Научная статья на тему 'ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
игра / агрессивное поведение / профилактика / эмпатия / саморегуляция / социально-адаптивные навыки / game / aggressive behavior / prevention / empathy / self-regulation / socially adaptive skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева В.Р., Гирфатова А.Р.

В статье анализируется роль игры в профилактике агрессивного поведения у школьников. Проведенный анализ показывает, что игра является эффективным инструментом для предупреждения и снижения уровня агрессии у детей среднего школьного возраста. Игровая деятельность позволяет детям выразить свои эмоции, освоить навыки социального взаимодействия, развить эмпатию и саморегуляцию, а также научиться решать проблемы без агрессии. В статье представлены различные формы игровой деятельности, которые могут быть использованы в школьной среде для профилактики агрессивного поведения. Кроме того, рассмотрены принципы организации игровой среды и роли взрослого, который способен создать условия для развития позитивного и конструктивного поведения у школьников. В заключение статьи указывается на необходимость внедрения игровых методик в педагогическую практику для формирования социально-адаптивных навыков и снижения агрессивного поведения у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME AS A MEANS OF PREVENTING AGGRESSIVE BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN

The article analyzes the role of play in the prevention of aggressive behavior in schoolchildren. The analysis shows that the game is an effective tool for preventing and reducing the level of aggression in children of secondary school age. Play activity allows children to express their emotions, master social interaction skills, develop empathy and self-regulation, as well as learn how to solve problems without aggression. The article presents various forms of play activity that can be used in the school environment to prevent aggressive behavior.

Текст научной работы на тему «ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Сергеева В.Р.

студент Института Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)

Научный руководитель: Гирфатова А.Р.

Башкирский государственный педагогический университет

имени М. Акмуллы (г. Уфа, Россия)

ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье анализируется роль игры в профилактике агрессивного поведения у школьников. Проведенный анализ показывает, что игра является эффективным инструментом для предупреждения и снижения уровня агрессии у детей среднего школьного возраста. Игровая деятельность позволяет детям выразить свои эмоции, освоить навыки социального взаимодействия, развить эмпатию и саморегуляцию, а также научиться решать проблемы без агрессии. В статье представлены различные формы игровой деятельности, которые могут быть использованы в школьной среде для профилактики агрессивного поведения. Кроме того, рассмотрены принципы организации игровой среды и роли взрослого, который способен создать условия для развития позитивного и конструктивного поведения у школьников. В заключение статьи указывается на необходимость внедрения игровых методик в педагогическую практику для формирования социально-адаптивных навыков и снижения агрессивного поведения у школьников.

Ключевые слова: игра, агрессивное поведение, профилактика, эмпатия, саморегуляция, социально-адаптивные навыки.

В современных условиях развития общества различные социальные проблемы резко обострились. Рост агрессии в школьной среде отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где за прошлые годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоционально-отрицательных воздействий. Тревожит факт увеличения агрессии против личности, что чревато как для агрессора, так и для его жертвы.

Каждый второй школьник в России (57%) сталкивался с агрессией сверстников в школе. Треть опрошенных (32%) пожаловались на психологическое насилие — угрозы, насмешки и троллинг, а 27% — на толчки и побои. Основными поводами для травли становятся одежда и причёска (35%), физические данные (30%) и национальность (23%). Стараются разнять дерущихся учеников 48% опрошенных, 18% смотрят и обсуждают драку, не обращают внимания на побои 14%, а 11% респондентов снимают видео на телефон [1].

Ю.Б. Можгинский понимает феномен агрессии как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [2].

По мнению М.Ю. Чудаковой, агрессия - это мотивированное поведение, которое имеет в своей основе разрушающий характер, приносящий физический, моральный вред, которое противоречит сложившимся нормам в обществе [3]. Под агрессивностью понимают стойкую характерную черту личности, которая отражает предрасположенность к агрессивному поведению [3]. В ряде случаев агрессивность рассматривают так же как актуальное состояние и вызванное им поведение классифицируют как совершенное в состоянии аффекта.

Агрессивное поведение у детей может проявляться различными способами, включая физическую агрессию (битьё, удары) и вербальную агрессию (ругань, оскорбления). Это поведение может причинять вред не только окружающим, но и самим детям, которые страдают от негативного

влияния агрессии на свою эмоциональную и психологическую благополучность. Одним из основных факторов, влияющих на развитие агрессивного поведения, является недостаточное внимание родителей и педагогов к проблемам ребенка. Дети, не получающие достаточной поддержки и эмоционального контакта, могут становиться агрессивными в попытке привлечь внимание к себе.

Таким образом, психологическая наука расценивает агрессию как тенденцию, которая проявляется в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинения себе людей. По мнению ученых, агрессивность, сложившаяся еще в детском возрасте, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении всей жизни человека.

В современной практике образования акцент делается на превентивных мерах, направленных на предотвращение развития агрессивного поведения у детей. Существуют различные средства и методики, которые помогают детям развивать социально-эмоциональные навыки, управлять своими эмоциями, разрешать конфликты мирным путем и находить позитивные способы самовыражения.

Одним из таких средств является игра. Игровые упражнения - это эффективный метод коррекции как эмоциональных, так и поведенческих расстройств у детей среднего школьного возраста, в основу которого положен свойственный им способ взаимодействия с окружающим миром - игра. В рамках игры дети осваивают навыки коммуникации, эмоционального самоконтроля и решения конфликтов. Они учатся выражать свои эмоции словами, а не агрессивными действиями.

В этой связи было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого была разработана коррекционно-развивающая программа по профилактике агрессивного поведения детей среднего школьного возраста средствами игры. Цель программы заключалась в снижении уровня агрессивности детей среднего школьного возраста средствами игры.

По результатам диагностического обследования учащихся 5 классов и первичного мониторинга был проведен отбор учащихся, имеющих агрессивное поведение с письменного согласия родителей (законных представителей). Таким образом, целевой аудиторией в эмпирическом исследовании выступили 10 учащихся 5 класса в возрасте 10-11 лет. В рамках коррекционной программы с ними было проведено 12 занятий продолжительностью 60 минут.

Использование игры как средства профилактики агрессивного поведения у школьников является эффективным методом в современной практике образования. Игра имеет множество преимуществ, таких как создание комфортной атмосферы, участие в активных действиях, возможность самовыражения и развития социально-эмоциональных навыков.

Важным аспектом игры в профилактике агрессивного поведения является возможность детей изучать правила и нормы поведения в безопасной и непринужденной атмосфере. Через игровую деятельность дети могут учиться общению, демонстрации уважения к другим, пониманию эмоций и решению конфликтов.

Ролевые игры, например, позволяют детям понять эмоциональную составляющую конфликтных ситуаций и научиться находить оптимальные способы их разрешения. Через игры с правилами дети учатся сотрудничать, учиться взаимодействовать и находить компромиссы.

Игры также могут использоваться для развития социальных навыков, таких как эмпатия, осознание последствий своих действий и понимание прав и обязанностей. В игровой ситуации дети могут пробовать различные роли и перспективы, что способствует развитию их эмоционального интеллекта и способности сопереживать другим.

Следует подчеркнуть, что игра как средство профилактики агрессивного поведения должна быть организована и контролируема педагогами. Фасилитирование игры, обсуждение ролей и ситуаций с детьми, а также осознанное внедрение образовательных задач и целей в игровую деятельность,

помогут превратить игру в эффективный инструмент в образовательном процессе.

Таким образом, игра является мощным средством профилактики агрессивного поведения у школьников, так как позволяет им учиться эмоциональному контролю, уважению к другим и построению позитивных взаимоотношений. Педагоги должны учиться применять игры в образовательном процессе и использовать их потенциал для решения проблемы агрессии среди школьников.

Ожидаемые результаты реализации коррекционно-развивающей программы по профилактике агрессивного поведения детей среднего школьного возраста средствами игры заключаются в следующем:

а) снижение уровня агрессивного поведения среди учащихся. После проведения коррекционных занятий программы можно ожидать снижения проявлений агрессии у учащихся. Это может выражаться в уменьшении физической агрессии (битьё, удары) и вербальной агрессии (ругань, оскорбления)

б) развитие социально-эмоциональных навыков. Учащиеся должны овладеть навыками эмоционального самоконтроля, конструктивного решения конфликтов, мирного общения с окружающими, научиться выражать свои эмоции словами, а не агрессивными действиями

в) улучшение межличностных отношений. Работа над агрессивным поведением должна способствовать улучшению взаимоотношений между учащимися. Они должны научиться сотрудничать, слушать друг друга, уважать мнения и права других людей

г) Повышение самооценки. Программа должна помочь учащимся повысить свою самооценку и уверенность в себе. Успех и прогресс в коррекции агрессивного поведения могут способствовать укреплению позитивного представления о себе и своих возможностях.

д) Вместе с работой с учащимися, важным аспектом программы является сотрудничество и вовлечение родителей, которые должны быть

осведомлены о целях и прогрессе программы, а также получать консультации и рекомендации по поддержке и дальнейшему сопровождению в работе с детьми.

В заключение необходимо отметить, что результаты реализации программы могут быть индивидуальными для каждого учащегося. Некоторые могут достичь значительного прогресса, в то время как у других прогресс может быть более умеренным. Кроме того, для устойчивого эффекта программы может потребоваться дальнейшая поддержка и контроль со стороны педагогов и родителей. Важным аспектом коррекции агрессивного поведения является также сотрудничество родителей и педагогов. Родители должны быть вовлечены в процесс работы с ребенком, чтобы они могли помогать ему в развитии социально-эмоциональных навыков и контролировать его поведение дома. Проблема коррекции агрессивного поведения детей среднего школьного возраста требует комплексного подхода и включения различных методов и программ. Образовательные учреждения должны создать условия для осуществления работы по коррекции поведения, а педагоги и родители должны внимательно следить за состоянием и развитием ребенка, чтобы своевременно реагировать на проявления агрессии и помогать ему в развитии социально-эмоциональных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Исследование раскрыло, сколько учеников сталкиваются с агрессией в школе [Электронный ресурс]. - URL: https://life.ru/p/12519207ysclid=lovm924tt7205298080 (дата обращения 29.10.2023).;

2. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - М.: Когито - Центр, 2006. - 181 с.;

3. Чудакова, М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога [Текст] / М.Ю. Чудакова. - М.: Генезис, 2017. - 300 с.

Sergeeva V.R.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

Scientific advisor: Girfatova A.R.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

THE GAME AS A MEANS OF PREVENTING AGGRESSIVE BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN

Abstract: the article analyzes the role of play in the prevention of aggressive behavior in schoolchildren. The analysis shows that the game is an effective tool for preventing and reducing the level of aggression in children of secondary school age. Play activity allows children to express their emotions, master social interaction skills, develop empathy and self-regulation, as well as learn how to solve problems without aggression. The article presents various forms of play activity that can be used in the school environment to prevent aggressive behavior.

Keywords: game, aggressive behavior, prevention, empathy, self-regulation, socially adaptive skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.