклы;
- струнные и струнно-смычковые инструменты (используются у Орфа только для игры на открытых струнах): гудки.
Еще одним важным моментом адаптации «Музыки для детей» для современной российской школы является решение проблемы оценки сформированности у учащихся метапредметных компетенций - представляется весьма сложным выбор системы оценки свободного творческого продукта каждого учащегося в силу его индивидуальности и уникальности. В этом отношении можно предложить подход, основанный на тех же принципах, что и оценка сформированности музыкального интеллекта по системе Г. Гарднера.
Гарднер в своих работах доказывает следующее: единственным объективным критерием оценки сформированности музыкального интеллекта (и соответственно, метапредметных компетенций, сформированность которых предполагает развитый музыкальный интеллект) может считаться только готовый творческий продукт, который был создан учащимся, либо же группой учащихся в равноправном сотрудничестве [5]. Таким образом, именно на данном принципе и предлагается основывать оценку сформированности метапредметных компетенций при адаптации «Шульверка» к использованию его на уроках музыки в отечественной школе.
Предположительно, адаптированная на основе перечисленных выше принципов методика К. Орфа, при органичной ее интеграции в школьную программу, может эффективно способствовать формированию у учащихся следующих метапредмет-ных компетенций:
- умение понимать, осознавать и формулировать различные, связанные со звуком, смыслы, начиная с качественных характеристик звука, и до иных, универсальных и метапредметных смыслов;
- умение осознавать цели разрабатываемых учащимися творческих проектов;
- умение самостоятельно находить вариативные пути решения поставленных проблем и делать выбор в сторону наиболее эффективных путей и способов;
- умение самостоятельно планировать учебные (и иные) действия и корректировать данные планы по ходу выполнения задачи, в зависимости от обстоятельств и с целью наиболее эффективного ее решения;
- умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать с окружающими в рамках творческой и иной деятельности;
Библиографический список
- умение справедливо распределять функции и роли каждого исполнителя во время совместной деятельности для наиболее эффективного решения поставленной задачи;
- умение творчески моделировать различные, в том числе нестандартные, способы решения поставленной задачи;
- умение анализировать свои действия, способность к рефлексии.
Таким образом, можно заключить, что, по нашим предположениям, весьма эффективной адаптацией педагогической системы К. Орфа «Музыка для детей» будет адаптация, основанная на принципах использования русского фольклорного материала и русских народных инструментов, а также принципах оценки сформированности музыкального интеллекта Г. Гарднера. Органично интегрированная в учебную программу отечественной школы, такая адаптация сможет раскрыть в полной мере весь потенциал системы Орфа, которая станет, в таком случае, весьма полезным инструментом в руках школьного учителя при формировании целого ряда важнейших метапредметных компетенций у учащихся.
1. Тютюнникова Т.Э. Дом, в котором живут звуки. Москва: Дрофа, 1998.
2. Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Ленинград: Музыка, 1970.
3. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Минск: Книжный дом, 1999.
4. Тютюнникова Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: история, теория, методика. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 1999.
5. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. Москва: Вильямс, 2007.
References
1. Tyutyunnikova T.'E. Dom, vkotorom zhivut zvuki. Moskva: Drofa, 1998.
2. Barenbojm L.A. Sistema detskogo muzykal'nogo vospitaniya Karla Orfa. Leningrad: Muzyka, 1970.
3. Borovik T.A. Zvuki, ritmy islova. Minsk: Knizhnyj dom, 1999.
4. Tyutyunnikova T.'E. Koncepciya tvorcheskogo obucheniya Karla Orfa:istoriya, teoriya, metodika. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 1999.
5. Gardner G. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta. Moskva: Vil'yams, 2007.
Статья поступила в редакцию 06.03.17
УДК 378
Ukolova L.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Dolgopolsky L.L., postgraduate, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSIS OF THE METASUBJECT LEARNING RESULTS, WHICH ARE THE CONSEQUENCES OF MUSICAL IMPROVISATION IN SCHOOL. The authors of the research describe and study the practice of a metasubject learner-centered approach in Russian school. The problem statement and the thematic justification do not spawn any doubts. The research highlights such problem as the diagnosis of the metasubject learning results, which are the consequences of musical improvisation in school. The researchers offer the diagnosis technique based on Gardner's Multiple Intelligences Theory. They prove the interrelation of musical intelligence and metasubject learning results. For diagnostics of the metasubject learning results in school it is offered not to use the habitual methods, but to examine directly the pupils creative product applying some special criteria. Such conception may help join the metasubject results in school with good effects.
Key words: metadisciplinarity, metasubject result of learning, Multiple Intelligences Theory, musical improvisation, musical extemporization, person-centered approach.
Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф. каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected] Л.Л. Долгопольский, аспирант каф. музыкального искусства института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОДУКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье поднимается остро стоящая на сегодняшний день проблема метапредметности в школьном образовании. Авторы освещают важность формирования метапредметных компетенций у учащихся школ, в частности это, несомненно, относится и к урокам музыки. Поскольку для достижения данной цели нередко используются методики, основанные на продуктивном, импровизационном музицировании учащихся, возникает проблема оценки результатов такой учебной деятельности и сформированности во время такого рода учебного процесса различных метапредметных компетенций. В статье предлагается, опираясь на некоторые постулаты теории множественного интеллекта Г. Гарднера, отказаться от некоторых традиционных методов оценивания и рассматривать непосредственно творческий продукт каждого учащегося. Предлагаются также некоторые возможные критерии такой оценки.
Ключевые слова: метапредметность, формирование метапредметных компетенций, теория множественного интеллекта, продуктивное музицирование личностно-ориентированный подход.